Дополнительная образовательная программа для 5-го класса "Логика в математике"

Разделы: Математика


1. Пояснительная записка

Одним из путей обновления содержания образования на современном этапе является введение в учебные планы школ курсов, которые бы соответствовали требованиям нового содержания образования. Одним из таких курсов является логика.

Значение занимательной математики невозможно переоценить. Она помогает доказывать истинные суждения и опровергать ложные, учит мыслить чётко, лаконично, правильно. Занимательная математика способствует становлению самосознания, интеллектуальному развитию личности.

Овладение логической культурой предполагает ознакомление учащихся с основами логической науки, которая в течение двухтысячелетнего развития накопила теоретически обоснованные и оправдавшие себя методы и приёмы рационального рассуждения.

Логика способствует становлению самосознания, интеллектуальному развитию личности, помогает формированию научного мировоззрения.

Логическое знание является необходимым в каждом школьном курсе. Поэтому, как ни одна из других школьных дисциплин, логика опирается на межпредметные связи через использование разнообразных понятий широкого круга учебных предметов, суждений, умозаключений, доказательств и опровержений, а также на особенности развития логического мышления учащихся в процессе обучения разным дисциплинам.

Целями и задачами дополнительной образовательной программы является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с этим программа соответствует основному общему уровню образования. Программа кружка составлена в соответствии с содержанием УМК “Математика 5” под редакцией А.Г. Мордковича, является дополнительным к стандартному курсу математики 5 класса для общеобразовательных учреждений и является его расширением на более углублённом уровне, с включением материала повышенной трудности и творческого уровня.

Наряду с решением основной задачи изучение математики на занятиях предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей. Решение этих задач отражено в программе “Логика в математике” (34 ч).

Наряду с решением основной задачи изучение математики на занятиях предусматривает формирование у учащихся устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие их математических способностей.

Направленность программы – естественно-научная.

Программа соответствует современным образовательным технологиям, отражённым в принципах обучения (индивидуальности, доступности, результативности)

Формы и методы обучения: методы дистанционного обучения, дифференцированного обучения, конкурсы

Формы проведения итогов: учебно-исследовательские работы, презентации

Средства обучения: компьютерная поддержка каждого занятия, работа по разработанной брошюре курса (см. приложение).

Содержание программы направлено на:

- создание условий для развития личности ребёнка

- развитие мотивации личности ребёнка к познанию и творчеству

- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка

- создание условий для творческой самореализации личности ребёнка

Возраст детей: программа рассчитана на учащихся 12 лет.

Цели изучения предмета

Познавательные:

- приобретение знаний о культуре правильного мышления, его формах и законах;

- приобретение знаний о строе рассуждений и доказательств;

- удовлетворение личных познавательных интересов в области смежных дисциплин таких, как информатика, математика и т.д.

- формирование интереса к творческому процессу учебно-познавательной деятельности.

Развивающие:

- совершенствование речевых способностей (правильное использование терминов, умение верно построить умозаключение, логично провести доказательство);

- развитие психических функций, связанных с речевой деятельностью (память, внимание, анализ, синтез, обобщение и т.д.);

- мотивация дальнейшего овладения логической культурой (приобретение опыта положительного отношения и осознание необходимости знаний методов и приёмов рационального рассуждения и аргументации);

- интеллектуальное развитие учащихся в ходе решения логических задач и упражнений.

Воспитательные:

- становление самосознания;

- формирование чувства ответственности за принимаемые решения;

- воспитание культуры умственного труда.

Задачи изучения курса

  1. Дать представление об основных формально-логических операциях, показать логические принципы в действии при решении содержательно интересных проблем.
  2. Повысить общий уровень культуры мыслительной деятельности учащихся: способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировано проводить рассуждения и доказательства и т.д.
  3. Сформировать умение замечать математические ошибки в устной и письменной речи, показать правильные пути опровержения этих ошибок.
  4. Осуществить переход от индуктивного умения оперировать суждениями и понятиями, терминами и высказываниями к сознательному применению правил и законов.
  5. Выработать практические навыки последовательного и доказательного мышления.

Ожидаемые результаты

По окончании обучения учащиеся должны знать:

  • нестандартные методы решения различных математических задач;
  • логические приемы, применяемые при решении задач;
  • историю развития математической науки
  • виды логических ошибок, встречающихся в ходе доказательства и опровержения.

По окончании курса “Логика в математике” учащиеся должны уметь:

  • логически рассуждать при решении текстовых арифметических задач;
  • применять изученные методы к решению олимпиадных задач;
  • научиться новым приемам устного счета;
  • познакомиться с великими математиками;
  • познакомиться с такими понятиями, как софизм, ребус;
  • научиться работать с кроссвордами и ребусами;
  • рассуждать при решении логических задач, задач на смекалку, задач на эрудицию и интуицию;
  • систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении математических кроссвордов, шарад и ребусов;
  • применять нестандартные методы при решении задач
  • применить теоретические знания при решении задач;
  • получить навыки решения нестандартных задач;
  • выявлять логические ошибки, встречающиеся в различных видах умозаключений, в доказательстве и опровержении.
  • решать логические задачи по теоретическому материалу науки логики и занимательные задачи.

Формы проведения занятий: традиционные уроки, лекции, семинары, деловые игры, интеллектуальные турниры, математические бои.

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые.

Данный курс может являться основой для творческой и исследовательской деятельности школьников.

В курсе "Логика в математике" для решения поставленных задач применяются также и беседы, вводящие детей в мир основных понятий математики, практические работы с использованием готовых программных продуктов, а также программы, написанные самим учителем, уроки-игры, творческие уроки с элементами логики и дидактических игр, которые рассматриваются как один из ведущих методических приемов в организации творческой работы.

Особое внимание в курсе математики уделяется содержанию задач. Подбор задач направлен на развитие абстрактного, пространственного, операционного, ассоциативного и образного видов мышления. Задачи продуманы и подобраны так, чтобы охватить самые разные темы, которые способствуют развитию интереса школьников к математике.

2. Учебно-тематический план

Название темы занятия Часы Форма занятия Тип занятия Информационное сопровождение
1 Предмет и задачи логики 1 урок - дискуссия комбинированное занятие
2 Ребусы 1 практикум комбинированное занятие CD“Приключение в городе математиков”, изд-во Media 2000
3,4 Математические софизмы. 2 урок-исследования изучение нового материала CD М.Н. Малыгина “В мире логики”.

См. Приложение

5 Логика в математике. 1 практикум по решению задач комплексное применение знаний CD М.Н. Малыгина

“В мире логики”.

См. Приложение

6,7 Табличный метод решения задач. 2 практикум по решению задач изучение нового материала CD М.Н. Малыгина “В мире логики”.
8,9 Упорядоченное множество 2 комбинированное занятие комбинированное занятие CD М.Н. Малыгина “В мире логики”.
10 Игры на логику 1 урок-исследование комбинированное занятие CD М.Н. Малыгина “В мире логики”.
11,12 Палочки и фигуры 2 урок-исследование комбинированное занятие CD М.Н. Малыгина “В мире логики”.
13 Линии и числа 1 практическая работа комплексное применение знаний CD М.Н. Малыгина “В мире логики”.
14, 15 Числа и слова 2 практикум по решению задач комплексное применение знаний CD М.Н. Малыгина “В мире логики”.
16 Числовые ребусы 1 частично- поисковая деятельность комбинированное занятие CD“Приключение в городе математиков”, изд-во Media 2000
17 Простые и сложные высказывания. Операции над высказываниями: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция. 1 семинарское занятие изучение нового материала
18 Формулы и функции логики высказываний. Равносильные формулы алгебры логики. Равносильные преобразования формул. 1 урок-лекция изучение нового материала
19 Решение логических задач методами алгебры высказываний. 1 практикум по решению задач комплексное применение знаний CD“Приключение в городе математиков”, изд-во Media 2000
20 Принцип Дирихле и его применение к решению задач.

Разбор формулировки принципа Дирихле, доказательство принципа методом от противного.

1 урок-лекция комплексное применение знаний
21 Примеры различных задач, решаемых с помощью принципа Дирихле. 1 практикум по решению задач комбинированный
22 Самостоятельное решение задач, обсуждение решений. 1 практикум по решению задач комплексное применение знаний CD “Юный математик”, изд-во Media 2000
23 Графы и их применение в решении задач

Понятие графа, определения четной вершины, нечетной вершины.

1 урок-лекция изучение нового материала
24 Свойства графа. Решение задач с использованием графов. 1 урок-иссследование комбинированный Презентация “Графы. Свойства графов” в Miсrosoft Power Point.
25 Решение задач с использованием графов. Знакомство с биографией Леонарда Эйлера. 1 практикум по решению задач комплексное применение знаний
26 Алгебра множеств. Множество. Способы задания множеств. Пересечение и объединение множеств 1 урок-лекция изучение нового материала Презентация “Множества” в Miсrosoft Power Point.
27 Подмножество. Диаграмма Эйлера-Венна. 1 урок-лекция изучение нового материала
28 Конечные и бесконечные множества. Взаимно однозначное соответствие между множествами. 1 практикум по решению задач изучение нового материала CD “Юный математик”, изд-во Media 2000
29 Числа и операции над ними, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности).

Лабиринты, кроссворды.

1 урок-исследования комбинированный CD“Приключение в городе математиков”, изд-во Media 2000
30 Из истории чисел. Арифметика каменного века. Бесконечность натуральных чисел. 1 урок-семинар комбинированный
31 Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности). 1 практикум по решению заданий комплексное применение знаний CD“Приключение в городе математиков”, изд-во Media 2000
32

33

Подготовка и создание мультимедийного проекта по теме “Элементы математической логики”. 2 практикум по работе в Miсrosoft Power Point. урок-проект Презентация в Miсrosoft Power Point.
34 Итоговое занятие 1 математический калейдоскоп Подведение итогов

3. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

 Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

1. CD “Приключение в городе математиков”, изд-во Media 2000.

2. CD “Юный математик”, изд-во Media 2000.

3. CD М.Н. Малыгина “В мире логики”.

Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается использование информации и материалов следующих Интернет-ресурсов:

Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru

Сайты “Мир энциклопедий”, например: http://www.encyclopedia.ru

4. Список литературы 

  1. Брадис В.М. Ошибки в математических рассуждениях/ В.М. Брадис. - М.: Просвещение, 1999. - 210 с.
  2. Нагибин Ф.Ф. Математическая шкатулка: пособие для учащихся/ Ф.Ф. Нагибин, Е.С.Канин. - М.: Просвещение, 1984. -160 с.
  3. Олехник С.Н. Старинные занимательные задачи/ С.Н. Олехник. - М.: Наука, 1985. - 158 с.
  4. Фарков А.В. Математические кружки в школе./ А.В. Фарков. - М.: Айрис-пресс, 2008. -144 с.
  5. Шейнина О.С. Математические занятия школьного кружка/ О.С. Шейнина, Г.М.Соловьёв. - М.: Просвещение, 2003. - 280 с.