Обучение в учреждениях дополнительного образования детей, таких как детская школа искусств, дом детского творчества, художественная школа направлено, прежде всего, на развитие эмоционально-чувственного мира ребенка, его творческих способностей, на формирование интереса к миру искусства, на ознакомление и обучение основам различных видов искусств.
Занятия изобразительным искусством в художественной школе или в школе искусств отличаются от занятий в общеобразовательной школе. Следует отметить, что сама атмосфера урока предполагает более свободную организацию деятельности детей. Во время занятий дети могут общаться между собой, перемещаться по мастерской или классу, находя наиболее выгодную точку зрения или рассматривая натурную постановку для изображения, для некоторых заданий ребята сами выбирают предметы и составляют из них композиции. Все это позволяет учащимся быть более раскрепощенными, свободными в своих замыслах. С первых же уроков ребенок понимает, что очень многое в конечном результате деятельности зависит от него самого, от его умения сконцентрироваться на работе. Для 10-11-летних ребят, которые поступают в 1 класс школы искусств, важен уже не только сам процесс изобразительной деятельности, но и ее результат, который во многом зависит и от способностей учащегося, и от мастерства учителя.
Одной из главных задач преподавателя дополнительного образования в области изобразительного искусства является пробуждение интереса к творческой деятельности. Именно в творчестве дети могут выразить свои мысли, чувства и представления об окружающем мире, а занятия изобразительным искусством - это и есть творчество в чистом виде. Обучение изобразительному искусству включает в себя не только освоение практических навыков, но и развитие художественного вкуса, умения воспринимать и эстетически оценивать окружающий мир. Неотъемлемой частью занятий является знакомство с произведениями величайших художников, архитекторов, скульпторов, а также с произведениями мастеров народных промыслов, знакомство с историей изобразительного искусства, его видами, направлениями, стилями. Занятия рисунком, живописью, композицией и скульптурой в основном связаны с практической работой, во время которой дети овладевают различными художественными средствами и используют их в изобразительной деятельности. Занятия по истории искусства имеют теоретический характер, и успех данных уроков во многом зависит от того, насколько интересный, увлекательный материал смог подготовить учитель, а также от качества наглядных пособий, которыми обеспечен урок.
Сделать урок интересным, ярким, запоминающимся учителю помогает использование в своей работе компьютерных технологий. Поиск материала для сообщения на уроке в печатных изданиях эффективно сочетать с поиском нужной информации в Интернете. Интернет является также удобным средством общения, обмена опытом между учителями. Использование компьютера, проектора позволяет просматривать учебные фильмы о музеях, картинах, о художниках, а также рассматривать на большом экране репродукции картин, что производит совсем иное впечатление, чем маленькая иллюстрация в учебнике, или журнале. Разобраться в видах, жанрах, стилях и направлениях изобразительного искусства, а также систематизировать этот материал помогают презентации, в которых учитель может сформулировать основные мысли, дать опорные понятия; в виде презентации могут быть оформлены итоговые викторины по истории искусства и тестовые, контрольные задания.
Презентация в электронном виде – это форма объединения различных видов информации в одном документе, предназначенном для показа на экране монитора. Необходимо помнить, что форма представления информации в электронном виде, как и в традиционных средствах – книгах, не менее важна, чем содержание. Оформление может усилить впечатление или значительно его ухудшить. Правильно подобранные цвета и композиция помогают представить материал в наиболее выгодном свете.
Создавая презентацию для уроков изобразительного искусства необходимо придерживаться определенных требований, которые позволяют целесообразно использовать данное средство в учебном процессе:
1. Перед созданием презентации на компьютере важно определить:
- назначение презентации, ее тему;
- примерное количество слайдов (слайдов не должно быть много, иначе они будут слишком быстро меняться, и времени для записи у слушателей не останется);
- как представить информацию наиболее удачным образом;
- содержание слайдов;
- графическое оформление каждого слайда.
2. Требования к содержанию информации:
- заголовки должны привлекать внимание аудитории;
- слова и предложения - короткие;
- временная форма глаголов - одинаковая;
- минимум предлогов, наречий, прилагательных.
3. Требования к расположению информации:
- горизонтальное расположение информации;
- наиболее важная информация в центре экрана;
- комментарии к картинке располагаются внизу.
4. Объем информации и требования к содержанию:
- на одном слайде не более трех фактов, выводов, определений;
- ключевые пункты отражаются по одному на каждом отдельном слайде.
5. Требования к шрифтам:
- размер заголовка не менее 24 пунктов, остальной информации не менее 18 пунктов;
- не более двух - трех типов шрифтов в одной презентации;
- для выделения информации использовать начертание: полужирный шрифт, курсив или подчеркивание.
Необходимо использовать так называемые рубленые шрифты (например, различные варианты Arial или Tahoma), причем размер шрифта должен быть довольно крупный. Предпочтительно не пользоваться курсивом или шрифтами с засечками, так как при этом иногда восприятие текста ухудшается. В некоторых случаях лучше писать большими (заглавными) буквами (тогда можно использовать меньший размер шрифта). Иногда хорошо смотрится жирный шрифт. Важно подобрать правильное сочетание цвета для фона и шрифта. Они должны контрастировать, например, фон – светлый, а шрифт – темный, или наоборот. Первый вариант предпочтительнее, так как текст читается лучше. Можно воспользоваться уже готовыми вариантами дизайна слайдов (шаблоны оформления, макеты текста и содержимого, цветовые схемы, эффекты анимации), которые разработаны в программе Microsoft Power Point, с помощью которых создаются презентации.
Иллюстрации для презентаций можно вставлять из коллекции клипов, можно скачивать необходимые иллюстрации на сайтах Интернета, можно отсканировать из книг и журналов. Вместе с иллюстрациями в оформлении слайдов презентации эффектно выглядят и фотографии, иллюстрирующие текстовый материал.
Применение презентации на уроке изобразительно искусства предполагает разработку определенного сценария урока, учитель заранее продумывает время, которое будет отводиться для работы с каждым слайдом, объем сообщаемой информации, сведения, которые будут записываться учениками.
В представленном ниже уроке по предмету “История искусств” используется презентация, созданная в программе Microsoft Power Point. Она обобщает материал урока и используется вместе с печатными репродукциями произведений.
Тема урока: Изобразительное искусство его виды и жанры
Вид урока: Комбинированный (повторение изученного в предыдущем классе и изучение нового материала).
Цель: Обобщить знания о видах и жанрах изобразительного искусства
Задачи:
1) Повторить сведения о видах изобразительного искусства, полученные в первом классе.
2) Закрепить понятия о жанрах изобразительного искусства.
3) Рассмотреть особенности жанров изобразительного искусства.
Оборудование: компьютер, проектор, экран; презентация “История искусств”; репродукции - Ж.Б. Шарден “Натюрморт с атрибутами искусства”, К. Е. Маковский “Семейный портрет”, И.И. Левитан “Вечерний звон”.
Ход урока
1. Организационный этап, сообщение темы и целей занятия
Сегодня мы с вами поговорим о видах и жанрах искусства, рассмотрим особенности различных жанров изобразительного искусства.
2. Повторение изученного материала
В прошлом году мы с вами начали изучать предмет “История искусств” и говорили о том, что такое искусство, какое искусство называется изобразительным, а также рассматривали виды и жанры изобразительного искусства.
- Кто вспомнит и назовет виды изобразительного искусства?
- Назовите отличительные особенности видов искусства.
Посмотрите на экран (слайд 2. Презентация). На слайде вы видите схему видов искусства, которую вам нужно отразить в тетради.
- Назовите известных вам художников-живописцев, художников-графиков и скульпторов.
- Какие произведения этих авторов вы запомнили с прошлого года?
Кроме видов изобразительного искусства существуют также жанры. О жанрах мы с вами говорим и на других уроках (занятия живописью, рисунком, композицией).
- Кто вспомнит, что такое жанр? Какие существуют жанры?
- В каких жанрах мы с вами уже работали на других занятиях?
Посмотрите на экран (слайд 3). На слайде перечислены жанры изобразительного искусства, которые нужно записать в тетрадь.
Итак, мы с вами разобрались, что виды живописи зависят от того, какими художественными средствами выполняется произведение, а жанры отражают содержание картин.
3. Изучение нового материала
Деление на жанры сложилось в европейском изобразительном искусстве в XV-XVI веках и существует во всех видах искусства. Жанры, в свою очередь, также имеют разновидности.
Первый жанр, который мы рассмотрим – это натюрморт. Посмотрите на экран (слайд 4). На слайде представлены разновидности натюрморта.
Искусство натюрморта появилось в Голландии в начале XVII в. Натюрморт мог состоять из неодушевленных предметов, а также включать природные формы. Изображение прекрасного мира вещей увлекало многих художников. Одни изображали скромные натюрморты, с небольшим количеством вещей (В.К. Хеда, П. Класс), а другие изображали на огромных холстах много дичи, рыбы, цветов (Ф. Снейдерс). В русском искусстве П. Кончаловский, И. Машков, М. Сарьян, Ю. Пименов, И.Грабарь и другие создали натюрморты, раскрывающие не только красоту вещей, но и мир человека, его мысли и чувства. Мир вещей в натюрморте всегда отражает внешние приметы определенной исторической эпохи.
- К каким разновидностям натюрморта можно отнести представленные на слайде картины?
Натюрморт может представлять собой изображение даров природы, даров моря, охотничьи трофеи, атрибуты какой либо профессии (показ репродукции Ж.Б. Шардена “Натюрморт с атрибутами искусства”).
- О какой профессии рассказывает этот натюрморт?
Следующий жанр – портрет. Посмотрите на экран (слайд 5). На слайде представлены разновидности портрета.
Существует много разновидностей портрета. По характеру изображения выделяют две основные группы: камерные и парадные портреты. В парадном портрете фигура обычно изображается по колено или в полный рост (на коне), на архитектурном или пейзажном фоне (Ф.С. Рокотов “Парадный портрет Екатерины II”). В камерном портрете используется поясное, погрудное изображение, приближенное к зрителю, чаще всего на нейтральном фоне (В.Л. Боровиковский “Портрет Е.А. Нарышкиной”).
(Показ репродукции Маковского К. Е. “Семейный портрет”)
- К какой разновидности портрета относится эта картина?
На 6 слайде представлены виды пейзажа. Пейзаж - традиционный жанр станковой живописи и графики. По характеру пейзажного мотива различают сельский, городской, индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морского пейзажа - марины.
- Посмотрите на репродукции, представленные на слайде и определите, к какому виду они относятся.
Пейзаж может носить исторический, фантастический, лирический, эпический характер. Например, пейзажи И. И. Левитана часто называются “пейзажами настроения” (показ репродукции И.И. Левитана “Вечерний звон”).
- Какое настроение передает художник в этой работе?
На 7 слайде представлены работы, которые можно отнести к сюжетно-тематическому жанру. Сюжетно-тематический жанр – определение своеобразного скрещения традиционных жанров живописи (портрет, бытовой, мифологический, исторический, пейзаж и т.д.), которое способствует созданию произведений на социально значимые или философские темы, с сюжетным действием, многофигурной композицией.
- Посмотрите на представленные работы, к какому жанру их можно отнести?
Исторический жанр, один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный воссозданию событий прошлого и современности, имеющих историческое значение. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами – бытовым жанром, портретом, пейзажем, батальным жанром. Мифологический жанр - жанр изобразительного искусства, посвященный событиям и героям, о которых рассказывают мифы древних народов. Батальный жанр - жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных и морских сражений, военных походов прошлого и современности. Бытовой жанр - один из жанров изобразительного искусства, посвящённый повседневной частной и общественной жизни, обычно современной художнику.
Последний 8 слайд посвящен анималистическому жанру. Название этого жанра происходит от латинского слова “animal” - животное. Художников, которые занимаются этим жанром, называют анималистами. В книжной графике, иллюстрациях к сказкам, басням животное часто “очеловечивается”, т.е. наделяется присущими человеку чертами.
4. Итог урока
Мы с вами рассмотрели особенности жанров изобразительного искусства и их разновидности.
- Что для вас сегодня было новым на уроке? Какие произведения вам запомнились?
- С какими разновидностями жанров мы с вами уже сталкивались на других уроках во время практической работы?