Урок разработан по учебному курсу «Всеобщая история» по учебнику Н.В. Загладина «Всеобщая история. С древнейших времен до конца 19в.» параграф 16 «Период раннего средневековья в Западной и Центральной Европе»
Цели урока:
- Усвоить основные характеристики, особенности европейской средневековой феодальной цивилизации: а) социально-экономические основы феодализма, б) особенности общественной структуры, уклада жизни.
- Продолжить работу по формированию у учащихся средней школы базовых учебных компетенций: способности видеть и понимать окружающий мир; осваивать научную картину мира, расширяющуюся до культурологического и всечеловеческого понимания мира; умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности; навыков работы в группе.
Эпиграфы к уроку:
«На Западе появился новый мир, возникший благодаря слиянию римского и варварского миров» (Жак Ле Гофф).
«В истории цивилизаций, как и в человеческой жизни, детство имеет решающее значение. Оно во многом, если не во всем, предопределяет будущее…» (Жак Ле Гофф).
Основные понятия: феод, феодал, феодализм, феодальное поместье, вассально-ленные отношения, феодальная иерархия, феодальные повинности.
Оборудование: видеомагнитофон, телевизор, компьютер, историческая карта «Европа в 5-10 в.в.», интерактивное наглядное пособие «История средних веков», интерактивная доска, исторические схемы «Родовая и соседская община», «Феодальное поместье», «Феодальная лестница», пакеты исторических документов по теме урока, видеозаписи фрагментов игровых фильмов о средних веках «Царство небесное», «Робин Гуд», «Айвенго».
План урока
1. Актуализация ранее полученных знаний по теме урока.
2. Формирование экономической основы европейской феодальной цивилизации:
а) Разложение родовой и переход к соседской
общине.
б) Формирование крупного феодального
землевладения.
в) Феодальное поместье.
3. Раннее феодальное общество и его специфика:
а) Крестьянство и его статус.
б) Феодалы и феодальная иерархия.
в) Ценности и уклад жизни феодалов.
4. Обобщение
5. Рефлексия.
6. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Работа на уроке начинается с актуализации ранее изученного материала, это необходимо, так как предыдущая тема «Арабы» «разорвала» логическую связь с первым этапом изучения европейской средневековой цивилизации. Актуализация проводится учителем в форме фронтальной беседы по вопросам:
– Какое событие принято считать окончанием
истории Древнего мира? Назовите дату? (Падение
Западной Римской империи, 474 год)
– Каковы были причины великого переселения
народов?
– Когда было введено понятие «средневековье»?
– Какую роль в переходе к новому этапу
средневековья (феодализму) сыграли варвары?
Под каким названием эти исторические
события вошли в историческую науку?
– Каковы хронологические рамки средневековья? (V-XV
в.в.)
Учитель: Какие варварские королевства образовались на обломках Западной Римской империи? (476 г).
Учащиеся выполняя задание: Работают с интерактивным наглядным пособием «История средних веков». При отсутствии пособия работают с картой или атласом и дают ответы.
Учитель: Чем обернулось вторжение
варваров для хозяйства и культуры Европы в
первые века нашей эры? Подтвердите свою точку
зрения историческими документами
(задание учащимся). Учащиеся работают с пакетом
документов № 1 (Приложение 1)
Учитель обобщает ответы учащихся и подводит их к постановке проблемного задания: Как оценить события первых веков нашей эры в Европе? Что это – победа варварства над цивилизацией? Это общественный регресс или прогресс? Откат или движение вперед?
Учитель предлагает учащимся самим определить цель урока: Что мы должны сделать, чтобы найти ответ на этот вопрос?
Ученики: Отвечают. Примерно. Чтобы ответить на этот вопрос, надо разобраться, что происходило внутри общества, в его «фундаменте» – экономике, в социальной сфере общества, проанализировать эти процессы.
Учитель: Верно. На этом и сосредоточим
свои усилия. Организует работу в группах. Группы
получают подготовленные заранее пакеты
исторических источников.
Итак, что же происходило в обществе в 3-5 веках в
Европе. При всем многообразии на поверхности
общественной жизни, в основе, происходивших
процессов, немало общего…Найти
ответы на эти вопросы нам помогут исторические
источники.
2. Главным средством производства в аграрном обществе (и в Древнем мире, и в эпоху Средневековья) и главной ценностью была земля.
Задание учащимся: Опираясь на документ, определите, что происходило с землей на территории Западной Римской империи после вторжения варваров? (учащиеся находят в пакете документ). И дают ответ о смене собственника: переходе крупных земельных владений в руки варварской знати.
Учитель: Медленно, но в том же направлении, протекали процессы в Центральной Европе, там, где слабо или вообще не ощущалось влияние Римской цивилизации… Народы здесь переживали эпоху разложения родового строя…
Учитель: Сущность их состояла в том, что на смену родовой сельской общине приходила соседская.
Задание учащимся: Провести сравнение родовой и соседской общины по схемам: Что между ними общего? В чем между ними отличия? Подтвердите это, используя документы (учащиеся работают с пакетом документов № 2) (Ответы учащихся)
Учитель: Социально-экономические процессы в общине приводили к разрушению «большой семьи»? В каком документе есть подтверждение этого явления? Внутри соседской общины усиливалось имущественное неравенство. Найдите подтверждение этому в исторических документах.
Учащиеся работают с пакетом документов № 2 (Приложение 1)
Учитель: Рост неравенства среди общинников, выделение знати, был ускорен политикой королевской власти: пожалованиями земельных владений своему окружению под определенные условия.
Задание учащимся: найдите в документах, на каких условиях давался феод (лен), то есть земельное владение? Учащиеся работают с документами и дают ответ.
Учитель: Таким образом, постепенно сложилась экономическая молекула нового общества – феодальное поместье.
Задание учащимся: Посмотрите на схему и дайте характеристику каждого существенного элемента поместья (домена). Учащиеся дают ответы: замок. Дом феодала. Земля господская и крестьянская. Сельская община.
Вывод делает учитель: Соседская община просуществовала всю эпоху средневековья. В сильном классе можно задать вопрос: Почему соседская община могла просуществовать более тысячи лет?
Учащиеся: размышляют, ищут объяснения такой устойчивости, актуализируя имеющиеся знания.
Учитель: обобщает ответы и подчеркивает, что сельская соседская община представляла собой экономическую ячейку сельского хозяйства, базу, фундамент, над которым возвышалась надстройка в виде феодальной власти…
Вывод: в период раннего средневековья сформировался экономический фундамент нового общества, которое называют феодальной общественно-экономической формацией (Маркс) или средневековой европейской цивилизацией.
3. А само феодальное поместье соединяло основные категории общества: крестьянство и феодалов – в единое целое… Логично будет рассмотреть, как функционировал этот механизм… Подавляющее большинство населения составляли крестьяне – общинники.
а) Крестьянство и его статус в феодальном обществе
Учитель: На заре становления средневековой феодальной европейской цивилизации большинство населения составляли свободные крестьяне – общинники. Однако постепенно, все больше и больше крестьян попадало в зависимость от феодалов.
Работа учащихся в группах: Используя
исторические документы, определите пути
закрепощения крестьян. Учащиеся работают
с пакетом документов и дают ответы.
(Приложение 1, пакет
докуменов № 2). Какие документы подтверждают, что
в раннее средневековье наряду с
феодально-зависимыми оставались и свободные
крестьяне? Учащиеся дают ответы.
Учитель: Опираясь на материалы,
определите, какие повинности возлагались на
зависимых крестьян феодалами?
– В чем заключалась власть феодала над
крестьянами?
– Какова была реакция крестьян на изменение
своего социального статуса (потеря свободы)?
– Какова была реакция феодалов на борьбу
крестьян?
Учащиеся дают ответы.
Учитель: Таким образом, мы составили представление, какое положение в социальной структуре феодального общества занимало большинство населения – крестьянство. И логично познакомиться с положением тех, кто стоял на вершине социальной иерархии – феодалами.
б) Феодалы и феодальная иерархия
Изучение третьего вопроса строится как работа учащихся в группах с пакетом исторических документов № 4 (Приложение 1). Учащиеся овладевают учебными умениями анализировать материал, извлекать необходимую информацию, обобщать и делать умозаключения.
Задания группам учащихся: Кто мог
выступать в роли сеньора и выдавать феод?
– Какие обязанности возлагались на вассала?
– Каковы условия потери феода?
– Какова была процедура формирования
вассально-сеньориальных отношений?
– Как защищались права вассала?
– Каковы были пределы (границы) власти феодала
над своими владениями? Подтвердить документами.
Завершая анализ вопроса, учащиеся оформляют схему:
Феодальная лестница
Король
Герцоги. Графы
Бароны
Рыцари
И объясняют смысл высказывания: «Вассал моего вассала – не мой вассал».
Учитель: дает дополнительное задание, проливающее свет на специфику феодальных отношений в Англии: «Вассал моего вассала и мой вассал».
Учащиеся дают ответы.
в) Ценности и уклад жизни феодалов
Представляется важным моментом урока, так как позволяет «понять» учащимся многие черты средневекового европейского общества. С другой стороны, на данном этапе урока целесообразно учителю выстроить работу так, чтобы обеспечить формирование у учащихся информационно-технической компетенции. С этой целью учащихся можно познакомить с фрагментом или фрагментами игрового фильма о средневековом обществе(например, «Айвенго», «Робин Гуд» и другие), в котором ярко представлены занятия, быт, нравы, система духовных ценностей рыцарей. Предварительно учащиеся по группам получают задания: Проанализировав материалы фильма, сделать сообщение:
- 1 группа – о роде занятий феодалов,
- 2 группа – о духовно-нравственных ценностях феодалов.
В завершение изучения вопроса учитель в беседе с учащимися акцентирует внимание на оценке так называемого «Кодекса рыцарской чести»:
– Какие принципы он в себя включал?
– Какой характер он носил?
– Что из «рыцарской чести» вы бы рекомендовали
сохранить в системе «общечеловеческих
нравственных ценностей»?
– Какие положения безусловно устарели?
При отсутствии необходимых условий для
организации такой работы учащихся,
можно изучить материал, организовав работу групп
с пакетом исторических документов, ярко
характеризующих занятия, уклад жизни, ценности
феодалов (Приложение 1,
пакет документов №5.)
4. При обобщении ответов учащихся учитель
подчеркивает факт встречавшихся между феодалами
конфликтов, вражды, междоусобных войн. И ставит задание:
Почему это было возможно? И какие имело
последствия?
По первому вопросу учащиеся
подчеркивают «экономическую независимость»
каждого феодала, укрепления его собственности на
землю и власти в условиях господства
натурального хозяйства.
По второму вопросу дают ответ о том, что итогом
стала феодальная раздробленность в Европе.
Учитель «возвращается» к Проблемному заданию, поставленному в начале урока. Ученики его решают.
5. Рефлексия. Оценка работы групп и в группах. Форму рефлексии выбирает учитель.
6. Домашнее задание: Изучить параграф 16. Заполнить структурную схему полученных знаний (Приложение 2).
Литература
- Н.В. Загладин, Н.А. Симония. Всеобщая история. С древнейших времен до конца 19 в. Учебник. 10 класс. Русское слово, 2007.
- Н.В. Зайцева. История. Поурочные планы по учебнику Н.В. Загладина «Всемирная история с древнейших времен до конца 19 века» 10 класс. «Учитель», 2007.
- В.Е. Степанова. История средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителя. М., 2000 г.
- В.М. Хачатурян. История мировых цивилизаций.10-11 кл. М.: Дрофа, 2002.
- Книга для чтения по истории средних веков. М.: Просвещение, 2001.
- История средних веков. Учебное пособие для студентов вузов. Под ред Н.Ф. Колесницкого. М.: Просвещение, 1996.