Конспект урока "Рождение нового мира" по учебному курсу "Всеобщая история". 10-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 10


Урок разработан по учебному курсу «Всеобщая история» по учебнику Н.В. Загладина «Всеобщая история. С древнейших времен до конца 19в.»  параграф 16 «Период раннего средневековья в Западной и Центральной Европе»

Цели урока:

  • Усвоить основные характеристики, особенности европейской средневековой феодальной цивилизации: а) социально-экономические основы феодализма, б) особенности общественной структуры, уклада жизни.
  • Продолжить работу по формированию у учащихся средней школы базовых учебных компетенций: способности видеть и понимать окружающий мир; осваивать научную картину мира, расширяющуюся до культурологического и всечеловеческого понимания мира; умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности; навыков работы в группе.

Эпиграфы к уроку:

«На Западе появился новый мир, возникший благодаря слиянию римского и варварского миров» (Жак Ле Гофф).

«В истории цивилизаций, как и в человеческой жизни, детство имеет решающее значение. Оно во многом, если не во всем, предопределяет будущее…» (Жак Ле Гофф).

Основные понятия: феод, феодал, феодализм, феодальное поместье, вассально-ленные отношения, феодальная иерархия, феодальные повинности.

Оборудование: видеомагнитофон, телевизор, компьютер, историческая карта «Европа в 5-10 в.в.», интерактивное наглядное пособие «История средних веков», интерактивная доска, исторические схемы «Родовая и соседская община», «Феодальное поместье», «Феодальная лестница», пакеты исторических документов по теме урока, видеозаписи фрагментов игровых фильмов о средних веках «Царство небесное», «Робин Гуд», «Айвенго».

План урока

1. Актуализация ранее полученных знаний по теме урока.

2. Формирование экономической основы европейской феодальной цивилизации:

а) Разложение родовой и переход к соседской общине.
б) Формирование крупного феодального землевладения.
в) Феодальное поместье.

3. Раннее феодальное общество и его специфика:

а) Крестьянство и его статус.
б) Феодалы и феодальная иерархия.
в) Ценности и уклад жизни феодалов.

4. Обобщение
5. Рефлексия.
6. Домашнее задание.  

ХОД УРОКА

1. Работа на уроке начинается с актуализации ранее изученного материала, это необходимо, так как предыдущая тема «Арабы» «разорвала» логическую связь с первым этапом изучения европейской средневековой цивилизации. Актуализация проводится учителем в форме  фронтальной беседы по вопросам:

– Какое событие принято считать окончанием истории Древнего мира? Назовите дату? (Падение Западной Римской империи, 474 год)
– Каковы были причины великого переселения народов?
– Когда было введено понятие «средневековье»?
– Какую роль в переходе к новому этапу средневековья (феодализму) сыграли варвары?   Под каким названием эти исторические события вошли в историческую науку?
– Каковы хронологические рамки средневековья? (V-XV в.в.)

Учитель: Какие варварские королевства образовались на обломках Западной Римской империи? (476 г).

Учащиеся выполняя задание: Работают с интерактивным наглядным пособием «История средних веков». При отсутствии  пособия работают с картой или атласом и дают ответы.

Учитель: Чем обернулось вторжение варваров для хозяйства и культуры Европы в первые века нашей эры? Подтвердите свою точку зрения историческими документами
(задание учащимся). Учащиеся работают с пакетом документов № 1 (Приложение 1)

Учитель обобщает ответы учащихся и подводит их к постановке проблемного задания: Как оценить события первых веков нашей эры в Европе? Что это – победа варварства над цивилизацией? Это  общественный регресс или прогресс? Откат или движение вперед?

Учитель предлагает учащимся самим определить цель урока: Что мы должны сделать, чтобы найти ответ на этот вопрос?

Ученики: Отвечают. Примерно. Чтобы ответить на этот вопрос, надо разобраться, что происходило внутри общества, в его «фундаменте» – экономике, в социальной сфере общества, проанализировать эти процессы.

Учитель: Верно. На этом и сосредоточим свои усилия. Организует работу в группах. Группы получают подготовленные заранее пакеты исторических источников.
Итак, что же происходило в обществе в 3-5 веках в Европе. При всем многообразии на поверхности общественной жизни, в основе, происходивших процессов,  немало общего…Найти ответы на эти вопросы нам помогут исторические источники.

2. Главным средством производства в аграрном обществе (и в Древнем мире, и в эпоху Средневековья) и главной ценностью была земля.

Задание учащимся: Опираясь на документ, определите, что происходило с землей на территории Западной Римской империи после вторжения варваров? (учащиеся находят в пакете документ). И дают ответ о смене собственника: переходе крупных земельных владений в руки варварской знати.

Учитель: Медленно, но в том же направлении, протекали процессы в Центральной Европе, там, где слабо или вообще не ощущалось влияние Римской цивилизации… Народы здесь переживали эпоху разложения родового строя…

Учитель: Сущность их состояла в том, что на смену родовой сельской общине приходила соседская.

Задание учащимся: Провести сравнение родовой и соседской общины по схемам: Что между ними общего? В чем между ними отличия? Подтвердите это, используя документы  (учащиеся работают с пакетом документов № 2) (Ответы учащихся)

Учитель: Социально-экономические процессы в общине приводили к разрушению «большой семьи»? В каком документе есть подтверждение этого явления? Внутри соседской общины усиливалось имущественное неравенство. Найдите подтверждение этому в исторических документах.

Учащиеся работают с пакетом документов № 2 (Приложение 1)

Учитель: Рост неравенства среди общинников, выделение знати, был ускорен политикой королевской власти: пожалованиями земельных владений своему окружению под определенные условия.

Задание учащимся: найдите в документах, на каких условиях давался феод (лен), то есть земельное владение? Учащиеся работают с документами и дают ответ.

Учитель: Таким образом, постепенно сложилась экономическая молекула нового общества – феодальное поместье.

Задание учащимся: Посмотрите на схему и дайте характеристику каждого существенного элемента поместья (домена). Учащиеся дают ответы: замок.  Дом феодала. Земля господская и крестьянская. Сельская община.

Вывод делает учитель: Соседская община просуществовала всю эпоху средневековья. В сильном классе можно задать вопрос: Почему соседская община могла просуществовать более тысячи лет?

Учащиеся: размышляют, ищут объяснения такой устойчивости, актуализируя имеющиеся знания.

Учитель: обобщает ответы и подчеркивает, что сельская соседская община представляла собой экономическую ячейку сельского хозяйства, базу, фундамент, над которым возвышалась надстройка в виде феодальной власти…

Вывод: в период раннего средневековья сформировался экономический фундамент нового общества, которое называют феодальной общественно-экономической формацией  (Маркс) или средневековой европейской цивилизацией.

3. А само феодальное поместье соединяло основные категории общества: крестьянство и феодалов – в единое целое… Логично будет рассмотреть, как функционировал этот механизм… Подавляющее большинство населения составляли крестьяне – общинники.

а) Крестьянство и его статус в феодальном обществе

Учитель: На заре становления средневековой феодальной европейской цивилизации большинство населения составляли свободные крестьяне – общинники. Однако постепенно, все больше и больше крестьян попадало в зависимость от феодалов.

Работа  учащихся в группах: Используя исторические документы, определите пути закрепощения крестьян. Учащиеся работают с пакетом документов и дают ответы.
(Приложение 1, пакет докуменов № 2). Какие документы подтверждают, что в раннее средневековье наряду с феодально-зависимыми оставались и свободные крестьяне? Учащиеся дают ответы.

Учитель: Опираясь на материалы, определите, какие повинности возлагались на зависимых крестьян феодалами?
– В чем заключалась власть феодала над крестьянами?
– Какова была реакция крестьян на изменение своего социального статуса (потеря свободы)?
– Какова была реакция феодалов на борьбу крестьян?

Учащиеся дают ответы.

Учитель: Таким образом, мы составили представление, какое положение в социальной структуре феодального общества занимало большинство населения – крестьянство. И логично познакомиться с положением тех, кто стоял на вершине социальной иерархии – феодалами.

б) Феодалы и феодальная иерархия

Изучение третьего вопроса строится как работа учащихся в группах с пакетом исторических документов № 4 (Приложение 1). Учащиеся овладевают учебными умениями анализировать материал, извлекать необходимую информацию, обобщать и делать умозаключения.

Задания группам учащихся: Кто мог выступать в роли сеньора и выдавать феод?
– Какие обязанности возлагались на вассала?
– Каковы условия потери феода?
– Какова была процедура формирования вассально-сеньориальных отношений?
– Как защищались права вассала?
– Каковы были пределы (границы) власти феодала над своими владениями? Подтвердить документами.

Завершая анализ вопроса, учащиеся оформляют схему:

Феодальная лестница

Король
Герцоги. Графы
Бароны
Рыцари

И объясняют смысл высказывания: «Вассал моего вассала – не мой вассал».

Учитель: дает дополнительное задание, проливающее свет на специфику феодальных отношений в Англии: «Вассал моего вассала и мой вассал».

Учащиеся дают ответы.

в) Ценности и уклад жизни феодалов

Представляется важным моментом урока, так как позволяет «понять» учащимся многие черты средневекового европейского общества. С другой стороны, на данном этапе урока целесообразно учителю выстроить работу так, чтобы обеспечить формирование у учащихся информационно-технической компетенции. С этой целью учащихся можно познакомить с фрагментом или фрагментами игрового фильма о средневековом обществе(например, «Айвенго», «Робин Гуд» и другие), в котором ярко представлены занятия, быт, нравы, система духовных ценностей рыцарей. Предварительно учащиеся по группам получают задания: Проанализировав материалы фильма, сделать сообщение:

  • 1 группа – о роде занятий феодалов,
  • 2 группа – о духовно-нравственных ценностях феодалов.

В завершение изучения вопроса учитель в беседе с учащимися акцентирует внимание на оценке так называемого «Кодекса рыцарской чести»:

–  Какие принципы он в себя включал?
– Какой характер он носил?
– Что из «рыцарской чести» вы бы рекомендовали сохранить в системе «общечеловеческих нравственных ценностей»?
– Какие положения безусловно устарели?
При отсутствии необходимых условий для организации такой работы учащихся, можно изучить материал, организовав работу групп с пакетом исторических документов, ярко характеризующих занятия, уклад жизни, ценности феодалов (Приложение 1, пакет документов  №5.)

4. При обобщении ответов учащихся учитель подчеркивает факт встречавшихся между феодалами конфликтов, вражды, междоусобных войн. И ставит задание: Почему это было возможно? И какие имело последствия?
По первому вопросу учащиеся подчеркивают «экономическую независимость» каждого феодала, укрепления его собственности на землю и власти в условиях господства натурального хозяйства.
По второму вопросу дают ответ о том, что итогом стала феодальная раздробленность в Европе.

Учитель «возвращается» к Проблемному заданию, поставленному в начале урока. Ученики его решают.

5. Рефлексия. Оценка работы групп и в группах. Форму рефлексии выбирает учитель.

6. Домашнее задание: Изучить параграф 16.  Заполнить структурную схему полученных знаний (Приложение 2).

Литература

  1. Н.В. Загладин, Н.А. Симония. Всеобщая история. С древнейших времен до конца 19 в. Учебник. 10 класс. Русское слово, 2007.
  2.  Н.В. Зайцева. История. Поурочные планы по учебнику Н.В. Загладина «Всемирная история с древнейших времен до конца 19 века» 10 класс.  «Учитель», 2007.
  3. В.Е. Степанова. История средних веков. Хрестоматия. Пособие для учителя. М., 2000 г.
  4. В.М. Хачатурян. История мировых цивилизаций.10-11 кл. М.: Дрофа, 2002.
  5. Книга для чтения по истории средних веков. М.: Просвещение, 2001.
  6. История средних веков. Учебное пособие для студентов вузов. Под ред Н.Ф. Колесницкого. М.: Просвещение, 1996.