Проект "Проще простого"

Разделы: Физика


“Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю!”, - воскликнул древнегреческий ученый Архимед, восхищенный открытым им правилом рычага. Небольшой абзац в учебнике для 7 класса при изучении темы “Простые механизмы” может остаться почти незамеченным школьниками, а может стать предметом горячих споров и стимулом к их личностно-ориентированной познавательной деятельности.

Класс делится на противников и сторонников Архимеда. Начинается совместный поиск научной информации, подтверждающей или опровергающей выдвинутую гипотезу: “Архимед прав в своем утверждении”.

Поставленная перед учениками учебная задача преобразуется из цели в средство: школьники учатся формулировать гипотезу, устанавливать связь и функциональную зависимость явлений, пользуясь математикой, строить модели исследуемых явлений, делать логические выводы, осуществлять первые шаги к научному предвидению.

Противники Архимеда приводят математические доказательства, опровергающие справедливость первоначально выдвинутой гипотезы. Они приходят к выводу, что за всю свою долгую жизнь Архимед, напирая на рычаг, не поднял бы Землю даже на толщину тончайшего волоса.

Сторонники изучают жизнь и научную деятельность древнегреческого механика, математика, астронома, изобретателя Архимеда из Сиракуз, которому приписывается до 40 открытий в области практической механики. Прав ли был Архимед, уверенный в неограниченной силе рычага? Современный уровень развития науки и техники не позволяет дать однозначного ответа на этот вопрос. Вероятно, гениальный ученый, на несколько столетий опережающий свое время, в легендарном восклицании выразил уверенность в неограниченных возможностях науки. Достаточно лишь мельком взглянуть даже на известную часть открытий и изобретений Архимеда, чтобы понять, во что мог превратиться наш мир, если бы высокие технологии усваивались в античности так же быстро, как и сегодня. Наука вечна в своем развитии.

Так постепенно, очень непросто рождается проект под названием “Проще простого”.

Развитие коммуникативных навыков учащихся через организацию групповой деятельности, приобщение к методам научного исследования, формирование критичности и доказательности мышления, интеграция знаний, осмысление собственного опыта – вот неполный перечень задач, решаемых в процессе активной, мотивированной, целеустремленной познавательной деятельности школьников.

Изучение жизни и деятельности Архимеда представляет благодатный материал для воспитания у школьников уважения к культурным традициям и научным достижениям других народов. Бесконечная преданность науке, трудолюбие до одержимости, бескорыстие, понимание своей ответственности перед обществом – такие качества личности ученого побуждают к самовоспитанию. Л.С.Выготский писал: “Организация “внутреннего диалога” ученика с ученым побуждает его обратить внимание на самого себя, задуматься над вопросами, касающимися своей собственной личности, поведения, отношения к познанию окружающей действительности”.

Презентация исследовательского проекта “Проще простого” см. в Приложении 1.