Цели.
- Познакомить учащихся с Красной книгой.
- Расширить и углубить их знания о животных, которые внесены в Красную книгу.
- Раскрыть основные причины сокращения численности животных.
- Учить бережно относиться к животным.
- Рассмотреть экологические правила, которые должны выполнять люди.
Оборудование.
- Компьютер.
- Проектор.
- Экран.
- Карточки-тесты.
- Карточки с кроссвордами.
- Учебник, рабочая тетрадь.
Литература.
- Поурочные разработки по окружающему миру.
- Нестандартные и интегрированные уроки по курсу “Окружающий мир”.
- Энциклопедии.
- Тесты по предмету “Окружающий мир”.
- Красная книга РФ.
- Красная книга Иркутской области.
Ход урока
1. Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
2. Постановка учебной задачи.
Сегодня мы отправимся в путешествие по страницам Красной книги.
Тема нашего урока “Охрана животных”
3. Психологический настрой на урок.
У каждого из вас есть помощники, которые помогают выполнять трудные задания, принимать решения. Попросим их помочь нам в работе на уроке.
Закройте глазки и повторяйте за мной.
Мои ушки, чтобы слушать.
Мои глазки, чтобы видеть.
Моя головка, чтобы думать.
У меня всё получится!
Откройте глазки и повторите твёрдо и уверенно:
У меня всё получится!
4. Проверка домашнего задания.
Тест “Невидимая сеть и невидимая пирамида” - 1 вариант.
Тест “Кто что ест?” - 2 вариант.
Тест “Разнообразие животных” - 3 вариант.
Тест “Размножение и развитие животных” - 4 вариант.
Самопроверка.
5. Работа над темой урока.
Как прекрасен этот мир! Не правда ли, как прекрасны творения природы.
Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает исчезновение с лица Земли
Ещё в X I веке на Руси появились законы об охране окружающей среды.
Они были записаны в древнейшем своде законов “Русская правда”. В этих законах запрещалось убивать тех или иных животных. В 1913 году состоялся Первый Международный съезд по охране природы. За 400 лет бесследно исчезло более 100 млекопитающих, 150 видов птиц и множество рыб. Почти 300 видам зверей и 200 видам птиц также грозит уничтожение. К счастью, в X I X веке были предприняты первые шаги по охране редких животных. В Америке были созданы первые организации защитников природы. Постепенно это движение охватило весь мир. Наиболее известной организацией, выступающей за сохранение природы и окружающей среды, является “Гринпис”. Движение “зелёных” существует и в нашей стране. Ещё одной организацией, борющейся за охрану природы, является Международный союз охраны природы (МСОП).
Комиссия подготовила список редких млекопитающих и птиц. В 1966 году этот список был оформлен в специальную книгу, которую учёные решили назвать Красной.
А почему именно Красной? (Ответы учащихся)
Писатель Николай Сладков создавший немало книг о животных, так рассказывает об этой удивительной книге: “Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя”.
Международная Красная книга состоит из цветных страниц:
чёрные – списки тех животных, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер;
красные – особо редкие и исчезающие животные;
жёлтые – животные, количество которых быстро снижается, которым грозит “переселение” на опасные красные страницы;
белые – животные, которые до сих пор мало изучены;
зелёные – животные, которых удалось сохранить, спасти от вымирания.
В 1971 году в Международную Красную книгу попал и ряд животных, обитающих в нашей стране. Это амурский тигр, красный волк, белый медведь, морж, чёрный журавль.
Но в Международную Красную книгу нельзя записать все виды редких животных, которые нуждаются в охране. Многие страны стали составлять свои Красные книги.
В России Красная книга появилась в 1978 году. Страницы в ней не разноцветные, а белые. В нашей книге две группы: первая – виды, находящиеся под угрозой исчезновения, вторая – редкие (показ книги).
В Иркутской области есть своя Красная книга, в которую занесены животные, нуждающиеся в охране (показ книги).
Охраняется “Красною книгой”.
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
“Красная книга” - Красная!
Значит, природа в опасности!
Значит, нельзя терять даже мига,
Всё живое хранить зовёт.
Пусть зовёт не напрасно
“Красная книга”, “Красная книга”!
Работа по учебнику.
С. 112–113, чтение цепочкой.
Животные Красной книги. (Выступления учащихся)
Синий кит – самое большое животное на Земле. Его длина достигает 33 метра, а масса – 150 тонн. Кит дышит воздухом через специальное отверстие в спине.
Сейчас синий кит находится на грани исчезновения. В нашей стране его промысел полностью запрещён.
Белый медведь – крупный хищный зверь. Живёт в Арктике среди льдов и снегов, прекрасно приспособлен к суровым условиям, питаются тюленями, моржами, но могут и полакомиться рыбой. В прошлом на белых медведей охотились, в результате чего численность их резко упала.
Осётр – самая древняя и самая крупная рыба озера Байкал. Живут осётры 50–60 лет, достигают 160–180 см длины и 100–130 кг веса. Питается моллюсками, бычками, рачками – бокоплавами, личинками насекомых. Занесён в Красную книгу как редко встречающий вид.
Лебедь – самая красивая водоплавающая птица – это лебедь. У лебедя длинная, красиво изогнутая шея и большие крылья. А ещё у лебедя есть широкий клюв, которым очень удобно доставать из воды пищу. Живут лебеди более двадцати лет. Лебеди бывают чёрные и белые, а названия им даются в зависимости от их особенностей или от того, как они кричат, например кликун или шипун.
Жук–олень – знаменит огромными рогами, благодаря которым напоминает оленя.
Длина наиболее крупных жуков – оленей достигает 75 мм. Питаются соком, вытекающим из стволов деревьев.
Журавль – крупная длинноногая птица с длинной шеей и клювом. В 2–3 года журавли образуют пары и никогда уже не расстаются.
Аполлон и махаон – одни из самых красивых бабочек нашей страны. Их численность сокращается. Среди причин, вызывающих гибель этих бабочек, – отлов для коллекций.
В нашей стране накоплен некоторый опыт в деле сбережения природных ресурсов. Спасены от полного истребления и восстановили свою численность такие ценные животные, как соболь, бобр, лось, сайгак, зубр.
Соболь – ценный пушной зверь. Длина тела – 50 см, масса – 1–1,5 кг. Живёт в лесу, питается мелкими животными, насекомыми, ягодами, орехами кедра.
Соболю грозило исчезновение, но запрет охоты на него и создание заповедников сохранили этого зверька.
Заповедники – это территории, на которых запрещена хозяйственная деятельность людей: охота, рыбная ловля, сбор ягод и грибов, добыча полезных ископаемых.
Главная задача заповедника – сохранить природное сообщество. Первый заповедник был создан на Байкале – Баргузинский.
Заказники – это участки природы, в которых берутся под охрану только отдельвиды растений и животных.
Возрастает роль зоопарков в сохранении редких и исчезающих животных.
Многие исчезающие животные сохранились благодаря зоологическим паркам.
Особо охраняемые территории, примыкающие к озеру Байкал:
Байкало-Ленский заповедник.
Баргузинский заповедник.
Байкальский заповедник.
Прибайкальский национальный парк.
Забайкальский национальный парк.
Заказник исток Ангары.
Фролихинский заказник.
Кабанский заказник.
6. Работа в тетради.
Почему многие виды диких животных становятся редкими?
с. 51, задание 2.
7. Экологические правила.
Нам в класс поступили жалобы от животных.
Жалоба 1.
“Ох, не любят же меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится, и глаза, говорят у меня некрасивые. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба”.
Сова с 1964 г. находится под охраной государства. Одна сова уничтожает за лето 1000 мышей, которые способны уничтожить 1 тонну зерна.
Жалоба 2.
“Сама знаю, что не красавица. А окажись я рядом, многие шарахаются в сторону, а то ещё и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Польза от меня большая”.
Это жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород.
Давайте вспомним экологические правила.
1. Не будем подходить близко к гнёздам птиц. Ведь по нашим следам их могут отыскать и разорить хищники. Не будем прикасаться к гнезду, чтобы птицы – родители не покинули его.
2. Не будем ловить и уносить домой здоровых птенцов и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
3. Будем подкармливать птиц зимой, а весной с помощью старших будем делать для них домики.
4. Весной и в начале лета в лесу и парке не будем отпускать собаку с поводка. Ведь она может поймать беспомощных птенцов и детёнышей зверей.
8. Закрепление.
Вспомните, о каких животных мы сегодня говорили и разгадайте кроссворд.
Кроссворд
1. Очень ценный пушной зверёк. Был на грани уничтожения, но предпринятые людьми меры по его охране спасли этот вид животных.
2. Владыка Арктики.
3. В двух – трёхлетнем возрасте эти птицы создают пары и больше никогда не расстаются.
4. Эта большая белая птица служит символом красоты и любви, чистоты и нежности.
5. Знахари готовили из частей его тела лекарства от слабости и трусости.
6. Детёныши этих птиц рождаются с длинными толстыми ногами, прямым красным клювом и ходят два года в сером оперении, а затем одеваются в розовый наряд.
Прочитайте слово, которое получилось в выделенном столбце.
9. Домашнее задание.
- Учебник с.112–117.
- Рабочая тетрадь с. 51–54, № 4, 6, 7.
10. Рефлексия.
Какие открытия вы сделали на уроке?
Чему научил вас урок?
Кто доволен своей работой?
Кто считает, что может работать лучше?
Кому захотелось создать иллюстрацию животного?
11. Итог урока.
Выставление оценок.