Внеклассное мероприятие по литературе при изучении темы "Библия и христианская культура" (5-й класс)

Разделы: Литература, Внеклассная работа

Класс: 5


Цель мероприятия: знакомство с традициями русского народа, христианскими праздниками на Руси

Оборудование:

  • класс оформлен ввиде крестьянской избы;
  • участники в русских народных костюмах (девочки в сарафанах и лентах, мальчики в русских рубашках и штанах);
  • заранее приносится для праздничного стола солома, вышитая скатерть, деревянная посуда, готовятся праздничные блюда;
  • шест с рождественской звездой;
  • конвертики с пожеланиями;
  • конфеты и печенье на призы и колядки;
  • костюмы для 2 скоморохов и 4 колядующих;
  • пьесы «Декабрь» и «Январь» из альбома П.И.Чайковского «Времена года».

Ход мероприятия

Под музыку П.И. Чайковского выходит ведущий в русском народном костюме.

Ведущий. Январь - первый зимний месяц. В старину он имел много названий: первник, генварь, новолетник, стычень, канурий, грудень, ледень, мелобожняк, зимец, прозимец, проказник, просинец, сечень, януарий. Но со временем прижилось название «Январь».

Назван так январь в честь Бога солнца и ветра Януса, который ведал входами и выходами, началом человеческой жизни, был покровителем договоров. Изображают Януса двуликим: одно лицо смотрит в прошлое, другое – в будущее. Два зимних месяца – Януарис и фебруарис (январь и февраль) – были присоединены к уже существовавшим месяцам года и некоторое время считались последними месяцами. Потом их поставили в начало года. Январь оказался первым месяцем и стал соответствовать своей двуликости – отсекал последний день и начинал новый.

Январь богат праздниками. Какие же это праздники?

1-й ученик:

Васильев вечер или Васильев день. 14 января по новому стилю. Этот день раньше был концом Нового года (по старому стилю – 31 декабря). Васильевым вечером, или Щедрым вечером, его называли в честь святого Василия Великого, память которого церковь празднует на следующий день, 1 января.

В память святого Василия Великого новый год в деревнях и сегодня зовут Василь-день, В этот день спозаранок старшая в семье женщина принималась варить Васильеву кашу. Когда каша поспевала, она вынимала горшок из печи со словами: «Милости просим к нам во двор со своим добром!» Вся семья собиралась вокруг стола и оглядывала горшок: если замечали, что он треснул, то ожидали беды, убытков в хозяйстве. Тогда эту кашу вместе с горшком бросали в прорубь. Если же, сняв пенку, видели, что каша знатно упрела, это предвещало достаток и счастливую жизнь. Тут все брались за ложки и уплетали Васильеву кашу дочиста.

Канун Васильева дня в старину был щедрым вечером. Хозяйки готовили всяческие угощения, а молодежь гадала. Вообще-то гадают во все дни Святок, но Васильев вечер и крещенский сочельник считаются для этого самым подходящим временем.

Васильевым вечером русский народ повсеместно провожал старый год и старался как можно веселее встретить и наступление Нового года, потому что в этом случае он пройдет счастливо и хорошо.

2-й ученик:

Необычайно прекрасный и радостный еще один январский праздник – Рождество Христово.

“Рождественское”

Саша Черный. (Под музыку из альбома П.И.Чайковского «Времена года» читает ученица).

В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, выпорхнув из тени,
Гладит лен его волос...
Бык дохнул в лицо младенца
И, соломою шурша,
На упругое коленце
Засмотрелся, чуть дыша.
Воробьи, сквозь жерди крыши
К яслям хлынули гурьбой,
А бычок, прижавшись к нише,
Одеяльце мял губой.
Пес, прокравшись к теплой ножке,
Полизал её тайком.
Всех уютней было кошке
В яслях треть дитя бочком.
Только глупый белый ослик
Всех беспомощно толкал
“Посмотреть бы на ребенка
Хоть минуточку и мне!”
И заплакал звонко-звонко
В предрассветной тишине...
А Христос, раскрывши глазки,
Вдруг раздвинул круг зверей
И с улыбкой, полной ласки,
Прошептал: «Смотри скорей!»

2-й ученик:

Русское Православие празднует Рождество 7 января (по новому стилю). Рождество – особое время для христиан. Кончается старый год, забываются на время вечные проблемы, спадает напряжение, отступает зло, люди становятся добрее друг к другу, вспоминают о бедных и одиноких, делают подарки. И души отдыхают в атмосфере всеобщей доброжелательности.

Рождество в России начинает новый – и календарный, и духовный год. Рождество своего рода семейный праздник. Обычно повсюду горят огни, символизирующие домашний очаг. Отсюда в рождественскую ночь зажигают свечи на елках, дети поют колядки, носят по улицам изображение звезды Вифлеема. В светлую рождественскую ночь звезда Вифлеема призывно сияет для каждого из нас. Младенец Иисус родился в Вифлееме и рождается в человеческих сердцах, согревая всех своей любовью. Христос родился – и человек может возродиться, приняв его своим личным спасителем.

З-й ученик.

Ещё один праздник января – Крещение. Празднуют его 19 января. В этот день в водах Иордана Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа. Отсюда главное событие праздника Крещенья – водосвятие. В одном из водоемов делалась прорубь – Иордань, к которой с молитвами направляется торжественный крестный ход. Обычно прорубь делается в виде креста, вода в проруби освящается.

Несмотря на крепкий морозец, каким славятся эти дни, после молебна многие смельчаки рисковали нагишом сигануть в прорубь: больные – в надежде на исцеление, а нарядившиеся в шутовские наряды под Новый год – очиститься от греха. Люди верят, что вода в проруби и место вокруг неё обладают чудесной силой. В некоторых деревнях после водосвятия в прорубь втыкали палку, чтобы пчелы лучше роились, или кнут, чтобы лошади шли ко двору...

Крещенская вода именуется церковью «великой святыней». Её берегут целый год.

В крестьянских календарях полно “самых верных примет”, связанных с этим днем. А вы их знаете? (Дети приводят примеры из своего жизненного опыта)

4-й ученик.

Святки – от слова “святой”. На Святки славили Христа, Новый год, будущий урожай, поздравляли друг друга, всех родных, знакомых, соседей. Желали здоровья, счастья, всего наилучшего. Святки – самый веселый крестьянский праздник. Обычно считают, что длятся они 2 недели от Рождества, но в старину крестьяне начинали их праздновать гораздо раньше, с Николиного дня (24 декабря), и заканчивали под Крещенье (19 января) В этот немалый срок вмещалось все – и проводы старого года, и встреча нового, осенние заботы отошли, хлеб обмолочен, почему бы и не повеселиться?

Ведущий

Итак, весь январь мы славим Господа, гадаем, играем. Начинаются Святки с Рождественского сочельника, 6 января. День перед Рождеством Христовым называют сочельником или сочевником, из-за того, что в это время постятся и едят сочиво, т.е. постную кашу, овощи. Непременными ритуальными кушаньями были кутья и взвар. Сам стол при этом устилался соломой или сеном, на который и ставились угощения. (По ходу рассказа девочки в сарафанах устилают стол соломой и ставят кушанье.)

Взвар и кутья соединяли собой воспоминание о рождении и смерти Спасителя. Сено или солома напоминали собою те ясли, в которых был положен при рождении Христос.

Кутья – это обрядовая еда, почиталась как хранительница здоровья. Вечером 6 января толкла хозяйка зерна в ступе и загадывала о здоровье родных и близких, А после кашу варила. Мёду добавляла, коровьего масла, грецких орехов и изюму. И даже немножко инжира.

А вечером ходила по домам коляда – переодетые парни и девушки в вывороченных шубах и со звериными масками на лицах, величали хозяев, не жалея щедрых слов.

5-й ученик.

Слово «коляда» произошло от греческого “каланда” – новомесячие, История свидетельствует, что обычай колядования существует ещё со времен Римской истории. В Египте, Греции, Индии есть подобные обычаи. Есть предположения, что праздник распространился по Руси из Новгорода. Там Святки называли еще кудесами, т.к. по летописям чародеи вели себя очень весело, т.е. кудесили. Русские цари Петр I и Иван Грозный тоже любили святочные игрища. Грозный даже казнил одного из бояр за то, что он не надел «шутейной» одежды.

Начинались Святки с таких колядок-зачинов:

(Выходят дети в костюмах и поют)

Пришла Коляда
Накануне Рождества!
Пришла Коляда, отворяй ворота!
Дайте коровку, масляну головку!
А дай Бог тому, кто в этом дому!
Ему рожь густа, рожь ужимиста!
Ему из колоса осьмина,
Из зерна ему коврига,
Наделил бы вас Господь
И житьем, и бытьем, и богатством,
И создай вам, Господи,
Еще лучше того!
Слезайте с печи, подавайте калачи!
Уж, ты, дядя, доброхот!
Выдай денег на проход!
Будем ждать, у ворот стоять!
Золотая голова, шелкова борода!
Ты подай пирожка,
Ради праздника Христова
Пирожка-то хоть пресного
Хоть кисленького!
Отрежь потолще, подай побольше!
Сто бы тебе коров, полтораста быков!
По ведру б тебе доила
Все сметанного!

Ведущий.

После таких слов дети вели хоровод, несли на шесте звезду, осыпали хозяев зернами. Если хозяева, к которым пришли дети, проявили жадность, участники коляды не прощали их, пели им озорные колядки:

(Дети ходят со звездой, поют)

Не дашь пирога
Мы корову за рога.
Не дашь кваску –
Мы свинью за виску.
Не дашь блинка –
Мы хозяина в пинка.
Подавайте, не ломайте; не откусывайте!

или:

Кто не даст пирога,
Тому родись головня.
Кто не даст мяска –
Тому кошка в окошко,
Слепые глаза!

Ведущий. Много было шуток, смеха, веселых игр и розыгрышей.

6-й ученик.

А сейчас мы для разрядки
Загадаем всем загадки,
Кто даст правильный ответ
Мы тому дадим конфет.
Коляда, коляда, собирай ребят сюда!

7-й ученик.

Долго над землей летало
Белоснежно одеяло
Солнце малость припекло
Одеяло потекло
И ушло в колодцы рек
Одеяло это ...(снег)

8-й ученик:

Отворилась тихо дверь –
И вошел усатый зверь.
Сел у печки, жмурясь сладко,
И умылся серой лапкой.
Берегись, мышиный род –
На охоту вышел… (кот)

9-й ученик:

Что корнями вверх растет
Аккурат под Новый год,
Такая барабулька –
Мокрая… (сосулька) 

10-й ученик:

В синем небе светляки,
Не дотянешь к ним руки,
Один желтый светляк
изогнулся, как червяк,
Освещают воздух…(месяц и звезды)

Ведущий: Веселили народ, играли сценки и скоморохи. Вот послушайте одну.

Сценка «Фома и Ерема».

Брат, здорово!

– Брат, здорово!

– Ты откуда?

– Из Тамбова.

– Дак он цел? А говорят, погорел!

– Да было дело. Чуть вода не сгорела.

– Как же так было?

– Шли два господина, сошлись на плотине, взяли, закурили, спички бросили на пруд. Вода забурела, огнем загорела, выгорела до дна, осталась рыбка одна.

– Что ты...А правда ли это?

– Живут же люди неправдой, да и нам не лопнуть.

– А с чем в город ездил?

– Ездил, брат, с овсом. Мешки-то на беду завязал плохо, овес мой сыпался да сыпался – мешок пуст оказался.

– Худо ж твое дело!

– Худо, да не совсем: овес потерял, пшенички набрал.

– Хорошо ж твое дело!

– Хорошо, да не совсем: пшеничку-то у меня в городе украли.

– Худо ж твое дело!

– Худо, да не совсем: я воров догнал, все деньги отобрал.

– Хорошо ж твое дело!

– Хорошо, да не совсем: денег-то оказалась одна копейка.

– Худо ж твоё дело!

– Худо, да не совсем: у кого нет рубашки, тот рад и ветошке.

– Хорошо ж твое дело.

– Хорошо, да не совсем: пропил копейку, полез на шубатейку, били меня, били, больно колотили.

– Плохо ж твое дело!

– Худо, да не совсем: я теперь дороже стал – ведь за битого двух небитых дают.

– Ну, тогда пойдем, тогда еще живем.

– Пойдем. Вот когда земля плодов давать не станет, тогда все вместе и умрем.

Фома и Ерема кланяются на все четыре стороны, поздравляют всех с праздником, с Новым годом, со счастьицем, со здоровьицем.

Ведущий. Во время Святок охотно веселились, играли в разные игры, гадали. Гадания были разными: простыми и сложными.

Например, загадывали желания и считали колья на заборе: если четное число, то желание сбудется, если нечеткое, то не сбудется.

Парни и девушки ходили с огарком свечи под чье-нибудь окно и слушали, о чем в этом доме говорят. В зависимости от услышанного предсказывали, как пойдет жизнь в новом году.

Писали двадцать карточек со своими пожеланиями и клали их под подушку. Наутро же вставали с постели, наугад доставали три карточки, написанные на них желания должны исполниться.

Для вас, гости дорогие, мы приготовили самое простое гадание: вытянуть листочек и прочитать написанное. (Дети обходят гостей, предлагая им листочки с пожеланиями).

Ведущий: А теперь приглашаем вас всех за стол:

Коляда, коляда,
Подавай еду сюда.
Конфет коробок,
А иначе вилы в бок! 

Использованная литература:

  1. С. Шмаков «Нетрадиционные праздники в школе”. -М.,”Новая школа”, 1997.
  2. В. Фокина “Тайны другого измерения”.-М.”Народное творчество”, №6, 1990.