1. Пояснительная записка
Одним из путей обновления содержания образования на современном этапе является введение в учебные планы школ курсов, которые бы соответствовали требованиям нового содержания образования. Одним из таких курсов является логика.
Значение занимательной математики невозможно переоценить. Она помогает доказывать истинные суждения и опровергать ложные, учит мыслить чётко, лаконично, правильно. Занимательная математика способствует становлению самосознания, интеллектуальному развитию личности.
Овладение логической культурой предполагает ознакомление учащихся с основами логической науки, которая в течение двухтысячелетнего развития накопила теоретически обоснованные и оправдавшие себя методы и приёмы рационального рассуждения.
Логика способствует становлению самосознания, интеллектуальному развитию личности, помогает формированию научного мировоззрения.
Логическое знание является необходимым в каждом школьном курсе. Поэтому, как ни одна из других школьных дисциплин, логика опирается на межпредметные связи через использование разнообразных понятий широкого круга учебных предметов, суждений, умозаключений, доказательств и опровержений, а также на особенности развития логического мышления учащихся в процессе обучения разным дисциплинам.
Целями и задачами дополнительной образовательной программы является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с этим программа соответствует основному общему уровню образования. Программа кружка составлена в соответствии с содержанием УМК “Математика 5” под редакцией А.Г. Мордковича, является дополнительным к стандартному курсу математики 5 класса для общеобразовательных учреждений и является его расширением на более углублённом уровне, с включением материала повышенной трудности и творческого уровня.
Наряду с решением основной задачи изучение математики на занятиях предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей. Решение этих задач отражено в программе “Логика в математике” (34 ч).
Наряду с решением основной задачи изучение математики на занятиях предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей.
Направленность программы – естественно-научная.
Программа соответствует современным образовательным технологиям, отражённым в принципах обучения (индивидуальности, доступности, результативности)
Формы и методы обучения: методы дистанционного обучения, дифференцированного обучения, конкурсы
Формы проведения итогов: учебно-исследовательские работы, презентации
Средства обучения: компьютерная поддержка каждого занятия, работа по разработанной брошюре курса (см. приложение).
Содержание программы направлено на:
- создание условий для развития личности ребёнка
- развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка
- создание условий для творческой самореализации личности ребёнка
Возраст детей: программа рассчитана на учащихся 12 лет.
Цели изучения предмета
Познавательные:
- приобретение знаний о культуре правильного мышления, его формах и законах;
- приобретение знаний о строе рассуждений и доказательств;
- удовлетворение личных познавательных интересов в области смежных дисциплин таких, как информатика, математика и т.д.
- формирование интереса к творческому процессу учебно-познавательной деятельности.
Развивающие:
- совершенствование речевых способностей (правильное использование терминов, умение верно построить умозаключение, логично провести доказательство);
- развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью (память, внимание, анализ, синтез, обобщение и т.д.);
- мотивация дальнейшего овладения логической культурой (приобретение опыта положительного отношения и осознание необходимости знаний методов и приёмов рационального рассуждения и аргументации);
- интеллектуальное развитие учащихся в ходе решения логических задач и упражнений.
Воспитательные:
- становление самосознания;
- формирование чувства ответственности за принимаемые решения;
- воспитание культуры умственного труда.
Задачи изучения курса
- Дать представление об основных формально-логических операциях, показать логические принципы в действии при решении содержательно интересных проблем.
- Повысить общий уровень культуры мыслительной деятельности учащихся: способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировано проводить рассуждения и доказательства и т.д.
- Сформировать умение замечать математические ошибки в устной и письменной речи, показать правильные пути опровержения этих ошибок.
- Осуществить переход от индуктивного умения оперировать суждениями и понятиями, терминами и высказываниями к сознательному применению правил и законов.
- Выработать практические навыки последовательного и доказательного мышления.
Ожидаемые результаты
По окончании обучения учащиеся должны знать:
- нестандартные методы решения различных математических задач;
- логические приемы, применяемые при решении задач;
- историю развития математической науки
- виды логических ошибок, встречающихся в ходе доказательства и опровержения.
По окончании курса “Логика в математике” учащиеся должны уметь:
- логически рассуждать при решении текстовых арифметических задач;
- применять изученные методы к решению олимпиадных задач;
- научиться новым приемам устного счета;
- познакомиться с великими математиками;
- познакомиться с такими понятиями, как софизм, ребус;
- научиться работать с кроссвордами и ребусами;
- рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
- систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
- применять нестандартные методы при решении задач
- применить теоретические знания при решении задач;
- получить навыки решения нестандартных задач;
- выявлять логические ошибки, встречающиеся в различных видах умозаключений, в доказательстве и опровержении.
- решать логические задачи по теоретическому материалу науки логики и занимательные задачи.
Формы проведения занятий: традиционные уроки, лекции, семинары, деловые игры, интеллектуальные турниры, математические бои.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые.
Данный курс может являться основой для творческой и исследовательской деятельности школьников.
В курсе "Логика в математике" для решения поставленных задач применяются также и беседы, вводящие детей в мир основных понятий математики, практические работы с использованием готовых программных продуктов, а также программы, написанные самим учителем, уроки-игры, творческие уроки с элементами логики и дидактических игр, которые рассматриваются как один из ведущих методических приемов в организации творческой работы.
Особое внимание в курсе математики уделяется содержанию задач. Подбор задач направлен на развитие абстрактного, пространственного, операционного, ассоциативного и образного видов мышления. Задачи продуманы и подобраны так, чтобы охватить самые разные темы, которые способствуют развитию интереса школьников к математике.
2. Учебно-тематический план
№ | Название темы занятия | Часы | Форма занятия | Тип занятия | Информационное сопровождение |
1 | Предмет и задачи логики | 1 | урок - дискуссия | комбинированное занятие | |
2 | Ребусы | 1 | практикум | комбинированное занятие | CD“Приключение в городе математиков”, изд-во Media 2000 |
3,4 | Математические софизмы. | 2 | урок-исследования | изучение нового материала | CD М.Н. Малыгина “В мире
логики”. См. Приложение |
5 | Логика в математике. | 1 | практикум по решению задач | комплексное применение знаний | CD М.Н. Малыгина “В мире логики”. См. Приложение |
6,7 | Табличный метод решения задач. | 2 | практикум по решению задач | изучение нового материала | CD М.Н. Малыгина “В мире логики”. |
8,9 | Упорядоченное множество | 2 | комбинированное занятие | комбинированное занятие | CD М.Н. Малыгина “В мире логики”. |
10 | Игры на логику | 1 | урок-исследование | комбинированное занятие | CD М.Н. Малыгина “В мире логики”. |
11,12 | Палочки и фигуры | 2 | урок-исследование | комбинированное занятие | CD М.Н. Малыгина “В мире логики”. |
13 | Линии и числа | 1 | практическая работа | комплексное применение знаний | CD М.Н. Малыгина “В мире логики”. |
14, 15 | Числа и слова | 2 | практикум по решению задач | комплексное применение знаний | CD М.Н. Малыгина “В мире логики”. |
16 | Числовые ребусы | 1 | частично- поисковая деятельность | комбинированное занятие | CD“Приключение в городе математиков”, изд-во Media 2000 |
17 | Простые и сложные высказывания. Операции над высказываниями: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция. | 1 | семинарское занятие | изучение нового материала | |
18 | Формулы и функции логики высказываний. Равносильные формулы алгебры логики. Равносильные преобразования формул. | 1 | урок-лекция | изучение нового материала | |
19 | Решение логических задач методами алгебры высказываний. | 1 | практикум по решению задач | комплексное применение знаний | CD“Приключение в городе математиков”, изд-во Media 2000 |
20 | Принцип Дирихле и его
применение к решению задач. Разбор формулировки принципа Дирихле, доказательство принципа методом от противного. |
1 | урок-лекция | комплексное применение знаний | |
21 | Примеры различных задач, решаемых с помощью принципа Дирихле. | 1 | практикум по решению задач | комбинированный | |
22 | Самостоятельное решение задач, обсуждение решений. | 1 | практикум по решению задач | комплексное применение знаний | CD “Юный математик”, изд-во Media 2000 |
23 | Графы и их применение в
решении задач Понятие графа, определения четной вершины, нечетной вершины. |
1 | урок-лекция | изучение нового материала | |
24 | Свойства графа. Решение задач с использованием графов. | 1 | урок-иссследование | комбинированный | Презентация “Графы. Свойства графов” в Miсrosoft Power Point. |
25 | Решение задач с использованием графов. Знакомство с биографией Леонарда Эйлера. | 1 | практикум по решению задач | комплексное применение знаний | |
26 | Алгебра множеств. Множество. Способы задания множеств. Пересечение и объединение множеств | 1 | урок-лекция | изучение нового материала | Презентация “Множества” в Miсrosoft Power Point. |
27 | Подмножество. Диаграмма Эйлера-Венна. | 1 | урок-лекция | изучение нового материала | |
28 | Конечные и бесконечные множества. Взаимно однозначное соответствие между множествами. | 1 | практикум по решению задач | изучение нового материала | CD “Юный математик”, изд-во Media 2000 |
29 | Числа и операции над ними,
загадочность цифр и чисел (логические квадраты,
закономерности). Лабиринты, кроссворды. |
1 | урок-исследования | комбинированный | CD“Приключение в городе математиков”, изд-во Media 2000 |
30 | Из истории чисел. Арифметика каменного века. Бесконечность натуральных чисел. | 1 | урок-семинар | комбинированный | |
31 | Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности). | 1 | практикум по решению заданий | комплексное применение знаний | CD“Приключение в городе математиков”, изд-во Media 2000 |
32 33 |
Подготовка и создание мультимедийного проекта по теме “Элементы математической логики”. | 2 | практикум по работе в Miсrosoft Power Point. | урок-проект | Презентация в Miсrosoft Power Point. |
34 | Итоговое занятие | 1 | математический калейдоскоп | Подведение итогов |
3. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
1. CD “Приключение в городе математиков”, изд-во Media 2000.
2. CD “Юный математик”, изд-во Media 2000.
3. CD М.Н. Малыгина “В мире логики”.
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет-ресурсов:
Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru
Сайты “Мир энциклопедий”, например: http://www.encyclopedia.ru
4. Список литературы
- Брадис В.М. Ошибки в математических рассуждениях/ В.М. Брадис. - М.: Просвещение, 1999. - 210 с.
- Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка: пособие для учащихся/ Ф.Ф. Нагибин, Е.С.Канин. - М.: Просвещение, 1984. -160 с.
- Олехник С.Н. Старинные занимательные задачи/ С.Н. Олехник. - М.: Наука, 1985. - 158 с.
- Фарков А.В. Математические кружки в школе./ А.В. Фарков. - М.: Айрис-пресс, 2008. -144 с.
- Шейнина О.С. Математические занятия школьного кружка/ О.С. Шейнина, Г.М.Соловьёв. - М.: Просвещение, 2003. - 280 с.