Деловые игры на уроках обществознания

Разделы: История и обществознание


Изменения, происходящие в нашей стране и в мире, отражаются и на образовании. В Ежегодном послании Федеральному Собранию Дмитрий Анатольевич Медведев подчеркнул, «что уже в школе дети должны получать возможности  расширять свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном мире». Исходя из сказанного, одной из основных задач современного образования становится создание условий развития школьника, которые помогут ему успешно адаптироваться в современном обществе.

Эту задачу успешно помогает решать обществознание, так как на уроках ученики получают не только знания в области обществоведческих наук , но и приобщаются к различным сферам общественной жизни, расширяют способности и приобретают жизненные навыки.

Среди различных форм уроков, используемых на обществознании, особое место занимают деловые игры. Деловые игры - это средство обучения, моделирующее ситуации, которые могут происходить в современном мире. Такие игры, помогающие решать практические задачи, связаны  с умением сотрудничать и работать в группах, формировать деловые качества.

С помощью деловых игр на уроках обществознания могут быть реализованы следующие цели:

  1. Развитие умений применения полученных знаний для решения практических задач в различных областях.
  2. Развитие умений находить и анализировать необходимую информацию.
  3. Формирование навыков групповой деятельности
  4. Повышение коммуникативной культуры.
  5. Овладение основными видами публичных выступлений.

Чтобы игра не протекала стихийно, была управляемой, необходимо соблюдать структуру деловой игры:

  1. Формирование групп.
  2. Моделирование реальной ситуации.
  3. Работа в группах.
  4. Подготовка к публичному выступлению.
  5. Выступления групп.
  6. Подведение итогов.

Обычно задание сформировать группы учащиеся получают заранее. При этом оговаривается примерное количество членов группы. Группы формируются двумя способами:

  • по желанию
  • назначается или выбирается лидер, который формирует группу (такой способ используется в случае, когда роль лидера в деятельности группы особенно важна)

Каждая группа получает текст с заданием, и оговаривается время для подготовки и выступлений.

По итогам игры необходимо оценить работу учащихся. Первоначально я использовала следующую систему: по итогам работы оценка ставилась группе, а каждый ученик группы получал аналогичную оценку в журнал. В такой ситуации неприлежные ученики старались попасть в группу с сильными учениками и могли получить незаслуженную оценку.

Система оценки, которую я использую, теперь заключается в следующем: за работу группа получает определённое количество баллов. А затем учащиеся сами распределяют баллы между собой соответственно участию. При такой системе оценка соотносится с действительным участием ученика в деятельности группы. Некоторые ученики  при такой системе могут получить больше баллов чем 5 или меньше 3х. В такой ситуации учащимся даётся дополнительное  домашнее задание, с помощью которого они могут набрать ещё баллы и повысить оценки.

По окончанию игры можно предложить учащимся анкету, которая поможет учителю проанализировать   полученный результат.

На уроках я часто использую форму деловой игры. Например, в 10м классе- игра «Формируем политическую партию», в 11м классе – «Я - предприниматель», «Глобальные проблемы современности»

Деловая игра «Формируем политическую партию»

Цели:

  • Закрепить знания учащихся по темам: «политическая система», «политические партии»
  • Повысить коммуникативную культуру посредством групповой формы деятельности
  • Формирование активной жизненной позиции

Задания группам:

  1. Придумать название партии, эмблему (объяснить, что означает)
  2. Выбираем лидера: ФИО, черты лидера (за что выбрали)
  3. Интересы каких социальных групп представляет партия
  4. Цели и задачи партии
  5. Политические средства выбранные вашей партией (почему эти)
  6. Каковы политические методы вашей партии (почему такие)

Деловая игра «Я - предприниматель»

Цели:

  1. Закрепить знания учащихся о предпринимательском праве.
  2. Формирование элементарных умений и навыков правового анализа предпринимательской деятельности.
  3. Выработка умений применять свои знания на практике.
  4. Формирование умений работы в группе.

Задание №1

  1. Придумайте название фирмы.
  2. Какой товар она должна производить?
  3. Нарисуйте рекламу вашего товара.
  4. Изобразите    рекламный ролик, рекламирующий ваш товар.

Задание №2

  1. Что необходимо сделать, чтобы организовать фирму?
  2. Последовательно опишите ваши действия.

Задание №3

  1. Представьте себе потенциального потребителя вашего товара.
  2. Опишите его.

Деловая игра «Глобальные проблемы современности»

Цели:

  1. Обобщить знания учащихся о глобальных проблемах современности, показать их особенности, взаимосвязь
  2. Развивать навыки работы в группе, навыки поиска решения проблемы, развивать воображение
  3. Обратить внимание учащихся на социальный аспект глобальных проблем: необходимость совместных усилий для и решения

Задание:

  1. Выберите из списка и перечислите глобальные проблемы:
    первая группа - «человек-общество»,
    вторая группа - «человек-природа»,
    третья группа - «общество-общество».
  2. Приведите примеры существования в мире глобальных проблем.
  3. Вечный вопрос - «Что делать?». Предложите свои пути решения глобальных проблем.
  4. Выберете альтернативный сценарий будущего. Обоснуйте свой выбор.
  5. Нарисуйте эскиз плаката, отражающего проблемы, представленные вашей группой.

Домашнее задание:

  1. Оформить плакат (по пункту 5)
  2. Создать пресс-листок «Глобальные проблемы человечества» (Подобрать и оформить газетные статьи, материал из интернета, иллюстрации, доказывающие наличие глобальных проблем, наличие международных организаций занимающихся этими проблемами).