Введение новых образовательных стандартов стимулирует инновационную деятельность педагогических коллективов. Государственный образовательный стандарт, определяя облик специалиста, требует от педагогического коллектива учитывать возможности и запросы каждой конкретной личности студента наряду с необходимостью обеспечения высокого уровня СПО.
Одна из основных задач современного образовательного учреждения, в том числе и педагогической направленности – подготовка конкурентноспособного специалиста, обладающего такими качествами как мобильность, готовность к профессиональному и личностному саморазвитию, стремление к творческому самовыражению. При получении образования возможна не только подготовка к педагогической деятельности, но и продуктивное проживание отрезка студенческой жизни как таковой. Не только теоретическое обучение, но и педагогическая практика представляет большие возможности для самореализации студентов “здесь и сейчас”, что помогает задать траекторию будущих профессиональных и личностных проявлений будущего учителя, педагога.
Коллектив ОГСПОУ “Училище олимпийского резерва” ищет пути эффективного решения задач и проблем профессионального образования в инновационной деятельности. Новые образовательные технологии – предмет пристального изучения педагогов. Наибольшее внимание привлекают технологии, основанные именно на сочетании двух подходов: личностного и деятельностного. При их реализации анализу подвергается деятельность студента с учётом его личных потребностей и способностей. Педагоги ищут пути и методы формирования наиболее рациональных видов этой деятельности. Одной из технологий, заинтересовавших педагогов училища, стала технология учебного портфолио, которая, на наш взгляд, позволяет в полной мере применить личностно-ориентированный подход в обучении. Это замена пассивного типа обучения, в котором студенту отводится роль слушающего, усваивающего, повторяющего и т.п., активным обучением, при котором студент является активным творцом знаний, решений, информации и т.п. Преподаватель создаёт условия, определяющие мотив деятельности, формирует систему знаний на основе самоуправления процессом обучения, стимулирует активность студентов, обеспечивает дифференцированный подход в процессе обучения.
Основной закон инновационной педагогической технологии по созданию учебного портфолио – “ делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта, корректируй сам себя”. Это раскрывает главное отличие инновационной педагогической технологии от традиционного метода обучения, одним из принципов которого является: “ делай, как я, делай лучше, чем я”.
Технология по созданию учебного портфолио реализует следующие принципы:
- равенство всех участников обучения: преподаватель и студент становятся партнерами в организации учебного процесса с приоритетом самостоятельного обучения при направляющей функции преподавателя;
- ненасильственное привлечение к процессу познания, поиску знаний с помощью создания личностной мотивации;
- отсутствие оценки, соревнования, соперничества; вместо этого в качестве стимулов – самооценка, самокоррекция, самовоспитание;
- сочетание индивидуальной и коллективной работы для создания атмосферы сотрудничества, взаимопонимания, что способствует повышению уровня коммуникативной культуры, дает реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине;
- возможность выбора материала, вида деятельности, способа предъявления результата;
- важность не столько результата творческого поиска, сколько его процесса, в котором реализуются законы проблемного обучения на основе инновационной методики.
Работа с портфолио помогает студенту критически оценить результаты своей учебно-профессиональной деятельности. Портфолио позволяет фиксировать изменения и рост студента за определенный период времени, а также обеспечивать непрерывность процесса обучения от года к году. Кроме этого, портфолио можно рассматривать в качестве модели индивидуального образовательного маршрута студента.
В процессе работы над созданием портфолио у студента формируются:
- общеучебные умения (систематизация, обобщение, сравнение, классификация и др.),
- прогностические и проектировочные умения (выбор и формулирование целей, определение последовательности и результатов деятельности, планирование, выбор способов деятельности и др.),
- организационные (умение вести деловые записи, находить необходимые данные, использовать различные способы работы с информацией и её источниками и т.п.) и др.
Помимо накопительной функции, портфолио выполняет модельную функцию:
- отражает динамику развития студента, результатов его самореализации;
- демонстрирует стиль учения, свойственный студенту, показывает особенности его общей культуры и отдельных сторон интеллекта;
- помогает студенту проводить рефлексию собственной учебной работы;
- служит формой обсуждения и. самооценки результатов работы студента на семинаре, зачете и экзамене;
- помогает студенту самостоятельно установить связи между усвоенными ранее и новыми знаниями.
Таким образом, портфолио можно рассматривать в качестве модели индивидуального образовательного маршрута, при котором происходит замена контроля за учебным процессом со стороны преподавателя, контролем со стороны обучающегося. Преподаватель фиксирует правила учебного процесса, студенты сами в рамках этих правил контролируют и то, как они осуществляют обучение, и то, как идет учебный процесс.
В педагогической литературе портфолио определяют как целенаправленное собрание работ обучающихся, которые показывают усилия учащегося, студента, его развитие и достижения в одной или нескольких областях учебного плана. Портфолио может представлять собой как набор документов, фиксирующих профессиональное развитие (дипломы, сертификаты, справки, грамоты, характеристики, рекомендации и др.), так и наиболее удачные методические разработки. Портфолио – в широком смысле слова – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося за определённый период его обучения. Это способ аутентичный, индивидуализированный, ориентированный на процесс самооценивания. В нашем случае портфолио – это рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретённый опыт и достижения студентов в изучении курса “Педагогика”. Конечная цель учебного портфолио – свидетельство прогресса по результатам, по приложенным усилиям, по материализованным продуктам учебно-познавательной деятельности, основной смысл которой – “показать всё, на что ты способен”.
Исследователями (С.В. Кривых, Г.Н. Шорниковой, Федотовой Е.Е. и др.) выделяются различные типы учебных портфолио. Типы создаваемых портфолио – рефлексивный, проблемно-исследовательский, тематический.
Рефлексивное портфолио раскрывает динамику личностного развития студента, помогает отследить результативность его деятельности как в количественном, так и в качественном плане. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы.
Проблемно-исследовательский тип связан с написанием реферата, курсовой работы, подготовкой к выступлению на конференции. Он представляет собой набор материала по определенной рубрике.
Тематическое портфолио создается в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса.
Каково содержательное наполнение портфолио?
В портфолио могут входить: домашние работы, результаты проверочных и контрольных работ, тестов, результаты групповой работы, в том числе черновики и схемы; алгоритмы решения ситуационных задач, выполнения практических работ по учебной дисциплине; проекты; письменные творческие работы; краткие записи, связанные с ходом выполнения письменных работ: фотографии; “график-органайзеры”: схемы, таблицы, графики, диаграммы, гистограммы и т. п.; анкеты и результаты их обработки; отчеты об интервьюировании кого-либо; вопросы, возникающие в ходе работы; листы, дневники наблюдений; рефлексия общих особенностей своего учения; самооценка; письма преподавателю / члену своей семьи / одногруппнику и т. д., связанные с содержанием портфолио или процессом работы над ним; постановка и обоснование целей будущего обучения /исследования; краткие записи докладов, выступлений, ответов и т.п. по теме портфолио: компьютерные программы; описание лабораторных работ и экспериментов; образцы изобразительного творчества; грамоты, сертификаты, справки и другие свидетельства определенных достижений студента и т. д.
Мы предлагаем студентам работать с показательным портфолио. Этот тип портфолио включает лучшие методические разработки студентов, отобранные как ими самими, так и преподавателем, методистами. В портфолио включается только законченная работа. Кроме того, портфолио может содержать и включать фотографии, видеозаписи и электронные отчеты студентов по завершенной работе. Показательный портфолио может включать итоговый самоотчет по педагогической практике, рефлексивные анализы, может содержать программу личностного роста. Показательные портфолио отражают спрогнозированные результаты студентов и оценки работ студентов учителями, методистами, возможны отзывы родителей и учеников.
В процессе разработки портфолио мы придерживаемся трех этапов.
Первый этап – этап организации. Студенты осмысливают цель портфолио и его статуса как средства контроля и оценки их собственного развития. На этом этапе преподаватель, методист объясняет, как можно организовать и представить результаты собственной деятельности в процессе изучения учебной дисциплины, на педагогической практике, смысл и назначение портфолио и т.п.
На втором этапе происходит составление портфолио. Студенты собирают значимые материалы, отражающие их образовательный опыт, другие документы (грамоты, свидетельства, характеристики и др.).
На третьем этапе происходит осмысливание. Эти размышления могут быть отображены в виде эссе-рассуждений, других форм, проявляющихся после обдумывания как педагогической практики в целом, так и отдельных ее этапов – проведение пробных и контрольных уроков по физической культуре, проведение родительского собрания, подготовка детей к празднику, организация с воспитанниками коллективных творческих дел.
Предлагается следующая примерная структура портфолио:
– титульный лист;
– раздел I: “Самопрезентация” включает информацию студента о себе (фотография, рефлексия своей жизни и планы на будущее); отражение взглядов на педагогическую профессию – обозначенную будущим учителем самостоятельно, педагогическую миссию (как студент видит себя в профессии; что он как учитель может дать для развития учеников; чему он может научиться у учеников и т.д.); педагогическое кредо.
– раздел II: “Мои достижения в изучении учебной дисциплины “Педагогика” или “Тематическое портфолио”
В раздел помещаются творческие продукты в виде лучших конспектов-лекций, тематических методических разработок, рефератов, проектных и исследовательских работ, электронных презентаций (включает анализ достигнутых собственных целей и целей, которые были поставлены преподавателем педагогики при изучении учебной дисциплины).
Данный раздел можно использовать как “методическую копилку” будущего педагога в сфере физической культуры и спорта. Тематическое портфолио создаётся в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса.
– раздел III: “Мои достижения в практике”
В раздел помещаются творческие продукты в виде лучших методических разработок уроков, бесед воспитательной направленности; электронная презентация – отчет по практике (включает анализ достигнутых собственных целей и целей, которые были поставлены методистом перед выходом на практику).
– раздел IV: “Отзывы и рекомендации”
В этом разделе содержатся различные виды рефлексивного анализа каждого вида практики (краткосрочные и долгосрочные цели; список использованных собственных возможностей; картограмма личных успехов; правила управления собственным успехом в педагогической деятельности).
Сюда же включаются характеристики отношения студента к различным видам практики. Такие характеристики могут быть представлены в виде отзывов и рекомендательных писем от учителей, методистов, благодарственных писем из различных образовательных учреждений. Сводная итоговая ведомость портфолио, где указывается качественная оценка творческих работ и самоотчетов о педагогической практике.
В педагогике существуют разные подходы к оцениванию портфолио. Большая часть авторов (Федотова Е.Е., Новикова Т.Г., Прутченков А.С. и др.) соглашается с тем, что процесс оценивания зависит, прежде всего, от того, с какой целью разрабатывался портфолио, для нас основным критерием выступает его полезность.
Особого внимания требует механизм оценки портфолио, который может быть реализован следующим образом:
- оцениваются только процесс и характер работы над портфолио;
- оцениваются по заданным критериям только отдельные части портфолио (например, обязательные рубрики);
- оцениваются все рубрики, общая оценка выводится как среднее арифметическое;
- оценивается окончательный вариант портфолио по заранее определенным критериям;
- оценивается не только сам портфолио, но и качество его презентации;
- портфолио не оценивается, а студент выбирает
отдельные части для пре-
зентации на итоговом занятии, что является допуском к зачету или экзамену.
Критерии оценивания, как правило, определяются совместно со студентами, но могут быть предложены преподавателем. Набор критериев зависит от особенностей дисциплины, целей ее освоения, условий обучения и т. д.
Таким образом, процесс создания портфолио не только демонстрирует усилия студента и его прогресс или достижения в конкретном виде практики, но и помогает будущему педагогу в развитии способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять ее с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать, усовершенствовать свои умения.
Сущность современного образовательного процесса заключается не только в том, чтобы дать знания, умения и навыки подрастающему поколению, развивать у них мышление, но и в том, чтобы обучать их формам, методам, средствам самостоятельного добывания знаний. Формирование у студентов умений самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке информации – одно из направлений совершенствования качества подготовки специалистов.