Урок обучения грамоте. 1-й класс, система Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цель: Познакомить со звуками [ф] [ф], и буквами, которые их обозначают.

Задачи:

  1. Развивать умение находить звуки [ф], [ф] в звуковой линейке, слогах, словах и фразе.
  2. Упражнять в чтении слов и предложений с изученными буквами.

Демонстрационный материал: макет фокусника, сундук фокусника, “волшебная” палочка, баннер с изображение “Города букв”, рисунок с изображением физалиса, фиалки, флоксов.

Ход урока

Организация учебного процесса на I этапе;

Цель: Стимулировать учащихся на развитие познавательной активности.

Учитель. – Сегодня произошло чудо.

Учитель. – Вхожу утром в кабинет, и вдруг появляется ОН. – Угадайте, кто это?

(Учитель читает стихи.)

Он в красивый фрак одет,
Факел превратил в букет.
Фея выскочит оттуда.
Фокус это или чудо?

Учитель показывает во время прочтения стихотворения на фрак и факел (словарная работа).

Учитель. – Вы догадались, кто это?

– Фокусник.

(Учитель показывает макет.)

Учитель. – Кто такой фокусник?

(Человек, который показывает фокусы.)

Учитель. – Как еще могут называть фокусника?

(Волшебник, маг.)

Учитель. – Сегодня с новым на уроке мы будем знакомиться вместе с фокусником.

Учитель. – Самый активный на уроке ученик, по вашему мнению, получит знак “юный фокусник”.

Учитель. – Кто хочет им стать?

Организация учебного процесса на II этапе;

Цель: Организовать коммуникативное воздействие с целью выбора свойств, изучаемых явлений речи.

Формировать кинестетический контроль.

1. Беседа.

Учитель. – Что необходимо иметь фокуснику, чтобы демонстрировать фокусы? (Сундук, волшебную палочку.)

Учитель. – Они появятся, если вы ответите правильно.

Учитель. – Произнести первый звук в словах [Ф.]окусник, [ф]окус.

Учитель. – Что происходит во рту во время произношения? (Воздушной струе проходить через ротовую полость препятствуют зубы и губы. Нижняя губа подгибается под верхние передние зубы.)

Вывод – звук согласный.

Учитель. – этот звук мы обозначим буквой Фф. (Карточка.)

Учитель. – Заселим нашу букву в “Город букв”.

Работа по городу букв.

Учитель. – Район согласных.

– Улица глухих, т.к. больше шума, чем голоса при произношении.

Учитель. – Раскрасим ли мы крышу зеленым?

– Да, потому, что звук бывает мягким [ф].

Учитель. – Назовите несколько слов в которых встречаются звуки [ф] [ф].

– Филипп, кофе, зефир и т. д.

Разминка для глаз.

– Зажмурим глаза, посчитаем до трех, откроем, посмотрим вдаль, посчитаем до пяти, откроем глаза.

(Появляется сундук.)

Организация учебного процесса на III этапе;

Цель: расширение словарного запаса.

(Учитель произносит заклинание.)

Учитель. – Фанти, финти , фукс!

(Каждому достает карточку из сундука.)

ФЛОРА

ФИАЛКА
ФЛОКСЫ
ФИЗАЛИС

ФАУНА

ФИЛИН
ЖИРАФ
ФАЗАН

Учитель. – Прочитаем самостоятельно слова.

Учитель. – Читаем по цепочке.

Учитель. – Какое слово возглавляет второй столбик? Почему оно главное?

(Т.к. фауна – это все животные.)

Учитель. – Какое слово возглавляет первый столбик? Почему?

(Демонстрация изображения цветов, если дети затрудняются.)

– Флора – это растительный мир.

Учитель. – А почему флора и фауна держатся вместе?

– Потому, что растения и животные должны быть всегда вместе – это живая природа. Мы должны ее охранять и беречь и т. д.

– Поднимите руки те, кому интересно было работать с этими словами.

– Предлагаю продолжить эту работу самостоятельно. Возьмите любого представителя флоры или фауны и выполните маленькое исследование об его особенностях его обитания на планете. Оформить это можно в виде книжки с зарисовками, стихами, загадками. Пригласите для участия в интересном этом деле ваших родителей.

Физминутка.

Организация учебного процесса на IV этапе;

Цель: развивать анализ и синтез.

(Учитель произносит заклинание.)

Учитель. – Финти, винти, фукс!

(Из сундука вынимаются кружки квадраты красного, синего и зеленого цветов.)

Учитель. – Что бы это значило?

– Мы будем строить звуковую модель слова.

Учитель. – Приготовьте книжки и цветные карандаши.

Учитель. – Осталось узнать это слово.

Учитель. – Как по-другому называют фокусника?

МАГ.

Учитель. – Самостоятельно выполним его звуковую схему.

Фронтальная проверка работы с характеристикой каждого звука.

Учитель. – в слабой или сильной позиции находится буква на конце слова?

– В слабой. Это опасное место. Можно проверить – маги.

Учитель. – Почему не маки?

– Это цветы, а нам нужны фокусники.

Организация учебного процесса на V этапе;

Цель: Развивать умение понимать прочитанное .

Учитель. – Последний фокус.

(Ребенок вытаскивает из сундука карточку с номером страницы учебника, на которой представлен текст.)

Работа с текстом.

1. Чтение текста учителем.

Громко заиграла музыка. Появился маг. Он принес с собой старый сундук.
Фокусник произнес волшебные слова.
И вдруг из сундука забил фонтан.
Вот это фокус!

2. Чтение про себя.

Чтение по цепочке.

Учитель. – Прочитать этот текст так, чтобы передать волшебное настроение.

Учитель. – Назвать этот текст.

Варианты:

  • Волшебный сундук.
  • Фокусник.
  • Интересный фокус.

– Защити свой выбор.

(Заслушиваются варианты.)

Организация учебного процесса на VI этапе;

Учитель. – Какие знания нам подарили эти фокусы?

– Мы узнали, что фокусника называют маг, волшебник.

– Все о звуках [ф] [ф].

– Научились находить их место в слове, слоге…

(Торжественное вручение значков “Юный фокусник”.)