Цель: познакомить детей с инструментами оркестра русских народных инструментов.
Задачи:
- Привить любовь к своей культуре ,истории на примере прослушивания русской народной песни-пляски “Камаринская”
- Развивать творческие способности на примере импровизации танцевальных движений под музыку русской пляски и имитации игры на музыкальных инструментах во время прослушивания “ Во поле береза стояла”, на примере сочинения музыкальной импровизации колыбельной на народный текст.
- Развить память, вокальные певческие навыки при разучивании и исполнении песни
Оборудование: запись народных песен, показ народных инструментов :баян, балалайка, ложки, бубен, трещотки, карточки с ритмическим рисунком, использование ТСО.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель. Сегодня на уроке мы совершим экскурсию в мир музыкальных инструментов.
(Поведение на экскурсии.)
Учитель. Поможет нам провести экскурсию экскурсовод Петрушка
Петрушкой я зовусь не зря,
Колпак мой разноцветный
Я очень рад увидеть вас ребята
Итак, в прекрасное вперед
Там чудо красоты живет
Должны вы многое узнать
Все видеть и запоминать
Петрушка. Представляете ребята издавна люди объединялись и исполняли музыку вместе на разных музыкальных инструментах. Так постепенно стали возникать оркестры. И сегодня речь пойдет об оркестре народных инструментов.
Первый оркестр русских народных инструментов возник в ХIХ веке. В 1888 голу свой первый концерт дал – клуб ансамбль любителей игры на балалайках под руководством известного музыканта и энтузиаста своего дела В.В.Андреева
Учитель. Сейчас вы услышите фрагмент русской народной песни – пляски “Камаринская” постарайтесь определить, какой инструмент исполняет главную мелодию.
Дети. Это народный музыкальный инструмент – Балалайка.
Учитель. Петрушка, а мы с ребятами знаем загадку музыкальную.
– Кто----та—ка---я от---га---дай—ка, Э—то на---ша? Ба—ла—лай—ка.
Петрушка. Балалайка появилась на Руси давно. Сделана балалайка из дерева, музыкант кистью руки ударяет по струнам, и мы слышим звонкий и певучий голос балалайки. Называют этот инструмент струнным щипковым,а музыканта балалаечником. В деревнях и селах балалайки делали народные мастера – самоучки. Хорошо пели деревенские парни и девушки, но еще лучше звучала песня, если ее подыгрывали на балалайке.
Учитель. А сейчас вы прослушайте всю песню пляску
На доске слова с прилагательными, характеризующими музыку: быстрая, медленная, танцевальная, напевная, зажигательная и т.д. Выберите их.
Дети выбирают прилагательные, которые подходят, по их мнению к данной пьесе. Затем коллективно обсуждают выбранные варианты и сходятся во мнении, что к данной пьесе подойдут такие характеристики, как быстрая, танцевальная, напевная, зажигательная.
2. Слушание русской народной песни “Камаринская”
Учитель Действительно, музыка многих народных песен носит веселый танцевальный характер. Слушая такую пьесу, ноги сами просятся в пляс. А мы с вами на предыдущих уроках имитировали движения игры на балалайке. Давайте, еще раз исполним эти движения под вашу любимую песню “ Балалайка”.
3. Имитация движений под музыкальное произведение “Балалайка”
Петрушка. Какие молодцы. Хорошо двигались под музыку. А теперь продолжим нашу экскурсию.
В оркестре русских народных инструментов музыканты играют не только на балалайках, есть баяны, рожки, домры, бубен, трещотки и ложки.
А знаете, что название баян инструмент получил в честь певца. В очень давние времена при дворе русского князя жил певец. Он складывал (сочинял) свои песни и так их хорошо пел, что слава пошла по всей русской земле. Звали певца Баяном. В честь него и назвали русский народный инструмент баян. Музыканта, играющего на баяне, называют баянистом. Гармонь и баян – похожие друг на друга инструменты. Гармонь – более простой инструмент, баян – усовершенствованный вид гармони. Редкая песня обходилась без пляски. Ну, и когда начинались пляски, без баяна и гармони и вовсе обойтись было нельзя.
Один из древнейших инструментов, известных людям, – бубен. Он был широко распространен среди северных народов – эвенков, якутов, ненцев. Этот инструмент использовали шаманы во время ритуальных танцев. Культовые бубны отличаются большими размерами, железными погремушками. Во время игры исполнитель колотушкой или рукой ударял по мембране.
Следующий инструмент трещотка. Трещотка – ударный инструмент, состоит из связки деревянных пластин (до 20 штук), нанизанных на два шнура. Чтобы пластинки не прикасались одна к другой, между ними сделаны деревянные прокладки. При игре трещотку растягивают веером за концы ремешков, двигают руками, заставляют пластинки ударяться друг о друге то одновременно, то порознь. Сейчас входят в состав народных инструментов.
А еще в оркестре народных инструментов есть деревянные ложки, на которых тоже играют мастера – музыканты. Послушайте стихотворение А. Лагунова, которое называется “Два чудесных расписных”:
Была березовая чурка,
Валялась, где лежат дрова.
Потом из чурки вышло чудо,
Точнее не одно, а два
Два чуда –
Две чудесных ложки!
Округлых, звонких расписных!
Чечетку даже без гармошки,
Я так отплясывал под них!
Учитель. Вспомните, в какой русской народной песне повествуется о том, как из одного дерева изготовили несколько музыкальных инструментов?
Дети. Это русская народная песня “ Во поле береза стояла”
Учитель. Послушайте эту песню в исполнении оркестра русских народных инструментов. Во время прослушивания можете сопровождать звучание музыки движениями: мальчики имитируют игру на баяне (как бы разводят руками меха), а девочки подражают игре на балалайках. Каждая группа вступает тогда, когда слышит звучание “своих” инструментов. При звучания оркестра в целом “ играют” все ребята.
4. Слушание и импровизация движений под музыку русской народной песни “Во поле береза стояла”
Учитель. У вас получилось замечательная импровизация. Действительно, в какой-то момент показалось, что вы являетесь музыкантами оркестра народных инструментов.
Учитель. А сейчас прозвучит русская народная песня “ Калинка” в исполнении вашей однокласснице Колбеко Насти
Учитель. Поблагодарим Настю
Учитель. На прошлом уроке мы с вами разучили песню “ Как на тоненький ледок”. А сейчас мы с вами ее исполним сопровождая музыкальными инструментами.
5. Исполнение русской народной песни “Как на тоненький ледок”
Учитель.
Пока пели и плясали,
День закончился,
И вот в небе звезды замерцали,
Месяц над рекой плывет.
А какие народные песни исполняются в вечернее время суток?
Дети. Вечером обычно поются колыбельные песни
Учитель. Попробуем сами сочинить колыбельную песню на народный текст, на известные вам звуки “зо”, “ ви”, “ мо”.
Баю, баю, бай.
Поскорее засыпай
– Для начала нужно определиться ,какой должна быть мелодия колыбельной?
Дети. Мелодия колыбельной должна быть ласковой, небыстрой, негромкой
Учитель. Как нужно исполнять колыбельную?
Дети. Колыбельные исполняются мягко, напевно, убаюкивающее.
Учитель. Посмотрите, на карточках записана первая строка из колыбельной. Подумайте , почему под словами нарисованы палочки разного размера?
Дети. Маленькие обозначают короткие длительности, а большие – длинные длительности.
Учитель. Прохлопаем ритм первой строки.
Дети выполняют задание.
Учитель. А сейчас, вы, придумайте ритм для второй строчки и мелодию для обеих строк используя звуки “зо”, “ви”, “мо”.
6. Сочинение-импровизация мелодии “Колыбельная”
Учитель.
Все сегодня отличились,
Каждый, каждый – молодец.
А теперь пора прощаться,
Уроку наступил конец.
7. Подведение итогов урока
Учитель. Итак, какое у вас сегодня настроение после урока, если хорошее, то вы поднимите руки вверх, если плохое опустите головы вниз.
– Я сегодня узнал(а) на уроке .
Учитель. С инструментами, какого оркестра мы познакомились?
Дети. Мы познакомились с инструментами оркестра русских народных инструментов.
Учитель. Какие инструменты входят в состав оркестра русских народных инструментов?
Дети. В оркестр русских народных инструментов входят баяны, гармошки, балалайки, трещотки, ложки, домры, бубны, гусли.
Учитель. Молодцы! Вы отлично поработали на уроке! На следующем уроке мы продолжим экскурсию. Спасибо за урок!