Образовательная программа "Homo sapiens"

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


“Воспитание – это посев зерна,
чем лучше природная почва,
тем богаче урожай”.

Введение

Образовательная программа “Homo sapiens” - это программа направлена на воспитание настоящей личности, стремящейся к здоровому образу жизни, к познанию нового, к сохранению того, что уже имеется. Нам всем известно, что воспитание – это вхождение ребёнка в контекст культуры с помощью педагога – профессионала, обладающего профессиональной подготовкой, которая обеспечивает щадящий для ребёнка процесс овладения культурными достижениями человечества.

Исходя из общечеловеческих ценностей и религий сегодняшнего дня, человек XXI века должен быть физически здоровым, духовно нравственным, интеллектуально развитым, целостно мыслящим и активно деятельно связанным с окружающим миром.

Работая в общеобразовательном учреждении в должности классного руководителя, можно с полной уверенностью сказать о том, что в нашем государстве наблюдается противоречие между образованием и культурой. Сложившаяся проблема является достаточно серьёзной.

Программа “Homo sapiens” имеет экологическое направление. Но прежде всего под словом “экология” понимается не только взаимоотношение человека с природой, но и с окружающими его людьми, обществом, которые и являются источником современных ценностей, культуры. Данная программа направлена на формирование духовно-нравственной личности, для сохранения ценностей накопленных человечеством.

Для успешной реализации программы “Homo sapiens” предполагается организация экологического клуба по интересам с одноимённым названием и представляет собой многоступенчатую структуру. В ходе работы отчётливо должен быть виден результат не только работы классного руководителя, но и самих детей над формированием своей личности.

Классный руководитель – центральная фигура воспитательного процесса. Согласимся с этим, тем более, что армия родительская давно возвела данное педагогическое лицо в этот высокий ранг. Цель работы классного руководителя – воспитание “личности”, способной строить жизнь, достойную человека.

Разумеется, необходим выход на ценности как обобщённый образ того, что значимо для жизни человека. К ним относится “природа” и “общество”, “жизнь как таковая” и “человек”, “добро, истина и красота” как характеристики жизни, “счастье, свобода, совесть, равенство, справедливость” как характеристики достойного общества, “труд, познание, общение, игра” как условия строительства такой достойной жизни и утверждения данных ценностей. (Щуркова)

Пояснительная записка

 Сегодня речь идет о целенаправленном конструировании будущего, о гармонизации социально – экономического и экологического развития, об учете интересов и потребностей не только нынешних, но и будущих поколений людей. Основой  такого существования является переход современной цивилизации к устойчивому развитию.

Таким образом, экологическое образование и воспитание в свете концепции устойчивого развития приобретает статус системообразующего фактора образования и воспитания в целом, определяет его стратегическую цель и ведущие направления. Оно привносит новый комплекс философско-методологических и педагогических идей, призванных обновить традиционную систему образования, создает интеллектуальную основу школы будущего, построенного на гуманизме и всепроникающем законе “единства с природой во всем ее понимании”.

Цель программы:

Воспитание духовно-нравственной личности на основе удовлетворения естественного интереса детей к окружающему миру, создание условий к формированию экологической культуры школьника, основной чертой которой является ответственное отношение к природе.

В соответствии с поставленной целью формируются и задачи программы:

  • реализация познавательных и других интересов и потребностей ребёнка через изучение природы Тогульского района и Алтайского края средствами экологии, туризма и краеведения;
  • формирование нравственной экологической позиции личности;
  • развитие у детей и подростков личного экологически ориентированного опыта по взаимодействию с окружающим миром;
  • включение детей и подростков в экологическое движение, экологически ориентированную деятельность;
  • развитие у воспитанников эстетических чувств и умений любоваться красотой и изяществом природы;
  • формирование и развитие у детей навыков психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
  • развитие коммуникативных способностей каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, т.е. научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге;
  • способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности.

Педагогическая идея состоит в выработке мотивации:

- к дальнейшему углублению знаний в сфере интересов;

- к формированию таких качеств, как целеустремлённость, твёрдость, стремление к риску, терпение;

- к воспитанию чувства ответственности, доброты, милосердия, гуманного отношения к окружающему миру.

Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания.

Принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его желанию).

Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп школьников).

Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.

Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).

Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).

Принцип ориентации на успех.

Принцип взаимоуважения.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).

Принцип связи обучения с жизнью.

Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.

Принцип креативности (творчества) и коллективности в клубе.

Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.

Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).

Программа “Homo sapiens” ориентирована на детей 12–16 лет, без отбора по половому признаку, социальному положению. Потому что именно в этом возрасте проявляются тенденции развития чувства взрослости, потребность в самостоятельности и стремлении к самопознанию и познанию окружающего нас мира.

Результат программы “Homo sapiens” заключается в том, что ребёнок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Всё это будет способствовать активной деятельности в защиту природы. Программа способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дадут, учащимся богатейший материал, который успешно будет использоваться на конференциях, конкурсах, послужит дальнейшему их развитию и становлению личности.

Содержание программы

Программа “Homo sapiens” позволяет участникам познавать и улучшать окружающий мир и природное наследие через:

- теоретическое изучение природы и экологии как науки;

- практическую деятельность по сохранению окружающей среды;

- исследовательскую и творческую деятельность.

В ходе реализации программы учащиеся овладевают определённым набором знаний, умений и навыков, которые помогают им знать проблемы экологии Тогульского района и Алтайского края, познакомиться с разнообразием животного и растительного мира Алтайского края, причинами нарушений экологического равновесия.

В практической части программы дети знакомятся с теми видами деятельности человека, которые не приносят вреда природе, а также вносят свой посильный вклад в сохранение природы.

Ведут исследовательскую и опытническую работу по изучению экологического состояния изучаемой территории.

В рамках данной программы дети приобщаются к здоровому образу жизни

через активные виды отдыха: экологические игры на местности, туристические походы.

Направления работы:

 

Календарно-тематический план мероприятий (приложение)

 

Ожидаемые результаты

  • обогащение знаниями и опытом общения с природой;
  • овладение разнообразными формами и методами поиска знаний, практическими умениями, организаторскими способностями, расширение кругозора;
  • получение хорошей базы для самоопределения и профориентации;
  • формирование ценностного отношения к своей малой и большой родине;
  • воспитание экологической культуры;
  • приобретение необходимой физической и моральной закалки, выносливости и мужества в работе на местности;
  • участие в общешкольных, районных, краевых и всероссийских конкурсах и олимпиадах;
  • участие в краевом конкурсе юных экологов “Зелёные колокола”.

 Литература

  1. Бакланова С.Л., Швецова Л.В. “Внеклассная работа по географии”, Бийск, 2003 г.
  2. И мастерство, и вдохновение. Выпуск 1, Нижний Новгород. 2006 г.
  3. Классный руководитель № 2, М. 2000 г.
  4. Классный руководитель № 4, М. 2000 г.
  5. Классный руководитель № 3, М. 2003 г.
  6. Классный руководитель № 3, М. 2006 г.
  7. Классный руководитель № 3, М. 2008 г.
  8. Научно-методический журнал ЗДВ, № 4, М. 2005 г.
  9. Организация тематической недели в общеобразовательном учреждении ч 3. Сборник методических разработок. Барнаул, ККДЭЦ, 2007 г.
  10. Экологическое лето. Методическое пособие, Барнаул, АКДЭЦ, 2005 г.
  11. Экологическое лето. Методическое пособие. Барнаул, ККДЭЦ, 2005 г.