Цели:
|
Оборудование:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- экран,
- Приложение 1 (слайдовая презентация в PowerPoint) “Методы решения показательных уравнений”
- Приложение 2 (Решение уравнения типа “Три разных основания степеней” в Word)
- Приложение 3 (раздаточный материал в Word для практической работы).
- Приложение 4 (раздаточный материал в Word для домашнего задания).
Ход урока
1. Организационный этап
- сообщение темы урока (записана на доске),
- необходимость проведения обобщающего урока в 10-11 классах:
- в 10 классе – после прохождения темы с целью систематизации знаний;
- в 11 классе – итоговое повторение с целью подготовки к ЕГЭ.
Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний
Повторение
Определение.
Показательным уравнением называется уравнение, содержащее переменную в показателе степени (отвечает учащийся).
Замечание учителя. Показательные уравнения относятся к классу трансцендентных уравнений. Это труднопроизносимое название говорит о том, что такие уравнения, вообще говоря, не решаются в виде формул.
Их можно решать только приближенно численными методами на компьютерах. А как же быть с экзаменационными задачами? Вся хитрость состоит в том, что экзаменатор так составляет задачу, что она как раз допускает аналитическое решение. Иными словами, Вы можете (и должны!) проделать такие тождественные преобразования, которые сводят данное показательное уравнение к самому простому показательному уравнению. Это самое простое уравнение так и называется: простейшее показательное уравнение. Оно решается логарифмированием.
Ситуация с решением показательного уравнения напоминает путешествие по лабиринту, который специально придуман составителем задачи. Из этих весьма общих рассуждений следуют вполне конкретные рекомендации.
Для успешного решения показательных уравнений необходимо:
1. Не только активно знать все показательные тождества, но и находить множества значений переменной, на которых эти тождества определены, чтобы при использовании этих тождеств не приобретать лишних корней, а тем более, – не терять решений уравнения.
2. Активно знать все показательные тождества.
3. Четко, подробно и без ошибок проделывать математические преобразования уравнений (переносить слагаемые из одной части уравнения в другую, не забыв про смену знака, приводить к общему знаменателю дроби и тому подобное). Это называется математической культурой. При этом сами выкладки должны делаться автоматически руками, а голова должна думать об общей путеводной нити решения. Делать преобразования надо как можно тщательней и подробней. Только это даст гарантию верного безошибочного решения. И помнить: небольшая арифметическая ошибка может просто создать трансцендентное уравнение, которое в принципе не решается аналитически. Выходит, Вы сбились с пути и уперлись в стенку лабиринта.
4. Знать методы решения задач (то есть знать все пути прохода по лабиринту решения). Для правильного ориентирования на каждом этапе Вам придется (сознательно или интуитивно!):
- определить тип уравнения;
- вспомнить соответствующий этому типу метод решения задачи.
Этап обобщения и систематизации изученного материала.
Учителем совместно с учащимися с привлечением компьютера проводится обзорное повторение всех видов показательных уравнений и методов их решения, составляется общая схема. (Используется обучающая компьютерная программа Л.Я. Боревского "Курс математики – 2000", автор презентации в PowerPoint – Т.Н. Купцова .)
Рис. 1. На рисунке представлена общая схема всех типов показательных уравнений.
Как видно из этой схемы стратегия решения показательных уравнений состоит в том, чтобы привести данное показательное уравнение к уравнению, прежде всего, с одинаковыми основаниями степеней, а затем – и с одинаковыми показателями степеней.
Получив уравнение с одинаковыми основаниями и показателями степеней, Вы заменяете эту степень на новую переменную и получаете простое алгебраическое уравнение (обычно, дробно-рациональное или квадратное) относительно этой новой переменной.
Решив это уравнение и сделав обратную замену, Вы в результате приходите к совокупности простейших показательных уравнений, которые решаются в общем виде с помощью логарифмирования.
Особняком стоят уравнения, в которых встречаются лишь произведения (частные) степеней. Воспользовавшись показательными тождествами, удается эти уравнения привести сразу к одному основанию, в частности, – к простейшему показательному уравнению.
Рассмотрим, как решается показательное уравнение с тремя разными основаниями степеней.
(Если у учителя есть обучающая компьютерная программа Л.Я. Боревского "Курс математики – 2000" , то естественно работаем с диском, если нет – можно на каждую парту сделать распечатку такого типа уравнения из нее, представленную ниже.)
Рис. 2. План решения уравнения.
Рис. 3. Начало решения уравнения
Рис. 4. Окончание решения уравнения.
Выполнение практической работы
Приложение 3 (раздаточный материал в Word для практической работы).
Задание: из списка уравнений выбрать уравнения указанного типа (№ ответа занести в таблицу) и решить их (ответ занести в таблицу):
- Три разных основания степеней
- Два разных основания – разные показатели степени
- Основания степеней – степени одного числа
- Одинаковые основания – разные показатели степеней
- Одинаковые основания степеней – одинаковые показатели степеней
- Произведение степеней
- Два разных основания степеней – одинаковые показатели
- Простейшие показательные уравнения
1. 2. 3. 4. 5. 6. ( 7. 8.
Фамилия | ||||||||
№ шага | A | B | C | D | E | F | G | H |
№ соотв.типа уравнения | ||||||||
ответ |
Выполняется попарная взаимопроверка с выставлением оценок.
Нормы оценок:
"5" – 100% "4" – 1 ош. – 88%
2 ош. – 75%"3" – 3 ош. – 63% "2" – 4 ош. – 50%.
Решение нестандартного показательного уравнения
А теперь решим с вами одно из нестандартных показательных уравнений, которые необходимо научиться решать при подготовке к ЕГЭ (задание уровня С).
№218* (См. А.В. Столин. Комплексные упражнения по математике с решениями, 7-11 классы. Харьков, ИМП “Рубикон”, 1995)
Решить уравнение:
Решение:
Ответ:
Этап информации о домашнем задании
Домашнее задание.
Определить тип уравнения и решить его.
1. 2. 3. 0,125 4. 5. 6.
Подведение итогов урока
Выставление оценок за урок.
Окончание урока
Для учителя
Схема ответов практической работы.
Задание: из списка уравнений выбрать уравнения указанного типа (№ ответа занести в таблицу):
- Три разных основания степеней
- Два разных основания – разные показатели степени
- Основания степеней – степени одного числа
- Одинаковые основания – разные показатели степеней
- Одинаковые основания степеней – одинаковые показатели степеней
- Произведение степеней
- Два разных основания степеней – одинаковые показатели
- Простейшие показательные уравнения
1. (произведение степеней)
2. (одинаковые основания – разные показатели степеней)
3. (три разных основания степеней)
4. (два разных основания степеней – одинаковые показатели)
5. (одинаковые основания – одинаковые показатели степеней)
6. ( (простейшее показательное уравнение)
7. (два разных основания – разные показатели степени)
8. (основания степеней – степени одного числа)
№ шага | A | B | C | D | E | F | G | H |
№ соотв.типа уравнения | 3 | 7 | 8 | 2 | 5 | 1 | 4 | 6 |
ответ | -2; 4 | -1 | -0,5; 0,5 | ; 0 | -1 | 0; 2 |
Домашнее задание
1) (три разных основания степеней)
Ответ:
2) (два разных основания – разные показатели степени)
Ответ: х = 1,5
3) 0,125 (произведение степеней)
Ответ: х = 6
4) (одинаковые основания – разные показатели степеней)
Ответ: х = 1
5) (основания степеней – степени одного числа)
Ответ:
В зависимости от уровня подготовленности класса и, соответственно, темпа урока в оставшееся время можно познакомить учащихся с обучающей компьютерной с программой Л.Я. Боревского "Курс математики – 2000" и с её помощью рассмотреть решение показательного уравнения № 8.41. (Учитель проводит беседу с привлечением компьютера и разбор уравнения типа "Три разных основания степеней".)