Тема "Сердцу милый уголок"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Образовательная.
    Совершенствовать качество чтения учащихся средствами применения приемов технологии оптимального чтения В.Н.Зайцева.
  2. Развивающая.
    Развивать эмоциональную сферу ребенка, творческое воображение через слово, музыку, психологические процессы (мышление , память)
  3. Воспитательная.
    Пробудить состояние души и сердца, мыслей, чувств ; учить детей видеть и чувствовать мир; воспитывать патриотизм, любовь к своей Родине.

Для детей: По теме урока

Будем думать, размышлять,
На вопросы отвечать,
Выразительно читать.

Тип урока: Комбинированный

Технология, используемая на уроке:

Технология оптимального чтения.

Форма организации: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

Оборудование:

  1. Учебник “Чтение и литература”, 4 класс, автор О.В.Джежелей.
  2. Портрет М. Горького
  3. Карточки– инструктажи для работы в парах.
  4. Слайды по теме “Сердцу милый уголок”.
  5. Рисунки детей по теме “ Сердцу милый уголок” .
  6. Диск с записью песни “ С чего начинается Родина”

Ход урока

Первичное восприятие произведения М Горького Утро состоялось на предыдущем уроке

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент (1 мин.) Приветствие гостей .

Дорогие ребята, уважаемые гости. Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасным.

II. Тема. Цель.

1 мин.

 

 

III. Разминка.

3 мин.

Цель : развитие скорочтения . внимания ,

речевого аппарата

 

 

 

 

IV. Психологический настрой на работу на уроке (2 мин.)

Цель: Эмоциональная подготовка учащихся

– Прочитайте тему урока :

– Назовите цель урока :

 

 

– Итак, вперед , разминка ждет.

– Для чего она нужна

– Прочитайте про себя слова

– Игра Кто быстрее прочитает заданное слово.

Приложение 1.

– Молодцы Мы готовы к дальнейшей работе.

 

Включается запись

“Голоса птиц в природе”. Медленно убавляется звук: на фоне тишины звучит песня М. Бернеса “ С чего начинается Родина”

– Закройте глазки , произнесите медленно слово : Ро-ди-на.

– Какие картинки вы видите, когда произносите это слово?

– Откройте глаза и давайте нарисуем картину словами.

– А теперь давайте обратимся к рисункам , которые вы нарисовали дома по теме урока.

Какие замечательные места, милые вашему сердцу вы изобразили !

– Какие цвета вы старались использовать?

– Вы изобразили милый уголок в цвете , а мы сегодня проследим как его описывает писатель.

Сердцу милый уголок

Читают запись с доски :
По теме урока
Будем думать , размышлять,
На вопросы отвечать,
Выразительно читать.

 

Дети высказываются

– Учащиеся читают слова , записанные на доске и выполняют задания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ассоциативный ряд:

– при слове Родина, я вижу: Свой дом, много цветов, пейзаж, речку, радугу и т.д.

 

 

 

 

– Теплые, светлые, яркие …

V. Актуализация знаний (5 мин.)

Цель: восстановить в памяти знания, необходимые для дальнейшей работы над произведением.

– С каким произведением мы начали знакомство на предыдущем уроке ?

– О чем оно?

– Зачем автору понадобилось включить элементы сказки?

– Какой вывод мы сделали на прошлом уроке ?

Почему автор захотел рассказать нам о том , как наступает день

С произведением М.Горького “Утро”.

О том, как начинается, рождается новый день.

– Чтобы читатель мог лучше почувствовать мысли, чувства моря, цветов, птиц и и.д.

– описывая природу, писатель тем самым описывает Родину, милый своему сердцу уголок. Ведь природа – часть Родины.

Дети рассуждают.

VI. Работа с произведением

(20 мин.)

1. Работа с началом произведения

 

 

 

 

 

Физкультминутка.

Под тихую музыку “Прогулка в лес”

2. Выборочное чтение.

Работа в парах по рядам

Цель: дифференцированный подход

3. Проверка

– Найдите отрывок, в котором говорится о том, как писатель описывает рождение дня

– Подумайте как будете читать эту часть? Тихо или громко? Почему?

 

 

– Прочитайте вслух выразительно

– Какими приемами воспользовался М. Горький , чтобы мы не только увидели, но и почувствовали душой картины природы?

 

 

 

Приложение 2.

 

 

– Тихо, так как день только начинается, все начинает просыпаться; автор употребил слова “ тихонько прячется”

– Дети читают, соблюдая интонацию

 

– Использовал олицетворения, эпитеты, сравнения.

 

 

 

1-й ряд – задания , направленные на развитие дикции и выразительности.

2-й ряд – задания , направленные на развитие выразительности чтения

3-й ряд – задания, направленные на увеличение темпа чтения и осмысленности читаемого

VI. Обобщение

Итог (2 мин.)

– Прочитайте последние строки, которыми заканчивается сказка

– Я присоединяюсь к словам М.Горького.

– Какая тема урока была сегодня7

– Какую цель мы ставим перед собой?

– Дети находят отрывок, зачитывают.
VII. Домашнее задание

(по выбору) (3 мин.)

1. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку и подписать словами текста.

2. Перечитать

3. Составить кроссворд по произведению М.Горького.

 
VIII. Рефлексия

(3 мин.)

– Какие чувства у вас возникли после чтения описания милого уголка природы М. Горького?

– Волновалась ли у вас сегодня душа, читая великолепные описания милых уголков природы?.

– Положите ручку на свое сердечко. Говорят, там душа человека.

Я желаю вам всем, чтобы сердца ваши были всегда открыты для прекрасного, для людей, для любви к своей Родине. А закончим урок стихотворением, которое написал. Зайцев М.

(Приложение 3)

 

 

 

 

 

– 3 ученика декламируют стихотворение, а в это время идет показ слайдов “ Сердцу милый уголок”