Темы: Сложносочиненное предложение.
Цель урока: отработка умений различать простые предложения с однородными членами и сложносочиненные предложения с союзом «и», определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения, расставлять знаки препинания в сложносочиненных предложениях (с общим второстепенным членом и без него), определять стилистическую роль сложносочиненных предложений.
Оборудование: сигнальные карточки, карточки-задания для самостоятельной работы, отрывки из художественных текстов, презентация «Обобщение темы «Сложносочиненные предложения» (Приложение 1), музыкальное сопровождение урока (Приложение 2), компьютер, экран, мультимедийный проектор.
Методические приемы: анализ предложений, восстановление текста с пропущенными союзами, конструирование предложений, выполнение тестовых заданий, написание сочинения-миниатюры.
Ход урока
1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока
Сегодня мы повторим сведения, полученные при изучении сложносочиненных предложений (ССП). Все задания будут объединены общей темой – темой любви.
Любовь –
она бывает разной.
Бывает отблеском на льду.
Бываетболью неотвязной
Бывает
яблоней в цвету.
Бывает
вихрем и полетом.
Бывает
цепью и тюрьмой…
Мы ей покоем и работой,
И жизнью жертвуем самой!
Но есть еще любовьтакая,
Что незаметно подойдет
И, поднимая, помогая,
Тебя сквозь годы поведет.
И будет до последнихдней
Душой и
совестью твоей.
Эти замечательное лирическое стихотворение написала Ольга Высотская. Первые его строки станут эпиграфом нашего урока.
2. Теоретическая разминка
- Назовите главную единицу синтаксиса.
- Какие виды предложений вы знаете?
- Что представляет собой сложносочиненное предложение?
- Какими союзами выражаются соединительные отношения?
- Какие союзы относятся к противительным?
- В чем состоит отличительная особенность союза «же»?
- Каким союзом выражается единственное ограничение? Приведите примеры.
- Назовите разделительные союзы.
- Какие знаки препинания употребляются в сложносочиненных предложениях?
- Когда между частями сложносочиненного предложения запятая не ставится?
3. Работа с сигнальными карточками
Определение типа союза, соединяющего части сложносочиненного предложения.
1) Истинная любовь похожа на приведение: все о ней говорят, но мало кто ее видел. (Ф. Ларошфуко)
2) Жена и дети учат человечности, холостяки же мрачны и суровы.
(Ф. Бэкон)
3) Оба мы в страну обманную
Забрели и горько каемся
Но зачем улыбкой странною
И застывшей улыбаемся?
(А. Ахматова)
4) Настоящую нежность
Не спутаешь ни с чем,
И она тиха…
(А. Ахматова)
5) Для тебя я долю хмурую,
Долю-муку приняла.
Или любишь белокурую,
Или рыжая мила?
(А. Ахматова)
4. Синтаксический разбор
Запишем предложение под № 4 , разберем его по членам, охарактеризуем его, составим схему. (У доски работает ученик.)
(ССП состоит из двух частей, соединенных союзом «и»; 1-я часть представляет собой односоставное, распространенное, определенно-личное предложение, 2-я – двусоставное, нераспространенное предложение).
Дополнительные вопросы по теме урока
- Когда употребляется союз «зато»?
- Когда запятая между частями сложносочиненного предложения не ставится?
- Что может выступать в роли общего слова?
5. Восстановление поэтического текста (работа по карточкам)
Если вы правильно вставите пропущенные союзы, расставите недостающие знаки препинания, то перед вами появятся поэтические строки о любви известного русского поэта А. К. Толстого, посвященные первой его встрече с будущей женой Софьей Андреевной Миллер. Впоследствии эти стихи были переложены на музыку П. И. Чайковским.
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты
Тебя я увидел… тайна
Твои покрывала черты;
Лишь очи печально глядели
… голос так дивно звучал,
Как звон отдаленной свирели,
Как моря играющий вал…
Дополнительное задание
- Выделите грамматические основы в этом отрывке.
- Определите типы союзов, которые здесь встречаются.
- Выполните морфологический и морфемный разборы слова «играющий».
- Объясните значение слова «суета».
6. Самостоятельная работа по вариантам
Задание. Расставьте недостающие знаки препинания, определите вид предложения и тип союза, выделите грамматическую основу, составьте схемы предложений.
Вариант 1
1) Уходишь ты и сердце в час разлуки
Уж не звучит желаньем и мольбой.
(В. Соловьев)
(ССП с соединительным союзом «и».)
2) Я любил тебя ты же не хотела в это верить.
(Ю. Саранцев)
(ССП с противительным союзом «же».)
3) Расстались мы но твой портрет
Я на груди своей храню.
(М. Лермонтов)
(ССП с противительным союзом «но».)
4) Она сидела на полу и груду писем разбирала.
(Ф. Тютчев)
(Простое предложение с однородными сказуемыми.)
Вариант 2
1) Тем далеким летом ко мне пришло настоящее чувство и девушка ответила мне взаимностью.
(Ю. Саранцев)
(ССП с общим второстепенным членом.)
2) Я б тебя поцеловала да боюсь.
(А. Майков)
(Простое предложение с однородными сказуемыми.)
3) Ты – женщина и этим ты права!
(И. Бунин)
(ССП с соединительным союзом «и».)
4) Мы рядом шли но на меня
Уже взглянуть ты не решалась.
(И. Бунин)
(ССП с противительным союзом «но».)
Вариант 3
1) Бледна была твоя щека
И как цветы глаза синели.
(И. Бунин)
(ССП с соединительным союзом «и», 2-я часть осложнена сравнительным оборотом.)
2) Весной обостряются все чувства и хочется бесконечно много говорить о любви.
(Ю. Саранцев)
(ССП с общим второстепенным членом.)
3) Зацвела на воле в поле бирюза
Да не смотрят в душу милые глаза.
(И. Бунин)
(ССП с противительным союзом «да».)
4) Ты любовь искал повсюду и не верил в неудачу.
(Г. Верцман)
(Простое предложение с однородными сказуемыми.)
7. Конструирование предложений (по вариантам)
Задание: составьте и запишите сложные предложения, употребляя сочинительные союзы. Объясните орфограммы в словах с пропущенными буквами.
Какова стилистическая роль сложносочиненных предложений? (Отдельные предложения, входящие в состав ССП, представляют собой как бы детали, из сочетания которых создается общая картина. Такие ССП обычно используются для описаний.)
Вариант 1
Любовь – одно из самых возвыше(н, нн)ых и прекрасных чувств на земле. Она неповторима и вечна, как жизнь.
Настоящая любовь всегда бе..корыстна и самоотверженна. Она способна пр..одолеть любые пр..пятствия.
Любить, по мнению Л. Н. Толстого, – значит жить жизнью того, кого люб..шь. По утверждению Аристотеля, любить – значит желать другому того, что счита..шь за благо.
Вариант 2
Каждый человек обладает способностью любить. Люди эгоистического склада способны, пожалуй, только на вл..чение, влюбленность – не больше.
Поэтами всех времен и народов написа(нн, н)ы десятки тысяч стихотворных строк, продиктова(н, нн)ых чистым, глубоким, нежным чувством любви. Они будут писать об этом всегда, пока жив человек и пока бьется его сер(?)це.
8. Творческое задание
О любви сказано: «Тайна сия велика есть!» Влюбленных обожествляют, их любят самоотверженно. И рождаются волшебные строки стихов…
«Я помню чудное мгновенье» - это пушкинское стихотворение посвящено А. П. Керн, чьей красотой поэт был поражен. М. И. Глинка переложил эти чарующие строки на музыку. Послушаем романс в исполнении С. Лемешева. (Приложение 2)
И пусть эта музыка и эти стихи вдохновят вас на написание небольшой творческой работы, которая так и будет называться – «О любви».
Помните: любовь многолика и многогранна. Это может быть любовь к близкому другу, к родителям, к Родине. А в качестве эпиграфа вы можете использовать строки, представленные на последнем слайде презентации. Желающие могут попробовать написать синквейн или использовать другие нетрадиционные жанры, с которыми мы познакомились на уроках и элективных занятиях (акростих, цзацзуань, диаманта).
(Проверяется и оценивается 2-3 работы.)
9. Итог урока
Домашнее задание. Оценки за урок.
Итак, что мы повторили на сегодняшнем уроке?
Выпишете примеры сложносочиненных предложений из поэтических произведений о любви своих любимых авторов. Подготовьте устное сообщение о сложносочиненном предложении и его стилистической роли.