Курс «Начало этики» – это первоначальная ступень к систематическому изучению основ самосовершенствования личности. Он раскрывает учащимся значение и сущность этики поведения.
В начальной школе закладывается основа осмысленных самостоятельных действий и поступков, направляющих личность на выполнение необходимых «надо», сдерживание возникающих «хочу» и реализацию своих «могу».
Психика младшего школьника характеризуется пластичностью, восприимчивостью и внушаемостью. Дети данного возраста доверчивы, исполнительны, подражательны. Поэтому огромное влияние на формирование его личности оказывает окружающая общественная среда-учитель, школа, семья. Следовательно, же задачи данного курса должны реализовываться не только на одном уроке «этики», а в системе всего образовательного процесса и в первую очередь классным руководителем. Дети младшего школьного возраста, по мнению исследователей, уже имеют какие-то нравственные ориентиры, но они еще не могут осознавать последствия своих поступков.
Моя задача научить ребенка вглядываться в себя, в свой облик, задумываться о своем характере, своих поступках, осмысливать свой жизненный опыт, формировать механизмы саморазвития личности.
Конечно же воспитание не может быть эффективным без самовоспитания, а чтобы ребенок пришел к такой потребности мы должны научить ребенка давать самооценку своему поведению.
Первый этап нашей совместной работы с психологом был направлен на выявление уровня самооценки у детей.
При выявлении уровня самооценки мы предложили детям выбрать положительные качества и отрицательные, которые есть у ребенка.
Результаты теста оказались неожиданными.
Самооценка у детей была неадекватна или завышена или же занижена. Следовательно, дети не умеют себя оценить адекватно, а во время диагностики они указали на положительные качества, которые бы они хотели иметь, или этот образ от них требуют родители.
Такую же диагностическую работу мы провели с родителями по следующим параметрам. Выявили самооценку каждого ребенка, соотнесли ее с оценкой взрослого. Данная диагностика позволила определить уровни самооценки и наметить работу с каждым ребенком направленную на формирование Я – концепции.
А практика показывает, что наиболее мощными факторами формирования Концепции в школьном возрасте выступают:
- оценка учителя;
- оценка одноклассников;
- оценка родителей и близких людей;
- общественное мнение;
- методы положительного стимулирования (акцентирование положительного, авансирование оценки);
- организационные формы обучения.
В зависимости от всех этих факторов работа была спланирована на ребенка в первую очередь.
С родителями и через родителей.
С учителями предметниками.
Оценка учителя может быть выражена в виде похвалы или поручения ответственного дела.
Оценка одноклассников – словесная, ребенок может оценить одноклассника во время игры.
Я выбираю тебя потому что ...
Методы положительного стимулирования.
Акцентирование положительного.
Авансирование оценки; выполнение системы поручений.
Организационные формы обучении – это прежде всего урок.
Дети хотят быть успешными в учебной деятельности, поэтому урок любой урок позволяет продвигать или изменять процесс развития нравственных знаний. Так на уроках математики, русского языка мы воспитываем в первую очередь уважение к каждому ребенку. Этому способствует умело организованный диалог.
Особыми стали и уроки риторики. Переработав тематику курса и урока риторики мы спланировали работу в таком направлении где в канву урока вплетены методики, которые мне, как классному руководителю позволяют прослеживать динамику нравственного развития, а также ненавязчиво корректировать поведение ребят, их взаимоотношение в коллективе.
Эффективным средством социализации детей, их приобщения к норам и ценностям общества является игра. Поэтому игры или элементы ее часто присутствуют на уроках риторики. На уроке риторики при обобщении темы «Вежливое общение» мы с ребятами проводили игру «Три кружочка». На партах у детей три кружочка: голубой, зеленый, фиолетовый. Детям предлагается подарить голубой кружочек – самому вежливому в общении. Его фамилию подписывают с обратной стороны. Зеленый – самому покладистому, уступчивому. Фиолетовый – самому скромному. Подводятся итоги: у кого самый большой урожай и почему.
Немало важная работа в данном направлении это создание «Портфолио». Среди разделов есть раздел «Мои достижения».
Где дети со всей открытостью делятся о своих успехах.
«Рабочие материалы», которые помогают ребенку проводить рефлексию собственной работы.
К организационным формам относится внеклассная работа.
В классах существует система выполнения поручений. В течение года каждый ученик проходит через «Круг добрых дел», включающий в себя трудовые поручения, самообслуживание, помощь товарищам, озеленение класса, спортивно-массовую и культурно-массовую работу. Класс вовлечен в систему дежурства по гимназии, является активным участником всех проводимых мероприятий. В итоге каждый ученик совместно со мной и родителями реализует свой индивидуальный образовательный маршрут, плавно вливаясь во все виды деятельности гимназии и социума, и это направление в работе тоже направлено на формирование механизмов саморазвития личности.
Ну и отдельно хочется рассказать о наших родителях. Без помощи родителей в процессе самовоспитания и саморазвития ребенка самые замечательные усилия педагогов окажутся напрасными.
В сентябре мы провели ряд занятий для родителей, погрузили их в данную технологию. Продумали и составили план работы основными задачами, которого явилось внедрение технологии ТСРЛ. Проработали основные принципы направленности совместной работы родителей.
- Принцип субъект-субъектных отношений в процессе воспитания. Субъект воспитания – сам ребенок, и относиться к нему надо как к равноправному участнику данного процесса.
- Принцип планирования.(3% планируют свое время, и только 1% записывают планы на бумаге.) Приучать детей прописывать план на каждый день, в конце дня отмечать, что сделано, а что нет, анализировать с ребенком работу.
- Принцип целеполагание. Рисуйте, фантазируйте, мечтайте вместе с ребенком. Работайте по правилу «От мечты к цели, от цели к результату».
- Принцип открытости информации. Собирайте информацию своем ребенке у учителя, психолога, педагогов дополнительного образования, соответственно, давайте им информацию о своем ребенке, которая станет базой для работы.
- Принцип партнерства. Ищите партнеров для саморазвития своего ребенка.
- Принцип единства. Найдите с ребенком общее дело, но главное, чтобы это дело было значимо для вас обоих.
- Принцип обратной связи. Подыграйте ребенку, пусть он повоспитывает вас самих.
- Принцип игры. Игра не просто занятие, это состояние, приносящее новую энергию.
Наши родители являются нашими единомышленниками. Много интересных и полезных мероприятий было проведено за этот год с родителями. И хочется отметить что они были проведены не ради праздника, а направлены на формирование механизмов саморазвития.
Делая вывод всему сказанному, хотелось бы отметить, что чем больше будет путей соприкосновения с ребенком, тем плодотворней будет результат.