Тип урока: изучение нового материала
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации
Структура урока:
- Оргмомент.
- Целеполагание и мотивация.
- Актуализация.
- Первичное усвоение материала.
- Осознание и осмысление учебной информации.
- Информация о д/з.
- Рефлексия (подведение итогов).
ТДЦ:
Образовательные цели
- Сформировать представление о бактериях как особом царстве живых организмов, их строении, питании, дыхании, размножении, способности переносить неблагоприятные условия, роли в природе и жизни человека.
- Продолжить формирование понятий автотрофный, гетеротрофный тип питания, сапротрофы, симбионты, паразиты, спора.
- Устанавливать причинно-следственные связи между строением и питанием бактерий, условиями жизнедеятельности и скоростью размножения, условиями внешней среды и спорообразованием, устанавливать закономерности между способностью к жизнедеятельности и спорообразованию.
- Подвести к выводу о роли бактерий в жизни человека и поддержании жизни на Земле.
Воспитательные цели
- Способствовать формированию научного мировоззрения, профориентации, гигиенических навыков здорового образа жизни, воспитание культуры умственного труда, интереса к знаниям.
Развивающие цели
- Создать условия для формирования:
- общих учебных умений и навыков внимания, памяти, воображения, умения сравнивать, выделять главное, анализировать, обобщать, систематизировать; устанавливать закономерности.
- специальных умений: пользоваться биологической терминологией, способствовать развитию познавательного интереса, мышления.
ФОПД: индивидуальная, фронтальная, работа в парах
Методы: репродуктивные, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковые.
Приемы: беседа, наблюдение, презентация, видеофрагмент, опорные схемы, работа с текстом, озвучивание схемы, сжатое воспроизведение занимательный материал, создание эмоциональных стимулов, самоконтроль.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Цель: подготовить к работе, снять эмоциональное напряжение
Деятельность учителя: приветствие, посадка.
Деятельность уч-ся: готовятся к уроку.
II. Целеполагание
Цель: подвести учащихся к теме урока, формированию целей; мотивация познавательной деятельности учащихся.
Деятельность учителя: Читаю рассказ о бактериях. «Они были первыми жителями Земли. Почти 2 млрд. они были ее единственными обитателями. Они могут жить в условиях, совершенно неприемлемых для других организмов: в струях гейзеров с температурой 105 градусов, сверхсоленых озерах, в вечной мерзлоте, в глубоком вакууме, внутри атомных реакторов. Встречаются на безжизненных скалах и лавовых потоках. Но чаще всего в почве, воде, воздухе, на поверхности и внутри любого организма».
Задаю вопросы:
- О каких организмах идет речь?
- Что вас удивило в этом тексте?
- Чтобы узнать, почему они живут в разных условиях, что мы должны сделать?
Деятельность уч-ся: Слушают, анализируют, определяют тему урока, цели, мотивацию.
Предполагаемые ответы:
1. Бактерии
2. Как им удается жить в условиях, непригодных для
жизни других?
3. Изучить строение, процессы жизнедеятельности
бактерий
Записываем в тетради число, тему урока.
1 блок информации мы изучаем строение, жизнедеятельность бактерий. После изучения строения и жизнедеятельности бактерий вы выписываете в тетрадь приспособления бактерий к выживанию.
Деятельность учащихся:
Запись в тетради даты, темы урока. Приспособления бактерий к выживанию
III. Первичное усвоение материала
Блок 1. Строение и жизнедеятельность бактерий.
Цели:
1. Изучить строение бактерий.
2. Сделать вывод о принадлежности их к надцарству
доядерных, (прокариот), царству бактерий,
выделить признаки надцарства и царства
3. Изучить процессы жизнедеятельности, роль
отдельных видов бактерий в природе. Продолжить
формирование понятий автотрофный,
гетеротрофный тип питания, сапротрофы,
симбионты, паразиты, спора.
4. Сделать вывод: Почему бактерии
способны жить в местах, непригодных для других
организмов?
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Рассказ учителя с опорой на презентацию
(Приложение 1) и знания
учащихся Слайды 2, 3 – изучение внешнего строения бактерий. Обращается внимание на слайд 2, как выглядят бактерии при увеличении в школьный микроскоп. Слайд 4 – внутреннее строение бактериальной клетки. Вопрос: Какая основная особенность отличает строение клеток бактерий от клеток остальных царств? |
На основании слайда 4 делают вывод, что бактерии отличаются отсутствием оформленного ядра, это признак надцарства прокариот или доядерных |
Слайд 5 Сравнение растительной
и бактериальной клетки. Что общего в клетках растений и бактерий? О чем свидетельствуют черты сходства? Чем отличаются эти клетки? О чем свидетельствуют отличия? Вопрос учителя с целью перехода от
изучения строения бактерий к процессам
жизнедеятельности. |
Слайд 5. Сравнивают клетки
растений и бактерий, называют черты
сходства, делают вывод о клеточном
строении всего живого. Называют черты различия растений и бактерий, делают вывод о принадлежности бактерий к отдельному царству, о другом способе питания бактерий. Называют общие признаки живого |
Слайд 6. Учитель показывает процессы жизнедеятельности после того, как учащиеся называют общие признаки живого. | Сверяют свои ответы с верными |
Слайды 7-8 учитель кратко характеризует движение, дыхание бактерий. | Слушают, наблюдают |
Слайд 9 – Типы питания учитель
открывает схему, но дает учащимся задание по
учебнику И.Н.Пономаревой Биология 6 класс § 51 стр.188. Озвучить схему способов питания бактерий, дать определение каждого из способов питания. |
1. Самостоятельная работа с учебником
индивидуальная, затем в парах 5 минут, выделяя
главное в каждом способе питания. 2. Озвучивают схему «Типы питания», устно дают определение автотрофного и гетеротрофного способа питания, сапротрофного, паразитического и симбиотического способа питания. |
Слайды 10, 11, 12 закрепление знаний о способах питания учащимися, т.к. этот материал изучается впервые. Используется прием от частного к общему. Поэтапно показываются примеры способов питания, и учащиеся должны назвать способ питания, тогда он появляется на экране | Слайды 10, 11,12 называют способ питания и он подтверждается на слайде после правильного ответа |
Слайд 13. Демонстрация
видеофрагмента «Размножение бактерий» После просмотра отвечают на вопрос: Вставьте пропущенные слова в текст «размножение бактерий». |
Слайд 13 Слушают и наблюдают
размножение бактерий Читают текст на слайде «Размножение бактерий», вставляя пропущенные слова. Если ответы верны, учителем по щелчку они красным цветом вставляются в текст |
Слайд 14. Рассказ как бактерия
переносит неблагоприятные условия, что такое
спора и как она образуется. После рассказа
задается вопрос: Какие условия являются
неблагоприятными для бактерий? Учитель подводит итог, мы изучили строение и процессы жизнедеятельности бактерий. Сейчас мы сможем ответить на вопрос, поставленный в начале урока как приспособлены бактерии к выживанию в неблагоприятных условиях среды? Выписать в столбик приспособления в течение 3 минут. Работа индивидуальная и в парах. |
Называют неблагоприятные условия, по
щелчку учителя они появляются на экране другим
цветом. Самостоятельно или в парах анализируют полученную информацию, выписывают в тетрадь черты приспособления бактерий к жизни в неблагоприятных условиях среды. |
Слайд 15. Демонстрация краткой записи приспособлений | Называют особенности и сверяют
их с теми, что на слайде №15, корректируют
записи в тетради. Делают вывод, почему бактерии способны жить в местах, непригодных для других организмов. |
Вывод учителя по данному блоку
информации. Бактерии очень разнообразны, как по строению, так и по процессам жизнедеятельности. Значит, одни из них способны жить на глубине до 4 км в бескислородной среде, другие в виде спор переносят высокие температуры, а некоторые живут в горячих источниках, т.к. являются очень древними, и живут в тех условиях, какие были на Земле в начале развития жизни. |
IV. Осознание и осмысление учебной информации
Цель: проверить понимание процессов жизнедеятельности, осознание полученной информации.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Читаю текст Общая масса всех бактерий, обитающих на Земле, превышает массу всех других организмов, вместе взятых. 1 бактерия съедает в сутки в 30 раз больше своей массы, это все равно, что ученик 6 класса съедал бы в день больше тонны пищи. Нет такого органического вещества, которое бы не пошло в пищу бактериям. Какой вопрос у вас возникает? Как человеку защитить продукты питания от поедания бактериями? | Формулируют проблему Как человеку защитить продукты питания от поедания бактериями? |
Задание перед просмотром
видеофрагмента. Как человек хранит продукты
питания от поедания бактериями Цели: 1. Перечислите способы сохранения продуктов от
бактерий. Демонстрация видеофрагмента – 2,5 минуты |
В тетради перечисляют способы
сохранения продуктов от бактерий. Устно выявляют закономерность Работа в тетради 5 минут Способы сохранения продуктов от порчи
Закономерность – убить бактерии, задержать их размножение или перевести их в споры |
Слайды 17, 18 | Самоконтроль |
Почему при покупке продуктов мы должны обращать внимание на срок их годности? | Ответ направлен на соблюдение правил гигиены и сохранение здоровья |
Вывод по уроку: Ученые
утверждают, что « Без созидательной и
разрушительной работы микробов за считанные
десятилетия исчезла бы жизнь на Земле».
А.М.Прокашев Энциклопедия земли Вятской.
Согласны ли вы с этим? |
V. Информация о домашнем задании
Задание для всех – прочитать параграфы 50, 51,52, уметь отвечать на вопросы.
По желанию ответить на вопросы.
1. Ученые утверждают, что
«Без созидательной и разрушительной работы
микробов за считанные десятилетия исчезла бы
жизнь на Земле». А.М.Прокашев Энциклопедия земли
Вятской. Согласны ли вы с этим?
2. Дайте оценку рекламе антибактериального мыла.
По телевидению рекламируют антибактериальное мыло, которое защищает кожу человека от бактерий. В составе его антибиотик, убивающий микробов. Есть ли преимущество у такого мыла перед любым другим? Опасно ли для здоровья его применение? Можете использовать любой источник информации, в том числе специалистов.
VI. Рефлексия
Цель: Осмысление себя в деятельности
Деятельность учителя
На партах лежит лист с тестом, повернутый обратной стороной. Выполните тест на этом листе – 3 минуты.
Деятельность учащихся
Самостоятельная работа по вариантам
Деятельность учителя: Проверьте свои правильные ответы в соответствии с ответами на слайде 19. Поставьте себе оценку за работу на уроке.
Деятельность учащихся
Самопроверка и самооценка
Деятельность учителя: Поднимите руку, кто выполнил работу на 5, 4.
Деятельность учащихся: Поднимают руку.
Учитель благодарит учащихся за работу и напоминает внимательнее изучить д/з тем, кто испытал трудности при работе с тестом.
Тест для самопроверки
I вариант
Проверь себя.
Слева перед порядковым номером вопроса поставь «+» или «–».
1. Бактерии – это прокариоты.
2. Бактери питаются только готовыми
органическими веществами.
3. Паразиты питаются органическим веществом
живых организмов.
4. Спора помогает бактерии только
перенести неблагоприятные условия.
5. Бактерии относят к особому царству, т.к.
строение их клетки отличается от других клеток.
II вариант
Проверь себя.
Слева перед порядковым номером вопроса поставь «+» или «–».
1. Бактерии самые древние из организмов.
2. Цианобактерии-гетеротрофы.
3. Сапрофиты питаются органическим веществом
мертвых организмов.
4. Спора помогает бактерии только
расселиться.
5. Бактерии относят к прокариотам, т.к. в их клетке
нет ядра.
Верные ответы:
I вариант: 1+, 2 –, 3 +, 4–, 5+ .
II вариант: 1+, 2–, 3+, 4–, 5+
Сосчитайте количество правильных ответов и поставьте себе оценку:
- все верно – «5»;
- 4 правильных ответа – «4»;
- 3 правильных ответа – «3»;
- меньше 3 правильных ответов – внимательно поработай дома!
Анализ урока (Приложение 2)