Формирование основ гражданственности и патриотизма у детей и подростков посредством изучения прикладных аспектов краеведения в условиях клуба по месту жительства

Разделы: Социальная педагогика


Клуб по месту жительства «Радуга» ЦРТДЮ №2 расположен в микрорайоне «Олимпийский» г. Старый Оскол Белгородской области. На территории данного микрорайона имеются 2 детских сада, 3 общеобразовательные школы, детская библиотека, спортивный клуб «Невский». «Олимпийский» был построен и заселялся в 1980-1990-ые гг. в основном работниками ОЭМК, строительных организаций и др. предприятий, приезжавшими из различных регионов Белгородской области, России и бывшего СССР. В этой связи, социокультурное пространство микрорайона можно охарактеризовать как мозаичное, слабо связанное с историческими, культурными и бытовыми традициями Старооскольской земли.

В этой связи, одной из основных идей работы клуба стало создание условий для формирования и развития гражданских и патриотических качеств личности посредством прикладных аспектов краеведения в рамках организации жизнедеятельности клуба по месту жительства.

Воспитательная система клуба по месту жительства складывается из программы деятельности «Отечество» и образовательной программы коллектива «Истоки». Главным принципом работы при этом выступает принцип интеграции. Поскольку обе программы имеют гражданско-патриотическую направленность, во многих мероприятиях принимают участие и кружковцы и воспитанники клуба. Так в работе с ветеранами сбор и оформление воспоминаний организуют и проводят воспитанники клуба, но кружковцы обязательно приглашаются на встречи с ветеранами, для которых они готовят памятные сувениры. А на тематические встречи, посвящённые изучению фольклорных традиций, которые стоят в учебном плане коллектива «Истоки», обязательно приглашаются и воспитанники клуба. Совместное проведение акций, конкурсов, викторин, праздников и спортивных состязаний стало доброй традицией нашего клуба.

Для реализации программы «Отечество» никакого специального отбора не производится, участниками становятся все воспитанники клуба по месту жительства, которые работают в режиме свободного посещения. Поэтому программа составлена таким образом, чтобы все воспитанники в возрасте от 7 до 16 лет могли подобрать наиболее приемлемые и понравившиеся формы для личного участия. Например, младшие воспитанники от 7 до 11 лет с удовольствием принимают участие в выставках, викторинах и эстафетах, где допускается их возрастная категория; но не могут пока принять участие в проекте Академии исторических наук «От солдата до генерала. Воспоминание о войне». В рамках этого проекта воспитанники клуба записывали и оформляли к печати воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны нашего микрорайона.

Целью программы «Отечество» является гражданское и патриотическое воспитание детей и подростков в условиях клуба по месту жительства.

Задачи:

  1. Создание условий для творческого развития воспитанников.
  2. Формирование активной гражданской позиции воспитанников клуба.
  3. Приобщение детей и подростков к историческому и культурному наследию Белгородской области.

Основными направлениями программы «Отечество» являются:

  • Патриотическое: изучение исторически значимых мест, событий, дат, работа с ветеранами и изучение истории родного края.
  • Социокультурное: вовлечение детей в интеллектуальные, творческие конкурсы, проекты, социально значимые дела.
  • Этнокультурное: изучение народных традиций и народной культуры; этническая самоидентификация воспитанников.
  • Экологическое: изучение природных ресурсов области, природосберегающая деятельность, изучение экологических памятников.
  • Валеологическое: ознакомление с основами здоровья человека и участие воспитанников в спортивных эстафетах и конкурсах.

Образовательная программа коллектива «Истоки», рассчитанная на два года, направлена на приобщение к истории и культуре родного края посредством овладения некоторыми видами прикладного искусства.

Цель программы: способствовать духовно-нравственному и патриотическому развитию личности детей, через изучение исторического и культурного наследия родной земли.

Задачи:

  1. Изучение исторического и культурного наследия Белгородской области.
  2. Приобретение знаний в области краеведения.
  3. Овладение технологиями и навыками изготовления предметов народного творчества.
  4. Приобщение детей и подростков к национальному богатству края.
  5. Воспитание уважительного отношения к своим древним корням, любви к малой родине.

Данная программа предназначена для детей младшего возраста (от 8 до 12 лет) и призвана через труд и духовную деятельность приобщить детей к творчеству. Исходя из психологических и физических особенностей развития детей младшего школьного возраста, данная программа была составлена таким образом, чтобы дети не уставали от однообразия выполняемой работы, имели возможность опробовать множество доступных для них видов деятельности, выбирать наиболее приемлемые для себя техники, чтобы в последствии свободно моделировать и использовать известное в повседневной жизни. Достигнуто это было за счет включения в программу нескольких видов прикладного творчества, известных и развитых в Белгородском регионе.

Главным принципом построения образовательной программы является цикличность. Содержание теоретического материала и практических форм работы первого и второго года повторяются, но повторяются в развитии на новом знаниево-информационном и деятельностно-практическом уровне.

Программа первого года обучения состоит из следующих разделов:

1-ый раздел. Предмет краеведения и его атрибутика, в котором ребята изучают основные символы Белгородской области, этническую историю и этническую культуру Белгородчины. Во время практических занятий совершаются ознакомительные экскурсии в краеведческий музей, а также изготавливаются символы Белгородской области в технике аппликации.

2-ой раздел. Природные факторы Белгородской области предполагает изучение природных ресурсов: растительного и животного мира. На практических занятиях посещается музей геологоразведочного техникума для ознакомления с образцами полезных ископаемых, а также собирается природный материал для составления гербария и для дальнейшего использования в аппликациях.

3-ий раздел. Фольклорные традиции земли Белгородской не обосабливается по времени проведения от других разделов. Изучение фольклорных традиций происходит через участие в праздновании (религиозных) церковных и народных праздников и распределено в течение всего года в соответствии с народным календарём. Так, например, отмечая Масленицу, воспитанники сначала знакомятся со значением этого праздника в русской традиции, а затем разучивают песни, хороводы и игры, сопровождающие этот праздник. За основу этого раздела взяты основные традиционные празднования: встреча осени, Рождество Богородицы, Покров, Масленица, Благовещение, Вербное воскресение, Пасха, Красная горка.

4-ый раздел. История возникновения города Старый Оскол изучается не только история возникновения и заселения города, исторические и архитектурные памятники, но и происходит знакомство с жизнедеятельностью выдающихся старооскольцев. Ознакомление с работами мастеров прикладного творчества происходит на выставках и экспозициях художественного музея, краеведческого музея и Дома ремёсел, а также в личных встречах и беседах. Вышивка миниатюр в технике «вышивка крестом» на тему «Сердцу близкий уголок» тоже является продолжением познания родины. В ней находят своё выражение все новые знания и чувства.

Следующие разделы. Село Городище, село Роговатое, села Терехово, Курское посвящены изучению возникновения и заселения данных сёл, а также овладению некоторыми традиционными видами промыслов, наиболее развитых в данных сёлах (глиняная игрушка, изготовление некоторых элементов народного костюма, соломо- и лозоплетение).

Ожидаемые результаты первого года обучения:

  • Осознание детьми своей связи с наследием малой родины, значимости этого наследия для последующих поколений, для современников, для самих детей.
  • Ознакомление с этнической историей и культурой родной земли.
  • Ознакомление с природными факторами Белгородской области.
  • Приобщение к фольклорным традициям.
  • Ознакомление с историей возникновения города Старый Оскол и сёл Старооскольского района.
  • Овладение некоторыми техниками прикладного творчества.

Программа второго года обучения строится следующим образом:

На вводных занятиях повторяется в целом всё, что было пройдено в первый год. Раздел, посвящённый изучению геральдических символов Белгородской области, повторяется и получает своё развитие в форме творческого задания: составить герб своей семьи.

1-ый раздел. Природа родного края является продолжением подобного раздела (Природные факторы Белгородской области) из программы первого года обучения, но в практической части добавляются такие виды деятельности как аппликация из соломки и аппликация из бисера. В теории акцент делается на изучении Красной книги Белгородской области: редких видов животных и растений, требующих для своего сохранения природоохранной деятельности человека.

2-ой раздел. Фольклорные традиции земли Белгородской развивает на новом информационном уровне подобный раздел из предыдущего года.

3-ий раздел. История народного костюма Белгородской области является развитием 5-го, 6-го и 7-го разделов первого года обучения. Здесь тоже изучаются традиции и бытовой уклад жизни народа, но акцент делается на изучение формирования и эволюции народного костюма в области. В практической работе суммируются и обобщаются все навыки прикладного творчества предыдущего года и выражаются в форме изготовления кукол в народных костюмах.

Раздел История Белгородской земли в контексте истории России является обобщением и логическим завершением 1-го, 4-го, 5-го, 6-го и 7-го разделов программы первого года обучения. В первый год теоретической основой являлось изучение истории малой родины: города Старый Оскол и сёл Старооскольского района. Во второй год изучение истории родной земли происходит через ознакомление с историей памятных мест, природными, историческими и архитектурными памятниками Белгородской области. (Свято-Троицкий Холковский монастырь, музей – заповедник «Прохоровское поле», заповедники «Ямская степь» и «Лес на Ворскле»). В программе практической деятельности сохраняется работа в технике «вышивка крестом», и также добавляется новый вид прикладной деятельности – батик (роспись по ткани).

Ожидаемые результаты второго года обучения:

  • Формирование основ гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения.
  • Ознакомление с природно-климатическими феноменами Белгородской области.
  • Ознакомление с историей памятных мест, историческими и архитектурными памятниками Белгородской области.
  • Приобщение к фольклорным, семейным и бытовым традициям Белгородчины и Староосколья.
  • Овладение некоторыми техниками прикладного творчества.

Основными принципами воспитательной и образовательной работы, как уже было заявлено, являются:

  • Интеграции – данный принцип реализуется не только в смысловом и практическом объединении 2-х программ деятельности (Программа клуба по месту жительства и образовательная программа коллектива «Истоки»), но также в действиях, направленных на объединение всех воспитанников клуба, жителей двора и нашего коллектива, старшего и подрастающего поколений; и самое главное – интеграции личности ребёнка в социальное пространство жизни и пространство жизни народа.
  • Историзма – обращение к истории большой и малой родины является не только основой познавательной деятельности, но и важным условием духовного, творческого и социокультурного развития ребёнка.
  • Цикличности – развитие всего живого на земле, да и самой жизни происходит по этому принципу. В работе используется определённый набор форм, методов и средств, но обязательно с привнесением чего-то нового и неизвестного прежде, то есть предыдущая информация повторяется в развитии.

Основные технологии, применяемые в работе: технология объяснительно-иллюстративного обучения (технология поддерживающего обучения), проблемного обучения, игрового обучения, индивидуализированного обучения (И. Унт), проектного обучения, коллективного способа обучения (группового обучения), развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, игровые технологии, ориентированные на социализацию личности, технология мастерских, технология дифференцированного обучения.

Формы воспитательной и учебной работы.

Формы работы Приёмы
  • беседа;
  • работа с источником;
  • рассказ;
  • коллективная работа;
  • экскурсии;
  • проведение викторин, конкурсов, эстафет;
  • участие в конкурсах, выставках и творческих отчётах;
  • открытые занятия;
  • коллективные календарно-обрядовые мероприятия;
  • экскурсии;
  • интервьюирование;
  • встречи с участниками, очевидцами и мастерами;
  • проведение творческих мастерских.
  • творческая деятельность;
  • проектная деятельность;
  • выполнение развивающих заданий;
  • творческие задания;
  • эссе;
  • дискуссии;
  • проблемные ситуации.

Виды занятий, используемые в учебной работе: заочное путешествие во времени и пространстве; лекции; работа с литературой; учебное занятие в мастерской; практическая работа, встреча с интересными людьми; выставка; конкурс; праздник, игра-путешествие; турнир, викторина; устный журнал; встречи со специалистами; смотр знаний и умений; познавательные игры; интеллектуальные игры.

Например, на этапе изучения и первичного закрепления новых знаний используются вид занятий «заочное путешествие» (исходя из содержания темы). В теме «Природные ресурсы Белгородской области» изучаются природные памятники. В таком типе занятия, как правило, используется несколько технологий обучения в комплексе: технология объяснительно-иллюстративного обучения (используются карты, иллюстрации, первоисточники); технология развивающего обучения (новая информация используется для личностного развития); технология коллективного способа обучения, когда для выполнения определённых заданий необходима работа в мини-группах.

Также образовательная деятельность является важным инструментом не только в личностном и интеллектуальном, но и социальном развитии ребёнка и применяется также в работе с переменным составом детей в различных формах. Технология проектного обучения используется при подготовке к конкурсам сочинений наряду с технологией индивидуализированного обучения и методикой работы с источником. Кроме того, технология проектного обучения в сочетании с технологией объяснительно-иллюстративного обучения и технологией проблемного обучения используется в форме работы, которая в нашем клубе называется «Час эрудитов». За основу берётся любое историческое событие, либо факт из жизни выдающегося земляка, либо информация об архитектурном или историческом памятнике области. Лучше всего использовать красочные и иллюстрированные источники, чтобы восприятие информационного ряда было подкреплено зрительными образами. Далее в форме диалога, прямых и опосредованных вопросов (а знаете ли вы, что...?) выясняется объём информации, которой владеют дети по данному факту. Затем в форме рассказа, либо прямого прочтения информации из источника происходит пополнение и расширение знаний; и на последнем, закрепляющем этапе, применяется технология проектного обучения: ребятам предлагается самим составить вопросы по данной информации для дальнейшего использования их в викторинах и играх.

Другой традиционной формой проблемного обучения для нашего клуба стало участие воспитанников в Международной Интернет-Олимпиаде «Эрудиты планеты». Использование информационных технологий, с одной стороны, и дух состязания, с другой, дают возможность расширить кругозор воспитанников в различных областях знаний. По результатам участия в Олимпиаде 2008 и 2009 гг. команда клуба «Радуга» вышла в Высшую лигу.

Ещё одной развивающей формой коллективной деятельности, способствующей не только духовному и патриотическому воспитанию, но и активной социализации воспитанников является участие в проекте Академии Исторических наук «От солдата до генерала. Воспоминание о войне». В рамках этого проекта ребята записывали и оформляли к изданию воспоминания ветеранов нашего микрорайона. При этом основными формами работы с ветеранами является беседа и интервьюирование.

Воспитанники клуба по месту жительства «Радуга» являются победителями Городских конкурсов: чтецов, рисунка, декоративно-прикладного творчества. Среди наиболее ярких достижений: 3 место на Всероссийском конкурсе «Свой мир мы строим сами»; Сертификат участника Высшей лиги Международной Олимпиады «Эрудиты планеты»; 1 место на Всероссийском конкурсе «Мир космических животных»; Диплом лауреата Международного фестиваля детского творчества «Шедевры крошек или крошечные шедевры»; Благодарственное письмо за участие в проекте Академии Исторических наук «От солдата до генерала. Воспоминание о войне».

Таким образом, краеведение является мощным и достаточно всеобъемлющим фактором патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения. Потенциал его в современном образовательном пространстве ещё до конца не раскрыт. Однако то, что краеведческая работа базируется не на абстрактных и отвлечённых фактах социальной и культурной жизни, а на близком, понятном, очевидном материале, к которому можно прикоснуться, ощутить свою личную сопричастность с «большой» и «малой» историей родной земли, делает краеведение очень доступным, сердечно-эмоциональным и образно-индивидуальным фактором формирования духовной, социально зрелой и гармонично развитой личности.

Список литературы:

  1. Аминов А. Граждановедение. / А.Аминов // Учительская газета. – 2004. – № 48.
  2. Астраханцева С.В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие / С.В. Астраханцева, В.Ю. Рукавица, А.В. Шушпанова; Под науч. ред. С.В. Астраханцевой. – Ростов-н/Д: Феникс, 2006. – 347 с.
  3. Белгородоведение: методическое пособие / под ред. В.А. Шаповалова. – Белгород, 2002.
  4. Белгородская область. История и современность / С. Муравленко и др. – М., 2007.
  5. Беликова Т.П. Живые родники Староосколья: учебное пособие/ Т.П. Беликова М.И.Емельянова – Старый Оскол: ТНТ, 2003.
  6. Ботова С.И. Рукотворная краса земли Белгородской: учебно-методическое пособие / С.И. Ботолова, Г.А. Приставкина, А.В. Рябчиков. – Белгород, 2000.
  7. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выгодский. – М.,1991.
  8. Горский В.А. Методологическое обоснование содержания, форм и методов деятельности педагога дополнительного образования / В.А. Горский // Дополнительное образование. – 2003. – № 3.
  9. Емельянова М.И. Эволюция русской народной одежды Оскольского края: историко-этнографическое исследование / М.И. Емельянова. – Старый Оскол: Роса, 2008.
  10. Жиров Н.С. Народная художественная культура Белгородчины / Н.С. Жирова. – Белгород, 2000.
  11. Зотова И.П. Белгородский народный костюм / И.П. Зотова. – Белгород: Истоки, 2005.
  12. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской традиционной культуры / О.Л. Князева. – СПб., 2001.
  13. Миронова И.М. Организация методической работы в образовательном учреждении дополнительного образования детей: Сборник методических материалов / И.М. Миронова. – Белгород.: ГОУ ДОД «Белгородский областной Дворец детского творчества», 2008. – 101с.
  14. Наследие Белогорья. Альманах. – Белгород, 2006.
  15. Никулов А.П. Осколький край / А.П. Никулов. – Курск: ГУИПП, 1977.
  16. Система гражданского воспитания школьников: воспитание гражданской активности, социально-правовое проектирование, изучение гуманитарного права: методическое пособие / сост. Г.В. Дмитренко, Т.С. Зорона, Т.В. Черникова / Под ред. Т.В. Черниковой. – М.: Глобус, 2006. – 224 с.
  17. Система правового образования в школе и воспитание гражданина России. 1–11 классы. Книга для руководителя школы / Под общ. ред. Н. И. Элиасберг. – СПб., 2001.
  18. Тонков Е.В. Организация исследовательско-творческой деятельности учителя / Е.В. Тонков, Г.А. Тамбовцев, Н.С. Сердюкова. – Белгород, 2001.
  19. Шоганова В.В. Технология личностно ориентированного урока: Учебное пособие для учителей, методистов, кл. рук-лей, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК / В.В. Шоганов – Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2003. – 160с.