Цели:
- Раскрыть цели германского командования в войне против СССР.
- Указать на справедливый всенародный характер Великой Отечественной войны.
- Рассмотреть события на советско-германском фронте в контексте хода Второй мировой войны.
- В ходе анализа исторических источников установить причины неудач Красной Армии в начальный период войны.
- Научить критически оценивать информацию и делать выводы исходя из логических соображений.
Оборудование:
- карта «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.»,
- карта «Вторая мировая война 1939 – 1945 гг.»,
- мультимедийная презентация Microsoft Power Point «22 июня 1941 г.: трагедия или измена»,
- фрагменты документальных фильмов
«Долгий, долгий день»,
«Брестская крепость»,
«22 июня 1941 г.», - плакат И.М. Тоидзе «Родина-мать зовет!».
Ход занятия
- Организация начала занятия.
- Постановка целей занятия.
- Актуализация опорных знаний.
Слово учителя.
В 1978 году из СССР в Великбританию бежал советский разведчик Виктор Резун. В этом государстве он просит политическое убежище, и Великобритания его предоставляет. В 1980 – 1990-е гг. он создает ряд работ и издает их под псевдонимом Виктор Суворов, касающихся Великой Отечественной войны, настолько разнящиеся в своем понимании с официальными историческими источниками, что всколыхнули всю общественность уже бывшего Советского Союза. Дело дошло до того, что он был заочно приговорен к расстрелу советской контрразведкой. Но исполнить это им не удалось, а вот историки зашевелились. Началась проверка его «бредовых» идей. Именно ему удалось всколыхнуть официальную науку и заставить, причем коренным образом, пересмотреть многие положения, связанные с той войной. А вопросы возникают, причем в массовом порядке.
Мы не будем сегодня ставить столь глобальных задач – ответить на все вопросы. Наша цель сегодня – обратить внимание на факты, которые у нас имеются в распоряжении и попытаться ответить на вопрос: «Что же произошло 22 июня 1941 года – трагедия или измена?»
Беседа по вопросам.
- На прошлом занятии мы с вами просмотрели два документальных фильма: «Долгий, долгий день» и «Брестская крепость».
- На основе имеющихся данных и на том материале, который вы помните со школы, скажите, что же произошло 22 июня 1941 года? Какие события?
- Что такое «план Барбаросса»? (План 1940-го года с целью нападения на СССР. Согласно плану три группы армий Германии и её союзников должны были совершить нападение на СССР и выйти к Ленинграду, Москве и Киеву).
Презентация. Слайды 2 - 4.
- Кто совершил нападение?
- Кто оказал первое сопротивление? (пограничники, и это естественно).
- Что в это время делали армейские подразделения? (если вопрос без ответа – оставим на дальнейшее обсуждение).
- А почему немцы за один день смогли так глубоко вклиниться по всей ширине границы на территорию СССР?
4. Изучение нового материала.
Работа с учебником.
- Перед вами лежат учебники истории разных лет и разных издательств. Изучите параграф «Нападение Германии на СССР» и попробуйте заполнить таблицу № 1 «Соотношение сил на западной границе к 22 июня 1941 г.».
|
СССР |
Германия и союзники |
Солдат и офицеров |
|
|
Количество дивизий |
|
|
Танки и штурмовые орудия |
|
|
Пушечные борнеавтомобили |
|
|
Артиллерия и минометы |
|
|
Боевые самолеты |
|
|
Корабли |
|
|
- Если в каких-то колонках у вас нет точных цифр, выпишите дословно информацию учебника – в процентах, в общих словах, либо поставьте прочерк, если данные вообще отсутствуют (5 – 7 минут).
- Почему не удалось полностью заполнить таблицу? (недостаточно данных).
- Такая картина во всех учебниках?
- Как вы думаете, почему это? Почему мы не можем узнать информацию о соотношении сил? (нельзя говорить истинную информацию, потому что она не укладывается в миф о сверхдержаве – Германии и о том, что Советский союз не был готов к войне).
- Посмотрите на таблицу на доске. Презентация. Слайд 5. Она составлена на основе данных современных школьных учебников и учебников для вузов.
- Какую картину мы теперь видим?
- Мы уступаем только по количеству людских ресурсов и артиллерии. А по остальным показателям?
- Помните высказывание «Вторая мировая – это война моторов»? Так какая же картина по техническому потенциалу у нас получается?
Вывод 1: по количеству самолетов, танков и кораблей на 22 июня 1941 г. мы ничуть не уступали противнику, а по многим показателям даже превосходили его в 3 – 5 раз. Превосходство противника было только в живой силе.
- Выводы записывайте в таблицу № 2.
- Может быть наши танки были хуже немецких? Ведь об этом нам говорят строчки учебника! - «мы имели 1475 новых танков Т-34 и КВ, 1540 боевых самолетов новых типов, а так же значительное количество легких танков и самолетов устаревших конструкций...». Слайд 6.С количественными показателями мы теперь разобрались – значительное количество – это превосходство в несколько раз. А теперь обратимся к тактико-техническим характеристикам. Может быть наши танки попросту немогли воевать с немецкими по причине их технической отсталости.
- Что вы подразумеваете под словами «устаревшая конструкция» в отношении танка и самолета, на вскидку – сколько ей лет? Многие советские историки под это определение подводили машины выпуска 1933 – 1941 гг. Они были устаревшими по отношению к нашим же Т-34 и КВ. А ведь Германия и ее союзникиимели 38% танкового парка выпуска 1931 – 1934 гг. А это что – новейшая техника?
- Давайте рассмотрим танковый парк в сравнении. На материалах слайдов 7 - 14
Вывод 2: по тактико-техническим характеристикам и количественным показателям наша техника превосходила технику противника.
- Тогда в чем же дело?
- Вспомним слайд № 5. Из этой таблицы мы отчетливо видим, что у Германии с союзниками было численное превосходство в живой силе. Может быть этим можно объяснить поражение в начальный период войны. Может быть пехотные дивизии вермахта были оснащены лучше наших стрелковых.
- Что пишет об этом учебник? Слайд 15 «Нападение врага застало нас врасплох. Командиры в отпусках. Оружие в глубокой консервации на складах. Техника разобрана. Баки самолетов на промывке... Враг был вооружен до зубов. Немцы с автоматами, а мы зачастую с учебными винтовками, и то одна на двоих... Стиснув зубы мы отходили, отступали...».
- Как можно характеризовать данное положение вещей?
- Такую же картину мы видели во множестве художественных фильмов о начале Великой Отечественной войны. Рассмотрим слайды 16 – 18. Данные образцы вооружения имелись в стрелковых (пехотных) дивизиях.
- А теперь обратимся к количеству единиц вооружения в дивизии в противоборствующих сторонах. Слайд 18.
- Какие мы можем сделать выводы?
Вывод 3: пехотная дивизия вермахта превосходила советскую в численном составе, в маневренности и мобильности, так как была лучше оснащена подвижными средствами и наличием ПТР. Советские же стрелковые дивизии были в лучшем отношении в плане автоматического оружия, имелся взвод легких танков. Но все же основное оружие пехотинца двух воюющих сторон – винтовка.
- Получается и здесь нет никакого превосходства противника.
Слово учителя.
Такое же положение было и в авиации, и в артиллерии. Наоборот, все захваченные немцами советские образцы вооружения были использованы ими в ходе дальнейших боевых действий против войск СССР и на Африканском театре военных действий. Так пушка Ф-22 стала практически единственным средством борьбы со средними и тяжелыми танками СССР в начальный период войны.
- Так в чем же дело?
- Может быть, причину следует искать не в количестве танков, пушек и винтовок, а в действиях (или бездействии) танкистов, артиллеристов, летчиков, и их командиров?
- Может быть, советские бойцы и офицеры не хотели воевать? (Хотели и воевали до последней капли крови, защищая границу, доты, деревни, переходили в штыковые контратаки).
В качестве доказательства вспомним лишь некоторые фрагменты документальных фильмов «Долгий, долгий день», «Брестская крепость».
- Что такое «Блицкриг»? (молниеносная война – нанесение подвижными соединениями глубоких ударов в тыл врага с целью уничтожения коммуникаций).
- К каким последствиям это могло привести? Что будет с техникой при ликвидации тыловых баз? (она становится грудой железа без боеприпасов, горючего, что и произошло).
- А какова была тактика советских войск в ответ на немецкий блицкриг? (контрудары).
- Это действенная тактика? (В какой-то мере да, но в масшабах столь обширного фронта и и глубоких прорывов более действенна тактика позиционной обороны).
- Виктор Суворов, с чьего имени мы начали свое занятие дал точнейшую характеристику действиям советского командованиями: «Реакция красной армии на германское вторжение – это не реакция ежа, который ощетинился колючками, но реакция огромного крокодила, который, истекая кровью, пытается атаковать». Отсюда и огромные потери, которые РККА понесла в первые дни войны.
- Найдите подтверждение этому факту в учебнике.
Слово учителя.
Первые две недели боев войдут в историю как «великий танковый грабеж». Но это касалось не только танков, но и артиллерийских систем, авиации, людских резервов. Академик А.Н. Сахаров приводит следующие данные: «за 18 дней войны немцы продвинулись на 450 – 600 км, захватили 200 складов с горючим, боеприпасами и продовольствием, 28 дивизий РККА были полностью уничтожены а 72 дивизии потеряли более половины личного состава. Было потеряно (не только подбито, вышло из строя и сгорело) – 6000 танков, 9500 орудий, 12000 минометов, более 3500 самолетов)». Слайд 21. Это катастрофа!!! Восполнить такие потери за короткий промежуток времени было попросту невозможно. Поэтому уже в ноябре - декабре 1941 года немцы и будут уже в 20 км от Москвы. При этом воюя нашим же устаревшим оружием.
- Посмотрим доказательства этим фактам. Слайды 22 - 24
Вывод 4: в большей степени в провале начального периода виноваты люди, а не техника, отсутствие опыта командования, низкая подготовка личного состава, а зачастую, преступная безалаберность. Когда война стала реальностью, советские люди сражались действительно до последней капли крови, предпочитая плену смерть, но это не могло уже повлиять на ситуацию. Блицкриг, с его танковыми прорывали к тыловым базам и мобильными пехотными соединениями, полностью себя оправдал на данном временном отрезке.
5. Закрепление изученного материала
- Рассмотрим несколько документов первых дней войны.
Документ 1. Слайд 25
«...к вечеру 27 июня вышли на опушку леса. Видим недалеко три танка БТ-7... Увидев нас, танкисты поднялись. Старший доложил, что боеприпасов у каждой машины по комплекту, а горючего нет...» И вот в этот самый момент: «...проселочная дорога закурилась пылью, и на ней показалась вражеская колонна из 28 танков. Каждая минута дорога. Приказал танкистам открыть огонь. Наш удар оказался для гитлеровцев настолько неожиданным, что, пока они пришли в себя и открыли ответный огонь, мы уничтожили 12 (!!!) вражеских машин».
(Воспоминания генерала Болдина, командующего конно-механизированной группой в июне 1941 г.)
- О чем говорит данный документ? (Советская техника могла бороться с вражескими машинами, танкисты умели воевать, но инициативы от младшего командования было мало, поэтому и ждали решения генерала)
Документ 2. Слайд 26
"Начиная со второго дня войны, я мог наблюдать за битвой с русскими тяжелыми бомбардировщиками, действовавшими из глубины территории России. То, что русские позволяли нам беспрепятственно атаковать эти тихоходные самолеты, передвигавшиеся в тактически совершенно невозможных построениях, казалось мне преступлением. Они, как ни в чем не бывало, шли волна за волной с равными интервалами, становясь легкой добычей для наших истребителей. Это было самое настоящее "избиение младенцев". Таким образом, была подорвана база для наращивания русской бомбардировочной армады. В самом деле, после этого в ходе всей данной кампании русские бомбардировщики больше не появлялись…"
Воспоминания командующего немецким 2-м воздушным флотом генерал-фельдмаршала А. Кессельринга
- Какой вывод можно сделать из данного фрагмента? (Да, у нас были массы боевой техники, но управлять такими массами и воевать разумно и жестко мы не умели, поэтому и били нас как младенцев, поэтому и потери у нас огромны. По признанию Г.К. Жукова, воевать мы научились только к 1943 году. А учеба эта далась очень дорогой ценой)
Документ 3. Слайд 27
«... послал на разведку майора А. Ефимова. Часа через полтора он с радостью доложил – есть 16 танков Т-28 без моторов, но с исправными пушками... Для нас это явилось просто находкой. Конечно, надо использовать данные танки как неподвижные огневые точки, зарыть в землю и поставить на танкоопасном направлении...» «Уже четвертый танк в упор расстреливает из Т-28 сержант Серебряков... Потеряв много техники, враг на короткое время остановился...»
Воспоминания генерала армии Д.Д. Лелюшенко, 1941 г.
- Оказывается и Т-28, устаревший и, не упоминающийся ни в одном источнике, не имеющий даже никакой подвижности, являлся огромной проблемой для «новейшей» немецкой техники.
- Итак, какие причины неудач начального периода войны вы можете назвать?
- Почему к этим причинам нельзя отнести техническое несовершенство «устаревшей техники» СССР.
- К каким выводам мы пришли в ходе занятия?
- Можем ли мы теперь ответить на вопрос: «22 июня 1941 года – это измена или трагедия?»
- Почему вы так думаете?
- Нашел ли подтверждение факт измены?
- Напишите в последнюю графу свой вывод (5) – в чем же были причины трагедии 22 июня 1941 года.
- Домашнее задание.
- Итог занятия.
Индивидуальная карта обучающегося
Ф.И.О _______________________________, группа № _______, Дата _____________
Таблица № 1.
|
СССР |
Германия и союзники |
Солдат и офицеров |
|
|
Количество дивизий |
|
|
Танки и штурмовые орудия |
|
|
Пушечные бронеавтомобили |
|
|
Артиллерия и минометы |
|
|
Боевые самолеты |
|
|
Корабли |
|
|
Таблица № 2.
Положения |
Выводы |
Количественные показатели вооружения сил на западной границе 22 июня 1941 г. |
|
Тактико-технические характеристики советской и германской техники |
|
Оснащение стрелковых дивизий вооружением |
|
Тактика войск воюющих стран. |
|
Итоговый вывод |
|