Самостоятельная деятельность учащихся является необходимым элементом процесса обучения, активизации учащихся на уроке, развития мышления, а также при подготовке к ЕНТ. Эффективность самостоятельной работы зависит от ее организации, умелого сочетания с другими методами работы. Самостоятельная работа в каждой конкретной ситуации имеет свои цели и задачи:
- формирует необходимый объем и уровень знаний, умений и навыков;
- вырабатывает психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний;
- формирует основные мыслительные операции.
С точки зрения роли и функций в учебной деятельности задания самостоятельной работы делятся на два типа:
- проверочно-тренировочные, требующие подведения фактов под ранее усвоенные понятия;
- творческо-поисковые, предусматривающие приобретение новых знаний на основе сообщаемых фактов в результате самостоятельного поиска способа решения.
Самостоятельную работу можно использовать на различных этапах урока
- в качестве средства для создания проблемной ситуации и постановки проблемы;
- как способ закрепления и контроля за качеством усвоения фактов, понятий, закономерностей;
- как средство проверки знаний;
- как средство применения знаний в процессе повторения и обобщения на специально выделенных для этой цели уроках.
В ходе опроса одни задания предлагаются для коллективной работы всему классу, другие ставятся в качестве вопросов вызванному для устного ответа ученику, третьи предлагаются для письменного ответа отдельным ученикам, четвертые выполняются на доске с последующим привлечением класса к исправлению и оценке проделанной работы.
Монтаж мозаики.
Задача - определить зашифрованные исторические события. К историческому событию добавить соответствующую дату, назвать исторического деятеля. Например, 16 декабря 1986г. – декабрьские события в Алма-Ате; 1929-1931гг – выступления крестьян против насильственной коллективизации; «смутный султан» - Кенесары Касымов и т.д.
«Тяжелый приказ» | 120 тыс. чел. | 9 января 1857г. | Сузак |
Юрист Б.Каратаев | Ерейментау | «Новый штат» | Б.Ашекеев |
1929-1931гг. | «выжженная земля» | К. Рыскулбеков | «карашыгын» |
Целиноград 1979г. | 1870г. | Темиртау | 1837-1847гг. |
А.Иманов | Есет Котибаров | 16 декабря 1986г. | «смутный султан» |
1 пятилетка | «Письмо пяти» | Пособие 500 рублей | «Годы великого джута» |
Алма-Ата | НЭП | Колхозы | образование КАССР |
А.Молдагулова | Автономия Алаш | От 19 до 43 лет | Турксиб |
М.Тухачевский | Продразверстка | Смагул Садвокасов | Ф.Голощекин |
Точное наименование «казах» | Битва за Москву | продразверстка | Мятеж Чехословацкого корпуса |
Определить исторического деятеля.
- Он был старшиной рода Байбакты, хан Нуралы был женат на его старшей сестре. Пользуясь громадным влиянием в Младшем жузе, возглавил народное восстание. Кто это? (С.Датулы)
- Будучи влиятельным султаном, он сумел принять подданство Китая, сохранив подданство Российской империи. Еще при жизни его причислили к лику святых. О ком идет речь? (Абылай)
- П.П. Семенов-Тянь-Шанский этого выдающегося сына казахского народа за величие и незаурядные способности, самоотверженность и храбрость называл «Митридатом казахской степи». Возглавивший самое крупное восстание против колониального гнета, он погиб в 1847 г. в войне с кыргызами. Кто он? (К.Касымов)
- Выдающийся певец казахской земли, оказывал большое влияние на Абылай хана, сопровождал своего повелителя во многих походах. Назовите его имя. (Бухар-жырау)
- Мухаммед-Канапия - так называли его при рождении. В Кашгарию он съездил под именем купца Алимбая. Среди казахов (чингизид) стал первым действительным членом Русского географического общества. Кто это? (Ч. Валиханов)
- Основные требования и цели восставших 1836-1838 гг. он сформулировал в своих стихах. Воин – сподвижник Исатая, известный поэт, чье имя включено в календарь памятных дат ЮНЕСКО. О ком идет речь? ( Махамбет Утемисов)
- Он посвятил свой первый кюй «Кишкентай» руководителю народного восстания Исатаю Тайман-улы. До нас дошло 60 его кюев. Гениальный композитор, классик казахской инструментальной музыки – назовите его имя. (Курмангазы)
- Он – внук Жанибека. Не пользовался большим влиянием, но отличался жестокостью. В 1524 году разорвал союз с ханом Могулистана Султан Саидом. А остаток жизни провел среди кыргызов. ( хан Шигай)
- Это было сложное время. Хану приходилось вести войну на два фронта – за присырдарьинские города и на юго-востоке с ойратами (джунгарами). Он пригласил нас – трех биев, - и мы вместе с ним составили «Семь установлений». Это укрепило ханство. При нем в районе Каракума собрался первый курултай с целью организации общеказахского ополчения против джунгар. Его наследник султан Кайып не смог сохранить единство трех жузов. (хан Тауке)
- Он – правнук Урус-хана, вместе со своим родственником обосновался во владениях могольского хана Есен-Буги. Последний принял его радушно; увидев в нем и его сородичах оплот для защиты своих западных владений. После смерти Есен-Буги, он окончательно укрепился в Семиречье, создав свое ханство. (хан Керей(Гирей))
- В 1513 году взял под контроль самый южный город – Сайрам. Его признали ногайцы. Московское государство при Василии III вступило в дипломатические связи с Казахским ханством. Сведения о Казахском ханстве распространились до Европы. Этот правитель вошел в историю Казахского ханства как «собиратель казахских земель». При нем численность населения составляла один миллион человек. (хан Касым)
- Он – потомок Джанибека, сын Касыма. Ему удалось отстоять земли на востоке и юге Семиречья в борьбе с ойратами и могольскими правителями, установить союзнические отношения с узбекским ханом Абдиллахом. Народом прозван был «справедливым ханом». ( Хаккназар-хан)
- Он – сын Шигая. Одним из первых отправил посольство в Москву. После смерти узбекского хана Абдиллаха овладел Ташкентом, Туркестаном, Самаркандом. Дойдя до Бухары, был тяжело ранен и в том же году скончался. ( хан Тауекель)
- После гибели Барака, хана Ак Орды, на ханство был избран Абулхаир. Казахские племена, не желавшие ему подчиняться, откочевали в Жетысу. Возглавил их сын Барака, став одним из основателей Казахского ханства. Кто он? (султан Жанибек (Джанибек))
О ком и кто?
- «Человек, обласканный тобой, и в смерти не будет раскаиваться». (о Б.Годунове К.Жалаири)
- «Ты так загордился и забыл
Что у уйсуна Толе би
Был рабом, пасущим вердлюдов» (об Аблае Бухар Жырау) - «Он один из самых крупных философоф среди мусульман. Никто из них не дорос до его уровня». (об Аль-Фараби Ибн Хаукаль)
- «Среди детей Жанибек хана он был наиболее известным. Он подчинил все страны вокруг себя…» (о Касым хане Кадыргали би)
- «Он своим умом, интеллигентностью и справедливостью всех заставил признать его... Он дал общий для всех закон и по нему выносил решения. Таким образом, он опирался не на силу, а на мудрость и опыт». ( о Тауке хане А.Левшин)
- «Он философ кочевого ногайско-казахского аула». (об Асан Кайгы Ч.Валиханов)
- «А этот чужеземец, несмотря на то, что он скиф, очень умен, мудр. Он открыл мне глаза, обогатил мои мысли, помог по- иному сформировать многие мысли, дал много советов, научил многому полезному». (Солон об Анахарисе)
- «После того, как этот человек поднялся до ханского звания, он настолько стал сильным, что подчинил себе не только ногаев, но и башкирскую страну, Казань, Сибирь и Астраханское ханство, а также Бухару, Хиву, Ташкент и еще много городов и собрал с них дань». (о Хакк-Назаре П.И.Рычков)
Кто изучал Казахстан?
- Он офицер русской армии. Возглавил военно-походную экспедицию, организованную по личному распоряжению Петра I. Экспедиция собрала ценный материал о расположении казахских жузов. (И.Д.Бухгольц)
- Пленный швед, участник экспедиции И.Д.Бухгольца. Составил «Карту Джунгарии», впервые опубликованную в 80-х г. Х1Хв. в «Записках Русского географического общества». (И.Г.Ренат)
- Русский ученый, главная цель – изучение истории Сибири. За что был прозван «отцом Сибирской истории». Его труд «Сибирская история» заключает в себе ценные данные, особенно о казахских родах Среднего жуза. (Г.Ф.Миллер)
- Его замечательные труды, такие как «Топография Оренбургского края», «История Оренбургская (1730-1750гг.)», впервые с высокой степенью объективности осветили наиболее сложные проблемы и периоды в истории Казахстана. Пользовался уважением М.В.Ломоносова. (П.И.Рычков)
- Он - офицер русской армии, служил в Оренбурге. Его труд «Дневные записки Николая Рычкова в киргиз-кайсацкой степи в 1771г.» содержит оригинальные наблюдения за жизнью казахов Младшего жуза. (Н.П.Рычков)
- Немецкий путешественник-натуралист. Его труд «Путешествие по разным провинциям российского государства» подробно характеризует состояние народонаселения, назначение военных укреплений. ( П.С.Паллас)
- Участник экспедиции 1825г. в Бухару. Автор «Карты племен Младшего жуза». (В.Вольховский)
- Он декабрист. Его труд «Описание Западной Сибири» опубликован в 1867г. в Петербурге. Один из разделов книги содержит материал о казахах. (И. Завалишин)
- Всемирно известный ученый, путешественник. Совершил путешествия на Алтай, в Семиречье, Среднюю Азию. Два тома географической серии – «Киргизский край» и «Туркестанский край» - дают описание природной среды и занятий населения. (П.П.Семенов-Тяншанский)
- Выдающийся востоковед, академик. Владел казахским языком. Опубликовал беспримерную в науке серию текстов «Образцы народной литературы тюрских племен». (В.В.Радлов)
- Крупный ученый Х1Х века. В книгах « Исследование о Касимовских царях и царевичах…», «Исторические сведения о киргиз-кайсаках…» описал историю Казахского ханства в XV-XVIвв. и осветил проблемы Младшего жуза в середине XVIII века. (В.В.Вельяминов-Зернов)
- Поэт, художник, отбывал ссылку на полуострове Мангышлак. В своем творчестве отразил тему казахской жизни. Его рисунки «Казахская семья», «Байгуши» являются реалистическими произведениями о быте казахов. (Т.Г.Шевченко)
- Видный художник. Все свои значительные произведения посвятил казахстанской тематике. В его картинах «Прогон скота», «За дровами» Казахская Степь изображена с большой любовью. (Н.Хлудов)
- Польский революционер. Его поэма «Киргиз», написанная в 40-х г. Х1Хв., была переведена на английский, итальянский, немецкий и другие языки. Художественными средствами поэма отображала историю и жизнь казахов. (Г.Зелинский)
- Участник польского освободительного движения, выпускник юридического факультета Петербургского университета, находился в ссылке в Семипалатинске. Его труд «Материалы по юридическим обычаям киргизов» - первый труд по исследованию имущественного права казахов-кочевников. (Северин Гросс)
- Видный деятель освободительного движения. Совместно с группой политических ссыльных изучил хозяйственное развитие края. Весьма ценным научным исследованием является многотомное издание «Материалы по киргизскому землепользованию». В создание данного труда активное участие принял Алихан Бокейханов. (Ф.А.Щербина)
- Представитель русского освободительного движения, друг Абая, исследователь Иртыша и Алтая. (Е.П.Михаэлис)
Исторические деятели Казахстана (20в.)
- Один из организаторов движения 1916 года в Тургайском регионе, избран ханом, но отказался от ханского титула и стал эмиром. (Жанбасын Абдулганпар)
- Один из руководителей движения 1916 года, установления Советской власти в Тургае. В апреле 1919 года необоснованно арестован и убит в Тургае. (Иманов Амангельды)
- Крупный общественный государственный деятель, в 1903 году окончил Оренбургское духовное училище, член партии большевиков. (Жангильдин А.)
- Участник национально-освободительного движения 1916 года, магистр права. (Акпаев Жакын)
- Один из руководителей национально-освободительного движения 1916 года. В сентябре 1916 года приговорен к смертной казни через повешение. (Ашекеев Бекболат)
- Видный деятель Казахстана, служил в судебной палате Петрограда, убит в сентябре 1918 года. (Бокин Токаш)
- Ученый, общественный и политический деятель, депутат Государственной думы первого созыва, опубликовал статьи под псевдонимом «Сын степей». (А. Букейханов)
- Поэт, ученый-тюрколог, переводчик, педагог просветитель, общественный деятель, основоположник казахской филологии. Автор первого букваря, предложил реформу казахской письменности («Новое правописание»). (А. Байтурсынов)
- Журналист, тесно связан с партией «Алаш», создатель первого романа в казахской литературе. Умер в Соловецком лагере. (М. Дулатов)
- Видный общественный деятель Казахстана, правовед, правнук хана Абулхаира, был комиссаром полиции. (Б. Каратаев)
- Выдающийся деятель, с отличием окончил юридический факультет Петербургского университета, блестяще владел шестью языками, мог «в единственном числе» представлять всю страну. (М. Чокай)
- Первый казахский профессиональный инженер-специалист. (М. Тынышпаев)
- Казахский поэт, просветитель, композитор, переводчик. Племянник Абая, автор романа «Адиль-Мария». (Кудайбердиев)
- Казахский писатель, поэт, педагог, создатель ряда учебников и методических пособий, учился в Московском литературном институте. ( М. Жумабаев)
- Партийный и государственный деятель, талантливый публицист, был уполномоченным Коминтерна в Монголии. (Т. Рыскулов)
- Этнограф, композитор, «собиратель жемчуга». (Александр Затаевич)
- Первый казахский певец, кому удалось выступать с концертами за границей. (А. Кашаубаев)
- Государственный деятель Казахстана, работал школьным учителем, директором казахского педагогического института, был оппонентом Ф. Голощекина. (Смагул Садвокасов)
- Партийный и советский работник, автор одного из первых казахских учебников по математике. ( Султанбек Ходжанов)
- Казахский учебный медик, педагог, профессор. В 1939 году был подвергнут репрессиям. (Халеп Досмухамедов)
- Государственный деятель Казахстана, первый председатель ЦИК КАССР, нарком просвещение КАССР в 1930-1937 гг. (Мендешев С.)
- Советский государственный деятель, по профессии зубной врач, провел «новую революцию» в Казахстане, репрессирован, в 1941 году расстрелян. (Филипп Голощекин)
- Партийный и советский деятель Казахстана, высказывающий свое несогласие с голощекинско-сталинской моделью «преобразований» Казахстана (Жалау Мынбаев)
- Он – партийный и советский деятель Казахстана. С 1925 по 1927 гг. являлся председателем КазЦИК. Высказал свое несогласие с голощекинско-сталинской моделью «преобразований» Казахстана.
- Член Коммунистической партии с 1930 г. С 1932 г. – заведующий Казахским государственным издательством. Подписал документ «Письмо пяти» о катастрофическом положении Казахстана в 30-е гг. По ложному обвинению репрессирован, в ноябре 1937 г. расстрелян.
- Первый профессиональный художник Казахстана, основатель национальной школы. Работал землекопом на строительстве Турксиба. В 1929 г. впервые переступил порог художественной школы-студии Н.Г. Хлудова в Алма-Ате. В течение 10 лет избирался председателем правления Союза художников Казахстана.
- Один из основоположников казахской композиторской музыки. Окончил Ташкентский институт просвещения, 1-й Московский музыкальный техникум. Он написал более десяти вальсов, из которых «Казахский вальс» и «Бул-бул» прославили композитора. Ему принадлежат оперы «Абай», «Джамбул».
- Казахский народный поэт-акын. В 14 лет уходит из дома и становится певцом. Его произведения изданы на многих языках народов СССР и в 26 странах мира. Он умер 22 июня 1945 г., не дожив до столетия несколько месяцев.
- Признанный мастер искусства слова, драматург. Учился в двухклассной русской школе. Окончил Омский сельскохозяйственный институт. Был редактором сатирического журнала «Ара». Всемирную известность ему принес роман «Солдат из Казахстана».
- Он – писатель, ученый-педагог. Автор учебников «Казахская литература ХХ века», «Очерк истории казахской литературы XVIII-XIX вв.» для высших учебных заведений. Под влиянием автобиографической трилогии М. Горького написал трилогию «Школа жизни». Поэт.
- Политический деятель. Трудовую деятельность начал в 15 лет, в 17 лет стал учителем аульной школы. С 1946 по 1954 гг. был Первым секретарем ЦК Компартии Казахстана.
- Политический, государственный деятель, академик АН КазССР, Герой Социалистического труда. Закончил Московский институт цветных металлов и золота. В 1952-1955 гг. президент АН КССР. Автор книги «О моем времени», «От Сталина до Горбачева».
- Доктор исторических наук, профессор. Он является автором 6 учебников по истории Казахской ССР, труда «Очерки истории Казахстана XIX века», «Присоединение Казахстана к России». Научные взгляды автора получили оценку как политически вредные, буржуазно-националистические.
- Казахский писатель, доктор филологических наук, лауреат Государственной премии. Он является основоположником новой отрасли казахской литературы – абаеведения.
- Активный участник декабрьских событий 1986 г. в г. Алма-Ате. 1 января 1987 г. был арестован органами МВД, приговорен к расстрелу, замененному позже 20 годами тюремного заключения.
- Доктор филологических наук, академик, член Всемирного Географического общества. Такие его труды, как «Древняя культура Центрального Казахстана», «Бегазы-Дандыбаевская культура Центрального Казахстана», являются вершиной археологических исследований. Его имя носит Институт археологии РК.
Тест
- Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан» Президент РК Н.А. Назарбаев подписал _________19________ года.
- Центром научной работы в Казахстане является Академия наук, которая открылась в _________19________ года.
- Первый крупный социальный взрыв недовольства политикой центральных и республиканских органов имел место в Темиртау в ________19________ года.
- Первый космический полет казахского космонавта Т. Аубакирова состоялся в 19______ году.
- 2-я (действующая) Конституция Республики Казахстан на всенародном референдуме была принята ________19_______ года.
- Празднование 1500-летнего юбилея города Туркестан проходило в ________ году.
- Решение о переименовании Казахской Советской Социалистической республики в Республику Казахстан было принято _______19_______ года.
- Первый в мире искусственный спутник с космодрома Байконур был запущен в ________19________ года.
- Алма-Атинскую декларацию о создании Содружества Независимых Государств руководители 11 бывших республик СССР подписав _______19_______ года.
- Н.С. Хрущев обещал в одном из своих выступлений, что коммунизм в СССР наступит в 19_______-х годах.
- Монография Е. Бекмаханова «Казахстан в 20-40-е годы XiX в.» была издана в 19 _______ году.
- Казахская железная дорога, объединившая в одной системе все железнодорожные пути республики, была создана в 19_______ году.
- В результате кризиса целинного земледелия в СССР впервые в _______ году была произведена массовая закупка зерна за границей.
- ХХ съезд КПСС проходил в г. Москве в _______19______ года.
- Впервые на территории Казахстана было взорвано термоядерное устройство _______19_______ года.
- Динмухамед Ахмедович Кунаев возглавлял Казахстан с 19_______ по 19 _______ годы.
- В 19_______ году Казахстан сдал государству свыше 1 млрд. пудов зерна.
- После широкого обсуждения на сессии Верховного Совета в _______ 19_______ года были утверждены Государственный Флаг и Герб Республики Казахстан.
Ключи: 1. 16 декабря 1991 г.; 2. июне 1946 г.; 3. летом 1958 г.; 4. в 1991 г.; 5. 30 августа 1995 г.; 6. в 2000 г.; 7. 10 декабря 1991 г.; 8. в октябре 1957 г.; 9. 21 декабря 1991 г.; 10. в 1980-х гг.; 11. в 1947 г.; 12. в 1958 г.; 13. в 1962 г.; 14. в феврале 1956 г.; 15. 29 августа 1949 г.; 16. с 1964 по 1986 гг.; 17. в 1956 г.; 18. в июне 1992 г.