Лабораторная работа: "22 июня 1941 г.: трагедия или измена?"

Разделы: История и обществознание


Цели:

  1. Раскрыть цели германского командования в войне против СССР.
  2. Указать на справедливый всенародный характер Великой Отечественной войны.
  3. Рассмотреть события на советско-германском фронте в контексте хода Второй мировой войны.
  4. В ходе анализа исторических источников установить причины неудач Красной Армии в начальный период войны.
  5. Научить критически оценивать информацию и делать выводы исходя из логических соображений.

Оборудование:

  • карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.»,
  • карта «Вторая мировая война 1939 – 1945 гг.»,
  • мультимедийная презентация Microsoft Power Point «22 июня 1941 г.: трагедия или измена»,
  • фрагменты документальных фильмов
    «Долгий, долгий день»,
    «Брестская крепость»,
    «22 июня 1941 г.»,
  • плакат И.М. Тоидзе «Родина-мать зовет!».

Ход занятия

  1. Организация начала занятия.
  2. Постановка целей занятия.
  3. Актуализация опорных знаний.

Слово учителя.

В 1978 году из СССР в Великбританию бежал советский разведчик Виктор Резун. В этом государстве он просит политическое убежище, и Великобритания его предоставляет. В 1980 – 1990-е гг. он создает ряд работ и издает их под псевдонимом Виктор Суворов, касающихся Великой Отечественной войны, настолько разнящиеся в своем понимании с официальными историческими источниками, что всколыхнули всю общественность уже бывшего Советского Союза. Дело дошло до того, что он был заочно приговорен к расстрелу советской контрразведкой. Но исполнить это им не удалось, а вот историки зашевелились. Началась проверка его «бредовых» идей. Именно ему удалось всколыхнуть официальную науку и заставить, причем коренным образом, пересмотреть многие положения, связанные с той войной. А вопросы возникают, причем в массовом порядке.

Мы не будем сегодня ставить столь глобальных задач – ответить на все вопросы. Наша цель сегодня – обратить внимание на факты, которые у нас имеются в распоряжении и попытаться ответить на вопрос: «Что же произошло 22 июня 1941 года – трагедия или измена?»

Беседа по вопросам.

- На прошлом занятии мы с вами просмотрели два документальных фильма: «Долгий, долгий день» и «Брестская крепость».

- На основе имеющихся данных и на том материале, который вы помните со школы, скажите, что же произошло 22 июня 1941 года? Какие события?

- Что такое «план Барбаросса»? (План 1940-го года с целью нападения на СССР. Согласно плану три группы армий Германии и её союзников должны были совершить нападение на СССР и выйти к Ленинграду, Москве и Киеву).

Презентация. Слайды 2 - 4.

- Кто совершил нападение?

- Кто оказал первое сопротивление? (пограничники, и это естественно).

- Что в это время делали армейские подразделения? (если вопрос без ответа – оставим на дальнейшее обсуждение).

- А почему немцы за один день смогли так глубоко вклиниться по всей ширине границы на территорию СССР?

4. Изучение нового материала.

Работа с учебником.

- Перед вами лежат учебники истории разных лет и разных издательств. Изучите параграф «Нападение Германии на СССР» и попробуйте заполнить таблицу № 1 «Соотношение сил на западной границе к 22 июня 1941 г.».

 

СССР

Германия и союзники

Солдат и офицеров

 

 

Количество дивизий

 

 

Танки и штурмовые орудия

 

 

Пушечные борнеавтомобили

 

 

Артиллерия и минометы

 

 

Боевые самолеты

 

 

Корабли

 

 

- Если в каких-то колонках у вас нет точных цифр, выпишите дословно информацию учебника – в процентах, в общих словах, либо поставьте прочерк, если данные вообще отсутствуют (5 – 7 минут).

- Почему не удалось полностью заполнить таблицу? (недостаточно данных).

- Такая картина во всех учебниках?

- Как вы думаете, почему это? Почему мы не можем узнать информацию о соотношении сил? (нельзя говорить истинную информацию, потому что она не укладывается в миф о сверхдержаве – Германии и о том, что Советский союз не был готов к войне).

- Посмотрите на таблицу на доске. Презентация. Слайд 5. Она составлена на основе данных современных школьных учебников и учебников для вузов.

- Какую картину мы теперь видим?

- Мы уступаем только по количеству людских ресурсов и артиллерии. А по остальным показателям?

- Помните высказывание «Вторая мировая – это война моторов»? Так какая же картина по техническому потенциалу у нас получается?

Вывод 1: по количеству самолетов, танков и кораблей на 22 июня 1941 г. мы ничуть не уступали противнику, а по многим показателям даже превосходили его в 3 – 5 раз. Превосходство противника было только в живой силе.

- Выводы записывайте в таблицу № 2.

- Может быть наши танки были хуже немецких? Ведь об этом нам говорят строчки учебника! - «мы имели 1475 новых танков Т-34 и КВ, 1540 боевых самолетов новых типов, а так же значительное количество легких танков и самолетов устаревших конструкций...». Слайд 6.С количественными показателями мы теперь разобрались – значительное количество – это превосходство в несколько раз. А теперь обратимся к тактико-техническим характеристикам. Может быть наши танки попросту немогли воевать с немецкими по причине их технической отсталости.

- Что вы подразумеваете под словами «устаревшая конструкция» в отношении танка и самолета, на вскидку – сколько ей лет? Многие советские историки под это определение подводили машины выпуска 1933 – 1941 гг. Они были устаревшими по отношению к нашим же Т-34 и КВ. А ведь Германия и ее союзникиимели 38% танкового парка выпуска 1931 – 1934 гг. А это что – новейшая техника?

- Давайте рассмотрим танковый парк в сравнении. На материалах слайдов 7 - 14

Вывод 2: по тактико-техническим характеристикам и количественным показателям наша техника превосходила технику противника.

- Тогда в чем же дело?

- Вспомним слайд № 5. Из этой таблицы мы отчетливо видим, что у Германии с союзниками было численное превосходство в живой силе. Может быть этим можно объяснить поражение в начальный период войны. Может быть пехотные дивизии вермахта были оснащены лучше наших стрелковых.

- Что пишет об этом учебник? Слайд 15 «Нападение врага застало нас врасплох. Командиры в отпусках. Оружие в глубокой консервации на складах. Техника разобрана. Баки самолетов на промывке... Враг был вооружен до зубов. Немцы с автоматами, а мы зачастую с учебными винтовками, и то одна на двоих... Стиснув зубы мы отходили, отступали...».

- Как можно характеризовать данное положение вещей?

- Такую же картину мы видели во множестве художественных фильмов о начале Великой Отечественной войны. Рассмотрим слайды 16 – 18. Данные образцы вооружения имелись в стрелковых (пехотных) дивизиях.

- А теперь обратимся к количеству единиц вооружения в дивизии в противоборствующих сторонах. Слайд 18.

- Какие мы можем сделать выводы?

Вывод 3: пехотная дивизия вермахта превосходила советскую в численном составе, в маневренности и мобильности, так как была лучше оснащена подвижными средствами и наличием ПТР. Советские же стрелковые дивизии были в лучшем отношении в плане автоматического оружия, имелся взвод легких танков. Но все же основное оружие пехотинца двух воюющих сторон – винтовка.

- Получается и здесь нет никакого превосходства противника.

Слово учителя.

Такое же положение было и в авиации, и в артиллерии. Наоборот, все захваченные немцами советские образцы вооружения были использованы ими в ходе дальнейших боевых действий против войск СССР и на Африканском театре военных действий. Так пушка Ф-22 стала практически единственным средством борьбы со средними и тяжелыми танками СССР в начальный период войны.

- Так в чем же дело?

- Может быть, причину следует искать не в количестве танков, пушек и винтовок, а в действиях (или бездействии) танкистов, артиллеристов, летчиков, и их командиров?

- Может быть, советские бойцы и офицеры не хотели воевать? (Хотели и воевали до последней капли крови, защищая границу, доты, деревни, переходили в штыковые контратаки).

В качестве доказательства вспомним лишь некоторые фрагменты документальных фильмов «Долгий, долгий день», «Брестская крепость».

- Что такое «Блицкриг»? (молниеносная война – нанесение подвижными соединениями глубоких ударов в тыл врага с целью уничтожения коммуникаций).

- К каким последствиям это могло привести? Что будет с техникой при ликвидации тыловых баз? (она становится грудой железа без боеприпасов, горючего, что и произошло).

- А какова была тактика советских войск в ответ на немецкий блицкриг? (контрудары).

- Это действенная тактика? (В какой-то мере да, но в масшабах столь обширного фронта и и глубоких прорывов более действенна тактика позиционной обороны).

- Виктор Суворов, с чьего имени мы начали свое занятие дал точнейшую характеристику действиям советского командованиями: «Реакция красной армии на германское вторжение – это не реакция ежа, который ощетинился колючками, но реакция огромного крокодила, который, истекая кровью, пытается атаковать». Отсюда и огромные потери, которые РККА понесла в первые дни войны.

- Найдите подтверждение этому факту в учебнике.

Слово учителя.

Первые две недели боев войдут в историю как «великий танковый грабеж». Но это касалось не только танков, но и артиллерийских систем, авиации, людских резервов. Академик А.Н. Сахаров приводит следующие данные: «за 18 дней войны немцы продвинулись на 450 – 600 км, захватили 200 складов с горючим, боеприпасами и продовольствием, 28 дивизий РККА были полностью уничтожены а 72 дивизии потеряли более половины личного состава. Было потеряно (не только подбито, вышло из строя и сгорело) – 6000 танков, 9500 орудий, 12000 минометов, более 3500 самолетов)». Слайд 21. Это катастрофа!!! Восполнить такие потери за короткий промежуток времени было попросту невозможно. Поэтому уже в ноябре - декабре 1941 года немцы и будут уже в 20 км от Москвы. При этом воюя нашим же устаревшим оружием.

- Посмотрим доказательства этим фактам. Слайды 22 - 24

Вывод 4: в большей степени в провале начального периода виноваты люди, а не техника, отсутствие опыта командования, низкая подготовка личного состава, а зачастую, преступная безалаберность. Когда война стала реальностью, советские люди сражались действительно до последней капли крови, предпочитая плену смерть, но это не могло уже повлиять на ситуацию. Блицкриг, с его танковыми прорывали к тыловым базам и мобильными пехотными соединениями, полностью себя оправдал на данном временном отрезке.

5. Закрепление изученного материала

- Рассмотрим несколько документов первых дней войны.

Документ 1. Слайд 25

«...к вечеру 27 июня вышли на опушку леса. Видим недалеко три танка БТ-7... Увидев нас, танкисты поднялись. Старший доложил, что боеприпасов у каждой машины по комплекту, а горючего нет...» И вот в этот самый момент: «...проселочная дорога закурилась пылью, и на ней показалась вражеская колонна из 28 танков. Каждая минута дорога. Приказал танкистам открыть огонь. Наш удар оказался для гитлеровцев настолько неожиданным, что, пока они пришли в себя и открыли ответный огонь, мы уничтожили 12 (!!!) вражеских машин».

(Воспоминания генерала Болдина, командующего конно-механизированной группой в июне 1941 г.)

- О чем говорит данный документ? (Советская техника могла бороться с вражескими машинами, танкисты умели воевать, но инициативы от младшего командования было мало, поэтому и ждали решения генерала)

Документ 2. Слайд 26

"Начиная со второго дня войны, я мог наблюдать за битвой с русскими тяжелыми бомбардировщиками, действовавшими из глубины территории России. То, что русские позволяли нам беспрепятственно атаковать эти тихоходные самолеты, передвигавшиеся в тактически совершенно невозможных построениях, казалось мне преступлением. Они, как ни в чем не бывало, шли волна за волной с равными интервалами, становясь легкой добычей для наших истребителей. Это было самое настоящее "избиение младенцев". Таким образом, была подорвана база для наращивания русской бомбардировочной армады. В самом деле, после этого в ходе всей данной кампании русские бомбардировщики больше не появлялись…"

Воспоминания командующего немецким 2-м воздушным флотом генерал-фельдмаршала А. Кессельринга

- Какой вывод можно сделать из данного фрагмента? (Да, у нас были массы боевой техники, но управлять такими массами и воевать разумно и жестко мы не умели, поэтому и били нас как младенцев, поэтому и потери у нас огромны. По признанию Г.К. Жукова, воевать мы научились только к 1943 году. А учеба эта далась очень дорогой ценой)

Документ 3. Слайд 27

«... послал на разведку майора А. Ефимова. Часа через полтора он с радостью доложил – есть 16 танков Т-28 без моторов, но с исправными пушками... Для нас это явилось просто находкой. Конечно, надо использовать данные танки как неподвижные огневые точки, зарыть в землю и поставить на танкоопасном направлении...» «Уже четвертый танк в упор расстреливает из Т-28 сержант Серебряков... Потеряв много техники, враг на короткое время остановился...»

Воспоминания генерала армии Д.Д. Лелюшенко, 1941 г.

- Оказывается и Т-28, устаревший и, не упоминающийся ни в одном источнике, не имеющий даже никакой подвижности, являлся огромной проблемой для «новейшей» немецкой техники.

- Итак, какие причины неудач начального периода войны вы можете назвать?

- Почему к этим причинам нельзя отнести техническое несовершенство «устаревшей техники» СССР.

- К каким выводам мы пришли в ходе занятия?

- Можем ли мы теперь ответить на вопрос: «22 июня 1941 года – это измена или трагедия?»

- Почему вы так думаете?

- Нашел ли подтверждение факт измены?

- Напишите в последнюю графу свой вывод (5) – в чем же были причины трагедии 22 июня 1941 года.

  1. Домашнее задание.
  2. Итог занятия.

Индивидуальная карта обучающегося

Ф.И.О _______________________________, группа № _______, Дата _____________

Таблица № 1.

 

СССР

Германия и союзники

Солдат и офицеров

 

 

Количество дивизий

 

 

Танки и штурмовые орудия

 

 

Пушечные бронеавтомобили

 

 

Артиллерия и минометы

 

 

Боевые самолеты

 

 

Корабли

 

 

Таблица № 2.

Положения

Выводы

Количественные показатели вооружения сил на западной границе 22 июня 1941 г.

 

Тактико-технические характеристики советской и германской техники

 

Оснащение стрелковых дивизий вооружением

 

Тактика войск воюющих стран.

 

Итоговый вывод