Урок русского языка в 4-м классе по теме "Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с особенностями написания имен существительных с шипящими на конце.
  2. Развивать память, внимание, умение анализировать, делать выводы, умение работать в группе, умение действовать по алгоритму.
  3. Воспитывать интерес учащихся к языку, пополнить их знания в области окружающего мира.

Оборудование:

  • учебники, тетради;
  • карточки со словами;
  • предметные картинки;
  • карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного о Ь.

- Прочитайте столбики слов.

- Что объединяет эти слова?

- По какому принципу я их записала в три столбика?

пальмовый

рояль

брать

ателье

серьезный

судья

беречь

стеречь

испечь

- Какова роль мягкого знака в каждой группе?

- На что указывает Ь в словах третьего столбика? (Ь не обозначает мягкость шипящих, указывает на неопределенную форму глагола, т.е. указывает на грамматический признак.)

- Только ли в глаголах Ь указывает на грамматический признак? Давайте выясним.

III. Сообщение темы и цели урока.

- Прочитайте название темы урока.

- Назовите шипящие согласные.

- Приведите примеры существительных с шипящими на конце.

- Какой вопрос возникает? (Когда пишется Ь на конце существительных после шипящих.)

- Можете дать ответ на данный вопрос?

- Чем мы будем заниматься на уроке?

IV. Наблюдение.

1. Замените одним словом определения, которые я прочитаю:

  1. Суп со свеклой и другими овощами. (Борщ.)
  2. Небольшой грызун с острой мордочкой, усиками и длинным хвостом. (Мышь.)
  3. Глухое, заросшее место. (Глушь.)
  4. Вытекающий из земли источник, родник. (Ключ.)
  5. Картина, изображающая природу. (Пейзаж.)
  6. Мелкие монеты. (Мелочь.)
  7. Предмет для игры – сплошной или полый внутри шар из упругого материала, при ударе отскакивает от твердой поверхности. (Мяч.)
  8. Темное время суток. (Ночь.)

На доске появляются карточки со словами:

  • Борщ, мышь, глушь, ключ, пейзаж, мелочь, мяч, ночь.

- Что объединяет данные слова?

- на какие две группы можно их разделить?

- Какую надпись можно сделать над каждым столбиком?

- Какую закономерность вы заметили в написании этих существительных?

2. Работа в группах.

- Какую схему вы бы составили к каждому столбику?

3. Сформулируйте правило о правописании мягкого знака на конце существительных после шипящих.

V. Работа над текстом правила с. 95.

1. Чтение правила и сравнение с тем, которое дети сформулировали сами.

- Давайте проверим, правильно ли мы рассуждаем, познакомимся с правилом, которое дано на с. 95.

2. Ответы на вопросы.

- С какой новой орфограммой вы познакомились?

- Как обнаружить в слове место этой орфограммы? (Шипящий звук слышится на конце слова или на конце существительного написана буква ч, щ, ж, ш. Значит, после нее орфограмма.)

- Что является главным в выборе написания? (Род имени существительного.)

3. Составление алгоритма.

- Как вы будете действовать, чтобы определить, нужно или не нужно писать букву Ь на конце существительного после шипящих? Давайте составим алгоритм действий.

- С чего, с какого вопроса мы начнем работу? (Это имя существительное?) (Да или нет.)

- Если ответ нет, какой делаем вывод? (Этой орфограммы здесь нет.)

- Если ответ да, что определяем дальше? и т.д.

Составляется алгоритм.

4. Проверьте по этому алгоритму.

Пишется ли Ь в словах меч_, лож_.

Обратите внимание, как обозначается данная орфограмма.

VI. Физкультурная минутка.

VII. Первичное закрепление.

1. Самостоятельная работа.

Шалаш_, реч_, луч_, гараж_, карандаш_, дрож_, матч_, лож_, вещ_, брош_.

- Запишите данные слова в тетрадь. Вставьте, где это нужно, букву Ь. обозначьте орфограмму.

- Кто запомнил алгоритм действий и может самостоятельно выполнить задание?

- Кому нужна помощь, можно воспользоваться подсказкой. У вас на столах в конвертах есть алгоритм действий.

Взаимопроверка.

Вывод. Какая орфограмма объединяет эти слова? Что является главным в выборе написания? Назовите слова, в которых вы написали мягкий знак.

2. Словарная работа.

Знакомство со словом камыш.

- Отгадайте загадку:

Стоит старик над водой,
Трясет бородой. (Камыш.)

- Что это? Что вы знаете о камыше?

- Давайте заглянем в толковый словарь, как объясняется значение данного слова в словаре (работа с толковым словарем).

- Это словарное слово, написание которого мы должны запомнить.

- Прочитайте слово по слогам.

- Определите количество слогов.

- Произнесите, выделяя ударный слог.

- Запишите в тетради слово, обозначьте ударение, подчеркните букву безударного гласного звука.

- Дайте характеристику слову, как части речи.

- Образуйте множественное число, какая орфограмма в слове камыш?

- Запишите однокоренные слова. (Камышовый, камышит.)

- Составьте предложение со словом камыш.

- Прочитайте отрывок из стихотворения И. Сурикова. Догадайтесь, какие слова в стихотворении я закрыла. Объясните написание пропущенных слов.

- Как вы понимаете 5, 6 строки?

От цветов на полях
Льется запах кругом,
И сияет роса
На траве серебром.
Над рекой, наклоняясь,
Что-то шепчет ____,
А кругом на полях
Непробудная ____.

3. Работа с текстом.

- А теперь давайте поработаем с текстом. У вас на партах карточки.

Задание для 1 группы: записать текст в тетрадь, вставить пропущенные слова из слов для справок.

Ноч__ на реке.

Дорога шла через ______ . Вот пробежала ______ . В роще послышался ______ . Это ______ затянул свою песню. Наступила ______ . Кругом полная ______ .Только ______ тихо шепчется с рекой.

Слова для справок: Тиш_ , мыш_, рож_, плач_, ноч_, камыш_, сыч_.

Задание для 2 группы: вам нужно пропущенные слова подобрать самостоятельно.

Ноч__ на реке.

Дорога шла через ______ . Вот пробежала ______ . В роще послышался ______ . Это ______  затянул свою песню. Наступила ______ . Кругом полная ______ . Только ______  тихо шепчется с рекой.

Проверка: фронтальная по цепочке.

Вывод. Какая орфограмма объединяет эти слова? Что является главным в выборе написания?

4. Самостоятельная работа

В каждом столбике данной таблицы все слова должны быть либо с мягким знаком, либо без мягкого знака. Определи, в каких столбиках слова распределены правильно.

чертеж_

трубач_

вещ_

ткач_

царевич_

брош_

дрож_

реч_

печ_

молодеж_

лож_

дич_

экипаж_

полноч_

туш_

премыш_

кулич_

багаж_

меч_

стриж_

VII. Итог урока.

- Над какой темой мы с вами работали на уроке?

- Что нового вы узнали? Чему научились?

- С каким новым словарным словом вы познакомились?

Оценивание.

Домашнее задание:

1 группа – выучить правило, разгадать кроссворд по данной теме.

2 группа – выучить правило, составить кроссворд по данной теме.

По желанию: сочинить сказку о существительных с шипящими на конце.

Кроссворд по теме: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных».

По горизонтали:

  1. Крупное морское северное животное с усатой мордой.
  2. Антоним к слову враг.
  3. Синоним к слову сила.
  4. Небольшая лесная птица.

По вертикали:

  1. Богатство и великолепие.
  2. Помещение, где стоят автомашины.
  3. Строительный материал.
  4. Верхняя одежда.
  5. «Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.»

Записать ответы: