Цель: развитие и укрепление памяти.
Ход урока
Ребята, давайте вспомним, что мы заметили по дороге в школу…
Когда мы хорошо запоминаем что-то, это значит, что мы применили эффективные приемы запоминания, сознательно или бессознательно. Если же мы не смогли удержать что-то в памяти, значит, процесс запоминания прошел неправильно.
Память является функцией мозга, и как всякая его функция, может быть развита и поддается тренировке. Мы используем только десятую часть способностей мозга, а значит и памяти.
1-e Упражнение ( тест 1).
Посмотрите внимательно в течении 2 минут приведенный ниже лист с изображением различных предметов.
Рисунок 1. [1]
Я убрала лист, а вы напишите в течении одной минуты название предметов, которые вы запомнили.
Если вы запомнили меньше 10 предметов, ваша память недостаточна; 10-15 – средняя; 16-18 – хорошая; 19-20 – исключительная. [1]
Гигиена мозга.
Пять правил гигиены вашего мозга:
- Давайте больше кислорода крови.
- Хорошо высыпайтесь.
- Не курите.
- Остерегайтесь алкоголя.
- Остерегайтесь некоторых лекарств.
2-e Упражнение. Зрительная память.
Прочитайте список из 20 слов и изучите его в течении полутора минут.
окно | сумка | яблоко | диван |
телефон | картинка | ноутбук | перо |
шляпа | тетрадь | цветы | буква |
кактус | булавка | парта | медаль |
мыло | доска | шкаф | мел |
Попытайтесь написать слова по порядку. Пересчитайте все слова, которые удалось запомнить точно.
Если вы запомнили меньше 10 предметов, ваша память недостаточна; 10-15 – средняя; 16-18 – хорошая; 19-20 – исключительная. [1]
3-e Упражнение. Слуховая память.
Я прочитаю вслух слова, а вы постараетесь её запомнить:
учебник, круг, ручка, квадрат, окружность, 15, линейка, 121, резина, карандаш, дерево, озеро, бумага, памятник, фломастер, кубик, лампа, галстук, пакет, телефон, папка.
Пишем, то, что запомнили.
Если вы запомнили меньше 10 предметов, ваша память недостаточна; 10-15 – средняя; 16-18 – хорошая; 19-20 – исключительная. [1]
4-e Упражнение на внимание.
- Что лишнее:
а) 8, 14, 26, 51, 92, 30; (51- нечетное число);
б) ручка, карандаш, фартук, фломастер, тетрадь (фартук). -
Кто быстрее найдет по порядку числа
1 | 48 | 43 | 57 | 16 | 55 | 46 | 7 | 32 | 13 |
24 | 9 | 63 | 11 | 30 | 18 | 22 | 54 | 65 | 41 |
51 | 38 | 79 | 71 | 35 | 53 | 68 | 78 | 80 | 74 |
14 | 72 | 69 | 75 | 66 | 4 | 76 | 70 | 10 | 77 |
58 | 42 | 5 | 56 | 45 | 61 | 27 | 36 | 60 | 25 |
28 | 23 | 67 | 34 | 3 | 37 | 19 | 2 | 73 | 64 |
62 | 6 | 59 | 49 | 39 | 26 | 50 | 40 | 44 | 52 |
20 | 33 | 17 | 21 | 15 | 31 | 12 | 47 | 29 | 8 |
Чем питается наш мозг.
Сыр, яйца, ростки зерна, орехи несут в организм нужное равновесие фосфора, кальция. Другой важный элемент для работы памяти – это магний. Он содержится в хлебе, зернах пшеницы, шоколаде, зеленых овощах и некоторых минеральных водах. Следующее важное вещество – глютаминовая кислота. Её находят в печени, молоке. Наконец витамины группы В стимулируют и облегчают умственную деятельность. Они есть в кефире, орехах, миндале, пшеничных зернах. [1].
Естественный ход запоминания
Три главных условия:
- Впечатление.
- Ассоциация.
- Повторение.
Уметь сосредоточиться чрезвычайно важно для развития памяти.
5-e Упражнение на сосредоточение
Считайте в обратном порядке, начиная с 150, отнимая от каждого следующего числа 3, т.е. 150-147-144- и т.д.
Наблюдение
В процессе запоминания внимание должно принять форму наблюдения. Придерживайтесь следующей последовательности:
- наблюдение общей формы, объема;
- наблюдение и оценка размеров и пропорций;
- общая структура (вид, внешность, стиль, цвет и т.д.);
- осмотр различных частей;
- осмотр маленьких деталей внутри этих частей.
Например:
яблоко – (круглое, маленькое, красное, вкусное, с сладким запахом …),
железо – (большое, твердое, холодное, тяжелое, …).
Классификация
Запоминание мыслей, фактов облегчается при помощи их классификации.
Например, посмотрите на рисунок 1. Вы их лучше запомните, сгруппировав вокруг понятия обед – стакан, кофейник, чашку, нож. Вокруг понятий наряд-одежда – галстук, ножницы, нитку, пуговицу, ботинок, щетку и т.д.
Ассоциация
Создавайте ассоциации. Вильям Джеймс писал: «Искусство хорошей памяти – это искусство сотворения многочисленных и разнообразных связей с любыми сведениями, которые мы хотим запомнить…» Чем больше фактов и сведений у вас в памяти, тем легче для вас создать связь между новым фактом и хранимыми в памяти сведениями. [1].
Если вы хотите запомнить список слов, создайте серию последовательных ассоциаций начиная с первого. Эти ассоциации должны быть очень странными, комичными или глупыми. Например, рассмотрим карточку упражнения 2: на окне висит телефон в форме шляпы, телефонная трубка которого утыкана колючками, потому что это кактус… Попробуйте создать дальше ассоциации как короткометражный фильм в течении одной минуты. Кто хочет рассказать свой фильм.
При заучивании стихов часто прибегают к ассоциациям мысленных картинок.
Метод кумулятивного повторения
Повторение является эффективным способом в процессе запоминания. Если будете повторять регулярно, материал полностью сохраниться в памяти.
Решение математической задачи требует интеллекта, размышления, интуиции. Но эти «способности не сработают», если вы не знаете глубоко весь изученный ранее материал. Память должна служить интеллекту. Прежде всего необходимо знать формулы и теоремы.
Привыкайте к устному счету, это даст вам дополнительные удобства при занятиях.
6-e Упражнение
Сложите в уме следующие числа
- 583+281=
- 78+96=
- 936+157=
- 790+297=
- 97+56=
Умножьте числа на 2
- 32548
- 567142
- 287941
- 675432
- Сколько пятниц в феврале?
- Число 666 увеличить в полтора раза, не производя над этим числом никаких арифметических действий.
- На сколько частей делят пространство продолженные плоскости граней куба?
Проверим ответы.
Теперь посмотрим новый рисунок. В течении минуты внимательно посмотрите. Постарайтесь сгруппировать, классифицировать предметы, создать ассоциации.
Рисунок 2. [1]
Запишем количество предметов, которые вы запомнили. Сравним с первыми данными.
«Ум не сосуд, который заполняется,
а факел который зажигается»
Плутарх
Основные различия в работе полушарий головного мозга человека впервые обнаружил американский ученый Р. Сперри.
Левое полушарие оперирует логикой, письмом, счетом и речью, правое – зрительными образами, формами, структурами, музыкой и ориентацией в пространстве.
Основная деятельность левого полушария получила название абстрактно-аналитического мышления, правого – эмоционально-образного.
Основной особенностью правополушарного мышления является способность целостно, в комплексе воспринимать предметы и явления с одновременной обработкой их параметров.
А левополушарное мышление обладает способностью к последовательной обработке информации, когда познание происходит ступенчато, шаг за шагом.
Экспресс - анализ.
- Переплетите пальцы рук. Сверху оказался большой палец левой руки (Л) или правой руки (П)?
- Сделайте в листе бумаги небольшое отверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз (П) или (Л)?
- Станьте в «позу Наполеона», скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху?
- Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты». Какая ладонь сверху?
Теперь посмотрим что у вас получилось _____
Предложенная классификация – лишь первый шаг к познанию самого себя.
- ПППП – обладатель такой характеристики консервативен, предпочитает общепринятые формы поведения.
- ПППЛ – темперамент слабый, преобладает нерешительность.
- ППЛП – характер сильный, энергичный, артистический. Приобщении с таким человеком не помешают решительность и чувство юмора.
- ППЛЛ – характер близок к предыдущему типу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке. Встречаются довольно редко.
- ПЛПП – аналитический склад ума, основные черты – мягкость, осторожность. Избегает конфликтов, терпим и расчетлив, в отношениях предпочитает дистанцию.
- ПЛПЛ – слабый тип, встречается среди женщин. Характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, но вместе с тем способность идти на конфликт.
- ПЛЛП – артистизм, некоторое непостоянство, склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов и переключаться на новый тип поведения. Среди женщин встречается примерно вдвое чаще, чем среди мужчин.
- ПЛЛЛ – а этот тип более характерен для мужчин. Отличается независимостью, непостоянством и аналитическим складом ума.
- ЛППП – один из наиболее распространенных типов. Он эмоционален, легко контактирует практически со всеми. Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.
- ЛППЛ – похож на предыдущий тип, но еще менее настойчив, энергичен, трудно поддается убеждению. Несколько консервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением.
- ЛПЛЛ – характер сильный, но ненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен к быстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстает.
- ЛЛПП – характерны дружелюбие, простота, некоторая разбросанность интересов.
- ЛЛПЛ – простодушие, мягкость, доверчивость – вот его основные черты. Очень редкий тип.
- ЛЛЛП – эмоциональность в сочетании с решительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен.
- ЛЛЛЛ – обладает способностью по – новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается с индивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.
Если вы будете регулярно заниматься, то научитесь хорошо управлять памятью. Вам не нужно будет записывать. Чем больше вы будете работать на память, тем лучше она будет; чем больше данных у вас в памяти, тем проще запомнить другие.
Использованная литература:
- 126 эффективных упражнений по развитию вашей памяти., М. «Эйдос» 1996. (перевод с француз.)