"Рациональное использование и охрана водных ресурсов. Урок биологии с использованием интерактивной доски"

Разделы: Биология


Задачи:

  • создать условия для формирования учебно-познавательной компетенции в ходе расширения и закрепления знаний об основных экологических проблемах связанных с хозяйственным использованием воды, источниках загрязнения и мерах по охране водных ресурсов;
  • способствовать формированию навыков информационно-коммуникативной деятельности, используя самостоятельную работу с учебником, дополнительную информацию.

Оборудование:

  • интерактивная доска, программное обеспечение SMART Notebook;
  • Мультимедийное учебное издание «Биология Общие закономерности 5-9 классы» (часть 5) «Дрофа», 2008;
  • учебник Н.М. Чернова и др. Основы экологи 10(11) класс. -М.: Дрофа, 2001;
  • карточки-задания (приложение 1, 2, 4);
  • дополнительная информация (приложение 3);
  • чистые листы (А4), маркеры.

Ход урока

Мотивация
*Как можно создать хорошее настроение перед серьезной работой?
(ответы учащихся)
Предлагаю послушать песню из старого кинофильма, она поднимет вам настроение и расскажет о том, что будет объектом изучения на уроке.
Вода – самое уникальное и самое распространенное вещество на нашей планете. В краткой химической энциклопедии дано такое определение воды» Простое устойчивое соединение водорода с кислородом» Но в природе простейшее – еще далеко не самое простое. Поэтому не случайно воду изучают на всех уроках, связанных с природой. Признавая уникальность и важность воды, мировое сообщество установило особый день – своеобразный праздник воды – 22 марта.
Песенка водовоза из кинофильма «Волга-Волга» интерактивная доска слайд 1 (музыкальная запись)
Определение темы и целей урока
Задание из серии «Что? Где? Когда?» (этот вопрос был предложен знатокам популярной телевизионной игры)
*Закончить стихотворение Леонида Мартынова
Какой еще воде не будет «жизни хватать»?
Формулировка темы урока – «Рациональное использование и охрана водных ресурсов»
– нам предстоит установить основные экологические проблемы, связанные с хозяйственным использованием воды
– выяснить источники загрязнения и меры по охране водных ресурсов.
интерактивная доска слайд 2

интерактивная доска слайд 3

интерактивная доска слайд 4
Изучение и закрепление нового материала
видеоматериал

*Для чего человек использует пресную воду?
(расположите возможные хозяйственные нужды, на которые человек использует воду в идее пирамиды)
самостоятельная работа с учебником

Главным потребителем воды является сельское хозяйство. Нерациональное использование привело к экологической катастрофе
*Назовите адрес этой катастрофы?

*Самостоятельная работа с учебником и дополнительной информацией (приложение 1,3) ответы вывешиваются на доску
*Самым распространенными загрязнениями являются химические. Разработан ряд способов уменьшения вреда от химических загрязнений. Охарактеризуйте каждый из способов очистки, дайте им образное название.
Экологическая экспертиза (приложение 2)
мультимедийное пособие «Биология Общие закономерности» «Дрофа»
задание на интерактивной доске слайд 5



интерактивная доска слайд 6



интерактивная доска слайд 7
Подведение итогов урока, рефлексия
«Китайская мудрость» в подарок
Древние китайцы приписывали воде высшие моральные качества.
Закончить предложения. (приложение 4) ( по одному для каждого ученика)

Вода – бесцветная и прозрачная, она образец – чистоты.
Вода смывает с человека грязь в этом ее – гуманность.
На вид вода темная, а на самом деле она прозрачная в этом проявляется ее – совершенство.
Когда сосуд наполнен, то воды добавить нельзя в этом ее – справедливость.
Вода постоянно течет и останавливается там, где ровная поверхность, – в этом ее скромность.
Вода обмывает вас в летнем пруду, давая прохладу, – в этом ее нежность.

Вы являетесь обладателями китайской мудрости, предлагаю подарить листочек с мудрой мыслью любому участнику нашего урока, в качестве своего подарка.
задание на интерактивной доске слайд 8

задание на интерактивной доске слайд 9


задание на интерактивной доске слайд 10

Приложения 1-4.