Обучение маленьких иностранному языку

Разделы: Иностранные языки, Работа с дошкольниками


В соответствии с «Концепцией содержания непрерывного образования» ведущей целью обучения в детском саду должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью: любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения [1]. Это требует создания условий для проявления этих качеств, усиления гуманитарной направленности, эмоционального и социально-личностного развития ребенка. В наше время – время информации, новых технологий – особенно актуальной становится проблема обучения иностранным языкам, так как современная жизнь предполагает международное общение на всех уровнях. В связи с этим возникает множество вопросов. Обучение иностранному языку в большинстве школ начинается с 11 лет, в некоторых – с 7 лет, в то время как сенситивным периодом к усвоению иностранного языка является возраст 4-6 лет. Как соединить разрыв между сенситивным периодом и началом обучения? Как сделать так, чтобы дети легче усваивали иностранные языки? Каким образом, с помощью каких средств обучать маленьких? Чему именно мы хотим научить ребенка: владеть обиходной речью, познакомиться с культурой других стран, развить словарный запас и грамматику или научиться учить иностранный язык? Ответы на эти и другие вопросы я искала в процессе своей работы, стремясь сделать занятия иностранным языком интересными и доступными для дошкольников. Так как свою специальность я получила, учась на экспериментальном факультете, когда еще не было определенных методик обучения иностранному языку дошкольников, то моих знаний оказалось недостаточно. Мне пришлось искать свои пути, ставить опыты, экспериментировать с применением различных приемов и средств обучения, идти «наощупь» в выборе тем для изучения. В последнее время появились различные методики обучения иностранному языку дошкольников, но их авторы ставят разные цели и используют разные подходы к проблеме, поэтому приходится отбирать то, что наиболее приемлемо нашим детям, перерабатывать, приводить в соответствие со своими целями и задачами.

Основной целью обучения иностранному языку в детском саду я ставлю реализацию творческого потенциала детей к овладению иноязычной речью. Это предполагает не только и не столько усвоение слов, умение говорить на языке, сколько восприятие иноязычной речи в целом. Основными задачами для меня являются развитие творческих способностей и воображения, формирование эмоционально-образного восприятия иностранного языка, создание каждому ребенку условий для наиболее полного раскрытия его возможностей и способностей к овладению иностранным языком. Так как у детей в дошкольном возрасте формируются основы самосознания, индивидуальности, то назначением занятий, или учебно-игровой деятельности, становится систематизация, углубление и обобщение личного опыта ребенка. Обучение детей должно быть увлекательным, проблемно-игровым, обеспечивать рост самостоятельности и творчества. Ребенок не воспринимает иностранный язык иначе, как интересную игру, если игра действительно интересная. Задачи обучения второму языку в детстве служат в основном реализации целей, находящихся за пределами самого детства: воспитание европейски образованного человека, расширение знаний о мире или более общая – разностороннее развитие личности. Есть и более близкие цели: развитие памяти и аналитического мышления, накопление знаний, подготовка к обучению в школе.

Обучение иностранному языку в школе начинается с 7-8, а то и с 11-12 лет. Но, согласно исследованиям Елены Протасовой [10], только у детей до 5-7 лет сохраняется способность усваивать второй язык тем же способом, что и первый, при активизации тех же участков головного мозга. В 7-11 лет второй язык все больше начинает усваиваться другим способом, меняется психологический фундамент для овладения языком. С 12 до 18 лет способности к овладению иностранным языком постепенно затухают. Если до взрослого возраста не был изучен ни один иностранный язык, то овладеть им после 18 лет остаются шансы только у небольшого процента людей. Чем меньше ребенок, тем у него больше шансов для овладения вторым языком, если обучение организовано правильно. Следует опираться на преимущества дошкольного возраста, обогащать жизнь ребенка разнообразным содержанием. Возраст 4-6 лет является самым сенситивным к усвоению иностранного языка, так как у ребенка уже заложен фундамент родного языка и на его основе происходит овладение элементарными навыками разговорной иноязычной речи. Как считает профессор Н.А.Бонк [5], при обучении иностранному языку необходимо учитывать психологию маленького ученика, который не любит скуки. Для изучения в детском саду берутся темы, наиболее близкие детям: игрушки, животные, семья, дом, детский сад. Учебно-воспитательный процесс должен строиться на том, что ближе всего к детям. На занятиях по иностранному языку в детском саду дети играют, рисуют и поют (Приложение 1). Раннее обучение дошкольников иноязычной речи является правомерным, так как дает возможность гибкого перехода к углубленному изучению иностранного языка в начальной школе, позволяет сохранить положительную мотивацию изучения этого предмета в дальнейшем.

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Через игру ребенок овладевает действиями с предметами, познает окружающий мир и отношения людей. Игра заставляет ребенка проявлять творчество, выдумывать, изобретать. Через игру обеспечивается положительное эмоциональное воздействие на ребенка в процессе обучения. Организация игровой деятельности, которая позволяет сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания, является главным условием обучения иностранному языку в дошкольном возрасте. С помощью игрушек ребенок вовлекается в интересный мир новых, необычных слов. Игровые методы и приемы вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Игры позволяют более полно осуществлять учебные задачи, заинтересовывают и активизируют детей. Они дают возможность направлять умственную и двигательную активность, обеспечивают богатство ассоциативных связей. Игра и игрушка являются одними из главных средств обучения иностранному языку. Использование игровых приемов позволяет заложить основы учебной деятельности: умение ставить цель и действовать в соответствии с ней, контролировать и оценивать свои действия и действия других детей. На каждом занятии я использую различные виды игр: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, игры с правилами и т.д. (Приложение 2), а также игровые приемы: внезапное появление героев, предметов, выполнение игровых действий, создание игровой ситуации и т.п. Мои куклы – герои занятий – знакомят детей с определенной темой. Например, обезьянка Манки рассказывает о своих игрушках, черепашка-ниндзя Майк – о животных, Капризка Уими – о частях тела человека. На заключительном занятии по теме «Город» морской пират предлагает найти клад: при правильном выполнении его указаний и заданий дети, преодолевая множество препятствий, находят сундучок с приятными мелочами, которые достаются каждому ребенку. В подготовительной группе я провожу викторины по пройденным темам: дети разделяются на две команды и соревнуются, стремясь набрать больше баллов для своей команды. Подобные игры очень нравятся детям и заставляют вспомнить необходимые слова и фразы без всякого усилия. Они воспитывают в детях такие качества, как уважение к мнению другого, терпимость, стремление действовать сообща, дружно, помогать друг другу. В игре дети получают возможность прочно усвоить изученное и приобрести новые знания, так как стремление выиграть заставляет их думать, вспоминать пройденное и запоминать новое. Игра развивает внимание, мышление, творческие способности, освобождает детей от боязни говорить на иностранном языке, оставляет яркое впечатление о занятии.

Основные задачи обучения иностранному языку в детском саду решаются через совместную деятельность педагога и детей. Наряду с основной деятельностью – игрой – используются и другие, например, изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Изображение предметов рисунком и аппликацией – это творчество детей, оно делает познавательную задачу не самоцелью, а средством для творческого отражения окружающего. Происходит непрерывная связь познания и отражения, при этом углубляется воспитательная ценность каждого из этих процессов. Художественное творчество детей дает им возможность рассказать о том, что они узнали, увидели, пережили. Изобразительная деятельность детей носит эмоциональный, образный характер, она помогает развивать образное мышление и воображение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка на занятии. Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Я стремлюсь всячески поощрять детское творчество, используя рисование, лепку и аппликацию как средство усвоения и закрепления полученных знаний, при завершении очередной темы, а также как средство эмоционального выражения детей, ведь в рисунках дети отражают свои впечатления от предметов, явлений окружающей жизни, песен и т.д. чем богаче и интереснее жизнь детей, чем разнообразнее игры и занятия, чем больше положительных эмоций испытывает ребенок, тем больше впечатлений он стремится отобразить в своем изобразительном творчестве. При приближении различных праздников мы готовим рисунки, аппликации в качестве красочных поздравлений родным, приглашений на праздники, что способствует проявлению таких чувств, как привязанность, любовь к близким. Основное значение изобразительной деятельности на занятиях по иностранному языку в том, что она объединяет зрительную, слуховую и моторную память, помогает развивать воображение, творчество, поддерживает интерес к занятиям, способствует более успешному усвоению новых слов.

Кроме игры и изобразительной деятельности на занятиях по иностранному языку используются также музыка и пение, прослушивание и разучивание стихотворений. Для того, чтобы ребенок более эмоционально и образно воспринимал иноязычную речь, я считаю необходимым использовать в работе с дошкольниками аудиозаписи детских английских и американских песен и стихотворений в исполнении носителей языка. Это способствует развитию слухового восприятия языка в целом, развитию воображения, стимулирует стремление к изучению новых слов и фраз. Я стараюсь как можно больше внимания уделять разучиванию стихотворений, песен и игр с текстом на английском языке, начиная с самых простых и легких для детей 3-4 лет и выбирая более сложные для старших дошкольников. Мы рассказываем стихотворения и поем песни на праздниках в детском саду, показываем сказки детям младших групп. Это заставляет старших дошкольников более ответственно относиться к занятиям, а у младших вызывает интерес к изучению иностранного языка. Еще одним эффективным средством изучения иностранного языка в детском саду я считаю организацию различных праздников с использованием изучаемого материала, английских стихов, песен, игр. Праздники проводятся в соответствии с обычаями страны изучаемого языка, подбираются традиционные игры, песни. Заранее вместе с детьми и родителями мы изготавливаем необходимые атрибуты, костюмы, приглашения. К таким уже полюбившимся детям праздникам относятся Хэллоуин (Приложение 3, Рисунок 1, Рисунок 2),

Рисунок 1.

Рисунок 2.

Рождество, 1 апреля, День Святого Валентина. На такие развлечения мы приглашаем и детей 4-5 лет, которые только начинают делать первые шаги в мир английского языка и с удовольствием участвуют в играх со старшими детьми, узнавая знакомые слова и выражения, исполняя уже изученные песенки и стихи. Кроме того, в подготовительной группе я организую праздничные занятия-развлечения, посвященные какой-либо из англоязычных стран (Приложение 4), для ознакомления детей с их географическими, природными, историческими и культурными особенностями. Например, «Путешествие в Страну Кленового Листа» (Канада); «В гости к Кенге и крошке Ру» (Австралия) – 26 января, в День Австралии; «День Благодарения» (США) – в ноябре; «День рождения королевы» (Великобритания) – в конце мая. Такие занятия способствуют более эмоциональному восприятию страноведческой информации, позволяют знакомить детей с многообразием стран, их обычаев, традиций в развлекательно-игровой форме.

Для поддержания интереса к занятиям я использую элементы соревнования различные конкурсы, викторины, стимулируя их стремление к изучению английских слов, фраз, песен и стихотворений.

Так как наиболее сенситивным для начала изучения иностранного языка является 4-6-летний возраст, и у нас вводится в широкую практику обучение языкам в детских садах, то я считаю необходимым говорить о преемственности в работе детского сада и школы в этом направлении, обучении иностранному языку в начальной школе, что позволяет детям более успешно осваивать иноязычную речь, ликвидирует разрыв между двумя периодами изучения иностранного языка. Посещая уроки английского языка в первом классе школы №30, я заметила, что выпускники нашего сада, изучавшие иностранный язык в детском саду, чувствуют себя на уроках более раскрепощено, свободно, они более активны, легко воспринимают и усваивают новые слова и выражения.

Проверяя результаты своей работы, при проведении контрольных срезов, я сделала для себя следующие выводы: дети, постоянно посещающие детский сад и, соответственно, занятия по иностранному языку, в наиболее полном объеме усваивают знания, у них лучше сформированы умения и навыки иноязычной речи, они с большим интересом «играют в английский», чем дети, пропускающие занятия. Кроме того, занятия по иностранному языку способствуют общему развитию речи: некоторые дети со слабым развитием родной речи, занимаясь вместе со всеми детьми и стараясь в играх на английском не отстать от более развитых сверстников, оказывались более способны к усвоению иностранных слов, а свой опыт общения на занятиях по иностранному языку в дальнейшем переносили и на родную речь.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, хотелось бы вкратце остановиться на основных моментах моей работы. Иностранный язык в детском саду – не прихоть, не дань моде, а разумная возможность помочь детям в освоении иноязычной речи в самый сенситивный для этого период – 4-6 лет. Мы формируем у них основы самосознания, обеспечиваем рост самостоятельности и творчества. Для изучения берутся темы, наиболее близкие детям, и используются методы, приемы и средства, приемлемые для учебно-познавательной деятельности дошкольников: игры и игрушки, рисование и аппликация, музыка и стихи, наблюдения, беседы, обобщение собственного опыта детей, элементы соревнования. В своей работе я использую опыт преподавателей, успешно обучающих малышей иностранному языку вот уже много лет, которым они делятся на страницах журналов. Это Т.Батурина, Н.Ачкасова, И.Вронская и другие. Так как дети начинают изучать иностранный язык в дошкольном возрасте, необходима преемственность со школой для того, чтобы полученные знания не успели забыться, тем более, что наиболее успешная усвояемость иноязычной речи происходит в период до 11 лет. Как считает Н.А.Зайцев, дети должны играть в английский с 4 до 11 лет. В результате наших игр с детьми они становятся более эмоциональны, активны, стремятся к познанию нового, легко воспринимают и усваивают иноязычную речь, испытывают меньше трудностей в общении со сверстниками и взрослыми.

Список литературы:

  1. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено – В.Ф.Виноградова, Л.А.Вохмянина, Л.Н.Галигузова и другие).
  2. Инструктивно-методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».
  3. Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство»; Санкт-Петербург: издательство «Акцидент»; 1997г.
  4. Евсеева М.Н.: Программа обучения английскому языку детей дошкольного возраста; Волгоград: издательство «Панорама»; 2006г.
  5. Бонк Н.А.: «Английский для маленьких»; М: «Издательство Рученькина»; 1997г.
  6. Ачкасова Н.: «Drama Exercises для дошкольников»; ж. «Обруч» №5, 2001г.
  7. Батурина Т.: «Прогноз погоды по-английски»; ж. «Обруч» №1, 2002г.
  8. Вронская И.: «Английский язык в детском саду»; ж. «Дошкольное воспитание» №№ 11, 12, 2003г., №№3-6, 8, 9, 2004г.
  9. Куропятникова Е.П.: «Английский язык в играх»; ж. «Ребенок в детском саду» №4, 2004г.
  10. Протасова Е.: «Дети и двуязычие»; ж. «Детский сад со всех сторон» №36, 2002г.
  11. Конышева А.В.: «Игровой метод в обучении иностранному языку»; Санкт-Петербург: издательство «КАРО», 2006г.
  12. Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста под ред. Усовой А.П.; М: «Просвещение», 1991г.
  13. Комарова Т.С.: «Детское художественное творчество»; М: издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.
  14. Губанова Н.Ф.: «Игровая деятельность в детском саду»; М: издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.
  15. Цейтлин С.Н., Погосян В.А., Еливанова М.А., Шапиро Е.И.: Язык. Речь. Коммуникация./Междисциплинарный словарь; Санкт-Петербург: издательство «КАРО», 2006г.
  16. Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н.: «Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ»; М: издательство «Айрис-пресс», 2006г.