Задачи:
- создать условия для формирования учебно-познавательной компетенции в ходе расширения и закрепления знаний об основных экологических проблемах связанных с хозяйственным использованием воды, источниках загрязнения и мерах по охране водных ресурсов;
- способствовать формированию навыков информационно-коммуникативной деятельности, используя самостоятельную работу с учебником, дополнительную информацию.
Оборудование:
- интерактивная доска, программное обеспечение SMART Notebook;
- Мультимедийное учебное издание «Биология Общие закономерности 5-9 классы» (часть 5) «Дрофа», 2008;
- учебник Н.М. Чернова и др. Основы экологи 10(11) класс. -М.: Дрофа, 2001;
- карточки-задания (приложение 1, 2, 4);
- дополнительная информация (приложение 3);
- чистые листы (А4), маркеры.
Ход урока
Мотивация | |
*Как можно создать хорошее настроение перед серьезной работой? (ответы учащихся) Предлагаю послушать песню из старого кинофильма, она поднимет вам настроение и расскажет о том, что будет объектом изучения на уроке. Вода – самое уникальное и самое распространенное вещество на нашей планете. В краткой химической энциклопедии дано такое определение воды» Простое устойчивое соединение водорода с кислородом» Но в природе простейшее – еще далеко не самое простое. Поэтому не случайно воду изучают на всех уроках, связанных с природой. Признавая уникальность и важность воды, мировое сообщество установило особый день – своеобразный праздник воды – 22 марта. |
Песенка водовоза из кинофильма «Волга-Волга» интерактивная доска слайд 1 (музыкальная запись) |
Определение темы и целей урока | |
Задание из серии «Что? Где? Когда?» (этот вопрос был предложен знатокам популярной телевизионной игры) *Закончить стихотворение Леонида Мартынова Какой еще воде не будет «жизни хватать»? Формулировка темы урока – «Рациональное использование и охрана водных ресурсов» – нам предстоит установить основные экологические проблемы, связанные с хозяйственным использованием воды – выяснить источники загрязнения и меры по охране водных ресурсов. |
интерактивная доска слайд 2 интерактивная доска слайд 3 интерактивная доска слайд 4 |
Изучение и закрепление нового материала | |
видеоматериал
*Для чего человек использует пресную воду? (расположите возможные хозяйственные нужды, на которые человек использует воду в идее пирамиды) самостоятельная работа с учебником Главным потребителем воды является сельское хозяйство. Нерациональное использование привело к экологической катастрофе *Назовите адрес этой катастрофы? *Самостоятельная работа с учебником и дополнительной информацией (приложение 1,3) ответы вывешиваются на доску *Самым распространенными загрязнениями являются химические. Разработан ряд способов уменьшения вреда от химических загрязнений. Охарактеризуйте каждый из способов очистки, дайте им образное название. Экологическая экспертиза (приложение 2) |
мультимедийное пособие «Биология Общие закономерности» «Дрофа» задание на интерактивной доске слайд 5 интерактивная доска слайд 6 интерактивная доска слайд 7 |
Подведение итогов урока, рефлексия | |
«Китайская мудрость» в подарок Древние китайцы приписывали воде высшие моральные качества. Закончить предложения. (приложение 4) ( по одному для каждого ученика) Вода – бесцветная и прозрачная, она образец – чистоты. Вода смывает с человека грязь в этом ее – гуманность. На вид вода темная, а на самом деле она прозрачная в этом проявляется ее – совершенство. Когда сосуд наполнен, то воды добавить нельзя в этом ее – справедливость. Вода постоянно течет и останавливается там, где ровная поверхность, – в этом ее скромность. Вода обмывает вас в летнем пруду, давая прохладу, – в этом ее нежность. Вы являетесь обладателями китайской мудрости, предлагаю подарить листочек с мудрой мыслью любому участнику нашего урока, в качестве своего подарка. |
задание на интерактивной доске слайд 8 задание на интерактивной доске слайд 9 задание на интерактивной доске слайд 10 |