Цель: воспитание норм нравственности через принятие художественного произведения, произведения искусства, воспитание интереса к миру художественной литературы произведений искусства и жизни талантливых людей.
Оборудование:
- Учебник “Прекрасное рядом с тобой” (Образовательная система “Школа 2100” О.А.Куревина, Е.А.Лутцева, 2-й класс)
- Репродукция картин И.Грабарь “Зимний пейзаж”, М.Добужинский “Санкт-Петербург”.
- Аудиозапись П.И.Чайковский “Времена года”.
- Плакат “Цветовой круг”, цветные флажки.
- Краски, кисти, альбом.
Ход занятия
1. Организационный момент
Учитель:
Ребята, готовы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!
2. Сообщение темы, целей занятия
Где живёт красота? Где её можно увидеть? Давайте сядем поудобнее, закроем глаза и представим где живёт красота?
– Что вам удалось увидеть? Постарайтесь сказать об этом.
(Свободные высказывания детей.)
– Скажите, легко ли отыскать красоту? Почему?
– А в нашей школе живёт красота?
– Кто-нибудь слышал имя В.А.Сухомлинского? этот человек прожил сравнительно не долгую жизнь, длинною в 52 года. Но ему удалось оставить свет и тепло в сердцах многих людей, в том числе и таких как вы, ребятишки – школьники. Он был учителем, директором школы, которая называлась школой Радости.
– А как вы представляете себе школу с таким удивительным названием?
Спасибо! Мне кажется, от каждого из нас зависит, есть в нашем классе радость или нет. Давайте помогать друг другу, что бы и нам в нашем классе было радостно.
3. Музыкальная пауза
4. Постановка проблемной ситуации и актуализация знаний
Однажды учитель рассказал своим ученикам притчу с необычным названием – “Красота”.
– Хотите послушать? Может быть она поможет нам понять где живёт красота? Помните, что каждая притча таит в себе сокровища человеческой мудрости. Но открываются они лишь самым чутким, самым внимательным из нас, умеющим слышать волшебное художественное слово.
(Чтение учителем художественного произведения “Красота”.)
Красота
(В.А.Сухомлинский)
Узенькой тропинкой шли два путника. С одной стороны тропинки плескалось синее море, с другой – стояли горы.
Шли путники долго. Они искали красоту. Один из них был человек с горячим сердцем, другой – человек с холодным сердцем.
Человек с горячим сердцем взглянул на море и глаза его стали изумлёнными и ласковыми. Он сказал:
– Какое оно сильное, могучее, вечное – море.
А человек с холодным сердцем сказал:
– Да. Много воды.
Подошли путники к серому камню. У человека с горячим сердцем радостно вспыхнули глаза:
– Смотри, какой прекрасный цветок! Да это же и есть та красота, которую мы ищем!
– Где ты видишь прекрасный цветок? – удивился человек с холодным сердцем. – Это же серый камень. Вот и трещина на нём, вот и пылью покрыт он. Камень…
– Да, камень, но там, внутри, цветок розы, – возразил человек с горячим сердцем. – Надо добраться, освободить его от каменного плена.
Человек с горячим сердцем много дней долбил и резал камень. А человек с холодным сердцем сидел на берегу и с тоской смотрел на море.
Наконец из под осколков камня показался цветок изумительной красоты. Казалось весь мир вокруг притаился, всматриваясь в красоту, которую освободил человек из каменного плена.
Даже горы поднялись выше. Даже волны морские затихли и безбрежное море стало, как зеркало.
Только человек с холодным сердцем ничего не увидел. Он прикоснулся пальцем к чудесному изваянию и сказал:
– Да, крепкий камушек…
5. Совместное “открытие” знаний
– Почему путники, которые искали одно и то же и шли одной и той же тропинкой, видели разное?
(Свободные высказывания детей.)
– Обсудите друг с другом (в паре), как вы поняли выражение “человек с горячим сердцем” и “человек с холодным сердцем”.
– Кого мы можем назвать “человеком с горячим сердцем”?
(Свободные высказывания детей.)
Чтение детьми стихотворений о зиме.
– Вы любите природу?
– Что вам в ней нравится?
– Что значит красивая природа?
– Какова природа нашего края?
– Вы больше любите природу нашего края или других регионов России?
Наше Забайкалье – край могучей и своеобразной природы, суровой и яркой истории, самобытной культуры.
Работа по учебнику “Прекрасное рядом с тобой” с.38. Тема урока “Природа в искусстве”.
– Что изображено на картинах И.Грабаря и М.Добужинского?
– Чем эти картины похожи, чем отличаются?
И.Грабарь – мастер лесного пейзажа, а М.Добужинский – городского.
– Вы встречали в жизни такие уголки природы?
– Где?
– Какие деревья вы видите на картинах? Они одинаковые или разные? Почему?
6. Физкультминутка. Пластический этюд “Деревья”
Встаньте и покажите пластикой тела форму деревьев с картины И.Грабаря и М.Добужинского.
– Какие деревья имеют нарушенную форму? Как вы думаете почему?
– Какие цвета использовали художники в каждой из картин?
7. Организация художественного творчества
Этюд на составление колорита картины. Работа с цветовым кругом, цветными флажками.
– В какой из картин больше солнечных цветов, в какой больше серых, тёмных? Почему?
В пейзажах большое значение имеет колорит. Именно через него можно сказать о том, как относится художник к изображению, какое чувство выражено в картине, какие переживания вызывает она у зрителя.
– В каком пейзаже ощущается присутствие человека?
– Как вы думаете, хорошо ли людям в городском дворе, который изобразил художник?
– Какой уголок природы вы бы назвали прекрасным? Где живёт красота?
– Где бы вы хотели оказаться?
– Какое по вашему мнению изображение более сказочно? Почему?
– Вспомните, какие сказочные сюжеты разыгрывались в зимнем лесу?
Мы нарисуем свой сказочный зимний пейзаж, свой уголок природы.
Творческая работа детей.
8. Подведение итогов занятия
Выставка лучших работ.
– Приложите к груди ладошки, вслушайтесь каждый в своё сердце. Вы слышите его? Какие хорошие качества живут в наших сердцах?
– Кому удалось сегодня понять что-то новое про себя?
– Спасибо всем!