Внеклассное мероприятие по математике "Познай самого себя"

Разделы: Математика


Цель: развитие и укрепление памяти.

Ход урока

Ребята, давайте вспомним, что мы заметили по дороге в школу…

Когда мы хорошо запоминаем что-то, это значит, что мы применили эффективные приемы запоминания, сознательно или бессознательно. Если же мы не смогли удержать что-то в памяти, значит, процесс запоминания прошел неправильно.

Память является функцией мозга, и как всякая его функция, может быть развита и поддается тренировке. Мы используем только десятую часть способностей мозга, а значит и памяти.

1-e Упражнение ( тест 1).

Посмотрите внимательно в течении 2 минут приведенный ниже лист с изображением различных предметов.


Рисунок 1. [1]

Я убрала лист, а вы напишите в течении одной минуты название предметов, которые вы запомнили.

Если вы запомнили меньше 10 предметов, ваша память недостаточна; 10-15 – средняя; 16-18 – хорошая; 19-20 – исключительная. [1]

Гигиена мозга.

Пять правил гигиены вашего мозга:

  1. Давайте больше кислорода крови.
  2. Хорошо высыпайтесь.
  3. Не курите.
  4. Остерегайтесь алкоголя.
  5. Остерегайтесь некоторых лекарств.

2-e Упражнение. Зрительная память.

Прочитайте список из 20 слов и изучите его в течении полутора минут.

окно сумка яблоко диван
телефон картинка ноутбук перо
шляпа тетрадь цветы буква
кактус булавка парта медаль
мыло доска шкаф мел

Попытайтесь написать слова по порядку. Пересчитайте все слова, которые удалось запомнить точно.

Если вы запомнили меньше 10 предметов, ваша память недостаточна; 10-15 – средняя; 16-18 – хорошая; 19-20 – исключительная. [1]

3-e Упражнение. Слуховая память.

Я прочитаю вслух слова, а вы постараетесь её запомнить:

учебник, круг, ручка, квадрат, окружность, 15, линейка, 121, резина, карандаш, дерево, озеро, бумага, памятник, фломастер, кубик, лампа, галстук, пакет, телефон, папка.

Пишем, то, что запомнили.

Если вы запомнили меньше 10 предметов, ваша память недостаточна; 10-15 – средняя; 16-18 – хорошая; 19-20 – исключительная. [1]

4-e Упражнение на внимание.

  1. Что лишнее:
    а) 8, 14, 26, 51, 92, 30; (51- нечетное число);
    б) ручка, карандаш, фартук, фломастер, тетрадь (фартук).
  2. Кто быстрее найдет по порядку числа

1 48 43 57 16 55 46 7 32 13
 24  9 63 11 30 18 22 54 65 41
51  38   79   71   35   53   68   78   80   74 
14 72 69 75 66 4 76 70 10 77
58 42 5 56 45 61 27 36 60 25
28 23 67 34 3 37 19 2 73 64
62 6 59 49 39 26 50 40 44 52
20 33 17 21 15 31 12 47 29 8

Чем питается наш мозг.

Сыр, яйца, ростки зерна, орехи несут в организм нужное равновесие фосфора, кальция. Другой важный элемент для работы памяти – это магний. Он содержится в хлебе, зернах пшеницы, шоколаде, зеленых овощах и некоторых минеральных водах. Следующее важное вещество – глютаминовая кислота. Её находят в печени, молоке. Наконец витамины группы В стимулируют и облегчают умственную деятельность. Они есть в кефире, орехах, миндале, пшеничных зернах. [1].

Естественный ход запоминания 

Три главных условия:

  1. Впечатление.
  2. Ассоциация.
  3. Повторение.

Уметь сосредоточиться чрезвычайно важно для развития памяти.

5-e Упражнение на сосредоточение

Считайте в обратном порядке, начиная с 150, отнимая от каждого следующего числа 3, т.е. 150-147-144- и т.д.

Наблюдение

В процессе запоминания внимание должно принять форму наблюдения. Придерживайтесь следующей последовательности:

  • наблюдение общей формы, объема;
  • наблюдение и оценка размеров и пропорций;
  • общая структура (вид, внешность, стиль, цвет и т.д.);
  • осмотр различных частей;
  • осмотр маленьких деталей внутри этих частей.

Например:

яблоко – (круглое, маленькое, красное, вкусное, с сладким запахом …),
железо – (большое, твердое, холодное, тяжелое, …).

Классификация 

Запоминание мыслей, фактов облегчается при помощи их классификации.

Например, посмотрите на рисунок 1. Вы их лучше запомните, сгруппировав вокруг понятия обед – стакан, кофейник, чашку, нож. Вокруг понятий наряд-одежда – галстук, ножницы, нитку, пуговицу, ботинок, щетку и т.д.

Ассоциация 

Создавайте ассоциации. Вильям Джеймс писал: «Искусство хорошей памяти – это искусство сотворения многочисленных и разнообразных связей с любыми сведениями, которые мы хотим запомнить…» Чем больше фактов и сведений у вас в памяти, тем легче для вас создать связь между новым фактом и хранимыми в памяти сведениями. [1].

Если вы хотите запомнить список слов, создайте серию последовательных ассоциаций начиная с первого. Эти ассоциации должны быть очень странными, комичными или глупыми. Например, рассмотрим карточку упражнения 2: на окне висит телефон в форме шляпы, телефонная трубка которого утыкана колючками, потому что это кактус… Попробуйте создать дальше ассоциации как короткометражный фильм в течении одной минуты. Кто хочет рассказать свой фильм.

При заучивании стихов часто прибегают к ассоциациям мысленных картинок.

Метод кумулятивного повторения 

Повторение является эффективным способом в процессе запоминания. Если будете повторять регулярно, материал полностью сохраниться в памяти.

Решение математической задачи требует интеллекта, размышления, интуиции. Но эти «способности не сработают», если вы не знаете глубоко весь изученный ранее материал. Память должна служить интеллекту. Прежде всего необходимо знать формулы и теоремы.

Привыкайте к устному счету, это даст вам дополнительные удобства при занятиях.

6-e Упражнение

Сложите в уме следующие числа

  • 583+281=
  • 78+96=
  • 936+157=
  • 790+297=
  • 97+56=

Умножьте числа на 2

  • 32548
  • 567142
  • 287941
  • 675432
  1. Сколько пятниц в феврале?
  2. Число 666 увеличить в полтора раза, не производя над этим числом никаких арифметических действий.
  3. На сколько частей делят пространство продолженные плоскости граней куба?

Проверим ответы.

Теперь посмотрим новый рисунок. В течении минуты внимательно посмотрите. Постарайтесь сгруппировать, классифицировать предметы, создать ассоциации.


Рисунок 2. [1]

Запишем количество предметов, которые вы запомнили. Сравним с первыми данными.

«Ум не сосуд, который заполняется,
а факел который зажигается»
Плутарх 

Основные различия в работе полушарий головного мозга человека впервые обнаружил американский ученый Р. Сперри.

Левое полушарие оперирует логикой, письмом, счетом и речью, правое – зрительными образами, формами, структурами, музыкой и ориентацией в пространстве.

Основная деятельность левого полушария получила название абстрактно-аналитического мышления, правогоэмоционально-образного.

Основной особенностью правополушарного мышления является способность целостно, в комплексе воспринимать предметы и явления с одновременной обработкой их параметров.

А левополушарное мышление обладает способностью к последовательной обработке информации, когда познание происходит ступенчато, шаг за шагом.

Экспресс - анализ. 

  1. Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой руки (П)?
  2. Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз (П) или (Л)?
  3. Станьте в «позу Наполеона», скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху?
  4. Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты». Какая ладонь сверху?

Теперь посмотрим что у вас получилось _____

Предложенная классификация – лишь первый шаг к познанию самого себя. 

  • ПППП – обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые формы поведения.
  • ПППЛ – темперамент слабый, преобладает нерешительность.
  • ППЛП – характер сильный, энергичный, артистический. Приобщении с таким человеком не помешают решительность и чувство юмора.
  • ППЛЛ – характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке. Встречаются довольно редко.
  • ПЛПП – аналитический склад ума, основные черты – мягкость, осторожность. Избегает конфликтов, терпим и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию.
  • ПЛПЛ – слабый тип, встречается среди женщин. Характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на конфликт.
  • ПЛЛП – артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения. Среди женщин встречается примерно вдвое чаще, чем среди мужчин.
  • ПЛЛЛ – а этот тип более характерен для мужчин. Отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума.
  • ЛППП – один из наиболее распространенных типов. Он эмоционален, легко контактирует практически со всеми. Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.
  • ЛППЛ – похож на предыдущий тип, но еще менее настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению. Несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением.
  • ЛПЛЛ – характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает.
  • ЛЛПП – характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов.
  • ЛЛПЛ – простодушие, мягкость, доверчивость – вот его основные черты. Очень редкий тип.
  • ЛЛЛП – эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен.
  • ЛЛЛЛ – обладает способностью по – новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.

Если вы будете регулярно заниматься, то научитесь хорошо управлять памятью. Вам не нужно будет записывать. Чем больше вы будете работать на память, тем лучше она будет; чем больше данных у вас в памяти, тем проще запомнить другие.

Использованная литература:

  1. 126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти., М. «Эйдос» 1996. (перевод с француз.)