Дидактическая цель:
- Организовать работу учащихся по отработке знаний и умений, полученных в результате изучения темы. Проверить усвоение изученного материала, выявить пробелы в знаниях учащихся с целью дальнейшей коррекции.
- Содействовать развитию пространственного мышления учащихся, коммуникативных и информационных компетенций.
- Способствовать расширению кругозора учащихся, привитию ответственного отношения к учебе, к порученному делу.
Оборудование: модели цилиндра, конуса, усеченного конуса, раздаточный материал, мультимедийный компьютер, чистые листы, оценочные листы команд.
Задание командам
- Повторить определение цилиндра, конуса, усеченного конуса, их основных частей, формулы площадей их поверхностей. Капитану подготовить презентацию “своего” тела вращения (для ответа).
- Подобрать информацию о применении тела вращения в быту, архитектуре, животном мире, оформить в виде сообщения с мультимедийным сопровождением.
Рабочий лист команды
1) Конкурс капитанов
Команда ________________ | Команда ________________ | Учитель | Средний балл |
№ п/п | Состав команды | 2) Практический | 3) Интеллектуальный | 4) Сечение | 5) Проект | Сумма баллов | Оценка за урок |
1… | … | ||||||
Итого |
Распределение времени на уроке
№ п/п | Этап урока | Время |
1 | Организационный момент. Тема и цель урока | 2 мин |
2 | Вводное слово учителя | 3 мин |
3 | 1-й конкурс “Капитаны” | 6 мин |
4 | 2-й конкурс “Практический” | 7 мин |
5 | 3-й конкурс “Интеллектуальный” | 7 мин |
6 | 4-й конкурс “Сечение” | 5 мин |
7 | 5-й конкурс “Проект” | 10 мин |
8 | Подведение итогов. Оценки | 5 мин |
Ход урока
1. Организационный момент
Урок начать стихами “Геометрия трав”
Учитель:
Математик несбывшийся, странник,
Оглянись, удивляясь стократ:
В травах срез волчеца – пятигранник,
А в сечении дущицы – квадрат.Все на свете покажется внове
Под гольцом, чья вершина в снегу,
Водосбор треуголен в основе
На цветущем альпийском лугу.Где же круг? Возле иглистой розы.
Там, где луг поднебесный скалист
Вижу – с ветром играет березы
Треугольно-ромбический лист.
– Итак, тема урока “Тела вращения, а именно Цилиндр, конус, усеченный конус” Приложение 1
Формулируем цели урока.
(на доске слова)Знать: площадь формула определение …
Уметь: чертеж знание применение задача
2. Вводное слово учителя
Учитель: Сегодня урок мы проводим в виде конкурса команд. Представляю команды и их капитанов. … Работа будет проходить в основном в группе. Каждый член группы должен внести посильный вклад в общее дело, т.к. в конце урока будет подведен итог групповой работы. Каждый конкурс оценивается по 5-балльной шкале. Оценка за урок выставляется как среднее арифметическое всех оценок. Сейчас необходимо в каждой группе назначить казначея, который будет фиксировать заработанные вами баллы в рабочем листе группы. Одна из задач капитанов – следить за работой каждого члена группы, чтобы при подведении итогов озвучить вклад каждого в общее дело. Желаю всем успеха!
3. Первый конкурс – конкурс капитанов
– Итак, начинаем. Каждый капитан подготовил презентацию об основных понятиях и элементах того тела, именем которого названа команда. Предоставляем им слово.
Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4
Время выступления ограничено – 2 минуты.
Члены групп оценивают капитана другой команды. Своего не оценивают.
ОТВЕТ включает в себя: определение, вращением какой фигуры и около чего получен, высота, радиус(ы), основания, образующие, боковая поверхность, виды, сечения.
Если есть замечания, дополнения – можно заработать дополнительный балл.
4. Второй конкурс – “Практический”
Произвести необходимые измерения и вычислить площадь полной поверхности тела с точностью до 0,1 см2. Каждой команде дается по три тела. Ответ – среднее значение.
Команда “ЦИЛИНДР” |
Команда “КОНУС” |
Команда “УСЕЧЕННЫЙ КОНУС” |
Усеченный конус | Цилиндр | Конус |
Краткий отчет о распределении обязанностей и выполнении работы.
5. Третий конкурс – ИнтеллектуальныйКаждой команде дана задача для решения. Задачи трех уровней – на “3”, “4”, “5”. Необходимо решить все задачи. Можно набрать дополнительные баллы, решив задачу соперника. Задачи взяты из КИМов ЕГЭ.
Условия к оформлению задачи: 1) чертеж с подписью всех данных, 2) вопрос задачи, 3) решение. С целью экономии времени дано можно не писать.
Уровень | Команда “ЦИЛИНДР” | Команда “КОНУС” | Команда “УСЕЧЕННЫЙ КОНУС” |
А “3” |
Образующая конуса составляет с плоскостью основания угол 45° . Высота конуса равна 3 см. Найдите площадь боковой поверхности конуса. | Осевым сечением конуса является правильный треугольник. Образующая конуса равна 6см. Вычислите высоту конуса. | Осевое сечение цилиндра есть квадрат, диагональ которого равна см. Найдите площадь боковой поверхности цилиндра. |
В “4” |
Изготовили цилиндрическую трубу диаметром 0,5 м, затратив 1,1 м2 железа. Вычислите длину трубы. | Площадь боковой поверхности цилиндра равна 16 см2. Найдите площадь осевого сечения цилиндра. | Образующая конуса равна 14 см, угол при вершине осевого сечения равен 60° . Найдите площадь полной поверхности конуса. |
С “5” |
Найдите высоту конуса, если площадь его осевого сечения равна 6 дм2, а площадь основания равна 8 дм2. | Конусообразная палатка высотой 3,5 м и диаметром основания 4 м покрыта парусиной. Сколько квадратных метров парусины пошло на палатку, если 5% материала ушло на швы и отходы? | Цилиндрическая труба диаметром 65 см имеет высоту 18 м. Сколько жести нужно для ее изготовления, если на заклепку уходит 10% материала? |
Команда “ЦИЛИНДР” | Команда “КОНУС” | Команда “УСЕЧЕННЫЙ КОНУС” |
Радиусы оснований усеченного конуса 3 дм и 7 дм, образующая равна 5 дм. Найдите площадь осевого сечения. | Радиусы оснований усеченного конуса равны 6 см и 12 см, а образующая наклонена к плоскости основания под углом 45?. Найдите площадь осевого сечения. | Образующая усеченного конуса равна 5 см, а радиусы оснований 3 см и 6 см. Найти площадь осевого сечения. |
При оценке выступления оценивается:
- содержание, соответствие теме,
- выразительность речи выступающего,
- знание выступающим материала.
- Вычислите высоту молниеотвода, если радиус "защищенного" круга 50 м, а угол между молниеотводом и образующей конуса безопасности 60? (самостоятельная работа на местах с последующей проверкой).
- Пусть окружность конической кучи щебня 12 м. Длина двух образующих – 4,6 м. Найти площадь поверхности кучи щебня.
- Прочитаем фрагмент старинной легенды восточных народов, рассказанной С. Пушкиным в "Скупом рыцаре".
"Читал я где-то, Что царь однажды воинам своим
Велел снести земли по горсти в кучу, -
И гордый холм возвысился, И царь мог с высоты с
весельем озирать
И дол, покрытый белыми шатрами, И море, где бежали
корабли…”
Это одна из немногих легенд, в которой при кажущемся правдоподобии нет и зерна правды. Докажите геометрически, что если бы какой-нибудь древний деспот вздумал осуществить такую затею, он был бы обескуражен мизерностью результата. Перед ним высилась бы настолько жалкая куча земли, что никакая фантазия не смогла бы раздуть ее в легендарный “гордый холм”. Принять 1 горсть литра = 0,2 дм3. Войско численностью 100 000 воинов.