Цели урока:
образовательные:
- формирование навыка написания слов с сочетанием ча–ща, чу–щу, жи–ши, чк–чн–щн
развивающие:
- развитие связной устной и письменной речи;
- развитие орфографических умений;
- обогащение словарного запаса;
- развитие памяти, мышления, внимания;
воспитательные:
- приобщение к истокам культурных традиций русского народа;
- пробуждение интересов к русскому фольклору, старинным русским обрядам (масленица).
Оборудование урока: репродукция картины Б. М. Кустодиева “Масленица”, толковый словарь Ожегова, орфографические словари (на каждой парте), звукозапись русской народной песни, листки с опечатанными “горками”, блины, соломенная кукла Масленица.
Ход урока
1. Оргмомент.
- Улыбнёмся друг другу. Я желаю вам успеха. У нас всё получится.
2. Сообщение темы и целей урока.
Какую тему мы изучали на протяжении нескольких уроков русского языка? (“Правописание слов с сочетанием ча–ща, чу–щу, жи–ши, чк–чн–щн”).
Прочитайте на доске тему этого урока и определим цели. Я начинаю предложение, а вы заканчиваете. Итак, мы будем ЗАКРЕПЛЯТЬ …(написание буквосочетаний…). РАЗВИВАТЬ … (умение читать без ошибок эти буквосочетания, речь, память, внимание…).
- Ребята, а ещё мне хочется сегодня вызвать у вас интерес к русскому старинному празднику.
- Посмотрите на эти строчки. Это слова А. С. Пушкина из произведения “Евгений Онегин”, которые вы прочитаете в старших классах. Подготовьтесь выразительно прочитать предложение.
На доске:
У_них на_масленице ж..рной
В..дились русские бл..ны.
А.С. Пушкин
- Вставим пропущенные буквы. (Учащиеся объясняют выбор буквы)
- Какое слово относится к нашей теме? Какие ещё “опасные места” заметили?
- Прочитайте ещё раз и постарайтесь заполнить написание слов.
- Напишите по памяти. (Учитель закрывает предложение)
- Проверим. Молодцы!
Вы понимаете значение этих слово? Что означает слово Масленица? (Старинный праздник, отмечающий проводы зимы)
- Какой помощник помогает нам более точно узнать значение слово? (Толковый словарь) Как найти в словаре это слово? (Учитель зачитывает)
- Так о каком-же празднике пойдёт сегодня речь?
- Подберём и запишем однокоренные слова к слову масленица (1 ученик на доске).
Маслёнка, маслёный (блин), маслить, масленичный, масляная (краска)…
(Заострить внимание на способах образования слов и определить значение каждого слова).
- Какое слово относится не посредственно к теме урока? (Масленичный)
- Ребята, масленица был самым разгульным, весёлым праздником на Руси. Этот праздник символизирует, проводы зимы и встречу весны. Издавна сложились убеждения, что “не потешишь на широкую масленицу – значит жить в беде”. Поэтому масленицу праздновали широко, целую неделю народ гулял.
- Запишем словосочетание (комментированное письмо).
Встречали весну, старинный обычай, наряжали чучело.
(Учитель показывает соломенное чучело и рассказывает: “В Тульской губернии делали большую куклу – масленицу, её украшали бусами, ленточками. Девушки не жалели самых красивых платьев и платков”)
Катание на_санях, кулачные бои, мучные изделия. (Чего только не пекли на масленицу. Подберите слова по нашей теме – блинчики, пончики, булочки, оладушки…)
- Вот интересно, как скажем это слово без суффикса в ед. числе? (1 оладья, много оладий, оладьи)
- Выпишем слова с буквосочетаниями на доске (1 ученик).
- Рассмотрим репродукцию картины художника Кутодиева “Масленица”. Пусть каждый из вас составит и запишет предложение о том, как веселится народ, можете использовать записанные словосочетания (3–5 мин.). В это время проверяют человека у доски, доп. Вопрос “Определи части речи этих слов?”
- Прочитайте, свои предложения. (Учитель корректирует). Молодцы.
- Художник Кустодиев ярко, впечатляющи предлагал красоту национального русского праздника. Небо земное, золотыми и розовыми облаками, купола церквей одеты в снежные шапки. Катят на встречу, друг другу сани; разрумянились лица у людей, сверкают на солнце медные бляшки сбруй, бегут лошади по сугробам.
- Какие чувства вызвала у вас эта картина?
- Давайте и мы примем участие в празднике.
Физминутка.
- Спляшем под русскую народную музыку.
А какой же праздник без песни?
Эй, девчата-хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
(Выходят 3 девочки).
- Девочки нам споют частушки, а вы должны как можно больше запомнить слов по нашей теме и записать в тетрадь.
1. На столе у нас пирог,
Плюшки да ватрушки,
Так споём же под чаёк
Чайные ватрушки. (3 слова)
2. Час сижу уже и плачу,
Не могу решить задачу,
Что уменьшить? Что сложить?
Как начать? Как завершить?
Улыбнись ты мне, удача,
Поскорей решись, задача! (11 слов)
3. Саночки, горочка,
Тридцать три пригорочка,
Ой, чк, чк, чк.
Кочка, точка, звёздочка. (6 слов)
(Проверка после каждой частушки). Учитель хвалит детей.
- Ребята, а вы любите кататься с горок? Вот мы сейчас посмотрим вои “горки”, только не из снега, а из слов.
Работать будите по рядам. В клеточках нужно вписать из орфографического словаря новые для вас слова (6 слов).
1 ряд – “жи–ши”
2 ряд – “ча–ща”
3 ряд – “чу–щу”
(Каждый ученик получает листок с “горкой”)
Например:
ж |
и |
л |
е |
т |
|||||
ж |
и |
д |
к |
и |
й |
||||
ж |
и |
в |
о |
п |
и |
с |
ь |
||
ш |
и |
п |
о |
в |
н |
и |
к |
||
ш |
и |
н |
к |
о |
в |
а |
т |
ь |
|
ш |
и |
ф |
о |
н |
ь |
е |
р |
к |
а |
(Слова выписывают сами).
- Все ли слова вам понятны? А вот вам и домашнее задание: объясните значение слов и составьте предложение. Вы можете обратиться за помощью к родителям, толковому словарю или ко мне. Для группы “А” задание другое.
- Заканчивалось масленичное гуляние сжиганием чучела Масленицы. А вместе с чучелом сгорают в огне неудачи и беды прошлого года. Люди ходят в гости. Всё от мала до велика просили друг у друга прощения. Сильные просили прощения у слабых за принесённые обиды, младшие у старших. Давайте и мы попросим друг у друга прощения (ребята обнимаются, и просят прощения).
В нашей школе сложилась традиция отмечать масленицу. После уроков нас ждёт весёлый праздник.
Домашнее задание для группы “А” - написать рассказ “Как мы праздновали Масленицу”.
Итог. Урок закончился. Давайте подведём итоги. (…Чем запомнился вам этот урок?)
(Угощение гостей и детей блинами)