В послании Федеральному собранию одним из пунктов инициативы президента Д.А.Медведева является создание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. В школе сложилась определённая система работы по математике с одарёнными детьми. Ежегодно проводится Неделя математики, в рамках которой проходят олимпиады во всех классах, учащиеся выполняют творческие практические задания, проводятся математические игры. Работает математический кружок “Интеллектика” для учащихся 5–6 классов, спецкурс “Модуль, параметр” для учащихся 9–11 классов. Ученики принимают участие в олимпиадах по математике, международном конкурсе “Кенгуру”, но количество призовых мест за последние 5 лет не увеличивается. Наблюдается снижение познавательного интереса учащихся к изучению математики. Это следует из результатов анкет учащихся, где на вопрос “Зачем я изучаю математику?” только 40 % ответили, что им интересно.
Поэтому возникли противоречия между сложившейся системой работы с детьми по развитию познавательного интереса, творческих способностей и удовлетворённостью учащихся и педагогов результатами данной работы. Проблема заключается в отсутствии формы работы, способной интегрировать воздействия по формированию творческого мышления учащихся. Данная форма должна объединить усилия учащихся и педагогов и стать:
- звеном для реализации принципа цикличности в развитии творческого мышления;
- “началом всех начал” и своеобразным итогом деятельности;
- тренингом творческого мышления;
- площадкой для самореализации учащихся.
Наиболее эффективной является идея организации в школе математического лагеря, в котором реализуется идея погружения детей в процесс творчества. В нашем районе опыта проведения таких лагерей не было, поэтому мы воспользовались опытом школ № 21 и № 57 с УИОП г. Кирова. Так появился на свет проект “Летний математический лагерь”.
Цель проекта: формирование творческого мышления учащихся
Для учителя: развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня учащихся.
Для учащихся: формирование умений решать олимпиадные задачи.
Задачи проекта:
Для учителя:
Образовательные: способствовать формированию умений применять основные методы и идеи решения олимпиадных задач в различных ситуациях. Апробировать методику проведения летнего математического лагеря в условиях одной школы.
Развивающие: способствовать развитию исследовательской и познавательной деятельности учащихся.
Воспитательные: способствовать формированию математической культуры.
Для учащихся:
Образовательные: научиться применять основные методы и идеи решения олимпиадных задач в различных ситуациях.
Развивающие: развивать исследовательские навыки.
Воспитательные: воспитывать волевые качества характера.
Объект: система мероприятий в летнем математическом лагере
Предмет: процесс формирования творческого мышления.
Гипотеза: если организовать целенаправленный процесс по формированию творческого мышления учащихся в рамках ежегодного математического лагеря, то это позволит достичь высокого уровня сформированности умений решать нестандартные задачи.
Теоретической основой инновационного проекта являются следующие положения: теория развития познавательного интереса Щукиной Г.И., теория активизации мыслительной деятельности В.В.Давыдова и идеи Л.С.Выготского, который выдвигает творчество в центр сознательной деятельности ребёнка.
Математический лагерь, как форма, объединит в одну цепочку все звенья: урок, кружок “Интеллектика”, турниры, интеллектуальные конкурсы, Неделя математики, олимпиада, летний математический лагерь.
Причём каждое звено имеет своё предназначение: на уроке формируются базовые знания для решения задач, на занятиях кружка изучаются методы решения нестандартных задач, турниры, интеллектуальные конкурсы – это своеобразная площадка для реализации полученных умений и навыков, Неделя математики способствует развитию познавательного интереса, олимпиада формирует адекватную самооценку, а Летний математический лагерь – это творчество.
Этот проект краткосрочный. Но апробация его будет идти в течение 3 лет, чтобы была возможность подтверждения гипотезы.
Для реализации проекта у нас есть все необходимые ресурсы: кадровые, материально-технические, финансовые. Подробно эти моменты прописаны в самом проекте. Отмечу лишь, что бюджет нашего проекта составил 21878 руб. Так как занятия в математическом лагере проходят в школе и организуют их педагоги, которые работают в данном образовательном учреждении, то реальные затраты составляют 1000 руб., которые необходимы для приобретения канцелярских товаров.
Участники проекта:
- учителя математики, информатики МОУ СОШ с.Суна;
- учителя математики межшкольного математического объединения МОУ СОШ п.Соколовка и с.Суна Зуевского района Кировской области;
- учащиеся 2-8 классов МОУ СОШ с.Суна Зуевского района Кировской области;
- родители учащихся 2-8 классов МОУ СОШ с.Суна Зуевского района Кировской области.
Остановимся кратко на этапах реализации проекта.
Этапы и сроки реализации проекта:
1. Подготовительный - апрель 2008 г.
На данном этапе необходимо было обеспечить теоретическую и мотивационную готовность участников проекта к проведению летнего математического лагеря. Изучены материалы передового педагогического опыта по организации математического лагеря. Результат I этапа: готовность учащихся 2-8 классов к работе в математическом лагере и написание программы математического лагеря, причём название предложила творческая группа учащихся из математического кружка “Интеллектика”.
2. Организационный - май 2008 г.
Основная задача: обеспечить разработку нормативно-правовой базы по математическому лагерю. На заседании межшкольного методического объединения учителей математики разработана и откорректирована программа математического лагеря, составлен план работы лагеря.
3. Практической реализации - июнь 2008 г.
9 июня начало работы летнего математического лагеря при МОУ СОШ с. Суна Зуевского района Кировской области. Режим работы:
В первой половине дня три теоретических занятия: “Основы ИКТ”, “Идеи и методы математики”, “Тренинг креативного мышления”;
Во второй половине дня математические игры, конкурсы, турниры: “Брейн-ринг”, “Математическая карусель”, Супервикторина, Интеллектуальный марафон.
14 июня – закрытие лагеря Математика, виват!
В лагере сложились свои традиции: гимн, которым начинается и заканчивается каждый день лагеря, герб, эмблема. На занятиях и математических играх ребята зарабатывали слоников, затем выбирался “Слоник отряда”, “Слоник дня”, а по итогам лагеря - “Слоник лагеря”, для этого используется уменьшенная эмблема. В конце каждого дня участники лагеря собираются в математический круг для рефлексии.
4. Мониторинг и корректировка деятельности - июнь-июль 2008 г.
Проведено диагностирование
у детей;
- уровня IQ
-сформированности познавательного интереса
- развития творческого мышления
у родителей:
- уровня удовлетворённости результатами работы математического лагеря
у педагогов:
- уровня профессионального мастерства
- удовлетворённости взаимоотношениями в школьном сообществе.
5. Контрольно-оценочный - сентябрь 2008 – март 2009 г.
В данный момент оценивается степень реализации целей и задач инновационного проекта определяем перспективы данной деятельности.
Промежуточные результаты:
У учащихся:
1. Повышение интереса к занятию математикой (диагностика).
На этапе рефлексии выявлено:
“Хочу заниматься математикой – 45%”
“Буду заниматься математикой – 33 %”
“Добьюсь успехов по математике – 22 %”
2. Повышение уровня IQ. Для того, чтобы оценить результативность деятельности лагеря, в первый день участникам был предложен входной тест уровня IQ, а в последний день выходной тест уровня IQ. По результатам мониторинга прослеживалась положительная динамика уровня IQ у 88% учащихся.
3. Удовлетворённость детей, педагогов, родителей деятельностью ЛМЛ (анкетирование). Анкетирование показало, что и дети, и родители и педагоги поддерживают идею проведения предметных лагерей.
4. Овладение умениями решать нестандартные задачи (срезовые работы).
№ занятия | Тема занятия | В начале | В конце |
1. | Упорядоченный перебор. Делимость в олимпиадных задачах | 20% |
40% |
2. | Принцип Дирихле | 6% |
24% |
3. | Чётность в олимпиадных задачах. Применение симметрии в олимпиадных задачах | 9% |
36% |
4. | Идея дополнения. Идея инварианта | 12% |
42% |
5. | Правило крайнего. Решение геометрических задач. | 6% |
45% |
5. Развитие творческого мышления.
Продукт деятельности данного блока:
- Подборка математических стихов;
- Сборник задач, составленных учащимися;
- Сборник математических ребусов и шарад;
- Медиакубышка математических проектов, выполненных учащимися в программе Microsoft Power Point.
6. Формирование информационной и коммуникативной компетентности.
7. По результатам I Межшкольного математического турнира учащиеся школы заняли три первых и два вторых места.
8. Увеличилось количество учащихся, желающих заниматься в математическом кружке “Интеллектика” с 10 учащихся до 22, поэтому организованы две группы: 4-5 класс и 6-7 класс.
У учителей:
1. Разработан сборник олимпиадных задач летнего математического лагеря “СЛОН”.
2. Разработан сборник заданий для проведения математических конкурсов и турниров по итогам занятий ТКМ.
3. Создана медиатека по итогам занятий ИКТ.
4. Обобщён опыт работы летнего математического лагеря “СЛОН” на заседаниях школьного, межшкольного, районного и окружного методических объединений учителей математики.
5. Представлен данный опыт на II этапе областного конкурса “Учитель года Кировской области - 2009”.
6. Защитили на III областном образовательном форуме.
7. На базе школы проведён районный семинар учителей математики по вопросам организации олимпиадного движения и летних математических лагерей в школе.
8. Проведён I Межшкольный математический турнир 3 ноября 2008 г.
9. Готовится II Межшкольный математический турнир 3 ноября 2009 г. на базе школы п. Октябрьский Зуевского района.
При написании проекта мы продумывали возможные риски, трудности, проблемы.
1. Предполагали, что возникнут трудности с организацией деятельности разновозрастного коллектива учащихся, с разными способностями и уровнем интеллектуального развития.
2. Планируя математическое наполнение, мы опасались, что объём материала возможно будет большим.
3. Считали что дети будут быстро утомляться в процессе организации дня в лагере.
Поэтому планируя каждый день в лагере, мы стремились уменьшить эти риски.
К каким выводам мы пришли:
- хорошая организация каждого дня лагеря;
- наглядное оформление результатов деятельности каждого дня, каждого отряда, каждого участника лагеря;
- введение традиций лагеря: герб, гимн, эмблема, девиз, рефлексия каждого занятия, каждого дня;
- подведение итогов, награждение.
Таким образом, вся проведённая работа свидетельствует о том, что проведение межшкольного математического лагеря положительно влияет на формирование креативного мышления учащихся, способствует интеллектуальному развитию школьников, а также реализуются идеи олимпиадного движения в условиях сельской школы.
Перспективы применения инновационного опыта:
- продолжить практику проведения школьного летнего математического лагеря;
- апробировать методику проведения математического лагеря во время осенних, зимних, весенних каникул;
- проведение летнего межшкольного математического лагеря;
- проведение летнего районного математического лагеря;
- публикация в местной печати материалов по работе математического лагеря;
- участие в конкурсе инновационных проектов.
- занимать призовые места на олимпиадах по математике.
Реализуя инновационный проект “Летний математический лагерь”, мы выполняем один из пунктов инициативы президента Д.А.Медведева по созданию разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.