Актуальность программы
Проблема охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения волнуют сейчас и государство, и общественные организации, и общество в целом. Настала острая необходимость объединить усилия всех заинтересованных сторон для создания государственной политики в области сохранения и укрепления здоровья нации, определить вклад образовательных, медицинских учреждений, общественных организаций, семьи, средств массовой информации в процесс формирования у школьников устойчивых стереотипов здорового образа жизни.
За последний год заметно активизировалась работа как Министерства образования России, так и органов управления образованием субъектов Российской Федерации, а также самих образовательных учреждений по воспитанию у школьников культуры здоровья, по созданию здоровьесберегающей среды и соответствующих педагогических технологий по формированию здорового образа жизни.
В своем первом обращении к Федеральному собранию президент России Дмитрий Медведев выразил обеспокоенность в связи с неудовлетворительным, по его мнению, состоянием здоровья российских школьников. Выступая перед парламентариями, президент заявил, что основы здоровья человека закладываются в школьные годы. Вместе с тем он подчеркнул, что «сегодняшняя статистика здоровья школьников просто ужасающая». В школе преобладают так называемые «сидячие» занятия: в учебном плане недостаточно предметов, связанных с движениями, со сменой формы организации урока (целевые прогулки, экскурсии, игры, труд). Статистика показывает, что 25% первоклассников и 21% десятиклассников ведут «сидячий образ жизни»: в школе они все время проводят за партами, а дома — перед телевизором и компьютером. 68,2% детей с недостаточной двигательной активностью дают 100%-ную заболеваемость. Мало двигаются — много болеют. Рабочая неделя у старшеклассников — в среднем 50,5 часов. Сравним это с продолжительностью рабочей недели у взрослого человека: она составляет 41 час. Наглядно видно, с какой перегрузкой работают школьники. Дети проводят в школах значительную часть времени, поэтому заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги. По словам Медведева, одной из задач преподавателей должна стать минимизация рисков для здоровья, связанных с процессом обучения.
Став классным руководителем в 6б (два года назад), я была поражена общей картиной состояния здоровья класса.
Из 27 человек:
- I основная группа 3 чел (11%).
- II основная группа 6 чел (22%).
- II подготовительная 9 чел (33%).
- III подготовительная 7 чел (26%).
- III специальная 2 чел (8%).
Диагнозы:
- Нарушение осанки 17 чел.
- Миопия 7 чел.
- Заболевание ЖКТ 8 чел.
- Аллергия 1 чел.
Особого внимания заслуживает тот факт, что многие из названных заболевании приобретаются детьми в школе.
Анализируя сложившуюся ситуацию, я пришла к выводу, что вся воспитательная работа должна быть направлена на совершенствование физического здоровья, в том числе. Здоровые дети - здоровая нация! Я не могу вылечить ребенка, но могу научить его беречь здоровье. Я именно тот специалист, который обязан давать знания о здоровье, контролировать процессы, способные влиять на здоровье учащихся моего класса. Целью моей работы является обеспечение учащихся необходимой достоверной информацией в области сохранения и укрепления здоровья и формирование представления об ответственности за свое будущее. Программа рассчитана на три года.
Цель программы:
- формирование и утверждение позитивного отношения к здоровью, убежденности в возможности его сохранения и улучшения,
- освоение навыков здорового образа жизни, а также содействие тому, чтобы выбор поведения, полезного здоровью, стал прочной мотивацией в дальнейшей жизни.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- Дать понятие и представление о здоровье и его значимости.
- Сформировать отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как важнейшей социальной ценности.
- Выработать умения и навыки сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения.
- Обучить умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
Прогнозируемый результат
Здоровый физически, психически, нравственно, адекватнооценивающий свое место и предназначение в жизни ученик.
Основные направления деятельности
Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья учащихся (создание «Паспорта класса»), анализ занятости учащихся в спортивных клубах и секциях, тестирование учащихся по выявлению вредных привычек.
Профилактическая и коррекционная работа (совместная работа с медицинскими работниками школы, поликлиники) – предупреждение и своевременное выявление нарушений в развитии и состоянии здоровья учащихся, а при наличии каких-либо недугов – профилактика обострений и прогрессирования болезненного процесса. Организация и проведение утренней зарядки.
Информационно-просветительская работа – пропаганда здорового образа жизни (волонтерское движение, участие в городской программе «Класс свободный от курения»), наглядная агитация (участие в конкурсах «Скажи этому нет сам!», «Курить-себе вредить!»), консультации по вопросам валеологии.
Профилактика травматизма - занятия по правилам дорожного движения (выступления сотрудников ГИБДД, тематические классные часы, викторины, конкурсы). Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курса ОБЖ и «Человек и здоровье».
Работа с родителями – просвещение родителей по вопросам возрастных особенностей развития здоровья, организация консультаций специалистов по вопросам физического и психического развития детей.
Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы
Направления |
Содержание |
Диагностическая работа |
|
Профилактическая и коррекционная работа |
|
Информационно-просветительская работа |
Классные часы:
|
Профилактика травматизма |
|
Работа с родителями |
|
Список литературы
- Агаджанян Н.А., Катков А.Ю. Резервы нашего организма. М., 1991.
- Адамович Г.Г. За чистоту воды, воздуха, почвы: Метод. материалы в помощь лектору. М., 1977.
- Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987.
- Буянов М.И. Размышления о наркомании: Кн. для учителя. М., 1990.
- Коростелев Н.Е. От А до Я. М., 1987.
- Лисицин Ю.Н., Радбиль О.С., Комаров Ю.М. Когда привычка приводит к болезни. М., 1986.
- Татарникова Л.Г., Поздеева М.В. Валеология подростка (5-7 класс). СПб., 1997.
- Шевердин С.Н. У опасной черты: Как уберечь детей от алкоголизма. М., 1987.