Цель: повысить интерес к предмету географии, мотивировать детей на получение прочных знаний, развивать логическое мышление, воспитывать чувства коллективизма, ответственности за свои поступки, принятые решения.
Игра – особо организованное занятие, как в урочное, так и во внеурочное время, требующая напряжения эмоциональных и умственных сил. Здесь всегда необходимо принимать решение: кто поведет команду, как ответить, что нужно сделать, чтоб победить соперника. Ответы на эти вопросы обостряют мысленную деятельность играющих. И самое главное в любой игре все равны, не взирая на успеваемость, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильных заданий - все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, скованность и благотворно сказывается на результатах обучения, углубляя, закрепляя полученные знания, умения, навыки, развивая интерес к предмету, желание учиться.
Игра также способствует сплочению ребят, учит их дружбе, взаимовыручке. Наблюдая за ребятами во время игры, раскрываешь для себя их новые скрытые черты характера и в дальнейшей педагогической практике, это помогает находить с ними общий язык, развивать, корректировать их личностные качества, стараясь воспитывать их гармоничными личностями.
В моей педагогической практике игра часто используется на уроках обобщающего повторения, в кружковой деятельности, при проведении недели географии, краеведения. Заранее сообщаю ребятам тему игры, условия, необходимую литературу, круг разбираемых вопросов, определяю время для консультации. Консультации помогают настроить ребят на игру, особенно новичков, иногда ребята сами советуют, что, как изменить в предстоящем поединке, чтобы было интереснее, захватывающе.
Создают независимое жюри, приглашают болельщиков, оформляют кабинет, актовый зал, подбирая музыкальное сопровождение, плакаты, карты, слайды и т.д. По прохождению игры подводим совместно итоги, что в игре удалось, на что следует обратить внимание. Эффективность проведения игр зависит от ряда условий:
- четко продумать цель игры
- осуществлять мотивацию игровой деятельности
- четко организовывать подготовку, проведение и подведение итогов игры
- осуществлять постановку познавательных, проблемных вопросов в процессе игры
- сочетать индивидуальную, групповую работу в игре
- обеспечивать игры необходимыми средствами обучения
- вовлекать в игру всех учащихся класса
- управлять ходом игры
- оценивать полученные результаты.
Выделяют несколько типов игр в школьной географии:
А) настольные игры-кроссворды, ребусы, чайнворды, лото.
Особенность их является наличие игрового правила, в котором заключена игровая задача. Настольные игры развивают воображение, сообразительность, наблюдательность, учат быстро и логично рассуждать. Здесь всегда присутствует элемент соревновательности, в них закрепляется умение применять полученные ранее знания, умения использовать справочную, научно-популярную литературу, географическую карту.
Некоторые примеры:
«Почта» – 6 конвертов: материки подписаны на каждом, играющим дают карточки с животными, растениями, путешественниками, элементами береговой линии и т.д. Нужно правильно отсортировать корреспонденцию.
«Собери карту» – напоминает игры пазлы. Старые карты разрезать на кусочки в виде неправильных очертаний и из них играющие должны собрать всю карту.
«Игры-сочинения» – задание написать небольшое сочинение о совершенном путешествии в один из уголков Земли. Один день в Сахаре, Амазонии и т.д.
Б) Кроссворды, ребусы – это самый распространенный сейчас вид игры у школьников, которая помогает запоминать географические объекты, отыскивая их на картах, усваивать научные термины, учит четко, грамотно и лаконично ставить вопросы, что развивает грамотную речь. Кроссворды воспитывают и чувство ответственности, т.к. должен быть правильно составлен.
В) Игры-состязания применяются, как в урочной, так и внеурочной работе. Эти игры привлекают своим желанием выиграть ребят разных возрастов, примеры таких игр КВН, счастливый случай, кто хочет стать миллионером.
Г) Викторины – её цель повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, получаемые в процессе обучения географии. Пример: «Земля- планета загадок, Неизвестное о материках».
Д) Олимпиады
Е) Ролевые игры по географии предполагают наличие воображаемой игровой ситуации, в которой действуют воображаемые герои. Для семиклассников это игры-путешествия по материкам, для старшеклассников игры по созданию проектов строительства заводов, решение экологических проблем.
Любая форма проведения игры способствует раскрытию и развитию творческих возможностей учащихся, повышает их интерес к предмету географии и обеспечивает успех обучения.
Примеры игровых форм в преподавании географии (Приложение 1)