Развитие навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников

Разделы: Начальная школа


Универсальные умения и навыки исследовательского поиска необходимы не только тем, чья жизнь связана с научной работой –  это необходимо каждому человеку. Исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, характерная для небольшой группы научных работников, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.

Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребёнком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин – «исследовательское обучение». Так именуется подход к обучению, построенный на основе стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Ребенок – исследователь по своей природе. Предложенный перечень качеств, характерный для исследователя – творца, не полон, и, наверное, можно выделить какие – то ещё. Но, бесспорно, эти качества отличают исследователя от посредственного человека.

Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях требует грамотного научно-обоснованного подхода и решения комплекса задач организационно-управленческих, учебно-методических, кадрового обеспечения, организационно-методических, информационных, дидактических и психолого-педагогических. Эти задачи могут решаться в любом образовательном учреждении при наличии инициативной группы педагогов единомышленников во главе с управленцем, организатором учебно-воспитательного процесса и научного руководства развитием этой деятельности со стороны специалиста или научного учреждения. Этим педагогам потребуется определённый уровень научно-методической подготовки, владение технологией проектирования и исследовательским методом.

Рассмотрим, что же понимают под исследовательской и проектной деятельностью. (Слайд №2, 3)

Исследовательская деятельность – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Проектная деятельность – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Практика проведения учебных исследований и проектов с младшими школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанная с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений и навыков.

Что же представляет собой проект и исследование. (Слайд №4)

Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Проект – план, замысел, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание.

Самое решающее звено этой новации — учитель. Меняется роль учителя и не только в проектно-исследовательском обучении. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу. (Слайд №5)

Роль учителя в организации исследовательской и проектной деятельности учащихся.

  • Консультирование, помощь в подборе проекта, исследовательской работе.
  • Наблюдение за ходом работы учащихся.
  • Оказание помощи отдельным учащимся и стимулирование их учебно-трудовой деятельности.
  • Поддержание рабочей обстановки в классе.
  • Нормирование труда школьников.
  • Анализ и обобщение работы учащихся; оценка творческой проектной и исследовательской деятельности на каждом этапе.

Работа учителя может иметь и локальный, и фронтальный характер, ее можно проводить индивидуально, с небольшой группой детей в процессе основных учебных занятий. Для этого используются инновационные методы обучения. (Слайд №6, 7)

Исследовательский метод обучения – метод привлечения учащихся к самостоятельным и непосредственным наблюдениям, на основе которых они устанавливают связи предметов и явлений действительности, делают выводы, познают закономерности. Его основные составляющие – выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.

Проектный метод обучения это определенным образом организованная поисковая, исследовательская деятельность учащихся, индивидуальная или групповая, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организации процесса достижения этого результата с обязательной презентацией этих результатов

Задача современного учителя состоит в том, чтобы придать традиционным заданиям исследовательскую или проектную форму. (Слайд №8)

Технология организации исследовательской деятельности младших школьников.

Организационно-подготовительная стадия.

1 этап. Определение участников и темы исследования, проекта. Отбор литературы.

2 этап. Утверждение темы исследования, проекта. Закрепление консультантов.

Основная стадия.

3 этап. Сбор и обработка материала. Корректировка задач проекта.

4 этап. Независимая экспертиза результатов исследования.

Завершающая стадия.

5 этап. Представление результатов исследования, проекта.

6 этап. Подведение итогов. Выявление лучших работ.

Приступая к организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению надо немедленно, пока не угас интерес. Успешность данной работы во многом зависит от правильности выбора темы исследования или проекта. (Слайд №9, 10)

Правила выбора темы исследования, проекта.

  • Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.
  • Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования, проекта.
  • Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
  • Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
  • Выбирая тему необходимо учитывать: возможный уровень решения проблемы, желание ребенка и возможность учителя и исследовательской базы.

Примерная тематика детских исследований и проектов.

  • Чего боятся корабли?
  • Как нас видят животные?
  • Что украшает нашу жизнь?
  • Зачем черепахе панцирь?
  • Циклоп – правда или вымысел?
  • Зачем рыбы летают?
  • Откуда прилетают хвостатые звезды?
  • Как дразнятся птицы?
  • «Многоликая вода?»
  • «Мои корни?»
  • Как зовут тебя, дружок?
  • Что такое дружба?
  • Идеальный учитель.
  • Чист как снег?