Программа "Здоровое поколение"

Разделы: Классное руководство


Актуальность программы

Проблема охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения волнуют сейчас и государство, и общественные организации, и общество в целом. Настала острая необходимость объединить усилия всех заинтересованных сторон для создания государственной политики в области сохранения и укрепления здоровья нации, определить вклад образовательных, медицинских учреждений, общественных организаций, семьи, средств массовой информации в процесс формирования у школьников устойчивых стереотипов здорового образа жизни.

За последний год заметно активизировалась работа как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской Федерации, а также самих образовательных учреждений по воспитанию у школьников культуры здоровья, по созданию здоровьесберегающей среды и соответствующих педагогических технологий по формированию здорового образа жизни.

В своем первом обращении к Федеральному собранию президент России Дмитрий Медведев выразил обеспокоенность в связи с неудовлетворительным, по его мнению, состоянием здоровья российских школьников. Выступая перед парламентариями, президент заявил, что основы здоровья человека закладываются в школьные годы. Вместе с тем он подчеркнул, что «сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая». В школе преобладают так называемые «сидячие» занятия: в учебном плане недостаточно предметов, связанных с движениями, со сменой формы организации урока (целевые прогулки, экскурсии, игры, труд). Статистика показывает, что 25% первоклассников и 21% десятиклассников ведут «сидячий образ жизни»: в школе они все время проводят за партами, а дома — перед телевизором и компьютером. 68,2% детей с недостаточной двигательной активностью дают 100%-ную заболеваемость. Мало двигаются — много болеют. Рабочая неделя у старшеклассников — в среднем 50,5 часов. Сравним это с продолжительностью рабочей недели у взрослого человека: она составляет 41 час. Наглядно видно, с какой перегрузкой работают школьники. Дети проводят в школах значительную часть времени, поэтому заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги. По словам Медведева, одной из задач преподавателей должна стать минимизация рисков для здоровья, связанных с процессом обучения.

Став классным руководителем в 6б (два года назад), я была поражена общей картиной состояния здоровья класса.

Из 27 человек:

  • I основная группа 3 чел (11%).
  • II основная группа 6 чел (22%).
  • II подготовительная 9 чел (33%).
  • III подготовительная 7 чел (26%).
  • III специальная 2 чел (8%).

Диагнозы:

  • Нарушение осанки 17 чел.
  • Миопия 7 чел.
  • Заболевание ЖКТ 8 чел.
  • Аллергия 1 чел.

Особого внимания заслуживает тот факт, что многие из названных заболевании приобретаются детьми в школе.

Анализируя сложившуюся ситуацию, я пришла к выводу, что вся воспитательная работа должна быть направлена на совершенствование физического здоровья, в том числе. Здоровые дети - здоровая нация! Я не могу вылечить ребенка, но могу научить его беречь здоровье. Я именно тот специалист, который обязан давать знания о здоровье, контролировать процессы, способные влиять на здоровье учащихся моего класса. Целью моей работы является обеспечение учащихся необходимой достоверной информацией в области сохранения и укрепления здоровья и формирование представления об ответственности за свое будущее. Программа рассчитана на три года.

Цель программы:

  • формирование и утверждение позитивного отношения к здоровью, убежденности в возможности его сохранения и улучшения,
  • освоение навыков здорового образа жизни, а также содействие тому, чтобы выбор поведения, полезного здоровью, стал прочной мотивацией в дальнейшей жизни.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Дать понятие и представление о здоровье и его значимости.
  2. Сформировать отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как важнейшей социальной ценности.
  3. Выработать умения и навыки сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения.
  4. Обучить умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.

Прогнозируемый результат

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватнооценивающий свое место и предназначение в жизни ученик.

Основные направления деятельности

Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья учащихся (создание «Паспорта класса»), анализ занятости учащихся в спортивных клубах и секциях, тестирование учащихся по выявлению вредных привычек.

Профилактическая и коррекционная работа (совместная работа с медицинскими работниками школы, поликлиники) – предупреждение и своевременное выявление нарушений в развитии и состоянии здоровья учащихся, а при наличии каких-либо недугов – профилактика обострений и прогрессирования болезненного процесса. Организация и проведение утренней зарядки.

Информационно-просветительская работа – пропаганда здорового образа жизни (волонтерское движение, участие в городской программе «Класс свободный от курения»), наглядная агитация (участие в конкурсах «Скажи этому нет сам!», «Курить-себе вредить!»), консультации по вопросам валеологии.

Профилактика травматизма - занятия по правилам дорожного движения (выступления сотрудников ГИБДД, тематические классные часы, викторины, конкурсы). Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курса ОБЖ и «Человек и здоровье».

Работа с родителями – просвещение родителей по вопросам возрастных особенностей развития здоровья, организация консультаций специалистов по вопросам физического и психического развития детей.

Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы

Направления

Содержание

Диагностическая работа

  • Тестирования (ежегодно)
  • Анкетирование (ежегодно)
  • Микроисследования (ежегодно)
  • Игры по методике Н.Е.Щурковой (ежегодно)

Профилактическая и коррекционная работа

  • Медосмотр учащихся (в течение года)
  • Диспансеризация учащихся (ежегодно)
  • Беседы с медработниками школы (ежегодно)
  • Встречи с инспектором по делам несовершеннолетних района «Марьино» Косолаповой Т.А. (ежегодно)
  • Встреча с работниками наркологического диспансера (7, 8 классы)
  • «Танцуй ради жизни!» акция по профилактике адъективного поведения (6,7 классы)
  • Организация и проведение утренней зарядки

Информационно-просветительская работа

  • Лекторий для девочек психологической службы «Доверия» от Компании Либресс (ежегодно)
  • Участие в городской программе «Класс свободный от курения» (6 класс)
  • Участие в передвижной выставке «Маршрут безопасности» по профилактике адъективного поведения (6,7 классы)
  • Лекторий по профилактике ИППП (инфекции передающиеся половым путем) (8 класс)
  • Конкурс рисунков "Мое здоровье" (6 класс)
  • Участие в выпуске стенгазет, плакатов (ежегодно)

Классные часы:

  • «Береги свое здоровье» (6 класс)
  • «Что такое аппетит и режим питания» (6 класс)
  • «Если хочешь быть здоровым – закаляйся» (6 класс)
  • «Познай самого себя (половое воспитание)» (7 класс)
  • «Болезни грязных рук – профилактика инфекционных заболеваний» (7 класс)
  • «Вредные привычки - свобода или зависимость, полет или падение»т(8 класс)
  • «Опасные и безопасные ситуации»
  • «Пивная и наркотическая зависимость» (8 класс)
  • «Анорексия. Нет аппетита, что-то беспокоит?» (8 класс)
  • Диспут «Как счастье человека зависит от его здоровья»

Профилактика травматизма

  • Занятия по правилам дорожного движения (ежегодно)
  • Встреча с работниками ГИБДД (ежегодно)
  • Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курса ОБЖ и «Человек и здоровье» (ежегодно)

Работа с родителями

  • Анкетирование родителей, для определения психологического климата семьи (6 класс)
  • Консультация психолога (ежегодно)
  • Изучение воспитательного потенциала семьи (6 класс)
  • Психолого-педагогический всеобуч родителей (ежегодно)
  • Родительские собрания:
  • «Здоровье наших детей в наших руках» (7 класс),
  • «Как помочь ребенку учится. Распределение времени и режим дня. Интересы и увлечения»,
  • «Беда где-то рядом!» (8 класс, по предотвращению наркотической и алкогольной зависимости)
  • «Особенности переходного возраста» (беседа с психологом)
  • «Мама, папа и я спортивная семья»

Список литературы

  1. Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. М., 1991.
  2. Адамович Г.Г. За чистоту воды, воздуха, почвы: Метод. материалы в помощь лектору. М., 1977.
  3. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987.
  4. Буянов М.И. Размышления о наркомании: Кн. для учителя. М., 1990.
  5. Коростелев Н.Е. От А до Я. М., 1987.
  6. Лисицин Ю.Н., Радбиль О.С., Комаров Ю.М. Когда привычка приводит к болезни. М., 1986.
  7. Татарникова Л.Г., Поздеева М.В. Валеология подростка (5-7 класс). СПб., 1997.
  8. Шевердин С.Н. У опасной черты: Как уберечь детей от алкоголизма. М., 1987.