Цели:
- научить ребят видеть то, что находится за строкой, проникать в текст, выделять тему, идею;
- развивать орфографическую и грамматическую зоркость, коммуникативные способности учащихся;
- воспитывать любовь к слову, формировать у учащихся чувство гордости за свой край, восхищение его красотой, ответственности за приумножение его богатств и красоты.
Оборудование: «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова; «Этимологический словарь» В.Волина; газета «Без проблем» № 16 от 16.04.2008, статья «Мы за чистую Каму»; «География ТАССР» А.Тайсин; «География Чистопольского района» Г.3. Давлетшина, Р.В. Мотыгуллин, методическое пособие; картины местных художников А.Пашина, А..Зиновьева.
Музыкальное оформление: «Звуки природы».
Тип урока: интегрированный.
Ход урока
I. АПЗ
Учитель русского языка. Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. Сегодня у нас необычный урок – интегрированный. (Слайд № 1)
Я хочу поинтересоваться, как вы понимаете значение этого слова – интегрировать? Обратимся к нашим консультантам.
Консультант 1. Интегрировать – 1. Объединить в одно целое. «Толковый словарь».
Учитель русского языка. Вот и мы попытаемся вместе с Юлией Николаевной объединить географию и русский язык в один урок и подчинить общей теме. Итак, тема нашего урока «Кама, впадаешь ты в сердце мое...». У вас на партах лежат тексты, с которыми мы будем работать, задания к тексту, справочный материал, а также атласы и план работы по карте. Надеюсь на вашу активную работу и сотрудничество. А сейчас давайте окунемся в подводное царство... (Звучит музыка.)
II. Формирование новых понятий и способов действия.
Сценка
Капелька. Дедушка Буль-буль, расскажи мне что-нибудь про нашу речку.
Буль-буль. А что ты хочешь услышать, Капелька?
Капелька. Что-нибудь интересное, старинное, про то, как раньше в речке жилось.
Буль-буль. Ну, слушай. Давно это было. Тогда эти громадины баржи да пароходы по речке не плавали. Люди нас не тревожили, не мучили. Водица в речке нашей чиста была, не чета нынешней. В камских илистых берегах водилось замечательное насекомое -метлица. Рыба – то этой метлицей кормилась, и уважали ее все: и лещ, и сорога, и голавль. А уж стерлядь наша камская хорошела, как царица. А сейчас... эх...
Учитель русского языка. Вы, наверное, догадались, о какой реке идет речь.
(Ответ учащихся.)
– А кто знает, почему Кама так называется? Интересно узнать?
– В каком словаре мы можем это узнать? (В этимологическом.)
Консультант 2. Этимология (греч.) – 1. Раздел языкознания, изучающий происхождение слов. 2. Происхождение того или иного слова или выражения. Установить этимологию слова. (Слайд № 2)
Учитель русского языка. Попрошу консультанта помочь нам в этом.
Консультант 3. Ученые лингвисты предполагают, что слово Кама угрофинского происхождения. В языке удмуртов, являющихся потомками этих древних племен, до сих пор река называется Буджимками – длинная река. Считают так же, что тюркские племена, появившиеся на берегу Камы позднее, из сочетаний слов кам и кума – создали свое Чулман, которое первоначально означало просто река. (Слайд № 2, часть 2)
Учитель географии. Интересно было узнать о происхождении названия реки? А теперь, ребята, давайте вместе найдем на карте нашу Каму и, пользуясь планом характеристики реки, сделаем ее описание. (Работа с атласом и планом «Характеристика реки».)
План:
- В какой части материка течет река?
- Где берет начало? Куда впадает?
- Объясните зависимость характера течения от рельефа.
- Определите источники питания реки?
- Каков режим реки?
- Биологические ресурсы.
- Экологические проблемы.
Корреспондентам класса было дано задание побывать на рыбозаводе, в экологическом центре города и в санэпидемстанции. Вот что они узнали о нашей реке. Давайте дадим им слово.
- Вести из экологического центра. (Слайд № 3)
- В гостях на рыбозаводе. (Слайд № 4)
- Посещение санэпидемстанции. (Слайд № 5)
Спасибо за предоставленную информацию.
III. Формирование умений и навыков.
Учитель русского языка. По материалам работы корреспондентов, учащиеся нашей школы написали статью, которая была опубликована в местной газете «Без проблем» № 16 от 16.04.2008. Статья называется «Мы за чистую Каму». У вас на партах лежит текст статьи. Я прочитаю его, а вы внимательно следите за мной. Потом вам предстоит выполнить предложенные задания.
Работа учащихся по тексту. (Текст и задания в Приложении.)
IV. Домашнее задание.
Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте позицию автора. Согласны или не согласны вы с точкой зрения автора? Объясните, почему.
V. Итоги урока.
Ребята, понравился вам интегрированный урок?
Мнения учащихся.
Выставление и комментирование оценок.
Слово учителя. Сегодня на уроке мы говорили о нашей реке, о ее экологическом состоянии. Вспомнили прошлое, поговорили о настоящем, и от нас с вами зависит какое будущее у Камы. Я считаю, что нам повезло. У нас чудесные места: богатые леса, бескрайние поля и луга и, конечно же, наша Кама, которая привлекала и привлекает творческих людей. Перед вами «картинная галерея». Прекрасные пейзажи, изображенные на них, принадлежат нашим местным художникам А.Пашину и А.Зиновьеву. И поэты признавались нашей красавице в любви. Название темы нашего урока – это строчка, взятая из стихотворения «Родная река» поэта, нашего земляка Михаила Скороходова, который родился и жил в нашем городе. Даже в одной строчке чувствуется бесконечная любовь к своему родному краю, своей малой родине. А завершить урок я хочу стихотворением «Река Кама». Прочитает его Пищальникова Анастасия. Автором этого произведения является мама Насти – Пищальникова Надежда Михайловна.
Река Кама
Много рек протекает в России,
Но особенно мне дорога
Та, что воды приносит бурливо
В Волжско-Камском бассейне река.
Наша Кама-река не простая,
Три притока в ней есть, три сестры:
Вятка, Белая и Чусовая
Воды в Волгу сливают свои.
И достоинств имеет не мало,
Судоходна она, широка.
В летний день по реке, проплывая,
Созерцаем ее берега.
Вот склонились плакучие ивы,
А за ними деревья видны,
Величавые и вековые
Сосны стройные, ели густы.
Рыбы всякой полно в нашей Каме:
Щука, жерех, налим и карась,
И сомы попадают с у сами,
Может стерлядь нередко попасть.
Я люблю тебя, дивная Кама,
Выражаю восторг свой и лесть.
Ты прекрасна, река, величава.
И спасибо за то, что ты есть.
Спасибо за работу на уроке.
Домашнее задание. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте позицию автора. Согласны или не согласны вы с точкой зрения автора. Объясните, почему. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Презентацию вы можете получить у автора статьи.