Классный час "Понимать и договариваться"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. познакомить учеников с понятием конфликт, причинами его возникновения;
  2. познакомить уч-ся с различными способами решения спорных ситуаций;
  3. развивать речь, память, координацию движений;
  4. учить детей правилам сотрудничества.

Ход классного часа 

I. Формулирование темы классного часа.

Учитель предлагает прочитать тему классного часа и объяснить ключевые понятия: понимать и договариваться.

Учитель: Ребята, всегда ли у вас получается понимать друг друга? А у вас бывали ссоры с друзьями или с родителями только потому, что кто-то кого-то неправильно понял?

После ответов учеников, учитель ставит проблему: Что означает выражение «правильно понимать других людей»? К чему может привести ситуация, когда люди не понимают друг друга?

Ученики своими словами раскрывают смысл данного выражения: надо уметь выслушать собеседника, уметь объяснить, что ты хочешь, не считать себя лучше других и т. д.

Ученики: Между людьми возникает непонимание, это ведет к спорам и ссоре. Возможно, они просто не захотят больше общаться, но могут прибегнуть к силе.

II. Знакомство с понятием «конфликт», причинами его возникновения.

Учитель: Ссора может перерасти в конфликт. Как вы понимаете слово «конфликт»?

Ученики высказывают своё мнение.

Работа со словарём.

Учитель: Обратимся за подсказкой к толковому словарю русского языка С. И. Ожегова: «Конфликт – это столкновение, серьёзное разногласие, спор».

Учитель: Всегда ли можно договориться друг с другом? Может ли конфликт быть неизбежен? Игра «Трио» поможет нам в этом разобраться.

Игра «Трио».

Необходимые материалы: две пустые коробки из-под обуви.

Учитель: Я приготовила для вас сложную задачу, решая которую, вы можете показать, насколько хорошо вы взаимодействуете друг с другом. Мне понадобятся три добровольца. Они должны встать в одну шеренгу плечо к плечу. Тот, кто стоит посередине, ставит свои ноги в две пустые коробки. В одну коробку – левую ногу, в другую – правую ногу. Двое других ребят ставят по одной ноге в те же коробки: стоящий справа ставит левую ногу рядом с правой ногой того, кто в центре, а стоящий слева ставит свою правую ногу в одну коробку с его левой ногой. Теперь все трое должны попробовать пройти несколько метров. При желании вы можете поменяться местами и обсудить друг с другом, как вам лучше поступить, чтобы ваша маленькая команда могла лучше справиться с заданием.

Учитель вместе с классом подбадривает учеников.

Учитель: Что мешало, а что помогало проходить дистанцию? Помогал ли кто-нибудь вам? А вы кому-нибудь оказали помощь и поддержку? Трудно ли вам было договариваться?

Отвечая на вопросы учителя, ученики приходят к выводу, что договариваться между собой трудно, каждый настаивает на своей точке зрения, не хочет уступить другому.

Учитель: Именно поэтому конфликтов нам не избежать!

Учитель: Как вы думаете, к чему может привести конфликт между государствами? Можно ли победить в таком конфликте?

Ученики: Такой конфликт приведёт к войне между этими странами. Победителей в таком конфликте уже не будет! Следовательно, человек должен научиться выходить из спорных ситуаций, договариваться друг с другом.

III. Знакомство с различными способами решения спорных ситуаций.

1. Сказка.

Учитель читает текст сказки, задавая по ходу чтения ученикам вопросы. В процессе обсуждения он дожидается нужного по сюжету ответа, благодарит ученика и

Учащиеся в ходе такой работы несколько раз вслух проговаривают способы выхода из продолжает чтение. спорных ситуаций.

Примерный текст сказки:

«За чистым-чистым полем, за дремучим-дремучим лесом, за дальней дорогой, за высокой горой есть город. Ах, если бы вы очутились в этом городе! Даже рот бы открыли от удивления. Дома в городе сложены из шоколада, крыши мармеладные. В каждом доме ставни из конфет и печенья. А остроконечные городские башни – пряничные!
Всех чудес в сказочном городе не перечесть. В высокой-превысокой башне, под говорящими часами, в маленькой квартире за разноцветными окошками живет самая обыкновенная семейка самых настоящих гномиков. Мама, папа и два брата-близнеца…»

Учитель показывает фигурки братьев гномов (можно использовать куклы-дергунчики или детские мягкие игрушки).

Учитель: «Однажды вечером мама зашла в комнату к гномикам и спросила:

– Дети, что вам завтра приготовить на завтрак: кашу или омлет? Договоритесь между собой и скажите мне.

Как только мама вышла, братья сразу же стали «договариваться»:

– Кашу!

– Омлет!

– Нет, кашу!

– Нет, омлет!

– Кашу, кашу, кашу!!!

– Омлет, твоя каша невкусная!

– А ты ничего не понимаешь!

– Ты сам ничего не понимаешь!

– А ты игрушки всегда разбрасываешь!

– А ты на велосипеде кататься не умеешь! …»

Учитель прячет гномиков за спину.

Учитель: Стойте, ребята! Не понимаю, какое отношение игрушки и велосипед имеют к каше и омлету. Как вы думаете, смогут ли гномики договориться между собой?

Ученики: предлагают различные варианты

Учитель: Как вы считаете, они спорят или ссорятся?

Ученики: Конечно, они ссорятся: обзывают и обижают друг друга; забыли из-за чего начался спор.

Учитель: А можно ли договориться и не поссориться, даже если разные мнения?

Ученики: …

Учитель: Посмотрим, а может гномики уже договорились?

Учитель достает гномиков, они дерутся.

Учитель: Какой ужас! Они уже дерутся!

«… На шум прибежала мама и развела гномиков в разные стороны:

– Вы не смогли договориться, поэтому на завтрак будут макароны…

Утром гномики встали и пошли умываться. Кто будет первым?

– Я!

– Нет, я!..

Но они сразу вспомнили вчерашний вечер…»

Учитель: Как договориться гномикам, чтобы не поссориться?

Ученики: Можно умываться по очереди.

Учитель прикрепляет табличку на доску:

Надо установить очерёдность или бросить жребий.

«Гномики решили умываться по очереди: сегодня один первый, завтра – другой. Когда стали одеваться, снова возник спор: какой колпачок нарядней: синий или жёлтый?

Учитель: Как вы думаете, ребята?

Ученики: …

«Тут вошла мама и сказала:

– Пусть каждый выбирает тот, который ему нравится. О вкусах не спорят!»

Учитель прикрепляет табличку на доску:

Каждый может остаться при своём мнении!

Учитель: «Гномики отправились в школу. На перемене учительница предложила детям выбрать, во что играть. Один гномик закричал: «В кошки-мышки!», а другой: «В рыбака и рыбку!» Подскажите, ребята, как им договориться?

Ученики высказывают свои предположения.

Учитель прикрепляет табличку на доску:

Можно проголосовать.

Учитель: «Большинство детей выбрали «Кошки-мышки». Но опять возникла проблема: кому быть кошкой?

– Я быстрее бегаю! – начал спорить один гномик.

– Нет, я! – закричал второй.

Учительница предложила устроить конкурс и проверить, кто же из них быстрее бегает…»

2. Игра-эстафета с гномиками.

Дети строятся в две колонны. У первых учеников в руках гномы. По команде: «Начали!» все поднимают вверх руки и передают гномов назад за голову. Последний игрок, получив гнома, становится впереди колонны и говорит: «Готово!»

Учитель прикрепляет табличку на доску:

Можно устроить соревнование.

Учитель: «Когда пришло время идти на прогулку, учительница предложила построиться парами.»

3. Игра «Найди пару».

Цель: развитие внимания, симпатий по отношению друг другу через нахождение общего.

Учитель называет определенный признак, по которому ребята объединяются в пары. Варианты признаков:

  1. встаньте в пары те, кто одет в брюки;
  2. встаньте в пары девочки;
  3. встаньте в пары мальчики;
  4. встаньте в пары те, у кого светлые волосы;
  5. встаньте в пары те, у кого стрижка короткая…

Учитель: «Вечером мама спросила: «Так что же готовить на завтрак: кашу или омлет?»

– Омлет из каши! – дружно сказали гномики.

– Молодцы! Научились договариваться! Вот вам за это конфеты, – мама улыбнулась и протянула братьям две разные конфеты…

– Кому какую?...»

У ч и т е л ь: Как вы думаете, как поступят братцы-гномы?

Ученики высказывают свои предположения.

Учитель прикрепляет табличку на доску:

Можно уступить …

Учитель: «Очень просто! В какой руке? – мама спрятала конфеты за спину… Гномики поняли, что есть много способов договориться и не поссориться!»

IV. Рефлексия.

Учитель: Какой урок получили наши друзья гномики? Вы с ними согласны? Напомните эти способы.

Ученики называют основные правила, которые появились на доске. Они могут предложить и свои способы выхода из спорных ситуаций.

Учитель: Помогут ли нам эти способы научиться понимать друг друга и договариваться?

V. Творческое домашнее задание.

Учитель предлагает ученикам придумать свою сказку о сотрудничестве и дружбе. Предлагаю вашему вниманию сказку составленную ученицей 2 «Г» класса МОУ СОШ №27 г. Волгограда Тихоновой Ксенией.

Сказка «Давайте жить дружно!»

В одном обычном городе жила-была обычная девочка Ксюша. Были у нее обычные папа и мама. Жили они дружно и очень любили друг друга. Ходила Ксюша в самую обычную школу, училась в самом первом классе. Любила петь, танцевать, рисовать, а особенно мастерить своими руками разных невероятных животных, сказочных человечков и подолгу с ними играть.

В школе ей всё очень нравилось: и светлый класс, и приветливая учительница, и весёлые одноклассники. Одно ее огорчало. Ребята иногда ссорились, обзывались и даже дрались из-за пустяков. Ксюше очень хотелось их всех помирить, научить договариваться и мирно решать любые проблемы. Но как это сделать она не знала.

И вот однажды мама с папой подарили ей большую коробку с новым разноцветным пластилином, и Ксюша тут же взялась за дело. Она вылепила двух забавных гномиков в ярких колпачках. Один гномик был в оранжевом, а другой в зелёном колпаке.

Но тут наступил вечер, и нужно было ложиться спать. Девочка поставила гномиков на столик рядом со своей кроваткой и заснула. Вдруг её разбудили какие-то голоса. Ксюша протёрла глаза и осмотрелась. Шум доносился со столика у кроватки, где она оставила своих новых друзей. Маленькие гномики размахивали руками и о чем-то спорили. Ксюша во все глаза смотрела на это необычайное явление. А гномики спорили о том, чей колпачок нарядней:

– Зелёный!

– Нет, оранжевый!

– Нет, зелёный, зелёный, зелёный!

– Оранжевый! А твой зелёный, как кожа у крокодила!

– Ты ничего не понимаешь!

– А ты …

«Не понимаю, какое отношение к крокодилу имеют колпачки гномиков?» - подумала Ксюша. А гномики уже обзывали и обижали друг друга, совсем позабыв, из-за чего начался спор. Девочке очень захотелось их помирить, и она сказала:

– Пусть каждый выбирает тот колпачок, который ему больше нравится. Ведь каждый может остаться при своём мнении. Так часто говорит нам учительница. О вкусах не спорят!

Чтобы помирить человечков Ксюша предложила поиграть в игру.

– В кошки-мышки! – закричал один гномик.

– Нет, в рыбака и рыбку! – предложил другой.

– Можно проголосовать, - посоветовала Ксюша.

И они проголосовали, выбрав «Кошки-мышки». А тут новая проблема: кому же быть кошкой?

– Я быстрее бегаю, значит, мне и быть кошкой! – сказал гном в зелёном колпачке.

– Нет, я! – закричал другой гном.

– Не спорьте! Давайте устроим соревнование и узнаем, кто из вас быстрее бегает, - сказала Ксюша. Гномики с радостью согласились …

Время пролетело незаметно. Вот и закончилась игра. Все остались довольны.

– Молодцы! Научились договариваться! – похвалила девочка своих маленьких друзей.

– Вот вам за это конфеты, - Ксюша улыбнулась и протянула весёлым гномикам две разные конфеты.

– Кому какую конфету? – спросила девочка.

Неожиданно один из гномиков, в оранжевом колпачке, схватил обе конфеты и спрятал их за спину.

– Очень просто! В какой руке? – крикнул он и весело подмигнул своему братцу.

Так друзья поняли, что есть много способов договориться и не поссориться!

– Ксюша, пора вставать, нужно собираться в школу, – услышала девочка и проснулась.

Ксюша посмотрела на столик, где мирно стояли пластилиновые гномики. Девочка поняла, что всё это её приснилось. Но она не огорчилась, а подмигнула гномам и улыбнулась. Теперь Ксюша точно знала, что нужно сделать и что сказать своим одноклассникам, чтобы научить их договариваться и мирно решать споры. «Теперь наш класс станет дружной семьей!» – обрадовалась девочка.