Урок геометрии в 8-м классе по теме "Теорема Пифагора"

Разделы: Математика


Задачи урока:

  • познакомить учащихся с теоремой Пифагора и историческими сведениями, связанными с этой теоремой;
  • развивать интерес к изучению математики;
  • воспитывать эстетический и художественный вкус.

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором, презентация по теме, компьютеры, на которых установлена тестовая оболочка АИСТ, линейка, транспортир.

Материалы, используемые при подготовке к уроку: электронные учебники “Планиметрия. Открытая математика” и “Уроки геометрии 7-9 класс” из энциклопедии Кирилл и Мифодий, учебник геометрии 7-9 класс (автор Л.С. Атанасян), поурочные разработки по геометрии в 8 классе (автор Н.Ф. Гаврилова).

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. (Слайд № 1. Презентация)

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке у нас гости. И мне бы хотелось, чтобы у нас в гостях им было хорошо. А это зависит от нас с вами. Я надеюсь, что вы сделаете все, чтобы гости ушли от нас с хорошими впечатлениями.

А сейчас откройте тетради и запишите число и тему урока.

Тема нашего урока: “Теорема Пифагора”. (Слайд № 2)

Цель урока: На этом уроке мы изучим теорему, познакомимся с историческими сведениями, связанными с этой теоремой, а также рассмотрим её применение при решении задач.

2. Актуализация опорных знаний.

Мы изучили свойства и формулы для вычисления площадей фигур, давайте сейчас их и вспомним. Пока мы будем работать устно, ребята со второго ряда выполнят тесты на компьютерах, в которых находятся аналогичные задания. (Приложение 1)

(Работа по слайдам 3-8 из презентации)

  1. Назовите, какие геометрические фигуры изображены на экране?
  2. Работаем со слайдами на экране.

3. Работа по готовым чертежам. (Слайды 9-12)

Теперь настроимся на работу с готовыми чертежами. Это поможет восприятию нового материала.

4. Исторический телетайп. (Слайд 13)

Вам было дано задание – найти материал связанный с историей возникновения теоремы Пифагора. Давайте сейчас послушаем ребят, которые справились с этим заданием.

Пребудет вечной истина, как скоро
Её познает слабый человек!
И ныне теорема Пифагора
Верна, как и в его далёкий век.

Такие слова написал в 19 веке Шамиссо о теореме Пифагора. Интересна история теоремы Пифагора (слайд 14). Она начинается задолго до Пифагора. И чтобы её рассказать, вернёмся на тысячи лет назад, побывав в Древнем Вавилоне, Египте, Индии (слайд 15). Из истории древнего мира известно, что Вавилон считался самым большим и знаменитым городом Азии, где была развита древняя культура и наука. Многие открытия были сделаны впервые вавилонскими учёными.

Однажды кто-то из вавилонских математиков обнаружил (слайд 16), что сумма площадей квадратов, построенных на катетах, равна площади квадрата, построенного на гипотенузе. И это действительно так. Как он додумался до этого, никаких сведений нет.

Наверное, после этого он созвал всех занимавшихся математикой и рассказал им о своём великом открытии (слайд 17). Не этому ли событию был посвящён I международный съезд математиков, о котором рассказывает одна из глиняных табличек? В дошедших до нас табличках есть толь задачи, но нет никаких выводов. Много из Вавилона ушло потом в другие страны: Древнюю Индию, Грецию, Египет.

Знание этой теоремы в Древней Индии свидетельствует предложение, содержащееся в “Сутрах” - индийской математической книге: (слайд 18) квадрат диагонали прямоугольника равен сумме квадратов его большей и меньшей стороны, или одно из наглядных старейших доказательств этой теоремы, содержащееся в одном из произведений Бхаскары.

Египтяне за 2000 лет (слайд 19) до нашей эры пользовались этим соотношением (с222) для построения прямых углов при сооружении зданий (слайд 20). Если взять верёвку и сделать узлы, делящее её на 12 равных частей, затем связать её концы и растянуть на земле с помощью кольев в виде треугольника со сторонами 3, 4, 5, то угол между сторонами окажется равным 90° (слайд 21).

В столкновении между классовыми группами Древней Греции особую роль приобрело умение убеждать (слайд 22). В речах политических ораторов и философских спорах большое значение предавалось доказательствам. Это отразилось и на математики. Одним из знаменитых Древне Греческих учёных-математиков был Пифагор.

В чём же его заслуга?

Прокл в своём комментарии к “Началам” пишет относительно этой теоремы: “Если слушать тех, кто любит повторять древние легенды, то придётся сказать, что эта теорема восходит Пифагору” (слайд 23). Рассказывают, что в честь своего открытия Пифагор принес в жертву 100 быков. О том же рассказывает и другой греческий историк Плутарх. На основе этих и других приданий долгое время считалось, что до Пифагора эта теорема была не известна, и назвали её поэтому теоремой Пифагора.

5. Объяснение нового материала. (Слайд 24)

Хотя эта теорема и древняя, но и сегодня наши современники пытаются слагать о ней стихи.

Если дан нам треугольник
И притом с прямым углом,
То квадрат гипотенузы
Мы всегда найдем.
Катеты в квадрат возводим,
Сумму степеней находим
И таким простым путем
К результату мы придем.

Запишите в тетрадях: (слайд 25).

Теорема Пифагора: В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов его катетов.

В настоящее время известно более 100 доказательств теоремы Пифагора, одно из них мы сегодня и рассмотрим. (Слайд 26)

Дано: прямоугольный треугольник с катетами а и в и гипотенузой с.

Д-ть: с2=а22 (слайд 27)

Д-во:

1. Достроим треугольник до квадрата со стороной (а+в)

2. Разобьём квадрат на несколько фигур, получим 4 треугольника и квадрат, то, что это квадрат мы с вами уже доказали при устной работе.

Вопросы для учащихся:

  1. Какие получились треугольники?
  2. Почему?

3. С одной стороны площадь квадрата равна сумме площадей четырёх равных треугольников и квадрата со стороной с.

Sкв = 4Sт+ S1

Sкв = + с2 = 2ав + с2

4. С другой стороны площадь этого же квадрата равна .

Sкв =

5. Приравняем правые части этих выражений, получим 2ав + с2 = а2 + 2ав+ в2

От куда имеем:

с2 2 + в2

(слайд 28)

У кого есть вопросы по доказательству? Всем всё понятно?

6. Закрепление материала. (Слайд 29)

1. Решить устно № 483 (а, б), № 484 (а, б).

2. Решить на доске и в тетрадях задачу № 487.

3. Дополнительно:

7. Практическая работа. Текст на слайде 30.

Ребята, работая по рядам, строят треугольник по трём сторонам, а затем с помощью транспортира измеряют угол, лежащий против основания. Он должен у всех получиться прямым.

Создаётся проблемная ситуация!
(У одного ряда угол получился не 90 градусов)

Значит можно сделать вывод: если не выполняются условия теоремы Пифагора, треугольник получается не прямоугольным, но это уже тема следующего урока.

Цель, поставленная на уроке – выполнена нами успешно, мы с вами доказали теорему и применили её при решении.

8. Подведение итогов урока. (Выставление оценок за урок и за тесты)

9. Домашнее задание. (Слайд 31)

1. § 54, вопрос 8.

2. № 483 (в, г), 484 (в, г), 486 (в).

3. Индивидуально. Рассмотреть самостоятельно ещё одно доказательство теоремы Пифагора, которое есть у вас в учебниках. Спасибо за урок! (слайд 32).