Цели:
- Практическая: Научить детей правильно действовать в чрезвычайных ситуациях; усвоить номер телефона пожарной службы; проведение профилактики нарушений пожарной безопасности.
- Образовательная: Познакомить с профессией пожарного, с историей возникновения и развития пожарной службы; разобрать причины возникновения пожара и закрепить полученные знания;
- Развивающая: Развивать познавательный интерес, активность учащихся, наблюдательность, память, внимание, умение анализировать, сравнивать, делать выводы, способность к размышлению; способствовать развитию связной речи.
- Воспитательная: Воспитывать безопасную культуру поведения школьников, бережное отношение к человеческим ценностям.
Ход праздника
Ведущий: Ребята, вы сегодня пришли в гости в школу № 15. Мы расскажем вам об очень важных правилах. А речь сегодня пойдёт об огне. Слово «огонь» известно человеку с давних времён. Как вы думаете, огонь человеку – друг или враг?
(ответы ребят)
Мнения разделились. Огонь – давний друг человека и в то же время беспощадный враг. Люди всегда считали огонь священным. С древних времён они слагали про огонь сказки и легенды. Праздники на Руси сопровождались присутствием костра. Например: на Ивана Купала люди прыгали через огонь, чтобы он защитил их от злых сил. С древних времён Олимпийские игры начинаются с того, что на стадионе зажигают факел. У могилы неизвестного солдата горит вечный огонь.
А ещё огонь согревает нас, дает возможность приготовить пищу. Как видите, огонь очень много значит для человека.
Но об огне, как о друге мы нередко забываем.
1 ученик:
Нам без доброго огня
Обойтись нельзя и дня.
Он надёжно дружит с нами.
Гонит холод. Гонит мрак,
Он приветливое пламя
Поднимает будто флаг.
2 ученик:
Всем огонь хороший нужен,
И за то ему почёт,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печёт.
3 ученик:
Варил он опоры могучих мостов,
Варил он суда из огромных листов…
Железо с железом он может сварить!
Он добрый волшебник, что тут говорить.
4 ученик:
Знают все: человек без огня,
Не живёт ни единого дня.
При огне, как при солнце светло!
При огне и зимою тепло!
Все:
Посмотрите ребята вокруг:
Нам огонь – повседневный друг!
Ведущий: Но огонь может быть не только другом, но и врагом. Беспощадным врагом, который в считанные минуты уничтожает то, что создавалось долгими годами упорного труда. Он сметает всё на своём пути, и остановить его бывает трудно, если он разбушуется и войдёт в силу.
5 ученик:
Он всегда бывает разным,
Удивительный огонь.
То буяном безобразным, то тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой
По сухой скользит коре.
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.
6 ученик:
Вот на спичке, как на ветке,
Голубой дрожит листок.
Вот, ломая прутья клетки,
Хищник делает бросок.
7 ученик:
Ленту гладила Анюта
И увидела подруг
Отвлеклась на 3 минуты
И забыла про утюг.
Тут уж дело не до шутки!
Вот что значит 3 минутки!
Ленты нет, кругом угар,
Чуть не сделался пожар.
8 ученик:
Этот дядя не жалеет
Что в лесу окурок тлеет…
На такого дядю глядя,
Мы, ребята скажем речь:
– Как же, вам не стыдно, дядя?
Лес нам надо уберечь!
Ведущий: Вот таким опасным бывает огонь в реальной жизни. И не все умеют правильно с ним обращаться и соблюдать правила пожарной безопасности.
Вы любите сказки?
Ведь и там часто бывают пожары, потому что герои сказок неправильно обращаются с огнём.
Инсценировка сказки «Путаница» К.И. Чуковского.
Ведущий: Ребята, как вы думаете, почему загорелось море?
О чём детям говорят….. «это не игрушки»?
– А сейчас вы увидите ещё одну сценку.
На сцену выходят мама и дочка.
Ученик: Мама на рынок уходила, дочке Лене говорила….
Мама: Печку, Леночка, не тронь, жжется, Леночка, огонь.
Ученик:
Только мать сошла с крылечка,
Лена села перед печкой
В щелку красную глядит,
А в печи огонь горит.
Приоткрыла дверцу Лена…
Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжжен пол,
Влез по скатерти на стол,
Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам,
Стены дымом заволок, лижет пол и потолок.
Но пожарные узнали,
Где горит, в каком квартале.
Командир сигнал даёт,
И сейчас же в миг единый –
Вырываются машины
Из распахнутых ворот….
Ведущий: Ребята, как вы думаете, что же было дальше? (ответы детей)
Песня «Про спички» Муз. и сл. И. Кононовой
Ведущий: Вот что бывает, если неосторожно обращаться с огнём.
Ученица:
Знайте, в гневе он сердит:
Ничего не пощадит!
Уничтожить может школу,
Поле хлебное, твой дом
И у дома всё кругом!
А взметнувшись до небес,
Перекинется на лес.
Гибнут в пламени пожара
Даже люди иногда…
Это помните всегда!
Правила, пожарные без запинки знайте,
Правила, пожарные строго соблюдайте
Утром, вечером и днём
Осторожен будь с огнём!
Ведущий: Ребята, назовите, самые распространённые причины пожаров.
- Детские шалости.
- Короткое замыкание в электросети.
- Неосторожное обращение с открытым огнём, свечи, бенгальские огни и тд.
- Курение в постели;
- Брошенная в траву, в урну непотушенная спичка или сигарета;
- Неосторожное обращение с фейерверками, хлопушками, петардами.
Дети, вы знаете, что нужно сделать, если видите, что начинается пожар?
– Правильно, немедленно вызвать по телефону пожарную охрану.
9 ученик:
Да огонь бывает разный –
Бледно-жёлтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.
10 ученик:
При пожаре, при пожаре
Знает каждый гражданин:
При пожаре, при пожаре
Набирают
Все: «ноль один»!
11 ученик:
И вот машины красные
Спешат в места опасные,
Прохожие сторонятся –
Пожарные торопятся.
Ведущий: Да, есть такая профессия – пожарный. Мне кажется, что пожарные – это самые сильные, самые смелые люди, которые есть на белом свете. Будь то утро, день или ночь, в любое время они придут на помощь, не оставят в беде. Почетное звание «Огнеборцы» или «Рыцари огня» они носят с честью. Не щадя своих сил, не думая о себе, они бросаются в горящий дом, пробираются сквозь огонь, чтобы спасти жизнь других людей, и ни на минуту не задумываются о своей.
– А давайте вспомним, какими были пожарные много лет назад!
Ученица (с указкой подходит к рисункам и рассказывает об истории создания пожарной охраны):
– Много лет назад человек узнал, что такое огонь. Позднее людям пришлось придумать способы борьбы с пожарами.
- В средние века, если начинался пожар, люди становились цепочкой от колодца до горящего дома и передавали вёдра с водой. Основной техникой для борьбы с огнём в те далёкие годы были: вёдра, топоры, багры, лестницы и другие предметы.
- Позже люди придумали передвижные пожарные насосы. И с пожарами уже стали бороться, люди специально подготовленные. Вот так выглядел пожарный обоз в 17-18 веках.
- А это уже середина 20 века. Развитие городов требовало создание пожарных подразделений, оснащённых современной техникой тушения. Вспомните стихотворение Сергея Михалкова «Дядя Степа». Вот на таких машинах приезжали пожарные тушить пожар.
- Мы с вами живём в 21 веке, но пожаров не становится меньше. Единственное спасение от многочисленных пожаров в городах и селениях, лесах и степях – это бесстрашные пожарные, которые ежедневно выходят на борьбу с огнём. И чтобы победить его у людей «огненной профессии», должна быть современная техника, которая не подведёт в самый ответственный момент. Все пожарные машины красного цвета.
Как вы думаете, почему?
– ответы детей
Сейчас пожарные не только тушат пожары. В наше время они ещё и спасатели. Спасают людей при наводнениях, оползнях, смерчах, землетрясениях и других катастрофах.
Поэтому девиз пожарных «Спасать – тушить – разгребать – защищать».
12 ученик:
Ах, пожарный в жёлтой каске!
Нет, он в каске золотой!
Ах, смельчак! Герой из сказки…
Нет, из жизни мой Герой.
13 ученик:
Мне очень пожарный нравится,
Когда всё кругом в огне –
По лестнице он взбирается,
Карабкается по стене.
14 ученик:
В руках его огнетушитель.
В руках у него брандспойт
Сейчас он водой смотрите
С огня его спесь собьёт.
15 ученик:
Смотрите, вон в том окошке
Ребёнок!... ой, упадёт!
Не то, что ребёнка – кошку
Пожарный всегда спасёт.
16 ученик:
Пронзительный вой сирены
И дыма столб до небес,
Огнём охвачены стены…
А где же пожарный? Он здесь!
17 ученик:
В машине большой и красной
Как ветер примчал, успел …
Пожарным быть опасно,
Но я бы им стать хотел!
Песня «Я стану пожарным» Муз. и сл. И. Кононовой
Ведущий: Ребята, а сегодня к нам в гости пришёл настоящий пожарный.
Это Калмыков Виктор Николаевич.
Он служит в пожарной части № 29 микрорайона Молодёжного.
Предоставляем ему слово.
Пожарный:
- Небольшое выступление о том, спички не игрушка, от чего бывает пожар летом, осенью (сухие листья).
- Привести примеры о последствиях пожаров в нашем городе.
- Небольшая викторина.
– (показать 2 листа с номерами телефонов)
– Ребята, кто знает, что это за номера? (01 и 010)
Ученица 2:
Если где-то задымится,
Если что-то загорится
По тревоге как один
Позвоним по «01».
Мы ближайшему району
Сообщим по телефону,
Где горит и что горит
И кто об этом говорит.
Ведущий: Спасибо нашему гостю, теперь вы знаете, как вести себя в случае пожара. И в случае беды, не тратя драгоценное время, сможете правильно вызвать пожарных.
18 ученик:
Ребята! Помните о том,
Что нельзя шутить с огнём.
Кто с огнём неосторожен,
У того пожар возможен.
19 ученик: Пусть помнит каждый гражданин
Все: Пожарный номер 01!
Песня «Мир похож на цветной луг»