Цели:
- познакомить учеников с понятием конфликт, причинами его возникновения;
- познакомить уч-ся с различными способами решения спорных ситуаций;
- развивать речь, память, координацию движений;
- учить детей правилам сотрудничества.
Ход классного часа
I. Формулирование темы классного часа.
Учитель предлагает прочитать тему классного часа и объяснить ключевые понятия: понимать и договариваться.
Учитель: Ребята, всегда ли у вас получается понимать друг друга? А у вас бывали ссоры с друзьями или с родителями только потому, что кто-то кого-то неправильно понял?
После ответов учеников, учитель ставит проблему: Что означает выражение «правильно понимать других людей»? К чему может привести ситуация, когда люди не понимают друг друга?
Ученики своими словами раскрывают смысл данного выражения: надо уметь выслушать собеседника, уметь объяснить, что ты хочешь, не считать себя лучше других и т. д.
Ученики: Между людьми возникает непонимание, это ведет к спорам и ссоре. Возможно, они просто не захотят больше общаться, но могут прибегнуть к силе.
II. Знакомство с понятием «конфликт», причинами его возникновения.
Учитель: Ссора может перерасти в конфликт. Как вы понимаете слово «конфликт»?
Ученики высказывают своё мнение.
Работа со словарём.
Учитель: Обратимся за подсказкой к толковому словарю русского языка С. И. Ожегова: «Конфликт – это столкновение, серьёзное разногласие, спор».
Учитель: Всегда ли можно договориться друг с другом? Может ли конфликт быть неизбежен? Игра «Трио» поможет нам в этом разобраться.
Игра «Трио».
Необходимые материалы: две пустые коробки из-под обуви.
Учитель: Я приготовила для вас сложную задачу, решая которую, вы можете показать, насколько хорошо вы взаимодействуете друг с другом. Мне понадобятся три добровольца. Они должны встать в одну шеренгу плечо к плечу. Тот, кто стоит посередине, ставит свои ноги в две пустые коробки. В одну коробку – левую ногу, в другую – правую ногу. Двое других ребят ставят по одной ноге в те же коробки: стоящий справа ставит левую ногу рядом с правой ногой того, кто в центре, а стоящий слева ставит свою правую ногу в одну коробку с его левой ногой. Теперь все трое должны попробовать пройти несколько метров. При желании вы можете поменяться местами и обсудить друг с другом, как вам лучше поступить, чтобы ваша маленькая команда могла лучше справиться с заданием.
Учитель вместе с классом подбадривает учеников.
Учитель: Что мешало, а что помогало проходить дистанцию? Помогал ли кто-нибудь вам? А вы кому-нибудь оказали помощь и поддержку? Трудно ли вам было договариваться?
Отвечая на вопросы учителя, ученики приходят к выводу, что договариваться между собой трудно, каждый настаивает на своей точке зрения, не хочет уступить другому.
Учитель: Именно поэтому конфликтов нам не избежать!
Учитель: Как вы думаете, к чему может привести конфликт между государствами? Можно ли победить в таком конфликте?
Ученики: Такой конфликт приведёт к войне между этими странами. Победителей в таком конфликте уже не будет! Следовательно, человек должен научиться выходить из спорных ситуаций, договариваться друг с другом.
III. Знакомство с различными способами решения спорных ситуаций.
1. Сказка.
Учитель читает текст сказки, задавая по ходу чтения ученикам вопросы. В процессе обсуждения он дожидается нужного по сюжету ответа, благодарит ученика и
Учащиеся в ходе такой работы несколько раз вслух проговаривают способы выхода из продолжает чтение. спорных ситуаций.
Примерный текст сказки:
«За чистым-чистым полем, за дремучим-дремучим лесом, за дальней дорогой, за высокой горой есть город. Ах, если бы вы очутились в этом городе! Даже рот бы открыли от удивления. Дома в городе сложены из шоколада, крыши мармеладные. В каждом доме ставни из конфет и печенья. А остроконечные городские башни – пряничные!
Всех чудес в сказочном городе не перечесть. В высокой-превысокой башне, под говорящими часами, в маленькой квартире за разноцветными окошками живет самая обыкновенная семейка самых настоящих гномиков. Мама, папа и два брата-близнеца…»
Учитель показывает фигурки братьев гномов (можно использовать куклы-дергунчики или детские мягкие игрушки).
Учитель: «Однажды вечером мама зашла в комнату к гномикам и спросила:
– Дети, что вам завтра приготовить на завтрак: кашу или омлет? Договоритесь между собой и скажите мне.
Как только мама вышла, братья сразу же стали «договариваться»:
– Кашу!
– Омлет!
– Нет, кашу!
– Нет, омлет!
– Кашу, кашу, кашу!!!
– Омлет, твоя каша невкусная!
– А ты ничего не понимаешь!
– Ты сам ничего не понимаешь!
– А ты игрушки всегда разбрасываешь!
– А ты на велосипеде кататься не умеешь! …»
Учитель прячет гномиков за спину.
Учитель: Стойте, ребята! Не понимаю, какое отношение игрушки и велосипед имеют к каше и омлету. Как вы думаете, смогут ли гномики договориться между собой?
Ученики: предлагают различные варианты…
Учитель: Как вы считаете, они спорят или ссорятся?
Ученики: Конечно, они ссорятся: обзывают и обижают друг друга; забыли из-за чего начался спор.
Учитель: А можно ли договориться и не поссориться, даже если разные мнения?
Ученики: …
Учитель: Посмотрим, а может гномики уже договорились?
Учитель достает гномиков, они дерутся.
Учитель: Какой ужас! Они уже дерутся!
«… На шум прибежала мама и развела гномиков в разные стороны:
– Вы не смогли договориться, поэтому на завтрак будут макароны…
Утром гномики встали и пошли умываться. Кто будет первым?
– Я!
– Нет, я!..
Но они сразу вспомнили вчерашний вечер…»
Учитель: Как договориться гномикам, чтобы не поссориться?
Ученики: Можно умываться по очереди.
Учитель прикрепляет табличку на доску:
Надо установить очерёдность или бросить жребий.
«Гномики решили умываться по очереди: сегодня один первый, завтра – другой. Когда стали одеваться, снова возник спор: какой колпачок нарядней: синий или жёлтый?
Учитель: Как вы думаете, ребята?
Ученики: …
«Тут вошла мама и сказала:
– Пусть каждый выбирает тот, который ему нравится. О вкусах не спорят!»
Учитель прикрепляет табличку на доску:
Каждый может остаться при своём мнении!
Учитель: «Гномики отправились в школу. На перемене учительница предложила детям выбрать, во что играть. Один гномик закричал: «В кошки-мышки!», а другой: «В рыбака и рыбку!» Подскажите, ребята, как им договориться?
Ученики высказывают свои предположения.
Учитель прикрепляет табличку на доску:
Можно проголосовать.
Учитель: «Большинство детей выбрали «Кошки-мышки». Но опять возникла проблема: кому быть кошкой?
– Я быстрее бегаю! – начал спорить один гномик.
– Нет, я! – закричал второй.
Учительница предложила устроить конкурс и проверить, кто же из них быстрее бегает…»
2. Игра-эстафета с гномиками.
Дети строятся в две колонны. У первых учеников в руках гномы. По команде: «Начали!» все поднимают вверх руки и передают гномов назад за голову. Последний игрок, получив гнома, становится впереди колонны и говорит: «Готово!»
Учитель прикрепляет табличку на доску:
Можно устроить соревнование.
Учитель: «Когда пришло время идти на прогулку, учительница предложила построиться парами.»
3. Игра «Найди пару».
Цель: развитие внимания, симпатий по отношению друг другу через нахождение общего.
Учитель называет определенный признак, по которому ребята объединяются в пары. Варианты признаков:
- встаньте в пары те, кто одет в брюки;
- встаньте в пары девочки;
- встаньте в пары мальчики;
- встаньте в пары те, у кого светлые волосы;
- встаньте в пары те, у кого стрижка короткая…
Учитель: «Вечером мама спросила: «Так что же готовить на завтрак: кашу или омлет?»
– Омлет из каши! – дружно сказали гномики.
– Молодцы! Научились договариваться! Вот вам за это конфеты, – мама улыбнулась и протянула братьям две разные конфеты…
– Кому какую?...»
У ч и т е л ь: Как вы думаете, как поступят братцы-гномы?
Ученики высказывают свои предположения.
Учитель прикрепляет табличку на доску:
Можно уступить …
Учитель: «Очень просто! В какой руке? – мама спрятала конфеты за спину… Гномики поняли, что есть много способов договориться и не поссориться!»
IV. Рефлексия.
Учитель: Какой урок получили наши друзья гномики? Вы с ними согласны? Напомните эти способы.
Ученики называют основные правила, которые появились на доске. Они могут предложить и свои способы выхода из спорных ситуаций.
Учитель: Помогут ли нам эти способы научиться понимать друг друга и договариваться?
V. Творческое домашнее задание.
Учитель предлагает ученикам придумать свою сказку о сотрудничестве и дружбе. Предлагаю вашему вниманию сказку составленную ученицей 2 «Г» класса МОУ СОШ №27 г. Волгограда Тихоновой Ксенией.
Сказка «Давайте жить дружно!»
В одном обычном городе жила-была обычная девочка Ксюша. Были у нее обычные папа и мама. Жили они дружно и очень любили друг друга. Ходила Ксюша в самую обычную школу, училась в самом первом классе. Любила петь, танцевать, рисовать, а особенно мастерить своими руками разных невероятных животных, сказочных человечков и подолгу с ними играть.
В школе ей всё очень нравилось: и светлый класс, и приветливая учительница, и весёлые одноклассники. Одно ее огорчало. Ребята иногда ссорились, обзывались и даже дрались из-за пустяков. Ксюше очень хотелось их всех помирить, научить договариваться и мирно решать любые проблемы. Но как это сделать она не знала.
И вот однажды мама с папой подарили ей большую коробку с новым разноцветным пластилином, и Ксюша тут же взялась за дело. Она вылепила двух забавных гномиков в ярких колпачках. Один гномик был в оранжевом, а другой в зелёном колпаке.
Но тут наступил вечер, и нужно было ложиться спать. Девочка поставила гномиков на столик рядом со своей кроваткой и заснула. Вдруг её разбудили какие-то голоса. Ксюша протёрла глаза и осмотрелась. Шум доносился со столика у кроватки, где она оставила своих новых друзей. Маленькие гномики размахивали руками и о чем-то спорили. Ксюша во все глаза смотрела на это необычайное явление. А гномики спорили о том, чей колпачок нарядней:
– Зелёный!
– Нет, оранжевый!
– Нет, зелёный, зелёный, зелёный!
– Оранжевый! А твой зелёный, как кожа у крокодила!
– Ты ничего не понимаешь!
– А ты …
«Не понимаю, какое отношение к крокодилу имеют колпачки гномиков?» - подумала Ксюша. А гномики уже обзывали и обижали друг друга, совсем позабыв, из-за чего начался спор. Девочке очень захотелось их помирить, и она сказала:
– Пусть каждый выбирает тот колпачок, который ему больше нравится. Ведь каждый может остаться при своём мнении. Так часто говорит нам учительница. О вкусах не спорят!
Чтобы помирить человечков Ксюша предложила поиграть в игру.
– В кошки-мышки! – закричал один гномик.
– Нет, в рыбака и рыбку! – предложил другой.
– Можно проголосовать, - посоветовала Ксюша.
И они проголосовали, выбрав «Кошки-мышки». А тут новая проблема: кому же быть кошкой?
– Я быстрее бегаю, значит, мне и быть кошкой! – сказал гном в зелёном колпачке.
– Нет, я! – закричал другой гном.
– Не спорьте! Давайте устроим соревнование и узнаем, кто из вас быстрее бегает, - сказала Ксюша. Гномики с радостью согласились …
Время пролетело незаметно. Вот и закончилась игра. Все остались довольны.
– Молодцы! Научились договариваться! – похвалила девочка своих маленьких друзей.
– Вот вам за это конфеты, - Ксюша улыбнулась и протянула весёлым гномикам две разные конфеты.
– Кому какую конфету? – спросила девочка.
Неожиданно один из гномиков, в оранжевом колпачке, схватил обе конфеты и спрятал их за спину.
– Очень просто! В какой руке? – крикнул он и весело подмигнул своему братцу.
Так друзья поняли, что есть много способов договориться и не поссориться!
– Ксюша, пора вставать, нужно собираться в школу, – услышала девочка и проснулась.
Ксюша посмотрела на столик, где мирно стояли пластилиновые гномики. Девочка поняла, что всё это её приснилось. Но она не огорчилась, а подмигнула гномам и улыбнулась. Теперь Ксюша точно знала, что нужно сделать и что сказать своим одноклассникам, чтобы научить их договариваться и мирно решать споры. «Теперь наш класс станет дружной семьей!» – обрадовалась девочка.