Вступление. Алгоритм проведения туристического похода
Научно доказано, что в туристском походе одновременно решаются следующие педагогические задачи: обучение, воспитание, оздоровление, профессиональная ориентация, социальная адаптация детей.
Поход заключается в активном передвижении по маршруту – пешком, на лыжах, на велосипедах, на водных судах (катамаранах, плотах, рафтах)
Основу массового туризма составляют одно, двух и трехдневные походы. По целевым приоритетам все туристские походы условно можно подразделить на пять вариантов:
- Походы спортивные (их иногда называют зачетные), главной целью которых является выполнение спортивно-туристских нормативов на значки и разряды.
- Походы краеведческие (познавательные), в которых акцент делается на ознакомление с крупными краеведческими объектами. Но и такие походы проводятся при непременном условии спортивного прохождения несколько укороченного маршрута.
- Учебно-тренировочные походы школьников, занимающихся туризмом профессионально. Главная их цель – изучение основ туризма, совершенствование туристских навыков, техники туризма, ориентирования.
- Походы со сдвоенной целью – одновременного выполнения общественно-полезной работы (задания) и спортивно-туристского норматива.
- Походы контрольные – во время прохождения маршрута группа должна на деле показать свои туристские способности.
Учащиеся, совершившие туристские походы и овладевшие туристскими навыками, награждаются значками и удостоверениями «Юный турист России» и «Турист России», им присваиваются разряды по туризму.
Проведение любого похода делится на три этапа:
1 этап. Подготовка, предполагающая следующие виды деятельности: определение основной цели и программы похода, знакомство с литературой и архивными источниками местного края, картографическая подготовка, разработка маршрута и составление календарного плана похода, комплектование группы, распределение обязанностей, подготовка необходимого личного и группового снаряжения и оборудования (ремнабор и медаптечка), проведение тренировочного похода, прохождение медосмотра, оформление маршрутных документов. При проведении походов I, II, III степени сложности решить вопрос контроля за группой спасателем из отряда МЧС Нерюнгринского отряда. Изучение правил безопасного поведения в походе. Совместное собрание с родителями.
2. этап. Проведение похода. Сбор в школе в определенное время. Укладка рюкзаков, проверка снаряжения, инструктаж по ТБ. Выход на маршрут в контрольное время. Движение по маршруту с соблюдением, заранее выбранного графика. Подпитки, обеды на маршруте. Взаимопомощь, оперативная коррекция скорости движения в случае необходимости. Выполнение исследовательских, экологических или других заданий на маршруте. Съемка, фотографирование, визуальное запоминание маршрута. Выход в конечный пункт маршрута в контрольное время, сообщение об этом в ПСС Нерюнгринского отряда МЧС, в ДДТ.
3 этап. Итоговый (аналитический). Описание схемы маршрута. Составление отчета о походе (в письменном виде, фотогазета). Обработка собранного исследовательского материала, оформление результатов. Публикации в школьной газете, СМИ. Присвоение разрядов при выполнении нормативных требований, посвящение в туристы. Ремонт поломанного снаряжения.
Урок
3 февраля 2008 г. на Республиканском семинаре-практикуме «Внедрение современных педагогических технологий в практику дополнительного образования детей» мною был дан открытый урок на тему
Организация категорийного лыжного похода по маршруту: п. Чульман – база отдыха «Нахот» для проведения исследования источников и скважин месторождения минеральных вод «Нахот».
Цель:
Вовлечение подростков в поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи:
I. Образовательные.
- Познакомить обучающихся с простейшими методами исследования:
а) отбор проб воды;
б) измерение t * воды;
в) измерение расхода (самоизлива) воды. - Познакомить обучающихся с понятием «природные ресурсы».
- Проверка раннее приобретённых туристских навыков.
II. Воспитательные.
- Развивать самостоятельность в принятии решения.
- Совершенствовать навыки и способы коллективной работы.
- Возраст участников 14-16 лет.
- Продолжительность 40 минут.
Оборудование и оформление занятия:
- фотоальбомы о походах, экскурсиях, соревнованиях турклуба;
- документация о работе турклуба;
- стенд достижений (грамоты, медали);
- проекты, план работы на I полугодие;
- карта маршрута, компас, курвиметр;
- карточки с заданиями;
- ручки, тетради.
План проведения занятия
- Вступительное слово педагога о работе турклуба.
- Выступление обучающегося.
- Выступление научного руководителя.
- Диалог с обучающимися.
- Самостоятельная работа (разбиться на группы и выполнить задания).
- Защита мини-проектов.
- Обсуждение сообщений.
- Подведение итогов.
- Задание на следующее занятие.
Задание обучающемуся: подготовить сообщение о результатах анализа пробы снега, взятой на предыдущем занятии.
Количество участников – 10 человек.
Место проведения – музей ДДТ.
Содержание
I. Вступительное слово педагога.
Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас на занятии нашего клуба. Турклуб «Норд» работает второй год, в нём занимаются в основном учащиеся школы №7. Первый год занятий был посвящен обучению детей туристским навыкам, отрабатывалась техника лыжного туризма.
За 2007-2008 учебный год было совершено 27 походов выходного дня.
Большое внимание уделялось спортивному ориентированию: проводились соревнования на первенство турклуба, школы; выезжали на I Спартакиаду по зимним видам спорта в г.Алдан, участвовали в первенстве г.Нерюнгри.
Результаты неплохие:
Звание «Юный турист» получили 42 человека.
Звание «Турист России» получили 8 человек.
III юношеский разряд по спортивному ориентированию выполнили 18 человек.
II юношеский – 8 человек
I юношеский – 1 человек.
О наших достижениях можно судить по грамотам и медалям,
представленным на стенде.
От Нерюнгринской инспекции охраны природы поступило предложение об участии наших детей в экологической экспедиции на Природные источники Тимптона, которые попадают в зону затопления в случае строительства каскада гидроэлектростанций.
В рамках подготовки к этой экспедиции были разработаны два проекта:
«Исследование загрязнённости снежного покрова в долине ключ
«Семёновский» и «Исследование источников и скважин в районе реки Нахот».
II. Сейчас слово представляется – Довжик Ксении.
В воскресенье группой 13 детей и 2 взрослых, мы ходили в лыжный поход, где перед нами стояли 3 задачи:
- экологическая – пополнить кормушки для птиц:
- исследовательская – взять пробу снега в устье ключа «Еловый»
- спортивная – пройти маршрут на лыжах, протяжённостью 12 км. Проверить состояние автодороги п. Чульман – Нахот, по которой мы собираемся на лыжах дойти до источников минеральной воды.
Все задания были выполнены. А, кроме того, вчера мы были на экскурсии в хим.лаборатории «Якутгеологии», где на наших глазах специалистом Гребенюк Галиной Анатольевной были проведены опыты по определению содержания углекислоты на жёсткость с содержанием Са, Mg; общую жёсткость, на содержание хлоридов, определение РН; определялись физические свойства: цвет, запах, прозрачность.
Не все характеристики взятой пробы можно определить в течение часа и о результатах по микросоставу мы узнаем из официально выданной справки о химическом составе снежной пробы. Изучая загрязнённость снега, мы будем знать о загрязнённости окружающей нас атмосферы, т.к. снег, как сорбент впитывает в себя все выбросы. Сравнивая пробы, взятые в разных местах, мы сможем определить, как влияют выбросы Чульманской ТЭЦ на атмосферу. Наш девиз: «У нас краеведов такая мечта, чтоб наша работа полезной была».
III. Выступление научного руководителя гидрогеолога I категории Максимовой Е.Н.
Я знакома с ребятами из турклуба «Норд» второй год. В феврале ребята планируют поход на месторождение минеральных вод «Нахот» с исследовательской целью. Источники минеральных вод «Нахот» являются одним из видов природных ресурсов. Ресурсы это то, что человек использует в своей деятельности. Природные - это то, что преподносит нам природа.
Природные ресурсы бывают водные, лесные, земельные, агроклиматические и минеральные (в виде полезных ископаемых). Термальный участок Мало-Нахотского месторождения минеральных вод расположен на юге Якутии, на территории подчиненной администрации г. Нерюнгри, в 18 км юго-восточнее п. Чульман и в 30 км восточнее г. Нерюнгри, в долине р. Малый Нахот (правый приток р. Горбылях).
С 1951 по 1957гг. в Южной Якутии работала Якутская комплексная
экспедиция Совета по изучению производительных сил АН СССР (Н.А.Вельмина, В.В.Уземблов). В результате этих работ издана монография, в которой дано гидрогеологическое районирование территории, приведении подробная характеристика подземных вод, впервые указывается на наличие минеральных вод в долине р. М. Нахот.
В период с 1982 по 1985гг. ЮЯГРЭ (Решетников СВ.) при совмещенных предварительной и детальной стадиях разведочных работ была проведена оценка эксплуатационных запасов минеральных вод Мало-Нахотского месторождения. В процессе поисково-разведочных работ на месторождении пробурено 8 зондировочных скважин глубиной по 30м и 5 поисково-разведочных, в том числе, 3 поисково-разведочные (4-ГН, 5-ГН и 6-ГН) глубиной соответственно 304, 300,6 и 501,7 м. Выполнено 12 одиночных поинтервальных откачек продолжительностью от 2 до 8 суток и одна опытно-эксплуатационная методом выпуска из 5 самоизливающихся скважин продолжительностью 48 суток. Запасы утверждены в ТКЗ в объёме 550 м /сут. (СВ. Решетников и др.). Хочу вас ознакомить с простейшими методами исследования.
- отбор проб воды: взять по две чистых 1,5 литровых бутылки, наполнить водой, сверху резинкой закрепить этикетку вот такого образца, в которой указана дата, номер скважины или источника, и кто набирает.
- измерение t* воды производится в течение 5-10 минут и фиксируется записью в тетради.
- измерение расхода (самоизлива) воды из скважины: берётся ёмкость в 10 литров и фиксируется, за сколько секунд она наполнится. Все данные фиксируются в журнале, а образцы воды сдаются в хим.лабораторию. Посетив источники в летнее время, вы проведёте аналогичные исследования и сможете сравнить результаты. Кроме того, такие исследования помогут вам набраться опыта перед самым ответственным мероприятием - посещением природных источников Тимптона.
IV. Педагог:
– Научно доказано, что в туристическом походе решаются следующие педагогические задачи: воспитание, оздоровление, профессиональная ориентация, социальная адаптация. Ребята, совершая поход до источников Нахот с исследовательской целью, вы выполняете и спортивно-туристский норматив, т.к. это поход 1 категории сложности и всем участникам похода будет присвоен III юношеский разряд по туризму. Сейчас разделитесь на 4 группы, и я вам выдам карточки с заданием, которое вы должны выполнить в течение 5 минут. Затем вы должны защитить мини-проекты, которые покажут ваши знания об организации туристских походов.
V. Самостоятельная работа.
Обучающиеся делятся на 4 группы и выполняют задания:
- составить список группового снаряжения;
- составить список личного снаряжения;
- распределение обязанностей среди участников похода;
- работа с картой маршрута
VI-VII. От каждой группы выступает по одному докладчику с защитой своего мини-проекта.
Задаются вопросы, ведется обсуждение. Если надо, информация добавляется или корректируется участниками обсуждения.
VIII. Ауэр Ирина, воспитанница турклуба.
На этом занятии у нас была теоретическая подготовка к походу, мы узнали много нового и интересного. На следующем занятии будем знать все о нашей пробе снега, а в походе выходного дня 3 февраля будет взята следующая, но на другом участке в долине ключа Семеновский.
Я второй год занимаюсь в турклубе, с большим удовольствием хожу в походы, наконец-то научилась кататься на лыжах, сама смогу развести костёр и знаю, что такое «Полоса выживания» на соревнованиях «Школа безопасности». А сколько впечатлений осталось после участия в соревнованиях по спортивному ориентированию! Наш девиз: «Думать, пробовать, искать, будет трудно – не пищать!».
IX. Педагог.
На следующем теоретическом занятии мы познакомимся с геологической картой Мало-Нахотского месторождения минеральных вод, и наши экологи распределят обязанности по исследовательской работе среди всех участников похода. Согласуем меню, которое составит завхоз и продолжим общефизическую подготовку к походу.