Изменения, происходящие в нашей стране и в мире, отражаются и на образовании. В Ежегодном послании Федеральному Собранию Дмитрий Анатольевич Медведев подчеркнул, «что уже в школе дети должны получать возможности расширять свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном мире». Исходя из сказанного, одной из основных задач современного образования становится создание условий развития школьника, которые помогут ему успешно адаптироваться в современном обществе.
Эту задачу успешно помогает решать обществознание, так как на уроках ученики получают не только знания в области обществоведческих наук , но и приобщаются к различным сферам общественной жизни, расширяют способности и приобретают жизненные навыки.
Среди различных форм уроков, используемых на обществознании, особое место занимают деловые игры. Деловые игры - это средство обучения, моделирующее ситуации, которые могут происходить в современном мире. Такие игры, помогающие решать практические задачи, связаны с умением сотрудничать и работать в группах, формировать деловые качества.
С помощью деловых игр на уроках обществознания могут быть реализованы следующие цели:
- Развитие умений применения полученных знаний для решения практических задач в различных областях.
- Развитие умений находить и анализировать необходимую информацию.
- Формирование навыков групповой деятельности
- Повышение коммуникативной культуры.
- Овладение основными видами публичных выступлений.
Чтобы игра не протекала стихийно, была управляемой, необходимо соблюдать структуру деловой игры:
- Формирование групп.
- Моделирование реальной ситуации.
- Работа в группах.
- Подготовка к публичному выступлению.
- Выступления групп.
- Подведение итогов.
Обычно задание сформировать группы учащиеся получают заранее. При этом оговаривается примерное количество членов группы. Группы формируются двумя способами:
- по желанию
- назначается или выбирается лидер, который формирует группу (такой способ используется в случае, когда роль лидера в деятельности группы особенно важна)
Каждая группа получает текст с заданием, и оговаривается время для подготовки и выступлений.
По итогам игры необходимо оценить работу учащихся. Первоначально я использовала следующую систему: по итогам работы оценка ставилась группе, а каждый ученик группы получал аналогичную оценку в журнал. В такой ситуации неприлежные ученики старались попасть в группу с сильными учениками и могли получить незаслуженную оценку.
Система оценки, которую я использую, теперь заключается в следующем: за работу группа получает определённое количество баллов. А затем учащиеся сами распределяют баллы между собой соответственно участию. При такой системе оценка соотносится с действительным участием ученика в деятельности группы. Некоторые ученики при такой системе могут получить больше баллов чем 5 или меньше 3х. В такой ситуации учащимся даётся дополнительное домашнее задание, с помощью которого они могут набрать ещё баллы и повысить оценки.
По окончанию игры можно предложить учащимся анкету, которая поможет учителю проанализировать полученный результат.
На уроках я часто использую форму деловой игры. Например, в 10м классе- игра «Формируем политическую партию», в 11м классе – «Я - предприниматель», «Глобальные проблемы современности»
Деловая игра «Формируем политическую партию»
Цели:
- Закрепить знания учащихся по темам: «политическая система», «политические партии»
- Повысить коммуникативную культуру посредством групповой формы деятельности
- Формирование активной жизненной позиции
Задания группам:
- Придумать название партии, эмблему (объяснить, что означает)
- Выбираем лидера: ФИО, черты лидера (за что выбрали)
- Интересы каких социальных групп представляет партия
- Цели и задачи партии
- Политические средства выбранные вашей партией (почему эти)
- Каковы политические методы вашей партии (почему такие)
Деловая игра «Я - предприниматель»
Цели:
- Закрепить знания учащихся о предпринимательском праве.
- Формирование элементарных умений и навыков правового анализа предпринимательской деятельности.
- Выработка умений применять свои знания на практике.
- Формирование умений работы в группе.
Задание №1
- Придумайте название фирмы.
- Какой товар она должна производить?
- Нарисуйте рекламу вашего товара.
- Изобразите рекламный ролик, рекламирующий ваш товар.
Задание №2
- Что необходимо сделать, чтобы организовать фирму?
- Последовательно опишите ваши действия.
Задание №3
- Представьте себе потенциального потребителя вашего товара.
- Опишите его.
Деловая игра «Глобальные проблемы современности»
Цели:
- Обобщить знания учащихся о глобальных проблемах современности, показать их особенности, взаимосвязь
- Развивать навыки работы в группе, навыки поиска решения проблемы, развивать воображение
- Обратить внимание учащихся на социальный аспект глобальных проблем: необходимость совместных усилий для и решения
Задание:
-
Выберите из списка и перечислите глобальные проблемы:
первая группа - «человек-общество»,
вторая группа - «человек-природа»,
третья группа - «общество-общество». - Приведите примеры существования в мире глобальных проблем.
- Вечный вопрос - «Что делать?». Предложите свои пути решения глобальных проблем.
- Выберете альтернативный сценарий будущего. Обоснуйте свой выбор.
- Нарисуйте эскиз плаката, отражающего проблемы, представленные вашей группой.
Домашнее задание:
- Оформить плакат (по пункту 5)
- Создать пресс-листок «Глобальные проблемы человечества» (Подобрать и оформить газетные статьи, материал из интернета, иллюстрации, доказывающие наличие глобальных проблем, наличие международных организаций занимающихся этими проблемами).