Интегрированный урок (русский язык + окружающий мир) в виде игры-путешествия по теме "Слова, которые называют одушевленные и неодушевленные предметы в живой и неживой природе"

Разделы: Русский язык


Цели и задачи урока:

  1. Образовательные: обобщить знания учащихся по теме; развивать умение ставить вопросы кто? что? к словам; продолжить знакомство с группой слов, которые отвечают на вопросы кто? что?; обобщить понятия одушевленный и неодушевленный предметы и слова, их называющие в живой и неживой природе.
  2. Развивающие: продолжить работу по развитию речи и мыслительных процессов: анализа и синтеза, классификации;
  3. Воспитательные: продолжить работу по формированию чувства сопереживания, желания оказывать помощь.

Форма проведения урока: урок-путешествие.

Ход урока

I. Орг. момент.

II. Определение темы урока через проблему, сообщение целей урока.

1) Загадка:

Кто на масле и сметане мешен?
Кто на блюдечке лежа смешон?
Кто от бабушки и дедушки ушел?
Кто в лесу приключения нашел?
Он, конечно, был немножечко неправ,
Но у него такой веселый нрав.
(колобок)

2) А давайте этой сказке придумаем вместе другую версию. Будто бы Колобок заблудился. Он спустился с высокой горы и оказался перед рекой. Стоит Колобок и горюет, как ему через речку перебраться?

– Как Колобок может перебраться через речку? На плоту, лодке или через мостик.

– Какие из этих элементов букв напоминают вам мостик? Т П Р Г Б

III. Минутка чистописания.

Т П Г Б

– Буквы пишем очень красиво, чтобы мостик для Колобка получился ровным и красивым, тогда он сможет перебраться на другой берег.

IV. Классификация слов (подведение к теме урока).

– Перебрался Колобок через речку с нашей помощью, но наткнулся на дороге на препятствие: повсюду раскиданы карточки-бревнышки, которые и не дают пройти дальше. Давайте поможем Колобку расчистить дорогу: распределим слова в два столбика.

Кто?
(одушевлен.)
Что?
(неодушевлен.)
вода камень дерево рыба мост кошка девочка река ворона бабочка

– Что обозначают эти слова?

– Что общего у этих слов? (называют предметы)

– Чем они отличаются? (Кто? – одуш. предметы, Что? – неодуш. предметы)

V. Сообщение темы и цели урока.

– Сегодня цель нашего урока – обобщить понятия одушевленный и неодушевленый предметы и слова, их называющие в живой и неживой природе. И придумать конец нашей с вами версии сказки про Колобка. Чем же закончится его путешествие на нашем уроке?

VI. Обобщение знаний.

– Преодолел Колобок препятствие и покатился дальше. Оказался в непроходимой чаще .Помогите ему пройти через эту чащу.

1) Словарная работа. Игра «Спор букв».(Работа у доски и в тетрадях.)

В о/а рона, с о/а рока, а/о ртист, м а/о льчик, р е/и бята, дев о/а чка, ч е/и ловек, с о/а бака.

– Что общего между этими словами? (Они называют одушевленные предметы и отвечают на вопрос- кто?)

– А что еще можно о них сказать? (Они называют предметы живой природы.)

– На какие группы можно разделить эти слова? (Люди, животные)

2) Работа в тетрадях.(Запись этих слов в два столбика: люди, животные . Оставить место для третьего столбика- растения. По ходу работы ставим ударение, подчеркиваем опасные места.)

VII. Физминутка.

Игра «Живая и неживая природа» (Учитель называет слова, дети выполняют команду: если называются предметы живой природы – руки вверх, неживой – вниз).

3) Продолжение работы.

– Итак, мы помогли Колобку пробраться через дебри лесной чащи. Скажите, а что мы еще относим к живой природе? (растения)

– Приведите примеры….

– Запишем эти слова в третий столбик.

– Эти слова обозначают одушевленные или неодушевленные предметы? (неодуш.)

Вывод: наконец-то выбрался Колобок из непроходимой чащи и покатился дальше. Давайте обобщим. Итак, одуш. предметы – кто? Живая природа. Неодуш. – что? Неживая природа, растения.

VIII. Игра «Вставь слово».

– Мы сегодня говорили на уроке о живой и неживой природе. Колобок приготовил для вас стихотворение о природе, но пропустил слова. Прочитайте его самостоятельно и вставьте пропущенные слова (слова для справок даны ниже).

Все, что нужно, год от года
Нам дает сама ….
И поэтому все мы
Жить не можем без воды,
Без растений и ….,
Без красивых гор высоких,
Без …., полей и рек
Жить не может ….
Так давайте сбережем
Наш земной природный ….
(природа, животные, леса, человек, дом)

– Проверяем …

– Списываем первое и последнее предложения, вставив пропущенные слова.

IX. Подведение итогов урока.

– Чему учились на уроке?

– А конец у нашей версии сказки про Колобка вышел вот какой:

Не горюйте, бабушка и дед!
Не попался Колобок вам на обед.
Он в лесу встретил много детей,
Приобрел надежных друзей,
Он живой к вам вернется домой,
Наш румяный и храбрый герой.

– Урок окончен!