Условия возникновения темы
В наш век – век колоссального прогресса науки и техники – искусство отнюдь не утратило своего значения, как в области морального воспитания подрастающего поколения, так и для развития ее художественного вкуса, восприимчивости к прекрасному в окружающей жизни.
Искусство – явление социальное, его специфика неповторима в других областях человеческой деятельности, поэтому приоритетные цели художественного образования, лежат в области воспитания духовного мира школьников, развития их эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты.
Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний основ художественной грамотности;
- овладение способами использования приобретённых знаний и умений;
- освоение компетенций: ценностно-смысловая, ценностно-ориентированная, рефлексивная, коммуникативная, личностное саморазвитие.
Работая в школе, я реализую программу Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд».
Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.
Коллективная деятельность на уроках изобразительного искусства перестала быть редкостью в школьной практике, она пользуется популярностью среди учителей и вызывает большой интерес к художественному творчеству у самих учеников. Ребёнок в состоянии, с помощью подражания в коллективной деятельности под руководством взрослых сделать гораздо больше, и притом сделать с пониманием, чем самостоятельно.
Общеизвестно, что традиционное обучение опирается на учебную активность воспроизводящего типа. Используя формы коллективного обучения, я пытаюсь организовать деятельность детей, направленную на поиск способа решения возникающей перед ними задачи, то есть задачи поискового, творческого типа.
Общение в процессе коллективной деятельности – это средство передачи полезной информации и практического опыта, средство формирования культуры самого общения.
В настоящее время формирование культуры общения – одна из актуальных проблем подрастающего поколения. Рассматривая коллективную деятельность как продуктивное общение, педагоги высоко оценивают ее роль в развитии социальной активности. В коллективной деятельности социальная активность проявляется в двух формах: общение и общественно значимый результат.
Именно коллективная деятельность рассматривается как актуальный метод художественного воспитания и приобщения детей к изобразительному творчеству. Коллективные занятия создают благоприятные условия для общения детей друг с другом, в процессе работы каждый становится источником знаний для других участников. Результат коллективной деятельности всегда имеет практическое значение, позволяет связать обучение детей изобразительному искусству с жизнью. В процессе художественной совместной деятельности на уроках изобразительного искусства ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения, опыт коллективного творчества, опыт понимания места и роли искусства в жизни.
Таким образом, коллективная деятельность имеет огромное значение в художественном воспитании школьников как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее потребность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности.
Коллективная деятельность как игровой прием способствует активному вовлечению детей в учебно-воспитательный процесс урока и как метод обобщения знаний и умений учащихся позволяет активизировать процесс их систематизации и закрепления. Результат коллективной деятельности имеет огромное значение в воспитании социально активной позиции учащихся.
Теоретическая база опыта
На рубеже 19-20 вв. педагоги большое значение отводили игровым приёмам воспитания детей средствами изобразительного искусства. Одной из актуальных игровых форм была совместная изобразительная деятельность детей на общей плоскости большого размера.
В первые годы советской власти новая школа искала свои методы и приёмы обучения детей. Социальное воспитание противопоставлялось воспитанию индивидуальному. Развитие коллективных навыков, умения жить и творить коллективно, развитие социальной активности – все эти задачи новой школы осуществлялись на занятиях художественной и декоративно – прикладной деятельностью. Активными пропагандистами метода коллективного творчества в те годы были педагоги-экспериментаторы А.В. Бакушинский, П.П. Блонский, Г.В. Лабунская, В.Ф. Шехтель и другие.
Среди педагогов первой трети ХХ века, искавших подходы к изменению сложившейся практики образования, имя Ривина, не особенно и известное педагогической общественности, занимает особое место. Метод, предложенный Ривиным, позволил выстроить учебный процесс на совершенно иных основаниях, нежели принято в классно-урочной системе. Разноуровневое и разновозрастное обучение, индивидуальный темп изучения материала, воспитание в ходе учебы самостоятельного, ответственного ученика, одновременное изучение разных предметов по выбору, обучение на разных языках стали возможны с применением на практике его подхода.
В 30-е годы произошла радикальная смена целей и содержания преподавания изобразительного искусства в школе. Основными задачами предмета «рисование» было обучение детей основам изобразительной грамоты, развитие умения и навыков рисования различных предметов с натуры и по памяти.
В России 1980–1990-х годов, опираясь лишь на энтузиазм увлеченных идеей педагогов, ученых, инженеров, преподавателей вузов, движение от узких групп энтузиастов смогло пробиться к множеству учителей.
В конце 70-х и в начале 80-х гг. лаборатория изобразительного искусства НИИ художественного образования осуществляла всесоюзный эксперимент по определению нового содержания, форм и методов художественного восприятия детей средствами изобразительного искусства. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского как результат совместного поиска НИИ художественного образования, Союза художников и многолетнего эксперимента впервые включила в перечень основных методов приобщения детей к изобразительному искусству метод коллективных и групповых работ.
Этот метод возник из практики работы, когда понадобилось не только активизировать деятельность детей, но и научить их видеть работу другого человека, уметь находить с ним общий язык. Так, от самого простого – работы вдвоем на одном листе возник метод выполнения групповых работ.
Некоторые работы, такие, как конструирование,
итоговые работы за четверть в виде панно, вообще
невозможно сделать в одиночку, например, «Два
флота», «Гармония жилья с природой»,
«Художественный образ средневекового города» и
др. Такие работы требуют совместного труда всех
учащихся.
Есть еще один вид групповой и коллективной
работы, когда сразу целая группа детей делает
одну большую работу (декоративные панно,
декорации к спектаклю). Это самый трудный вид
деятельности. Здесь нужно уметь видеть работу не
только соседа, а всей группы, согласовывать свою
работу с другими, находить единое композиционное
решение коллективного замысла.
Выделяют 3 формы коллективной деятельности:
1. Совместно-индивидуальная форма
характеризуется тем, что участники вначале
работают индивидуально с учётом единого замысла
и лишь на завершающем этапе деятельность каждого
становится частью общей композиции.
2. Совместно-последовательная форма предполагает
работу по принципу конвейера, когда
результат действий одного участника находится в
тесной зависимости от результатов предыдущего и
последующего участников.
3. Совместно-взаимодействующая форма
представляет возможности вести совместную
работу одновременно всем участникам,
согласовывая их действия на каждом из этапов
коллективной деятельности.
В методике преподавания ИЗО коллективная деятельность определяется как приём обобщения знаний учащихся, полученных в течение цикла уроков, объединённых единой тематикой. Коллективная деятельность часто используется в качестве методики ведения итогового урока четверти, как закрепление большого объёма знаний и умений уч-ся.
Технология опыта
Очень часто в преподавании ИЗО, и я с этим столкнулась, происходит вычленение самого простого – технического языка искусства, что намного упрощает работу учителя, так как знание и развитие здесь легко контролируются. Но одновременно происходит утрата самого искусства как целостного явления жизни. Учителю, обученному по классической схеме профессионального образования проще учить по этой схеме и своих учеников. Зачем искать что-то новое или разбираться в непонятном? Ведь так все просто – ставь техническую задачу и добивайся ее выполнения. Это важный момент обучения, но не главный.
Программа Б.М. Неменского, по которой я работаю, требует совсем другого подхода к обучению. Техника рисунка, живописи, грамотная композиция – это не цель, а средства достижения художественного образа. Задача учителя – создание на уроках изобразительного искусства атмосферы увлеченности, выявление связи искусства с жизнью ребенка и как результат – «проживание», эмоционального опыта и создание каждым ребенком индивидуального художественного образа.
Каждый творчески работающий учитель, руководствуясь научными фактами, идеями, способен создать собственную систему деятельности, сделать преподавание своего предмета интересным, богатым, глубоким, привлекательным, а способы деятельности учащихся – разнообразными, творческими и практически убедительными. Главной задачей такого учителя является формирование творческой личности. В своей педагогической деятельности на уроках изобразительного искусства я как можно чаще стараюсь использовать коллективную деятельность как средство, активизирующее развитие творческого потенциала детей.
Именно коллективная деятельность, как комплексная педагогическая технология, интегрирует в себе формы образования, воспитания и эстетического общения. Цель такой деятельности – учится видеть себя и других в процессе совместного творчества, вместе, помогая друг другу, открывать красоту окружающего мира.
Успех любой деятельности зависит от её организации, а коллективная работа вообще невозможна без тщательно продуманной методики ведения, без чёткого представления о композиции будущего коллективного произведения.
При выборе темы и методики коллективной изобразительной деятельности я обязательно учитываю следующее:
– место коллективной деятельности в
тематическом плане и в структуре урока ИЗО;
– возрастные особенности учащихся – участников
коллективной изобразительной деятельности;
– посильность задания и доступность
изобразительной технологии его выполнения.
(посмотреть на протяжении всех лет обучения
уровень сложности; предусмотреть разнообразие
техник и материалов).
Выбор формы и методики организации совместной деятельности во многом зависит от типа урока, его основной цели. Коллективная деятельность может быть использована в качестве средства активизации учебно-воспитательного процесса, направленного на достижение поставленных задач на уроке.
После того, как урок коллективной деятельности занял свою ячейку в тематическом плане, я задумываюсь над формой проведения коллективной деятельности; определяю тип урока. Это может быть урок-игра (для начальных классов), это может быть урок-образ, или урок-путешествие, урок-экскурсия и другие.
Известно, что ребенок любит играть и не любит учиться.
А нельзя ли совместить приятное с полезным?
Оказывается, можно. Самый доступный способ – рисование. Его ребенок воспринимает как игру, причем тем более увлекательную, чем серьезнее к ней относятся взрослые. Ребенок в воображении поднимается до их уровня, начинает представлять, будто занят настоящим, нужным обществу делом.
Между тем, так оно и есть. Рисуя, ребенок развивает себя как физически, так и умственно, ибо функционирование мелкой моторики напрямую влияет на работу мозга. Хорошо рисующий ребенок и рассуждает логичнее, и примечает больше, и слушает внимательнее. Если его самостийное творчество ввести в организованное русло, то разрыв становится просто поразительным.
Поэтому на практике чаще всего я использую коллективную деятельность при проведении уроков в начальной школе. Здесь используется совместно-индивидуальная форма организации коллективной деятельности, по типу урока-игры. Например, мною проводился урок-игра во 2-м классе по теме «Два флота».
Вдоль стены класса развернут большой лист бумаги. На нём приколоты вырезанные из бумаги кораблики с парусами и флагами – два идущих навстречу друг другу сказочных флота. Бумажные заготовки одинаковые. В игровой ситуации выясняется, что один флот – флот царя Салтана, едущего на праздник, а другой – флот пиратов, выскочивший ему наперерез, флот, который идёт на недоброе дело. «Добрый флот» и «Злой флот». А заготовки одинаковые. Как же быть? Разве могут быть корабли разных флотов раскрашены одинаково?
Кораблики откалываются и раздаются детям. Половина класса украшает флот Салтана, а другая половина – флот пиратов. Можно выстроить игру, обращая внимание не только на цвет, но и на форму кораблей. В этом случае дети сами вырезают форму корабля. В конце урока все корабли возвращаются на свои места. (Приложение 1)
Достоинство этой формы организации деятельности то, что она позволяет вовлечь в работу весь класс. Каждый, выполняя свою часть работы, знает, что чем лучше он сделает задание, тем лучше будет работа коллектива.
Организация творчества на основе совместно-взаимодействующей формы деятельности также присутствует в моей деятельности. Хотя эта форма организации деятельности является наиболее сложной, но и наиболее интересной как для учителя так и для учащихся. Сложность заключается в том, что эта форма предполагает или одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества, или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности. Здесь целесообразно поделить класс на группы, которые ведут работу над частью коллективной композиции. Например, как в проведённом мною уроке «Памятники архитектуры» в 3 классе. Здесь еще был затронут региональный компонент краеведения, то есть рассматривались и памятники архитектуры нашего города. Дети были поделены на группы и выполняли макет постройки из гофрированного картона. Затем работы соединялись в общую композицию. (Приложение 2)
Коллективная деятельность может быть использована в цикле уроков, например создание коллективного панно в течение 3 уроков.
Общая тема: «Образ культуры средневековой
Европы» 5 класс.
1 урок: «Архитектура средневекового европейского
города»;
2 урок: «Геральдика средневековой Европы»;
3 урок: «Костюм горожан средневековой Европы».
На каждом из 3 уроков уч-ся выполняют индивидуальное изображение как элемент совместной многоплановой композиции. Поэтому на всех трёх уроках организовывается совместно-индивидуальная деятельность учащихся. По типу уроки являются уроками-путешествием. Техники выполнения элементов для общего панно разные. На последнем уроке элементы собираются в одну большую композицию. (Приложение 3)
Также мною проводились уроки коллективного творчества по следующим темам:
«Праздничные народные гуляния» – 5
класс;
«Хохлома. Истоки и современное развитие
промысла» – 5 класс;
«Наше село» – 7 класс;
«Театр кукол» – 3 класс
«Образ японской культуры» – 4 класс и др.
Формы коллективной деятельности были использованы мною и при проведении занятий элективного курса в 9 классах по теме:«История и основные стили архитектуры». (Приложение 4)
Сам процесс коллективной деятельности и его результат всегда вызывают у детей положительные эмоции, чувства удовлетворения и интерес к изобразительной деятельности. (Приложение 5)
Часто обзор нового материала учащимся я предоставляю с использованием ИКТ, что также, как и нетрадиционные формы работы, повышают мотивацию детей к творческой деятельности, способствуют развитию эстетического восприятия мира.
В практике работы современной школы
наметился процесс, называемый общим понятием
«информатизация обучения и образования».
Под информатизацией образования понимают
комплекс мер по преобразованию педагогических
процессов на основе внедрения в обучение
информационной продукции, средств, технологий.
Информационная технология обучения – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видео средства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.
Современное обучение реализует в своей основе общие тенденции развития образования, и отражает такие явления, как увеличение интегративных процессов, углубление дифференциации обучения, фундаментальности содержания предмета. В значительной степени этому способствует технологизация обучения в условиях широкого внедрения новых информационных технологий в практику преподавания всего комплекса наук.
Темы уроков, проводимые мною, с использованием ИКТ:
«Природа в разных состояниях» 2 класс; «Платок
для мамы» 3 класс;
«Памятники архитектуры» 3 класс (Приложение
2)
«Старинный терем» 4 класс; «Золотая хохлома» 5
класс; «Гжель и Городец» 5 класс; «Греческая
керамика» 5 класс; «Виды пейзажа» 6 класс; «О
вечном и земном» 7 класс; «Исторические картины» 7
класс и другие.
Учеников я также активно привлекаю к созданию презентаций.
Так зачётной работой элективного курса «История и основные стили архитектуры» в 9 классах было создание презентаций по предложенным темам: Основание Санкт-Петербурга. Петергоф; Ростовский Кремль; Новодевичий монастырь. Москва; Ярославский Кремль; Борисоглебский Кремль; Семь чудес света.
Дети с удовольствием сдали зачёт в форме презентации.
Следует обобщить, что недостаточно просто овладеть новой информационной технологией. Необходимо наиболее эффективно использовать те обучающие и воспитывающие возможности в рамках предметной деятельности учителя, которые могут в какой-то мере обеспечить решение поставленных задач на уроках при использовании ИКТ в учебном процессе.
Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, актуализируют личность ребёнка, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.
Диагностика художественно-эстетического развития учащихся:
Мониторинг рассматривается как организация сбора, хранения, обработки информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающее непрерывное слежение за её состоянием и прогнозированием её развития.
Развитие художественных способностей учащихся невозможно отделить от процесса становления их как личностей. Если художественная деятельность становится для учащихся областью, которая позволяет им выражать свое отношение к миру в единстве чувства и мысли, то такое развитие, несомненно, будет сказываться на развитии их личностных характеристик.
В настоящее время нет общепринятых, стандартизированных методик для изучения особенностей художественного развития школьников. Каждый исследователь адаптирует под свои проблемы специальные тестовые задания, опросники, анкеты. Сложившееся положение вполне объяснимо: объект изучения настолько сложен, что, наверное, не возможна полная стандартизация.
Для выяснения особенностей проявления художественных способностей учащихся я использую диагностическую методику – «5 рисунков». Специфика этой методики заключается в том, что задание дается без предварительной беседы с учащимися, в ходе которой учитель обычно стимулирует творческую активность детей. В то же время, задание сформулировано так, чтобы все учащиеся смогли проявить свое отношение при выполнении задания. Отношение ребенка к предложенной деятельности определяет способ его вхождения в нее. Отношение это может быть творческим, активным или нетворческим, репродуктивным. Проявление разных уровней творческой активности в данном случае зависит от того, какое отношение к изобразительной деятельности сложилось у ребенка к моменту проведения диагностического обследования.
Уровни:
Уровень художественной выразительности | Балл | Критерии оценки | |
Замысел | Рисунок | ||
5 | Оригинальный, динамика, эмоциональность, художественное обобщение | Разнообразие графических средств выразительности, пропорции, пространство, светотень | |
4 | Показатели для 1 типа, но менее яркие | Показатели для 1 типа, но менее выражены | |
Уровень фрагментарной выразительности | 3 | Показатели 2 типа, но нет уровня художественного обобщения | Нет перспективы, не соблюдаются пропорции, схематичность отдельных изображений |
2 | Замысел оригинальный, основан на наблюдениях, но не предполагает динамики и эмоциональности | Может хорошо передавать пропорции, пространство, светотень | |
Дохудожественный уровень | 1 | Замысел оригинальный, но слабо основан на наблюдениях | Схематичность, нет попыток передать пространство и пропорции |
0 | Стереотипный | Репродуктивный |
Трудоёмкость опыта
Несмотря на разнообразие форм организации коллективной изобразительной работы учащихся, на уроках чаще всего мною используется совместно-индивидуальная форма, которая, к сожалению, в меньшей степени способствует развитию коллективного творчества, так как не предоставляет возможности общаться в процессе самой изобразительной деятельности; высоко оценивается результат совместной изобразительной деятельности, но недооценивается воспитательный потенциал самого процесса работы над коллективной композицией и роль коллективной деятельности в развитии творческой активности учащихся.
Организация коллективной деятельности на уроке изобразительного искусства требует от педагога больших усилий, чем индивидуальная. Особенно сложно организовать коллективную работу совместно-взаимодействующей формы, в которой нужно учитывать взаимодействие как внутри групп, так и между группами. Но иногда труд учителя осложняет вовсе не форма коллективной деятельности, а другие причины.
Учителю изобразительного искусства при выборе темы и методики коллективной деятельности необходимо учитывать следующее:
– место коллективной деятельности в тематическом плане и в структуре урока искусства;
– возрастные особенности учащихся;
– посильность задания и доступность изобразительной технологии его выполнения.
Основные трудности в совместной изобразительной деятельности, которые в первую очередь отражаются на качестве результата:
– трудоёмкость задания, для выполнения которого требуется более одного урока, так как младшие школьники могут не вернуться через неделю к данной деятельности;
– сложность и недоступность изобразительной техники для совместной деятельности;
– отсутствие соразмерности и цветового единства в коллективной композиции.
Поэтому, я стараюсь сделать содержание и процесс коллективной деятельности доступным каждому из её участников, используя разные формы и методы работы. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка.