Цели урока:
- Познакомить учащихся с особенностями написания имен существительных с шипящими на конце.
- Развивать память, внимание, умение анализировать, делать выводы, умение работать в группе, умение действовать по алгоритму.
- Воспитывать интерес учащихся к языку, пополнить их знания в области окружающего мира.
Оборудование:
- учебники, тетради;
- карточки со словами;
- предметные картинки;
- карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного о Ь.
- Прочитайте столбики слов.
- Что объединяет эти слова?
- По какому принципу я их записала в три столбика?
пальмовый рояль брать |
ателье серьезный судья |
беречь стеречь испечь |
- Какова роль мягкого знака в каждой группе?
- На что указывает Ь в словах третьего столбика? (Ь не обозначает мягкость шипящих, указывает на неопределенную форму глагола, т.е. указывает на грамматический признак.)
- Только ли в глаголах Ь указывает на грамматический признак? Давайте выясним.
III. Сообщение темы и цели урока.
- Прочитайте название темы урока.
- Назовите шипящие согласные.
- Приведите примеры существительных с шипящими на конце.
- Какой вопрос возникает? (Когда пишется Ь на конце существительных после шипящих.)
- Можете дать ответ на данный вопрос?
- Чем мы будем заниматься на уроке?
IV. Наблюдение.
1. Замените одним словом определения, которые я прочитаю:
- Суп со свеклой и другими овощами. (Борщ.)
- Небольшой грызун с острой мордочкой, усиками и длинным хвостом. (Мышь.)
- Глухое, заросшее место. (Глушь.)
- Вытекающий из земли источник, родник. (Ключ.)
- Картина, изображающая природу. (Пейзаж.)
- Мелкие монеты. (Мелочь.)
- Предмет для игры – сплошной или полый внутри шар из упругого материала, при ударе отскакивает от твердой поверхности. (Мяч.)
- Темное время суток. (Ночь.)
На доске появляются карточки со словами:
- Борщ, мышь, глушь, ключ, пейзаж, мелочь, мяч, ночь.
- Что объединяет данные слова?
- на какие две группы можно их разделить?
- Какую надпись можно сделать над каждым столбиком?
- Какую закономерность вы заметили в написании этих существительных?
2. Работа в группах.
- Какую схему вы бы составили к каждому столбику?
3. Сформулируйте правило о правописании мягкого знака на конце существительных после шипящих.
V. Работа над текстом правила с. 95.
1. Чтение правила и сравнение с тем, которое дети сформулировали сами.
- Давайте проверим, правильно ли мы рассуждаем, познакомимся с правилом, которое дано на с. 95.
2. Ответы на вопросы.
- С какой новой орфограммой вы познакомились?
- Как обнаружить в слове место этой орфограммы? (Шипящий звук слышится на конце слова или на конце существительного написана буква ч, щ, ж, ш. Значит, после нее орфограмма.)
- Что является главным в выборе написания? (Род имени существительного.)
3. Составление алгоритма.
- Как вы будете действовать, чтобы определить, нужно или не нужно писать букву Ь на конце существительного после шипящих? Давайте составим алгоритм действий.
- С чего, с какого вопроса мы начнем работу? (Это имя существительное?) (Да или нет.)
- Если ответ нет, какой делаем вывод? (Этой орфограммы здесь нет.)
- Если ответ да, что определяем дальше? и т.д.
Составляется алгоритм.
4. Проверьте по этому алгоритму.
Пишется ли Ь в словах меч_, лож_.
Обратите внимание, как обозначается данная орфограмма.
VI. Физкультурная минутка.
VII. Первичное закрепление.
1. Самостоятельная работа.
Шалаш_, реч_, луч_, гараж_, карандаш_, дрож_, матч_, лож_, вещ_, брош_.
- Запишите данные слова в тетрадь. Вставьте, где это нужно, букву Ь. обозначьте орфограмму.
- Кто запомнил алгоритм действий и может самостоятельно выполнить задание?
- Кому нужна помощь, можно воспользоваться подсказкой. У вас на столах в конвертах есть алгоритм действий.
Взаимопроверка.
Вывод. Какая орфограмма объединяет эти слова? Что является главным в выборе написания? Назовите слова, в которых вы написали мягкий знак.
2. Словарная работа.
Знакомство со словом камыш.
- Отгадайте загадку:
Стоит старик над водой,
Трясет бородой. (Камыш.)
- Что это? Что вы знаете о камыше?
- Давайте заглянем в толковый словарь, как объясняется значение данного слова в словаре (работа с толковым словарем).
- Это словарное слово, написание которого мы должны запомнить.
- Прочитайте слово по слогам.
- Определите количество слогов.
- Произнесите, выделяя ударный слог.
- Запишите в тетради слово, обозначьте ударение, подчеркните букву безударного гласного звука.
- Дайте характеристику слову, как части речи.
- Образуйте множественное число, какая орфограмма в слове камыш?
- Запишите однокоренные слова. (Камышовый, камышит.)
- Составьте предложение со словом камыш.
- Прочитайте отрывок из стихотворения И. Сурикова. Догадайтесь, какие слова в стихотворении я закрыла. Объясните написание пропущенных слов.
- Как вы понимаете 5, 6 строки?
От цветов на полях
Льется запах кругом,
И сияет роса
На траве серебром.
Над рекой, наклоняясь,
Что-то шепчет ____,
А кругом на полях
Непробудная ____.
3. Работа с текстом.
- А теперь давайте поработаем с текстом. У вас на партах карточки.
Задание для 1 группы: записать текст в тетрадь, вставить пропущенные слова из слов для справок.
Ноч__ на реке.
Дорога шла через ______ . Вот пробежала ______ . В роще послышался ______ . Это ______ затянул свою песню. Наступила ______ . Кругом полная ______ .Только ______ тихо шепчется с рекой.
Слова для справок: Тиш_ , мыш_, рож_, плач_, ноч_, камыш_, сыч_.
Задание для 2 группы: вам нужно пропущенные слова подобрать самостоятельно.
Ноч__ на реке.
Дорога шла через ______ . Вот пробежала ______ . В роще послышался ______ . Это ______ затянул свою песню. Наступила ______ . Кругом полная ______ . Только ______ тихо шепчется с рекой.
Проверка: фронтальная по цепочке.
Вывод. Какая орфограмма объединяет эти слова? Что является главным в выборе написания?
4. Самостоятельная работа
В каждом столбике данной таблицы все слова должны быть либо с мягким знаком, либо без мягкого знака. Определи, в каких столбиках слова распределены правильно.
чертеж_ трубач_ вещ_ ткач_ царевич_ |
брош_ дрож_ реч_ печ_ молодеж_ |
лож_ дич_ экипаж_ полноч_ туш_ |
премыш_ кулич_ багаж_ меч_ стриж_ |
VII. Итог урока.
- Над какой темой мы с вами работали на уроке?
- Что нового вы узнали? Чему научились?
- С каким новым словарным словом вы познакомились?
Оценивание.
Домашнее задание:
1 группа – выучить правило, разгадать кроссворд по данной теме.
2 группа – выучить правило, составить кроссворд по данной теме.
По желанию: сочинить сказку о существительных с шипящими на конце.
Кроссворд по теме: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных».
По горизонтали:
- Крупное морское северное животное с усатой мордой.
- Антоним к слову враг.
- Синоним к слову сила.
- Небольшая лесная птица.
По вертикали:
- Богатство и великолепие.
- Помещение, где стоят автомашины.
- Строительный материал.
- Верхняя одежда.
- «Под соснами, под елками лежит мешок с иголками.»
Записать ответы: