Урок-презентация по окружающему миру в 3-м классе по теме "Охрана животных"

Разделы: Начальная школа


Цели.

  1. Познакомить учащихся с Красной книгой.
  2. Расширить и углубить их знания о животных, которые внесены в Красную книгу.
  3. Раскрыть основные причины сокращения численности животных.
  4. Учить бережно относиться к животным.
  5. Рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди.

Оборудование.

  1. Компьютер.
  2. Проектор.
  3. Экран.
  4. Карточки-тесты.
  5. Карточки с кроссвордами.
  6. Учебник, рабочая тетрадь.

Литература.

  1. Поурочные разработки по окружающему миру.
  2. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу “Окружающий мир”.
  3. Энциклопедии.
  4. Тесты по предмету “Окружающий мир”.
  5. Красная книга РФ.
  6. Красная книга Иркутской области.

Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.

2. Постановка учебной задачи.

Сегодня мы отправимся в путешествие по страницам Красной книги.

Тема нашего урока “Охрана животных”

3. Психологический настрой на урок.

У каждого из вас есть помощники, которые помогают выполнять трудные задания, принимать решения. Попросим их помочь нам в работе на уроке.

Закройте глазки и повторяйте за мной.
Мои ушки, чтобы слушать.
Мои глазки, чтобы видеть.
Моя головка, чтобы думать.
У меня всё получится!

Откройте глазки и повторите твёрдо и уверенно:

У меня всё получится!

4. Проверка домашнего задания.

Тест “Невидимая сеть и невидимая пирамида” - 1 вариант.

Тест “Кто что ест?” - 2 вариант.

Тест “Разнообразие животных” - 3 вариант.

Тест “Размножение и развитие животных” - 4 вариант.

Самопроверка.

5. Работа над темой урока.

Как прекрасен этот мир! Не правда ли, как прекрасны творения природы.

Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает исчезновение с лица Земли

Ещё в X I веке на Руси появились законы об охране окружающей среды.

Они были записаны в древнейшем своде законов “Русская правда”. В этих законах запрещалось убивать тех или иных животных. В 1913 году состоялся Первый Международный съезд по охране природы. За 400 лет бесследно исчезло более 100 млекопитающих, 150 видов птиц и множество рыб. Почти 300 видам зверей и 200 видам птиц также грозит уничтожение. К счастью, в X I X веке были предприняты первые шаги по охране редких животных. В Америке были созданы первые организации защитников природы. Постепенно это движение охватило весь мир. Наиболее известной организацией, выступающей за сохранение природы и окружающей среды, является “Гринпис”. Движение “зелёных” существует и в нашей стране. Ещё одной организацией, борющейся за охрану природы, является Международный союз охраны природы (МСОП).

Комиссия подготовила список редких млекопитающих и птиц. В 1966 году этот список был оформлен в специальную книгу, которую учёные решили назвать Красной.

А почему именно Красной? (Ответы учащихся)

Писатель Николай Сладков создавший немало книг о животных, так рассказывает об этой удивительной книге: “Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя”.

Международная Красная книга состоит из цветных страниц:

чёрные – списки тех животных, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер;

красные – особо редкие и исчезающие животные;

жёлтые – животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “переселение” на опасные красные страницы;

белые – животные, которые до сих пор мало изучены;

зелёные – животные, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.

В 1971 году в Международную Красную книгу попал и ряд животных, обитающих в нашей стране. Это амурский тигр, красный волк, белый медведь, морж, чёрный журавль.

Но в Международную Красную книгу нельзя записать все виды редких животных, которые нуждаются в охране. Многие страны стали составлять свои Красные книги.

В России Красная книга появилась в 1978 году. Страницы в ней не разноцветные, а белые. В нашей книге две группы: первая – виды, находящиеся под угрозой исчезновения, вторая – редкие (показ книги).

В Иркутской области есть своя Красная книга, в которую занесены животные, нуждающиеся в охране (показ книги).

Охраняется “Красною книгой”.

Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
“Красная книга” - Красная!
Значит, природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига,
Всё живое хранить зовёт.
Пусть зовёт не напрасно
“Красная книга”, “Красная книга”!

Работа по учебнику.

С. 112–113, чтение цепочкой.

Животные Красной книги. (Выступления учащихся)

Синий кит – самое большое животное на Земле. Его длина достигает 33 метра, а масса – 150 тонн. Кит дышит воздухом через специальное отверстие в спине.

Сейчас синий кит находится на грани исчезновения. В нашей стране его промысел полностью запрещён.

Белый медведь – крупный хищный зверь. Живёт в Арктике среди льдов и снегов, прекрасно приспособлен к суровым условиям, питаются тюленями, моржами, но могут и полакомиться рыбой. В прошлом на белых медведей охотились, в результате чего численность их резко упала.

Осётр – самая древняя и самая крупная рыба озера Байкал. Живут осётры 50–60 лет, достигают 160–180 см длины и 100–130 кг веса. Питается моллюсками, бычками, рачками – бокоплавами, личинками насекомых. Занесён в Красную книгу как редко встречающий вид.

Лебедь – самая красивая водоплавающая птица – это лебедь. У лебедя длинная, красиво изогнутая шея и большие крылья. А ещё у лебедя есть широкий клюв, которым очень удобно доставать из воды пищу. Живут лебеди более двадцати лет. Лебеди бывают чёрные и белые, а названия им даются в зависимости от их особенностей или от того, как они кричат, например кликун или шипун.

Жук–олень – знаменит огромными рогами, благодаря которым напоминает оленя.

Длина наиболее крупных жуков – оленей достигает 75 мм. Питаются соком, вытекающим из стволов деревьев.

Журавль – крупная длинноногая птица с длинной шеей и клювом. В 2–3 года журавли образуют пары и никогда уже не расстаются.

Аполлон и махаон – одни из самых красивых бабочек нашей страны. Их численность сокращается. Среди причин, вызывающих гибель этих бабочек, – отлов для коллекций.

В нашей стране накоплен некоторый опыт в деле сбережения природных ресурсов. Спасены от полного истребления и восстановили свою численность такие ценные животные, как соболь, бобр, лось, сайгак, зубр.

Соболь – ценный пушной зверь. Длина тела – 50 см, масса – 1–1,5 кг. Живёт в лесу, питается мелкими животными, насекомыми, ягодами, орехами кедра.

Соболю грозило исчезновение, но запрет охоты на него и создание заповедников сохранили этого зверька.

Заповедники – это территории, на которых запрещена хозяйственная деятельность людей: охота, рыбная ловля, сбор ягод и грибов, добыча полезных ископаемых.

Главная задача заповедника – сохранить природное сообщество. Первый заповедник был создан на Байкале – Баргузинский.

Заказники – это участки природы, в которых берутся под охрану только отдельвиды растений и животных.

Возрастает роль зоопарков в сохранении редких и исчезающих животных.

Многие исчезающие животные сохранились благодаря зоологическим паркам.

Особо охраняемые территории, примыкающие к озеру Байкал:

Байкало-Ленский заповедник.

Баргузинский заповедник.

Байкальский заповедник.

Прибайкальский национальный парк.

Забайкальский национальный парк.

Заказник исток Ангары.

Фролихинский заказник.

Кабанский заказник.

6. Работа в тетради.

Почему многие виды диких животных становятся редкими?

с. 51, задание 2.

7. Экологические правила.

Нам в класс поступили жалобы от животных.

Жалоба 1.

“Ох, не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба”.

Сова с 1964 г. находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.

Жалоба 2.

“Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая”.

Это жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород.

Давайте вспомним экологические правила.

1. Не будем подходить близко к гнёздам птиц. Ведь по нашим следам их могут отыскать и разорить хищники. Не будем прикасаться к гнезду, чтобы птицы – родители не покинули его.

2. Не будем ловить и уносить домой здоровых птенцов и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.

3. Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью старших будем делать для них домики.

4. Весной и в начале лета в лесу и парке не будем отпускать собаку с поводка. Ведь она может поймать беспомощных птенцов и детёнышей зверей.

8. Закрепление.

Вспомните, о каких животных мы сегодня говорили и разгадайте кроссворд.

Кроссворд

 1. Очень ценный пушной зверёк. Был на грани уничтожения, но предпринятые людьми меры по его охране спасли этот вид животных.

2. Владыка Арктики.

3. В двух – трёхлетнем возрасте эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются.

4. Эта большая белая птица служит символом красоты и любви, чистоты и нежности.

5. Знахари готовили из частей его тела лекарства от слабости и трусости.

6. Детёныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым красным клювом и ходят два года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд.

Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбце.

9. Домашнее задание.

  1. Учебник с.112–117.
  2. Рабочая тетрадь с. 51–54, № 4, 6, 7.

10. Рефлексия.

Какие открытия вы сделали на уроке?

Чему научил вас урок?

Кто доволен своей работой?

Кто считает, что может работать лучше?

Кому захотелось создать иллюстрацию животного?

11. Итог урока.

Выставление оценок.

Приложение 1, 2, 3, 4, 5, 6