Система общего обязательного образования должна обеспечить необходимый сегодня уровень читательской компетентности, а дополнительное образование и внеурочная деятельность компенсировать недостатки.
(Из Национальной программы поддержки и развития чтения).
Развитие чтения и грамотности – одна из приоритетных задач для российского образования и, следовательно, задач современной школы. Без грамотности нет чтения, а чтение развивает грамотность
Поиск эффективной модели школы, стержнем обучения, воспитания и образования в которой стали бы чтение и книга, привел нас в Русскую ассоциацию чтения, а с 2004 года и в Европейский образовательный проект «Школа, где процветает грамотность».
Участие в этом проекте помогло нам изучить опыт школ-партнеров по проекту, повысить профессионализм и культуру педагогического коллектива и начать создание своей модели школы будущего, школы, в которой дети читают, школы, которая растит грамотных читателей.
Коллектив нашей школы с помощью научного руководителя профессора Сметанниковой Н.Н., президента Русской Ассоциации Чтения, выстроил целостную систему организации научной и методической работы в области чтения, как в учебном процессе, так и во внеурочной деятельности. Эта система способствует и решению задачи, заявленной в Национальной программе поддержки и развития чтения.
Пять лет прошло с тех пор, как мы получили звание «Школа, где процветает грамотность». Наше движение к цели – модели эффективной школы – показало, что изменения происходят, они происходят постепенно и по всем направлениям. А как же изменилась ситуация с чтением на иностранном языке?
Самое главное, у нас изменился подход к обучению чтению.
Сегодня мы учим чтению на основе стратегиального подхода, рассматривая стратегию как путь, программу действий для достижения учебного результата. Стратегия не равна алгоритму. Алгоритм является жестким планом, стратегию же можно менять, корректировать. Если сравнивать стратегии и умения, то стратегия – это процесс, а умения – результат. Стратегиальный подход учит анализировать, отбирать, выбирать, организовывать и интегрировать, то, что читается и воспитывает независимого, мыслящего читателя. В случае успеха ученик запоминает свои способы и переносит их в другие ситуации, что делает стратегию универсальной. Стратегиальный подход формирует читательскую компетентность, то есть когда ребенок творчески подходит к нестандартной ситуации, связанной чтением и умеет ориентироваться в различных видах информации.
Работать с текстом и учить этому учеников у нас в школе учатся все учителя – предметники. Мы считаем очень важным то, что обучение стратегиям как способу действия для достижения учебного результата, является в нашей школе опережающим на родном языке, на всех предметах, начиная с начальной школы, так как формирование и развитие общеучебных умений на родном языке способствует более быстрому и качественному развитию умений на иностранных языках. В этом им помогает знание и применение стратегий работы, как с информационным, так и с художественным текстом.
На уроках иностранного языка наши учащиеся учатся читать вдумчиво, понимать широкий контекст и подтекст и интерпретировать его с различных точек зрения, оценивать стиль и жанр текста, использовать чтение для решения своих проблем.
Текстовая деятельность на уроках иностранного языка ведется в двух направлениях: чтение учебных текстов и организация литературного (досугового) чтения или «чтение как труд и чтение как отдых » по определению А.А. Леонтьева.
Традиционная методика обучения чтению содержала установку чтения, сформулированную в задании «Прочитайте текст. Ответьте на вопросы». После него имелось большое количество упражнений на проверку понимания прочитанного, запоминание словаря и, иногда, обсуждение прочитанного.
Современная методика, обучающая интерактивному чтению учебных текстов на уроке, предполагает три этапа: предтекстовый, текстовый и послетекстовый.
На схеме, представленной в виде треугольников, указывающих на степень активности читающего, видно, что современный подход к обучению чтению и письму напоминает перевернутый треугольник, где большее время уделяется предтекстовой деятельности под руководством учителя, в отличие от традиционной методики, что обусловлено интерактивным и коммуникативным характером работы над текстом.
Послетекстовая деятельность при такой организации часто выполняется в парах.
Обучение чтению и письму
Чтобы успешно усвоить текст, ученик должен овладеть набором приемов, стратегий работы с текстовой информацией. Выбор стратегий индивидуален, но чтобы сделать выбор, ученик должен иметь в своем опыте репертуар стратегий. Сегодня в арсенале у наших учителей иностранного языка широкий репертуар стратегий на каждом этапе чтения, что позволяет эффективно организовать разнообразную текстовую деятельность на уроке и активно вовлекать всех учащихся в процесс чтения.
На этапе предчтения учащимся предлагается большое количество заданий, направленных на обсуждение имеющихся знаний и опыта ребенка, переживаний и чувств, прогнозирование и высказывание гипотез и т.д., Учителя используют такие предтекстовые стратегии как, прогнозирование содержания по заголовку, рассечение вопроса, мозговой штурм, антиципация, Знаю – хочу узнать – узнал (З – Х – У), и др.
На этапе собственно чтения учителя организуют текстовую деятельность с использованием стратегий в зависимости от типа учебного текста. С информационными текстами особенно эффективны такие стратегии как информационная карточка, чтение с пометками, море вопросов, карта определения, пирамида фактов, кольца Венна и т.д. Работая с информационной карточкой, например, ученик не просто заполняет её ключевыми словами, он сверяет информацию с карточкой партнера, дописывает недостающую информацию в своей карточке другим цветом, потом ученики задают вопросы в парах и пересказывают своими словами, что узнали.
В работе с художественными текстами хорошо помогают организовать деятельность следующие стратегии: карта рассказа, пирамида рассказа, чтение с остановками, чтение в кружок, дерево вопросов, море вопросов, сжатие текста, аннотация – краткий пересказ – пересказ и другие.
На этапе послечтения проводятся послетекстовые обсуждения с целью получения читательского отклика; идет обсуждение того, что узнали, выяснили, учащиеся обмениваются мнениями. Привычными стратегиями работы стали составление кластера, граф-схем, синквейна; дискуссия.
Результатом разнообразной текстовой деятельности является уточнение, расширение или изменение собственной точки зрения, что способствует учебному сотрудничеству, а также широкий репертуар стратегий, что позволяет учащимся читать различные тексты с различной целью. Такое чтение вызывает «эмоциональное и интеллектуальное сопереживание, сомышление, содействие» и оно ведет к познавательной и творческой самостоятельности. Таким образом, обучение становится не заучиванием, не зазубриванием, оно идёт через понимание того, что дается.
Мы начинаем обучение стратегиям текстовой деятельности со стратегии работы с инструкцией, которой мы учим наших учащихся со второго класса. Учащиеся учатся находить ключевые слова в задании, выделяя их маркером или подчеркивая, и отвечать на вопросы: « Что мы будем делать? и «Как мы будем это делать?». Учащиеся «думают вслух», рассуждают о способах выполнения задания. Эта стратегия применяется почти на всех предметах и позволяет учащимся быть более внимательными при выполнении заданий, а, следовательно, и более успешными.
Умение правильно следовать инструкции особенно актуально в старших классах при подготовке к ЕГЭ, так как неправильно понятое задание ведет к неправильному его выполнению.
Мы учим школьников задавать вопросы трех уровней сложности, которые представлены в стратегиях «Дерево вопросов» и «Море вопросов». Отсюда и условные названия групп вопросов. По сути, это разновидности одной стратегии, чтобы дети могли выбирать.
1 группа – вопросы с поверхности,
ответы на эти вопросы лежат на поверхности
текста: Кто?.. Что сделал?.. Куда?.. Где?.. Когда?..
Был ли?
2 группа – «Подводники» или «Корневые».
Ответы на такие вопросы находят между строк
(вопросы начинаются со слов Почему..? Как..? А что
если..? Будет ли так? и т. д.).
3 группа – «Вопросы из сундука». Суть
этих вопросов – связать текст с жизнью,
опытом читателя:
Как текст связан с событиями в твоей жизни? Если
бы ты был на месте…? На что это похоже? Есть ли
связь с тем, что происходит сегодня?
Мы считаем важным научить детей задавать
вопросы всех уровней сложности, так как они
проверяют понимание текста. Известно, что
существует три вида информации: фактуальная,
концептуальная и подтекстовая. Без вопросов
первой группы уходит фактуальная информация и
невозможно сделать краткий пересказ текста. А
без вопросов второй группы нельзя понять
структурно – логические связи текста, понять
замысел автора и сделать полный пересказ.
Вопросы третьей группы помогают понять контекст.
Еще одна из эффективных стратегий, которой мы
стали учить наших детей – это стратегия
«отношения между вопросом и ответом» (Т.
Рафаэль, 1984), которая учит понимать текст, искать
ответы на вопросы. Наши учащиеся знают, что
прежде, чем ответить на вопрос к тексту нужно
понять: Где находится ответ?
«Ответ на любой вопрос может быть либо в тексте, либо в голове отвечающего. Если ответ в тексте, то он может быть либо в одном предложении текста, либо в разных предложениях или даже разных его частях. Во втором случае учащиеся собирают ответ из разных частей текста. Если ответа напрямую в тексте нет, но он подразумевается автором, если он находится между строк, то такой ответ мы называем «автор и я», так как я интерпретирую автора. Если же ответ находится за пределами текста, но задающий вопросы предполагает, что отвечающий знает об этом, то такой ответ мы называем «только я».
Так как в нашей школе вопросам текстовой деятельности уделяется большое внимание на всех предметах, учащиеся привыкают пользоваться одинаковыми приемами работы с текстом на двух языках, что способствует развитию у них общеучебных умений и делает школьника успешным.
Организация текстовой деятельности способствует развитию читательской и информационной компетентности учащихся, что предполагает «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных информационных технологий».
Обучаясь чтению по-новому, учащиеся проходят
путь от чтения в кружок в начальной школе до
литературной конференции, дебатов в старших
классах. Умение работать с информацией помогает
и в проектно-исследовательской деятельности,
которой мы тоже уделяем большое внимание.
Стратегиальный подход позволяет нам добиться
роста учебной самостоятельности учащихся,
повышения уровня понимания, запоминания
прочитанного, развития читательской
компетентности, коммуникативной и рефлексивной
культуры учащихся.
Список используемой литературы:
1. Сметанникова Н.Н. Через чтение в мировое
образовательное пространство. М., 2001.
2. Сметанниеова Н.Н. Стратегиальный подход к
обучению чтению. М., «Школьная библиотека», 2005г