Задачи урока:
- Образовательные: изучить строение скелета человека, взаимосвязь строения с выполняемой функцией.
- Развивающие: развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения; развивать умения делать выводы, обобщать, развивать навыки коммуникативного общения, умения работать в команде; развивать способности стремления к успеху, уверенности в себе, самостоятельности.
- Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: комбинированный.
Планируемые результаты: учащиеся узнают о строении скелета человека, изменении его по сравнению со скелетом животных в результате прямохождения.
Личная значимость изучаемого для учащихся: правильная осанка как основа здоровья.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
Формы деятельности учащихся: комбинированный урок.
Приемы деятельности учителя: проведение самостоятельной работы по изученному материалу, организация работы с текстом, рисунками учебника.
Организация деятельности учащихся: изучают строение скелета, проводят опыт по определению осанки, выполняют проверочную работу по изученному на уроке материалу, обобщают изученное.
Развитие умений учащихся: обучение рефлексии, работать в заданном темпе, умения смотреть и слушать внимательно, эмоционально откликнуться на информацию, заполнять таблицу, находить нужную информацию в учебнике, коммуникативные умения.
Основные понятия и термины урока: череп, позвоночник, пояс конечностей, грудина, лопатка, таз, крестец, свободная конечность, осанка.
Оборудование урока: модель скелета, таблица “Скелет”, модель черепа человека, компьютер, мультимедийный проектор.
Структура урока
1. Повторение изученного материала.
1) Допишите недостающее понятие из списка:
Кости скелета, хрящи, сухожилия и ___________________ - это _____________________
Движение тела в пространстве, опора тела, форма тела, вместилище жизненно важных органов, _____________________ _________________ - основные функции скелета. Формы костей: трубчатые, плоские и _______________________. Шов или прослойка соединительной ткани – это ___________________________ соединение костей.
(Непрерывное соединение костей, обмен веществ, мышцы, смешанные, система опоры и движения).
Самопроверка.
2) Установите соответствие:
Плечевая кость | А. Прерывное соединение костей |
Органические вещества | Б. Тонкая соединительнотканная оболочка, богата нервами и сосудами, прочно сращена с костью. Обеспечивает рост кости в толщину. |
Неорганические вещества | В. Трубчатая кость |
Надкостница | Г. Придает костям упругость |
Сустав | Д. Плоская кость |
Кости таза | Е. Придает костям прочность |
Взаимопроверка. (1 – В, 2 – Г, 3 – Е, 4 – Б, 5 – А, 6 – Д).
2. Изучение нового материала.
А. Скелет головы.
а) Прочитать материал на странице 98 учебника.
б) Заполнить таблицу, поставив галочки.
Кости черепа | Лицевой отдел | Мозговой отдел | ||
парные | непарные | парные | непарные | |
Слезные | ||||
Скуловая кость | ||||
Затылочная кость | ||||
Нижнечелюстная кость | ||||
Верхнечелюстная кость | ||||
Носовая кость | ||||
Височная кость | ||||
Лобная кость | ||||
Теменная |
Б. Скелет туловища.
а) Прочитать материал учебника на странице 99.
б) Заполнить таблицу
Отдел позвоночника |
Количество позвонков |
в) Дописать предложение. Грудная клетка состоит из _____________________ и ____________________________.
В. Скелет конечностей.
Составить задание на соответствие по материалу учебника на странице 100 – 101.
Лопатка и ключица | А. |
Плечо, предплечье, кисть | Б. |
Плечевая кость | В. |
Локтевая и лучевая кости | Г |
Запястье, пясть, фаланги пальцев | Д. |
Тазовый пояс | Е. |
Бедро, голень, стопа | Ж. |
Бедренная кость | З. |
Большая и малая берцовые кости | И. |
Предплюсна, плюсна, фаланги пальцев | К. |
4. Закрепление изученного материала.
Выбрать правильные ответы
1. Позвоночник человека образован:
а) 30–31 позвонком;
б) 33–34 позвонками;
в) 36–37 позвонками;
г) 39–40 позвонками.
2. В позвоночнике человека срослись между собой:
а) шейные позвонки;
б) грудные позвонки;
в) поясничные позвонки;
г) крестцовые позвонки.
3. Неподвижно соединены между собой:
а) плечо и предплечье;
б) тазовые кости;
в) позвонки;
г) позвонки и ребра.
4. Исключите лишнее:
а) бедренная кость;
б) большая берцовая кость;
в) малая берцовая кость;
г) лучевая кость.
5. В состав грудной клетки не входят:
а) ключицы;
б) рёбра
в) грудина.
6. В каких из отделов позвоночника одинаковое количество позвонков:
а) в шейном и грудном;
б) в поясничном и крестцовом;
в) в копчиковом и грудном;
г) в шейном и крестцовом.
7. У какой из названных костей черепа есть пара:
а) у теменной;
б) у лобной;
в) у затылочной;
г) у нижнечелюстной.
8. Полуподвижно соединены между собой:
а) тазовые кости;
б) позвонки и ребра;
в) кости черепа;
г) бедро и голень.
(Ответы: 1 – б, 2 – г, 3 – б, 4 – г, 5 – а, 6 – б, 7 – а, 8 – б)
5. Домашнее задание.
1) Прочитать материал учебника на странице 98–101.
2) Выполнить по предложенной инструкции лабораторную работу по определению осанки.
Лабораторная работа по определению правильности осанки
Задача: Как определить, правильная ли у тебя осанка?
Познакомься с материалом об осанке человека.
Критерии правильной осанки:
– прямое положение головы и позвоночника;
– симметричное расположение надплечий;
– симметричное положение углов обеих лопаток;
– одинаковая форма треугольников, образованных контурами талии и опущенными верхними конечностями;
– одинаковая длина нижних конечностей;
– правильное положение стоп.
Степени нарушения осанки:
– отклонения от нормы слабо выражены и исчезают при старании человека держаться прямо (если он контролирует себя);
– отклонения от нормы устойчивы, но связаны с нарушением мышечного аппарата;
– отклонения поддаются исправлению на занятиях лечебной физкультуры (корригирующая гимнастика);
– искривления позвоночника затрагивают скелет.
Виды нарушения осанки:
Сколиоз – искривление позвоночника в боковую сторону.
Лордоз – искривление позвоночника кпереди.
Кифоз – искривление позвоночника кзади.
Последствия нефизиологических изгибов позвоночника:
– пережимаются корешки спинномозговых нервов (нарушает иннервация внутренних органов);
– пережимаются кровеносные и лимфатические сосуды.
Предупреждение патологических деформаций скелета:
– правильная рабочая поза за письменным столом (в школе и дома);
– спать на животе на твердой поверхности, не спать, свернувшись;
– носить тяжести в двух руках, поднимать тяжести с помощью мышц спины и прямых ног;
– не носить тесную обувь на высоком каблуке.
Определи правильность своей осанки.
1. Выбери самую чистую стенку и нежно прижмись к ней спиной. При этом голова, плечи и ягодицы должны касаться стены.
2. Сожми свою волю в кулак и попробуй его (кулак) просунуть между стеной и поясницей. Если так не получится, придется выпустить волю на свободу и попробовать пропихнуть ладонь (не отрывайся от стены!).
3. Оцени результат.
А. Кулак не прошел, а только ладонь: можешь повоображать перед друзьями и радоваться - осанка у тебя хорошая.
Б. Кулак все же пролез: не спеши огорчаться - а вдруг стена кривая? - позвони архитекторам и строителям с просьбой провести самую тщательную проверку ровности стены. Но если с ровностью порядок - говори всем, что осанка это не главное. Важнее, чтобы с головой все было в порядке!