Урок по теме "Скелет человека"

Разделы: Биология


Задачи урока:

  1. Образовательные: изучить строение скелета человека, взаимосвязь строения с выполняемой функцией.
  2. Развивающие: развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения; развивать умения делать выводы, обобщать, развивать навыки коммуникативного общения, умения работать в команде; развивать способности стремления к успеху, уверенности в себе, самостоятельности.
  3. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: комбинированный.

Планируемые результаты: учащиеся узнают о строении скелета человека, изменении его по сравнению со скелетом животных в результате прямохождения.

Личная значимость изучаемого для учащихся: правильная осанка как основа здоровья.

Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.

Формы деятельности учащихся: комбинированный урок.

Приемы деятельности учителя: проведение самостоятельной работы по изученному материалу, организация работы с текстом, рисунками учебника.

Организация деятельности учащихся: изучают строение скелета, проводят опыт по определению осанки, выполняют проверочную работу по изученному на уроке материалу, обобщают изученное.

Развитие умений учащихся: обучение рефлексии, работать в заданном темпе, умения смотреть и слушать внимательно, эмоционально откликнуться на информацию, заполнять таблицу, находить нужную информацию в учебнике, коммуникативные умения.

Основные понятия и термины урока: череп, позвоночник, пояс конечностей, грудина, лопатка, таз, крестец, свободная конечность, осанка.

Оборудование урока: модель скелета, таблица “Скелет”, модель черепа человека, компьютер, мультимедийный проектор.

Приложение 1.

Приложение 2.

Структура урока

1. Повторение изученного материала.

1) Допишите недостающее понятие из списка:

Кости скелета, хрящи, сухожилия и ___________________ - это _____________________

Движение тела в пространстве, опора тела, форма тела, вместилище жизненно важных органов, _____________________ _________________ - основные функции скелета. Формы костей: трубчатые, плоские и _______________________. Шов или прослойка соединительной ткани – это ___________________________ соединение костей.

(Непрерывное соединение костей, обмен веществ, мышцы, смешанные, система опоры и движения).

Самопроверка.

2) Установите соответствие:

Плечевая кость А. Прерывное соединение костей
Органические вещества Б. Тонкая соединительнотканная оболочка, богата нервами и сосудами, прочно сращена с костью. Обеспечивает рост кости в толщину.
Неорганические вещества В. Трубчатая кость
Надкостница Г. Придает костям упругость
Сустав Д. Плоская кость
Кости таза Е. Придает костям прочность

Взаимопроверка. (1 – В, 2 – Г, 3 – Е, 4 – Б, 5 – А, 6 – Д).

2. Изучение нового материала.

А. Скелет головы.

а) Прочитать материал на странице 98 учебника.

б) Заполнить таблицу, поставив галочки.

Кости черепа Лицевой отдел Мозговой отдел
парные непарные парные непарные
Слезные        
Скуловая кость        
Затылочная кость        
Нижнечелюстная кость        
Верхнечелюстная кость        
Носовая кость        
Височная кость        
Лобная кость        
Теменная        

Б. Скелет туловища.

а) Прочитать материал учебника на странице 99.

б) Заполнить таблицу

Отдел позвоночника

Количество позвонков

   
   
   
   
   

в) Дописать предложение. Грудная клетка состоит из _____________________ и ____________________________.

В. Скелет конечностей.

Составить задание на соответствие по материалу учебника на странице 100 – 101.

Лопатка и ключица А.
Плечо, предплечье, кисть Б.
Плечевая кость В.
Локтевая и лучевая кости Г
Запястье, пясть, фаланги пальцев Д.
Тазовый пояс Е.
Бедро, голень, стопа Ж.
Бедренная кость З.
Большая и малая берцовые кости И.
Предплюсна, плюсна, фаланги пальцев К.

4. Закрепление изученного материала.

Выбрать правильные ответы

1. Позвоночник человека образован:

    а) 30–31 позвонком;
    б) 33–34 позвонками;
    в) 36–37 позвонками;
    г) 39–40 позвонками.

2. В позвоночнике человека срослись между собой:

    а) шейные позвонки;
    б) грудные позвонки;
    в) поясничные позвонки;
    г) крестцовые позвонки.

3. Неподвижно соединены между собой:

    а) плечо и предплечье;
    б) тазовые кости;
    в) позвонки;
    г) позвонки и ребра.

4. Исключите лишнее:

    а) бедренная кость;
    б) большая берцовая кость;
    в) малая берцовая кость;
    г) лучевая кость.

5. В состав грудной клетки не входят:

    а) ключицы;
    б) рёбра
    в) грудина.

6. В каких из отделов позвоночника одинаковое количество позвонков:

    а) в шейном и грудном;
    б) в поясничном и крестцовом;
    в) в копчиковом и грудном;
    г) в шейном и крестцовом.

7. У какой из названных костей черепа есть пара:

    а) у теменной;
    б) у лобной;
    в) у затылочной;
    г) у нижнечелюстной.

8. Полуподвижно соединены между собой:

    а) тазовые кости;
    б) позвонки и ребра;
    в) кости черепа;
    г) бедро и голень.

(Ответы: 1 – б, 2 – г, 3 – б, 4 – г, 5 – а, 6 – б, 7 – а, 8 – б)

5. Домашнее задание.

1) Прочитать материал учебника на странице 98–101.

2) Выполнить по предложенной инструкции лабораторную работу по определению осанки.

Лабораторная работа по определению правильности осанки

Задача: Как определить, правильная ли у тебя осанка?

Познакомься с материалом об осанке человека.

Критерии правильной осанки:

– прямое положение головы и позвоночника;
– симметричное расположение надплечий;
– симметричное положение углов обеих лопаток;
– одинаковая форма треугольников, образованных контурами талии и опущенными верхними конечностями;
– одинаковая длина нижних конечностей;
– правильное положение стоп.

Степени нарушения осанки:

– отклонения от нормы слабо выражены и исчезают при старании человека держаться прямо (если он контролирует себя);
– отклонения от нормы устойчивы, но связаны с нарушением мышечного аппарата;
– отклонения поддаются исправлению на занятиях лечебной физкультуры (корригирующая гимнастика);
– искривления позвоночника затрагивают скелет.

Виды нарушения осанки:

Сколиоз – искривление позвоночника в боковую сторону.
Лордоз – искривление позвоночника кпереди.
Кифоз – искривление позвоночника кзади.

Последствия нефизиологических изгибов позвоночника:

– пережимаются корешки спинномозговых нервов (нарушает иннервация внутренних органов);
– пережимаются кровеносные и лимфатические сосуды.

Предупреждение патологических деформаций скелета:

– правильная рабочая поза за письменным столом (в школе и дома);
– спать на животе на твердой поверхности, не спать, свернувшись;
– носить тяжести в двух руках, поднимать тяжести с помощью мышц спины и прямых ног;
– не носить тесную обувь на высоком каблуке.

Определи правильность своей осанки.

1. Выбери самую чистую стенку и нежно прижмись к ней спиной. При этом голова, плечи и ягодицы должны касаться стены.

2. Сожми свою волю в кулак и попробуй его (кулак) просунуть между стеной и поясницей. Если так не получится, придется выпустить волю на свободу и попробовать пропихнуть ладонь (не отрывайся от стены!).

3. Оцени результат.

А. Кулак не прошел, а только ладонь: можешь повоображать перед друзьями и радоваться - осанка у тебя хорошая.

Б. Кулак все же пролез: не спеши огорчаться - а вдруг стена кривая? - позвони архитекторам и строителям с просьбой провести самую тщательную проверку ровности стены. Но если с ровностью порядок - говори всем, что осанка это не главное. Важнее, чтобы с головой все было в порядке!