Внеклассное чтение. Сказ П.П. Бажова "Огневушка-Поскакушка"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Ввести (учащихся) в художественный мир необычного в литературе жанра – сказа, показать его сходство и различие со сказкой;
  2. Провести наблюдения над языком художественного произведения;
  3. Продолжать обучение выразительному чтению, устному монологическому высказыванию; пересказу эпизода;
  4. Развивать навыки работы с текстом, умение наблюдать, обобщать и делать выводы.
  5. Развитие навыков групповой работы
  6. Создание толкового словарика непонятных слов.
  7. Оборудование: презентация, тексты произведения писателя

Ход урока.

I. Организационный момент

II. Сообщение цели урока:

- На сегодняшнем уроке нам предстоит выполнить серьезную работу. Вы узнаете много нового, интересного. Работать вы будете в парах и в группах. На столах лежат задания и книга, по которой вы будете работать.

- Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите? Чем картинки отличаются друг от друга? (На экране: “У каждого камня свой личный цвет”)

- Посмотрите внимательно еще на экран. Что изменилось? Что осталось неизменным? Потеряли ли они свою привлекательность? (Камни имеют свой особенный нрав и свой букет особых примет).

- Особая примета этих камней – их красота. Вам нужно подобрать одно слово, объединяющее эти камни. (На экране: “Ведь каждый из них… (самоцвет)”)

- Они и так привлекательны и красивы, но если отшлифуешь и отполируешь, пойдут по камню затейливые узоры, точно художник какой разрисовал или даже волшебник. Повернешь его в руке и вспыхнут разводы, кольца, откроются не то луг в росе, не то море зеленое. (На экране: анимация – узоры малахита)

Особенно ценился самоцвет-малахит. Из него делали знаменитые на весь мир шкатулки.

- Вам знакомо слово – шкатулка? Что оно означает? Зачем она нужна? Прочтите слова о шкатулке.

- А вот рядом еще одна малахитовая шкатулка. В какой из шкатулок ценнее богатство, ценнее сокровища? Почему вы так думаете?

- “Малахитовая шкатулка” – сокровищница народной мудрости. Книга, прочитав которую, каждый из нас становится “душою лучше, чище и добрее”.

- Кто создал и собрал сокровища в эту шкатулку? (Бажов)

- И слова о шкатулке принадлежат ему.

- Что вы знаете о Бажове? Где он родился, жил?

III. Выход на тему урока.

- Есть на земле уральский край. А уж красив он так, что и описать нельзя: озера синие, леса сосновые, светлые, горы высокие. Сказочный край. Какие богатства добывали на Урале? Край очень богатый! А как жил мастеровой люд? Трудились от зари и до зари, на дикий камень красоту наводили. А вечерами байки рассказывали. Маленький Павлушка сидел, слушал, запоминал, а когда вырос, сам стал мастером сказы сочинять.

IV. Сообщение темы урока.

- Тема нашего урока: “Уральский сказитель”

- Каким словам близко по звучанию и содержанию слово “сказитель”. Действительно слова “сказка” и “сказ” очень близкие слова, но есть между ними и разница. Кто знает разницу и объяснит ее суть? Сказка – вымысел и выдумка, сказ – это быль с элементами фантазии. Почему мы много говорим о Бажове и его творчестве?

- Дети нашей школы решили создать школьный журнал-альманах к 130-летию со дня рождения П.П.Бажова. Вам предстоит выполнить серьезное задание, но о нем вы узнаете в конце урока.

V. Работа над сказом “Огневушка-Поскакушка”

- Вы прочитали сказ “Огневушка-Поскакушка”. Вам все слова были понятны? А что вы сделали? К сегодняшнему уроку старшеклассники приготовили “Толковый словарь”.

VI. Работа с Толковым словарём

1. Первичное знакомство.

2. Работа над текстом с применением словаря.

3. Работа в парах:

  • Выделите группу слов из “Толкового словаря”, которые знакомят с героями сказа. Свои ответы дополняйте словами из текста.
  • Объедините группу слов из “Толкового словаря”, которая поможет ответить на вопросы: - Какой новый персонаж появился? Кто это был? Откуда она появилась?
  • Слова следующей группы помогут вам ответить на вопрос: - Как отнеслись взрослые к появлению Поскакушки?
  • Какой знак и где увидели дед Ефим и Федюня? Объедините слова, относящиеся к этому вопросу. Откуда появилась Поскакушка второй раз?
  • Почему Федя ушел из дома? Выделите слова, которые помогут ответить на вопрос: - Как он выглядел?
  • Прочтите последнюю группу слов: - К каким волшебным персонажам они относятся? С кем встретился мальчик? Откуда появилась Поскакушка в третий раз?

VII. Работа в группах. Работа с тестами.

  1. Кто является главным героем:
    а) Дед Ефим; б) Старатель, артельщик; в) Федюня?
  2. Какой из волшебных персонажей является главным:
    а) Клубочек; б) Огневушка-Поскакушка; в) Лопатка?
  3. Что искали старатели:
    а) Железную руду; б) Золото грудное; в) Хризолиты?

- Своими ответами вы выделили главных героев. Докажите, что это сказ.

- Кто самым первым увидел Огневушку-Поскакушку? Чем она ему понравилась? Какой знак она давала? Кто в Поскакушку не верил?

- Огневушку-Поскакушку видели все, а дорогу к золоту показала только Федюне. Почему?

- Бажов писал сказы для детей и надеялся, что вы лучше взрослых сумеете ответить на этот вопрос. (Ответы детей)

- Вы правильно поняли мысль сказа Бажова. В сказках герои делятся на две группы. Какие?

- Кто является черной злой силой в сказе?

- А кто является светлой доброй силой в сказе?

- Стали ли дед Ефим и Федюня богатыми? Почему люди не смогли прихранить богатство? Ведь светлая сила им старалась помочь. Кого из героев сказа напоминает филин? Кто сыграл злую роль в жизни Федюни? Кому достался прииск?

VIII Сообщение домашнего задания.

- Вам не жалко деда и мальчика? Как бы вы хотели помочь им?

- Вот и пришло время сообщить серьезное и ответственное задание: Вам нужно изменить конец сказа Бажова, превратив его в сказку, используя северные ходовые слова. (Слайд)

- Очень хочется, чтобы книги П.П.Бажова оставили у вас, ребята, добрую память. Бажов всегда ценил людей труда.

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРИК

(П.П. Бажов “Огневушка – поскакушка”)

  • Артелка – общество, товарищество людей, занимающихся общим делом
  • Вертнулась - повернулась
  • Волоком – волочить, тащить, тянуть
  • В охват людей – вокруг людей
  • Всамделе – в самом деле, действительно
  • Дверная скоба - кольцо для стука, иногда служит вместо дверной ручки
  • Девчоночка махонька – маленькая девочка
  • Дескать - конечно
  • Доспрашивать – интересоваться, расспрашивать
  • Жердник – срубленное хвойное деревцо, очищенное от коры
  • Застоял – заступился за мальчика
  • Золотая крупка – песчинки, крупинки, иногда небольшие куски золота
  • Золотые таракашки посажены – небольшие крупинки золота
  • Маленечко – немного, чуть-чуть
  • Метлесит – движется маленькими кругами по снегу
  • Мыкаться – долго ходить в поисках чего-либо, гоняться за чем-нибудь
  • Намаяться – сильно устать, выбиться из сил
  • Нелюбо показалось – обидно стало
  • Несмышлёныши – глупые, несмышлёные дети
  • Неуж не слыхал? – Неужели не слышал?
  • Отшибло – отбило желание
  • Пимишки - род валенок, обшитых кожей, или вязаная шерстяная обувь
  • Побывальщины – занятные истории из жизни, то, что было на самом деле
  • Подбочениться – поставить руки на пояс (в боки)
  • Покромка - пояс
  • По логам – по широким оврагам
  • Померещиться с устатку-то – от усталости что-нибудь кажется
  • Приметки – отметки, зарубки на деревьях, по которым примечают дорогу, чтобы не заблудиться
  • Приступать к нему стали – приставать с расспросами
  • Прихранить – сохранить, сберечь
  • Пробить дудку – выкопать яму
  • Протча тако – прочее такое, то есть всё остальное
  • Пустоплесье – открытое место посреди леса
  • Пустяшный – пустой, бесполезный
  • Разговор занятный – интересный разговор
  • Сголуба – голубоватый цвет, то есть бледно-голубой
  • Сноровлять – сноровка, то есть ловкость в каком-нибудь деле
  • Сосна бортевая – хвойное дерево; бортевая, растущая в лесу
  • Старатели – искатели золота
  • Строжить – строго говорить
  • Тятенька – отец, папа

***** (авторское продолжение сказа)

Долба Анастасия

Принес Федюнька волшебную лопатку с золотыми таракашками в дом к деду Ефиму. А дед Ефим намаялся за целый день на прииске, лежит на печке, старые кости греет да побывальщины вспоминает. Показал Федюня лопатку, а дед его строжить начал, мол, не верь этой Поскакушке махонькой. Только он сказал такие слова, как за окном солнце засияло и цветочки расцвели, песни запели птицы звонкие.

Лопатка в пляс пустилась в охват деда и мальчонки. Повела и старого и малого по логам да пустоплесьям. Где остановиться, там золотая крупка горкой лежит, переливается. А в одном месте под сосной бортевой золото грудное манит к себе, переливается.

Стали дед Ефим и Федя богатыми. Сумели они золото прихранить. Добрые они были, щедрые. Бедным людям помогли.

Федюнька тятеньку в большой город свез, и вылечили его врачи. Мачеху прогнали со двора, и сгинула злая ведьма. Про барина тоже не забыли. Отправили его на прииск работать. Он там и жил. Больше его в деревне никто и не видел. Федюня вырос, стал добрым молодцем и женился на Огневушке – Поскакушке.

А для лопаточки они сделали полочку, украсили золотом и хризолитами. Как только золото кончалось, так лопатка в пляс пускалась и приметки оставляла. Тут и сказке конец.

***(авторское продолжение сказа)

Долбина Галина

Прошло несколько лет. Федюшка вырос. Стал добрым молодцем. С дедом Ефимом они так и жили в избушке на прииске. Каждый день вспоминал Федюня Огневушку – Поскакушку. Тут и золото кончилось, что они с дедом успели прихранить. Тяжелые времена настали. Пришла зима с трескучими морозами, с глубокими снегами. Вьюга с ревом носилась по логам да пустоплесьям. Дед Ефим рассказывал побывальщины, лежа на печке. А Федя мечтал о девчоночке махонькой.

Вдруг они услышали стук в окошко. Будто тысячи искринок запылали вокруг. Федюня сразу догадался, что это пожаловала Огневушка – Поскакушка в гости. Встречали они её радушно. Лопатка вокруг Огневушки – Поскакушки круги нарезает, пляшет. Федя глаз оторвать не может от Огневушки – Поскакушки. Та еще красивее стала, еще ласковей на Федюню смотрит. А дед Ефим на печи лежит да посмеивается.

Шепнула Огневушка – Поскакушка волшебное словечко и повела Федюню за собой. Опять наступила весна. Цветы распустились, птицы поют, заливаются. А лопатка впереди пляшет, приметки ставит. Где остановится, там деревце невиданной красоты расцветает.

А Федюнька мечтает только об одном, чтобы Огневушка – Поскакушка никуда не исчезла.

Вдруг с сосны бортевой филин заухал, захохотал. Изловчился Федюня и поймал его.

И тут случилось чудо. Огневушка – Поскакушка превратилась в простую девушку. Свадьбу они сыграли богатую, веселую. Стали они жить – поживать да добра наживать. Люди они добрые, трудолюбивые. Да и лопатка им приметки оставила. А филина они в клетку посалили, чтоб людям жить не мешал.