Урок развития речи в 4-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема: Сочинение-зарисовка «Голоса весны»

Цели:

  • Обобщить знания учащихся о приметах и голосах весны.
  • Совершенствовать умение строить текст-описание с элементами рассуждения и повествования.
  • Развивать наблюдательность и мышление.
  • Обогащать словарный запас детей, развивать устную и письменную речь учащихся.
  • Воспитывать любовь к времени года – весне.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

(Звучит легкая «весенняя» музыка)

– Ребята, скажите, какое у вас настроение? Почему?
– Надеюсь, что своим «весенним» настроением вы поделитесь друг с другом. А к концу урока оно будет еще радостнее от выполненной работы.

II. Сообщение темы и целей урока

– Сегодня на уроке мы продолжим составление сборника своих сочинений на тему «Весна», откроем главу «Голоса весны», сообща составим устный план и постараемся написать сочинение-зарисовку на эту тему.

III. Подготовительная беседа

– По каким приметам мы определяем, что пришла весна? (Ярче светит солнце, вскрываются реки, таяние снега,  бегут ручьи, возвращаются перелетные птицы и др.)
– Нравится ли вам это время года и чем? (Природа пробуждается, радуется новой жизни)
– А какие чудесные превращения происходят весной в природе? (Снег превращается в воду, на крышах домов растут сосульки, из-под снега появляются нежные подснежники и др.)
– Весна – прекрасное время года. Сколько новых звуков, красок, запахов дарит нам весна! Сколько замечательных строк посвятили поэты, писатели этому удивительному времени года! А композиторы сочинили прекрасную музыку.
– У П.И.Чайковского есть альбом «Времена года», в котором каждому месяцу весны посвящено маленькое музыкальное произведение. Послушайте пьесу «Март» и попробуйте представить себе картину, которую композитор изобразил музыкой.

(Слушание пьесы «Март»)

– Какую картину вы себе представили?
– Можно ли сказать, что «победоносно шествует Весна»? Почему?  (Музыка напоминает торжественный марш)
– Вы уже сказали, что с приходом весны природа пробуждается. Какие звуки есть у весны и где мы можем их  услышать? (Мы слышим пение птиц, в особенности в лесу, слышим шум на улице – стало больше машин, веселый смех и говор детей, на реке трескается лед, журчание ручейков, весенняя капель, лопаются почки на деревьях, потом шелест первых листочков)
– Ребята, а какие птицы возвращаются к нам весной? (Грачи, скворцы, жаворонки, соловьи, журавли, утки, лебеди и др.)

– Рассмотрите иллюстрации птиц на доске и ответьте на вопросы викторины:

  • Кто из этих птиц прилетает первым? (Грачи и жаворонки)
  • Какая птица умеет петь на все голоса, подражая другим певцам? (Скворец)
  • Какие птицы первыми встречают рассвет? (Ласточки)
  • Какая птица поет самой последней, провожая день? (Соловей)
  • Какая из птиц признана лучшим певцом? (Певчий дрозд – I м, соловей – II м, жаворонок – III м)

– Алексей Кондратьевич Саврасов написал знаменитую картину. Кому из вас она знакома? («Грачи прилетели»)
– Какое  хорошее у нее название! Словно радостная весть. На первом плане грачи. Они заняты важным делом, спешат построить жилье.
– Какое настроение вызывает у вас картина?
– По этой картине мы тоже будем писать сочинение.
– Многие поэты встрече пернатых друзей посвящали свои стихи. Если кто-то из вас желает прочитать нам несколько строк, мы рады будем послушать. (Ученики читают отрывки из стихов разных поэтов)
– Обратите внимание на строки:

«Наши гости в честь весны
Распевают гимны».

– А что такое «гимн»? (В словаре Ожегова объясняется так: «музыкальное произведение, хвалебная песня»)
– Давайте немного отдохнем и послушаем пение птиц в весеннем лесу. Отклонитесь на спинку стула, можете закрыть глаза. Попробуйте догадаться, пение каких птиц будет звучать?
(Прослушивание звукозаписи «Голоса весеннего леса»)
– На что похожа песня птиц по своим звукам?

трель            россыпь             раскат
свист            щелканье           дробь
скрип             чирикание         щебет

– Какие музыкальные инструменты напомнили вам голоса птиц по своему звучанию? (Скрипку, флейту, колокольчики, трещетку и др.)
– Целый  концерт  получился!

IV. Обсуждение границ и объема темы, типа текста, стиля речи

– Итак, название главы нашего сборника «Голоса весны». Что вы можете сказать о теме сочинения? О чем мы будем писать? (Писать будем о том, какие звуки слышим с наступлением весны, с пробуждением природы)
– В каком стиле лучше написать сочинение на эту тему? (В художественном)
– Как вы думаете, какого типа текст мы должны будем составить? (Текст – описание)
– А можно ли будет использовать в нашем сочинении элементы повествования и рассуждения?
– Тема сочинения «Голоса весны» очень емкая. Голоса весны самые разнообразные, их очень много, они слышатся со всех сторон. Но какие голоса весны мы будем описывать сегодня? (Голоса птиц)

V. Устное составление рассказа и плана сочинения

– Вспомните, из каких частей обычно состоит сочинение?
– О чем мы можем написать в первой части сочинения? (О том, что наступает весна, какие изменения происходят в природе)
– Может ли быть описание природы разным? От чего это зависит? (От месяца, который будем описывать)
– Упражнение «Угадай по описанию». О каком месяце идет речь?

  • Шагает весна по размытым дорогам, все дальше и дальше забираясь на север. С шумом и звоном несутся мутные ручьи талой воды. Подгоняемые теплым ветром, летят долгожданные стаи скворцов. (Апрель)
  • Еще везде лежит снег, и лишь днем немного подтаивает. И вдруг под вечер на старых березах или тополях появляются черные крикливые птицы. Они сразу же начинают суетиться возле своих гнезд. Грачи прилетели! (Март)
  • Весна. Все зеленеет, цветет. Всюду раздаются веселые звонкие песенки птиц. Скоро наступит лето. Но не все птицы еще прилетели. Вот-вот из теплых стран возвратятся стрижи. (Май)

– О чем можно написать во второй части сочинения? (О том, какие птицы прилетели, как они устраивают гнездовья, какие песни поют весне, как радуются и т.п.)
– Как по-другому можно назвать птиц? (Гости, пернатые друзья, певцы, вестники весны и др.)
– Подберите прилагательные к слову песня. (Звонкая ,веселая, радостная, весенняя, ранняя, голосистая, напевная, мелодичная, гордая, волшебная, чудесная и др.)
– Расскажите, что делают пернатые гости? (Поют, голосят, щебечут, засвищут, летят, распевают, кричат, звенят, трепещут, кружатся, хлопочут, устраивают гнезда, высиживают яйца, вернулись и др.)
– Не забывайте об описании самой птицы!
– Как вы закончите свое сочинение? О чем напишите в последней части? (О своем отношении к волшебству весны, что нравится, радует, восхищает и т.д.)
– Какие чувства вы испытываете, наблюдая за перелетными птицами и слушая их весенние песни? (Радость и удивление, восторг и восхищение, уважение, «душа поет» – переполняется чувствами и др.)

VI. Самостоятельная работа учащихся

VII. Анализ работ

– Соответствуют ли теме сочинения? Чем понравились работы?
– Какой совет можете дать?

VIII. Итог урока

– Вы, наверное, слышали такое выражение: «На крыльях весну принесли». Кто же приносит нам на крыльях весну?
– Ежегодно 1 апреля весь мир отмечает Международный день птиц. В этот день в 1906 году была подписана Международная конвенция об охране птиц.
– Весной пробуждается природа, и птицы первыми напоминают нам об этом.

IX. Рефлексия

– Каким стало настроение?
– Какие трудности испытывали при написании сочинения?

X. Домашнее задание

– Доработайте свое сочинение-зарисовку и принесите для обсуждения на «художественном совете».