Цель: Познакомить со звуками [ф] [ф], и буквами, которые их обозначают.
Задачи:
- Развивать умение находить звуки [ф], [ф] в звуковой линейке, слогах, словах и фразе.
- Упражнять в чтении слов и предложений с изученными буквами.
Демонстрационный материал: макет фокусника, сундук фокусника, “волшебная” палочка, баннер с изображение “Города букв”, рисунок с изображением физалиса, фиалки, флоксов.
Ход урока
Организация учебного процесса на I этапе;
Цель: Стимулировать учащихся на развитие познавательной активности.
Учитель. – Сегодня произошло чудо.
Учитель. – Вхожу утром в кабинет, и вдруг появляется ОН. – Угадайте, кто это?
(Учитель читает стихи.)
Он в красивый фрак одет,
Факел превратил в букет.
Фея выскочит оттуда.
Фокус это или чудо?
Учитель показывает во время прочтения стихотворения на фрак и факел (словарная работа).
Учитель. – Вы догадались, кто это?
– Фокусник.
(Учитель показывает макет.)
Учитель. – Кто такой фокусник?
(Человек, который показывает фокусы.)
Учитель. – Как еще могут называть фокусника?
(Волшебник, маг.)
Учитель. – Сегодня с новым на уроке мы будем знакомиться вместе с фокусником.
Учитель. – Самый активный на уроке ученик, по вашему мнению, получит знак “юный фокусник”.
Учитель. – Кто хочет им стать?
Организация учебного процесса на II этапе;
Цель: Организовать коммуникативное воздействие с целью выбора свойств, изучаемых явлений речи.
Формировать кинестетический контроль.
1. Беседа.
Учитель. – Что необходимо иметь фокуснику, чтобы демонстрировать фокусы? (Сундук, волшебную палочку.)
Учитель. – Они появятся, если вы ответите правильно.
Учитель. – Произнести первый звук в словах [Ф.]окусник, [ф]окус.
Учитель. – Что происходит во рту во время произношения? (Воздушной струе проходить через ротовую полость препятствуют зубы и губы. Нижняя губа подгибается под верхние передние зубы.)
Вывод – звук согласный.
Учитель. – этот звук мы обозначим буквой Фф. (Карточка.)
Учитель. – Заселим нашу букву в “Город букв”.
Работа по городу букв.
Учитель. – Район согласных.
– Улица глухих, т.к. больше шума, чем голоса при произношении.
Учитель. – Раскрасим ли мы крышу зеленым?
– Да, потому, что звук бывает мягким [ф].
Учитель. – Назовите несколько слов в которых встречаются звуки [ф] [ф].
– Филипп, кофе, зефир и т. д.
Разминка для глаз.
– Зажмурим глаза, посчитаем до трех, откроем, посмотрим вдаль, посчитаем до пяти, откроем глаза.
(Появляется сундук.)
Организация учебного процесса на III этапе;
Цель: расширение словарного запаса.
(Учитель произносит заклинание.)
Учитель. – Фанти, финти , фукс!
(Каждому достает карточку из сундука.)
|
Учитель. – Прочитаем самостоятельно слова.
Учитель. – Читаем по цепочке.
Учитель. – Какое слово возглавляет второй столбик? Почему оно главное?
(Т.к. фауна – это все животные.)
Учитель. – Какое слово возглавляет первый столбик? Почему?
(Демонстрация изображения цветов, если дети затрудняются.)
– Флора – это растительный мир.
Учитель. – А почему флора и фауна держатся вместе?
– Потому, что растения и животные должны быть всегда вместе – это живая природа. Мы должны ее охранять и беречь и т. д.
– Поднимите руки те, кому интересно было работать с этими словами.
– Предлагаю продолжить эту работу самостоятельно. Возьмите любого представителя флоры или фауны и выполните маленькое исследование об его особенностях его обитания на планете. Оформить это можно в виде книжки с зарисовками, стихами, загадками. Пригласите для участия в интересном этом деле ваших родителей.
Физминутка.
Организация учебного процесса на IV этапе;
Цель: развивать анализ и синтез.
(Учитель произносит заклинание.)
Учитель. – Финти, винти, фукс!
(Из сундука вынимаются кружки квадраты красного, синего и зеленого цветов.)
Учитель. – Что бы это значило?
– Мы будем строить звуковую модель слова.
Учитель. – Приготовьте книжки и цветные карандаши.
Учитель. – Осталось узнать это слово.
Учитель. – Как по-другому называют фокусника?
МАГ.
Учитель. – Самостоятельно выполним его звуковую схему.
Фронтальная проверка работы с характеристикой каждого звука.
Учитель. – в слабой или сильной позиции находится буква на конце слова?
– В слабой. Это опасное место. Можно проверить – маги.
Учитель. – Почему не маки?
– Это цветы, а нам нужны фокусники.
Организация учебного процесса на V этапе;
Цель: Развивать умение понимать прочитанное .
Учитель. – Последний фокус.
(Ребенок вытаскивает из сундука карточку с номером страницы учебника, на которой представлен текст.)
Работа с текстом.
1. Чтение текста учителем.
Громко заиграла музыка. Появился маг. Он принес с собой
старый сундук. Фокусник произнес волшебные слова. И вдруг из сундука забил фонтан. Вот это фокус! |
2. Чтение про себя.
Чтение по цепочке.
Учитель. – Прочитать этот текст так, чтобы передать волшебное настроение.
Учитель. – Назвать этот текст.
Варианты:
- Волшебный сундук.
- Фокусник.
- Интересный фокус.
– Защити свой выбор.
(Заслушиваются варианты.)
Организация учебного процесса на VI этапе;
Учитель. – Какие знания нам подарили эти фокусы?
– Мы узнали, что фокусника называют маг, волшебник.
– Все о звуках [ф] [ф].
– Научились находить их место в слове, слоге…
(Торжественное вручение значков “Юный фокусник”.)