I. Пояснительная записка
1. Концептуальная часть программы
Как бы стремительно не развивалось производство, технологии обработки материалов, изделия, созданные руками мастера всегда будут привлекать внимание и не только специалистов. Каждый человек стремится создать вокруг себя такое пространство, в котором ему уютно и комфортно. Как сделать подарок близкому человеку, чем удивить окружающих, когда уже удивить сложно? Народные промыслы в сочетании с фантазией и современными идеями – вот в чем основная идея данной программы.
Кустарные промыслы в России имели обширное распространение и давали значительный заработок населению. Занимаясь в творческом объединении, дети и подростки профессионально самоопределяются, получают возможность более легкой адаптации и самореализации в обществе.
История ремесел огромна. Еще много можно почерпнуть из народной памяти. То, что мы видим в музеях, – лишь малая часть материальной культуры предков. Но даже эта малая частичка дает представление о том, как жили наши предки, как умело работали с природными материалами, как бережно относились к природе. Любая частичка природы способна принести радость творчества и пользу.
Все начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Изобразительное искусство, пластика, художественное конструирование, поделки из природного материала – наиболее эмоциональные сферы деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.
В крестьянских семьях приемы традиционного ремесла передавались из рук в руки, от старших – к детям в процессе непосредственного наблюдения и показа. В настоящее время в условиях городской цивилизации такая преемственность прервалась. В какой-то мере сохранить традиции, восстановить недостающее звено в цепи преемственности ремесленного и художественного опыта, а так же способствовать решению вопросов гармонического развития и творческой самореализации детей, призвана данная программа.
Открытие в себе неповторимых индивидуальных способностей, талантов поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими. Это становится возможным в условиях творческого объединения.
Программа знакомит с декоративным творчеством – неиссякаемым источником мудрости и красоты, а именно такими его разделами, как аппликация и плетение из соломки, лепка, оригами, что способствует сохранению традиций преемственности, развитию и обогащению духовного мира, художественного вкуса ребенка.
2. Характеристика обучающихся детей по курсу
В группу первого года обучения принимаются дети от 7 лет. Никакие особые условия при приеме детей не ставятся.
Второй год обучения рассчитан на детей, прошедших курс первого года обучения, т.е. в возрасте 8-9 лет и старше.
Численность в группах обычно от 10 до 15 человек. Группы состоят из мальчиков и девочек разного возраста, с разным уровнем способностей. Занятия строятся с учетом скорости освоения детьми специальных навыков и умений, по принципу сотрудничества и сотворчества. Проводится индивидуальная работа с каждым ребенком, старшие могут помочь младшим.
3. Цели и задачи образовательного процесса
Цель программы – создание условий для творческого и нравственного развития детей; развитие мотивации личности каждого ребенка к познанию и творчеству посредством освоения техники обработки природного материала.
Задачи первого года обучения
Образовательные:
- Формирование специальных знаний (материаловедение, терминология, инструменты и приспособления, техника безопасности, чтение технологической карты).
- Приобретение технических знаний, умений и навыков (заготовка и хранение материала, подготовка материала к работе, умение пользоваться инструментами и приспособлениями, способы наклеивания, тиснения и т.д.).
Воспитательные:
- Формирование любви и уважения к народному искусству, к родной природе.
- Воспитание внимательности, аккуратности, бережливости, целеустремленности.
- Воспитание стремления к разумной организации своего свободного времени.
Развивающие:
- Формирование художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения.
- Обогащение визуального опыта детей через посещение выставок, музеев, выходы на природу, встречи с интересными людьми.
- Раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого ребенка.
Задачи второго года обучения
Образовательные:
- Освоение более сложных приемов работы (плетение, изготовление кукол и др.).
- Формирование знаний и умений самостоятельно составлять эскиз, подбирать материал, изготавливать изделие, пользуясь схемами и техническими рисунками, придавать изделию законченный вид (оформление в рамку, декорирование деталями и т.д.).
Воспитательные:
- Формирование культуры общения и культуры поведения в обществе.
- Воспитание добросовестного отношения к труду, аккуратности в работе, экономности и бережливости.
- Приобщение детей к бережному сохранению и продолжению традиций своего народа.
Развивающие:
- Развитие познавательной и творческой активности, фантазии, образного и логического мышления.
- Раскрытие творческих способностей детей.
4. Продолжительность освоения образовательной программы
Программа рассчитана на 2 года обучения и может являться частью комплексной программы “Истоки”
1 год обучения – 144 часа (2 раза в неделю по 2 часа)
2 год обучения – 216 часов (2 раза в неделю по 3 часа)
5. Формы и методы проведения занятий
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
- Репродуктивный (воспроизводящий);
- Иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
- Проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);
- Частично-поисковый (в форме игры, конкурса);
- Исследовательский (особенно на втором году обучения, когда предполагается расширение и углубление знаний и умений);
- Беседы, диалоги;
- Эвристический (дети сами формируют проблему и ищут способы ее решения).
Формы проведения занятий:
- Коллективное творчество;
- Сотрудничество;
- Индивидуальная работа;
- Экскурсии;
- Праздники.
6. Формы подведения итогов реализации образовательной программы и критерии оценки
Один из элементов работы по программе – это отслеживание результатов.
Виды контроля:
- Беседы с детьми;
- Викторины и конкурсы;
- Контрольные работы (после изучения определенной темы);
- Мини-выставки (в помещении творческого объединения, в школе, в Доме творчества, в детском саду и т.д.);
- Участие детей в районных, городских, областных, всероссийских выставках и фестивалях.
Ожидаемые результаты
После первого года обучения дети должны:
Знать
- Способы заготовки, хранения и обработки материала;
- Основные термины: орнамент, симметрия, композиция, эскиз, роспись, объем, линия, сгиб и др.;
- Материалы и технические приемы работы с ними;
- Названия инструментов, приспособлений.
Уметь
- Пользоваться инструментами и приспособлениями;
- Подбирать выразительные средства;
- Пользоваться материалами экономно и аккуратно;
- Подбирать и составлять несложные эскизы;
- Выполнять несложные изделия по технологической карте;
- Выполнять несложные аппликации из природного материала.
После второго года обучения дети должны:
Знать
- Особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
- Разнообразие выразительных средств: цвет, свет, объем, композиция, ритм;
- Различные виды декоративного творчества;
- Различные способы плетения, тиснения, виды аппликации.
Уметь
- Пользоваться различными материалами и инструментами;
- Сознательно выбирать средства выражения своего замысла;
- Самостоятельно составлять эскиз;
- Создавать композиции в различных техниках (аппликация, плетение и т.д.);
- Решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом, технической картой;
- Проявлять творчество в создании изделий.
II. Учебно-тематический план 1-го года обучения
№ п/п | Названия разделов и тем |
Общее кол-во часов | Теория | Практика | Методическое обеспечение | Внеклассные мероприятия |
I | Вводное занятие | 2 | 2 | - | Образцы изделий, иллюстрации | |
II | Уроки мастерства | - | - | - | Финягин В.В. “Изделия из бересты” Образцы различных видов бересты |
Экскурсии на действующие выставки; в магазин сувениров, в мастерскую по бересте. |
1 | Материаловедение а) Заготовка бересты б) Хранение и обработка в) Инструменты и приспособления, техника безопасности |
6 | 2 | 4 | ||
2 | Художественная обработка бересты. Аппликация | 18 | 1 | 17 | Финягин В.В. “Изделия из
бересты” Эскизы. Разработка конкурсной развлекательной программы. Образцы изделий. |
Выставка и обсуждение лучших
работ в творческом объединении. Конкурсная программа “Ура! Зимние каникулы!” |
3 | Тиснение и выскабливание (гравировка) по бересте | 16 | 1 | 15 | ||
4 | Игрушки из бересты | 10 | 1 | 9 | ||
5 | Изделия из пластовой бересты | 8 | 1 | 7 | ||
III | Повторение пройденного материала | 8 | - | 8 | ||
IV | Золотая соломка | Федотов Г.Я. Сухие травы. Основы
художественного ремесла. Образцы. Лобачевская О.А. Плетение из соломки. |
Экскурсии во Дворец творчества на постоянную экспозицию, на действующие выставки | |||
1 | Материаловедение а) Заготовка, хранение и подготовка материала к работе. б) Инструменты, дополнительные материалы, техника безопасности |
6 | 2 | 4 | ||
2 | Аппликация из соломки | 32 | 1 | 31 | Методические рекомендации
“Аппликация из соломки” Образцы изделий, рисунков |
Участие в выставках (районных, городских, областных) |
3 | Соломенные пауки | 12 | 1 | 11 | ||
4 | Игрушки и украшения | 16 | 1 | 15 | ||
V | Повторение пройденного материала | 8 | - | 8 | Экскурсии на природу | |
VI | Итоговое занятие | 2 | 2 | - | Подведение итогов, выставка лучших работ | |
Всего часов | 144 | 15 | 129 |
III. Содержание занятий 1-го года обучения
Вводное занятие
Знакомство с детьми. Правила поведения в творческом объединении. Режим работы. Основные темы 1-го года обучения.
Уроки мастерства
Часть программы, посвященная работе с берестой. Включает в себя пять разделов. Техника безопасности. Инструменты и приспособления. Контрольная работа.
Материаловедение
Знакомство с берестой, ее внешними и техническими качествами, способами заготовки, хранения, обработки, а так же с различными инструментами и приспособлениями, используемыми при работе с берестой. Инструктаж по технике безопасности.
Художественная обработка бересты. Аппликация
Виды художественной обработки бересты. Виды аппликации. Дополнительные материалы для изготовления аппликаций (фанера, клей ПВА, клей типа “Момент”). Изготовление аппликаций.
Тиснение и выскабливание (гравировка) по бересте
Знакомство с тиснением и гравировкой. Выполнение детьми нескольких работ: брелок для ключей, украшения для девочек, рамка для фото, небольшого панно типа “Домик в деревне”.
Игрушки из бересты
Изготовление несложных игрушек из полос бересты. Изготовление оберегов: “Колоток”, “Шаркун”; головоломок. Знакомство с историей этих изделий. Обрядовые изделия.
Изделия из пластовой бересты
Береста – материал универсальный. Показать многогранность бересты. Изготовление из бересты разнообразных и нужных для похода вещей: черпачок для воды, сухие стельки в промокшую обувь, коробок, козырек от солнца и многое другое.
Повторение пройденного материала
Коллективная работа. Изготовление панно на основе полученных знаний по теме “Береста”. Составление и разгадывание кроссвордов.
Золотая соломка
Техника работы с соломкой. Включает в себя четыре раздела. Контрольная коллективная работа.
Материаловедение
Знакомство с соломкой. Способы ее обработки. Виды соломки. Инструменты, приспособления при работе с соломкой. Техника безопасности.
Аппликация из соломки
Историческая справка. Виды аппликации из соломки: плоская, объемная, инкрустация и др. Способы их изготовления.
Соломенные пауки
Разновидность праздничного украшения крестьянской избы – подвесные декоративные конструкции – пауки. Декоративное оформление соломенных “пауков”.
Игрушки и украшения
Приемы изготовления традиционных народных украшений (кольцо, бусины разной формы). Изготовление разнообразных сувениров, поделок, елочных игрушек.
Повторение пройденного материала
Коллективное изготовление аппликации с элементами объема из соломки. Индивидуальная работа с детьми-участниками выставок ДПИ.
Итоговое занятие
Подведение итогов года. Выставка лучших работ в творческом объединении. Чествование ребят, принявших участие в выставках.
IV. Учебно-тематический план 2-го года обучения
№ п/п |
Названия разделов и тем |
Общее кол-во часов | Теория | Практика | Методическое обеспечение | Внеклассные мероприятия |
I | Вводное занятие | 3 | 3 | - | Образцы изделий, иллюстрации | |
II | Берестяное царство | Образцы, иллюстрации, фото, книги,
эскизы. Финягин В.В. “Изделия из бересты”. Лазарева А.В. “Плетение лозой, берестой” Федотов Г.Я. “Сухие травы” |
Посещение выставок, экскурсии на природу | |||
1 | Повторение теории | 3 | 3 | - | ||
2 | Тиснение и выскабливание (гравировка) по бересте | 12 | 1 | 11 | ||
3 | Резьба, прорезная резьба | 12 | 1 | 11 | ||
4 | Плетение берестой | 12 | 1 | 11 | ||
5 | Цветы и сувениры из бересты | 12 | 1 | 11 | ||
III | Повторение пройденного материала | 9 | - | 9 | ||
IV | Учимся у народных мастеров | Образцы, технологические карты,
эскизы. Финягин В.В. “Изделия из бересты”. |
||||
1 | Технология изготовления туесов | 42 | 2 | 40 | ||
2 | Роспись по бересте | 9 | 1 | 8 | ||
V | Повторение пройденного материала | 3 | 3 | - | Выставка и обсуждение работ | |
VI | Страна соломки | |||||
1 | Подготовка материала к работе | 3 | - | 3 | Образцы, эскизы, технологические
карты, методические разработки: “Аппликация из
соломки” “Плетение бус из соломки” Лобачевская О.А. “Плетение из соломки” |
Экскурсии на действующие выставки. Участие в районных, городских, областных выставках. Экскурсии на природу. |
2 | Объемные аппликации из соломки | 15 | 2 | 13 | ||
3 | Соломенные плетенки | 15 | 1 | 14 | ||
4 | Соломенная пластика | 48 | 2 | 46 | ||
VII | Повторение пройденного материала | 15 | - | 15 | ||
VIII | Итоговое занятие | 3 | 3 | - | Подведение итогов. Выставка работ. | |
Всего часов | 216 | 24 | 192 |
V. Содержание занятий 2-го года обучения
Вводное занятие
Основные темы 2-го года обучения. Режим работы. Техника безопасности.
Берестяное царство
Работа с берестой. Состоит из пяти тем.
Повторение теории
Повторение с детьми техники безопасности при работе с берестой. Способы обработки. Основные термины, используемые при изучении темы. Загадки, ребусы, кроссворды, викторина.
Тиснение и выскабливание (гравировка) по бересте
Выполнение небольшой гравюры, используя для этого все выразительные средства (фактуру бересты, линию, цвет, игру света и т.д.).
Резьба, прорезная резьба
Знакомство с новым видом обработки бересты. Из истории обработки бересты.
Плетение берестой
Еще один древний способ работы с берестой. Историческая ценность. Художественная выразительность данной техники.
Цветы и сувениры из бересты
Изготовление поделок, сувениров.
Повторение пройденного материала
Изготовление коллективной работы.
Учимся у народных мастеров
Раздел посвящен изготовлению туесов, одному из самых трудоемких видов обработки бересты, и росписи по бересте.
Повторение пройденного материала
Итоговое занятие по теме “Береста”. Выставка лучших работ в творческом объединении.
Страна соломки
Часть программы, посвященная работе с соломкой, содержит 4 раздела и контрольную коллективную работу.
Объемные аппликации из соломки
Изготовление аппликаций. Порядок работы. Эскиз. Подбор и подготовка материала. Работа в материале. Декорирование и оформление работы.
Соломенные плетенки
Освоение нового вида работы – плетение из соломки. Виды плетения. Отработка навыков плетения. Изготовление несложных изделий из плетенок – браслеты, блюда, мелкие игрушки.
Соломенная пластика
Изготовление кукол – древнейший вид искусства. Способы изготовления кукол, декорирование их соломенными плетенками, создание композиций из кукол.
Повторение пройденного материала
Коллективное изготовление куклы. Изготовление поделок для участия в выставках.
Итоговое занятие
Подведение итогов года. Выставка лучших работ. Чествование особенно отличившихся в течение года ребят.
III. Учебно-материальная база
Материальное обеспечение, необходимое для успешного проведения занятий:
- Столы и необходимое количество стульев;
- Полки для хранения материалов;
- Шкафы для хранения инструментов, литературы, иллюстраций, эскизов и образцов;
- Стол для глажения;
- Электроплитка;
- Утюги (2-3 шт.);
- Большая емкость (ванна, таз) для замачивания материала;
- Стенды для размещения образцов, схем и проведения выставок;
- Вентиляция;
- Хорошее освещение (естественное и верхнее);
- Кладовая для хранения материала (бересты, соломы);
- Раковина и вода для мытья рук.
Инструменты и материалы:
- Ножницы;
- Тупые и острые ножи (резаки);
- Шило;
- Каточек;
- Пробойник;
- Ленторез;
- Молоток;
- Скрепки, проволока, гвозди, прочные нитки;
- Штампики, сечки для пробивания отверстий;
- Бумага (калька, рисовальная, картон для шаблонов);
- Фломастеры, простые карандаши, ластики;
- Клей ПВА, клей типа “Момент”, “Титан”;
- Линейки, треугольники, циркуль;
- Тряпки для удаления излишков клея;
- Кусок толстой резины для пробивания отверстий;
- Маленькие ножницы;
- Пинцет;
- Скальпель.
Методическое обеспечение:
- Иллюстративный материал;
- Книги;
- Технологические карты.
IV. Словарь терминов
- Инкрустация – украшение поверхности (деревянной) изделия элементами из соломки.
- Коточик – металлический выгнутый стержень с плоской поверхностью с удобной деревянной ручкой для проделывания проходов между ленточками во время плетения.
- Ленторез – служит для приготовления берестяных лент разной ширины, состоит из двух деревянных пластин и металлического лезвия.
- Междоузлие (коленце) – часть ствола злаков между узлами.
- Нож-косяк – нож с длинной рукояткой и острым коротким лезвием.
- Пресс – тяжесть, груз для прижимания склеиваемых деталей.
- Пробойник – инструмент из стальной трубки для выбивания одинаковых элементов из соломы, бересты.
- Плетежок (плетенка) – косичка, плетеная тесемка из соломы.
- Сбежистость – постепенное уменьшение толщины ствола к вершине.
- Узел – утолщение на стволе злаков.
- Шаблон – готовый образец, по которому изготавливают изделие.
- Штампик – инструмент из древесины, трубочек, один из торцов которых имеет форму одного из элемента орнамента (цветок, квадрат, круг и др.) и ударом молотка делают оттиск на бересте.
Список литературы
- Геллер Е. Игры на переменах для школьников [Текст]/Е.Геллер, М.Геллер. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1985.
- Лазарева А.В. Плетение лозой, берестой, соломой, рогозом [Текст]/А.В.Лазарева. – М.: Аделант, 2000.
- Лобачевская О.А. Плетение из соломки [Текст]/О.А.Лобачевская. – Минск: Культура и традиции, 2000.
- Федотов Г.Я. Сухие травы. Основы художественного ремесла [Текст]/Г.Я.Федотов. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
- Финягин В.В. Изделия из бересты [Текст]/В.В.Финягин. – М.: АСТ Астрель, 2001.
- Фитч Б. Дизайн и декор из соломки: плетение, вышивка, аппликация [Текст]/Б.Фитч. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
Литература для обучающихся
- Нагибина М.И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры [Текст]/М.И.Нагибина. – Ярославль: Академия развития, 2000.
- Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры [Текст]/М.И.Нагибина. – Ярославль: Академия развития, 2000.
- Некрылова А.Ф. Круглый год. Русский земледельческий календарь [Текст]/А.Ф.Некрылова. – М.: Правда, 1989.
- Сидоренко В.И. Игрушки своими руками [Текст]/В.И.Сидоренко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
- Черныш И.В. Поделки из природного материала [Текст]/И.В.Черныш. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000.
- Чибрикова О.Н. Нескучный дом [Текст]/О.Н.Чибрикова. – М.: Эксмо, 2007.