Цели урока.
Обучающие.
Воспитательные.
- Создать эмоционально положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине.
- Развить коммуникативные способности.
- Воспитать навыки коллективного сотрудничества.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний
Учитель: ребята, кто хочет узнать сегодня на уроке русского языка много нового и интересного? Молодцы! Я вижу, что все вы любознательные, тогда путь к знаниям нам открыт.
Учитель: Посмотрите на доску, перед вами анаграмма - зашифрованное в буквах слово, разгадайте эти слова:
- Р, а, т, с, н, а (страна);
- А, г, р, о,д, о (города);
- И, р, е, д, в, н, е (деревни);
- Р, о, п, т, с, о, ы, р (просторы);
- Я, о, п, л (поля);
- С, а, л, е (леса);
Учитель: Хорошо, все слова отгаданы. Попробуйте сказать, что общего в этих словах (они отвечают на один и тот же вопрос, т.е. являются именами существительными).
Учитель: Какая тема объединяет эти слова? (Всё названное неотделимо от человека, окружает его)
Учитель: Верно. Все эти слова имеют отношение к понятию “Родина”.
Сегодня мы будем готовиться к сочинению по теме “Родина”.
Откройте тетради, запишите число, тему урока.
Учитель: Как вы понимаете лексическое значение слова Родина? (Место, где родился и вырос)
Учитель: Давайте посмотрим в толковый словарь и найдём пояснение этого слова. Запишите цитату в тетрадь. Слова, которые вы угадали тоже нужно записать.
Учитель: Ребята, как вы понимаете выражение “малая родина”? (Это место, где родился человек и у каждого она может быть своя: город, деревня, посёлок). Как называется наша малая родина? Самара.
Учитель: Запишите предложение в тетрадь (моя родина – Самара). Обращаю ваше внимание, что если речь идёт о нашей стране, то слово Родина пишется с заглавной буквы, а еси о малой родине, то слово родина пишется с маленькой буквы.
Учитель: Чем славится наша малая родина? (Рекой Волгой, самой большой набережной, которая протянулась вдоль реки, людьми, которые прославлял и и продолжают прославлять наш город). Кто эти людт? (Толстой Алексей Николаевич – родился в Самарской губернии, в его доме открыт Дом-музей, Алабин Пётр Владимирович – самарский городской голова в 1884-1891 годах, внёс большой вклад в развитие экономики и культуры Самары, Ерошевский Тихон иванович – профессор-офтальмолог с мировым именем, был ректором Куйбышевского медицинского института. Его именем названа одна из улиц нашего города и клиника глазных болезней)
Учитель: А среди вас есть талантливые ребята? (Да, Оля хорошо поёт, Настя великолепно танцует и т.д.). Я уверена и вы когда-нибудь прославите наш город.
Учитель: Подберите синонимы к слову Родина. (Отечество, страна, Отчизна, Держава)
Учитель: Вспомните, пожалуйста, слово, которое также является синонимом. Оно краткое, всего в один слог, но такое же красивое и величественное, как наша любимая река волга (Русь). Запишите ряд синонимов в тетрадь.
Учитель: Дети, как вы думаете, чтобы малая родина и Отчизна процветали мы должны что-то делать? (Да, сохранять благоприятную экологическую обстановку, участвовать в социально значимых проектах, быть добрее к окружающим и т.д.)
Учитель: пришло время придумать заголовок к сочинению, которое вы будете писать. Оно может быть и о малой родине, и о нашей могучей Державе. (“Мой край”, Держава”, “Любимая Родина”). Запишите заголовок.
Учитель: Вы знаете, что без плана трудно выразить письменно свои мысли, их нужно упорядочить.
Составим план:
- С чего начинается Родина?
- Край, в котором я живу.
- Я люблю свою Родину.
Учитель: Наш урок подходит к концу. Вспомните всё о чём говорилось на уроке. Дома вам предстоит написать сочинение по теме “Родина”. Все прекрасно сегодня работали. Спасибо.