Цели:
- Ввести (учащихся) в художественный мир необычного в литературе жанра – сказа, показать его сходство и различие со сказкой;
- Провести наблюдения над языком художественного произведения;
- Продолжать обучение выразительному чтению, устному монологическому высказыванию; пересказу эпизода;
- Развивать навыки работы с текстом, умение наблюдать, обобщать и делать выводы.
- Развитие навыков групповой работы
- Создание толкового словарика непонятных слов.
- Оборудование: презентация, тексты произведения писателя
Ход урока.
I. Организационный момент
II. Сообщение цели урока:
- На сегодняшнем уроке нам предстоит выполнить серьезную работу. Вы узнаете много нового, интересного. Работать вы будете в парах и в группах. На столах лежат задания и книга, по которой вы будете работать.
- Посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы видите? Чем картинки отличаются друг от друга? (На экране: “У каждого камня свой личный цвет”)
- Посмотрите внимательно еще на экран. Что изменилось? Что осталось неизменным? Потеряли ли они свою привлекательность? (Камни имеют свой особенный нрав и свой букет особых примет).
- Особая примета этих камней – их красота. Вам нужно подобрать одно слово, объединяющее эти камни. (На экране: “Ведь каждый из них… (самоцвет)”)
- Они и так привлекательны и красивы, но если отшлифуешь и отполируешь, пойдут по камню затейливые узоры, точно художник какой разрисовал или даже волшебник. Повернешь его в руке и вспыхнут разводы, кольца, откроются не то луг в росе, не то море зеленое. (На экране: анимация – узоры малахита)
Особенно ценился самоцвет-малахит. Из него делали знаменитые на весь мир шкатулки.
- Вам знакомо слово – шкатулка? Что оно означает? Зачем она нужна? Прочтите слова о шкатулке.
- А вот рядом еще одна малахитовая шкатулка. В какой из шкатулок ценнее богатство, ценнее сокровища? Почему вы так думаете?
- “Малахитовая шкатулка” – сокровищница народной мудрости. Книга, прочитав которую, каждый из нас становится “душою лучше, чище и добрее”.
- Кто создал и собрал сокровища в эту шкатулку? (Бажов)
- И слова о шкатулке принадлежат ему.
- Что вы знаете о Бажове? Где он родился, жил?
III. Выход на тему урока.
- Есть на земле уральский край. А уж красив он так, что и описать нельзя: озера синие, леса сосновые, светлые, горы высокие. Сказочный край. Какие богатства добывали на Урале? Край очень богатый! А как жил мастеровой люд? Трудились от зари и до зари, на дикий камень красоту наводили. А вечерами байки рассказывали. Маленький Павлушка сидел, слушал, запоминал, а когда вырос, сам стал мастером сказы сочинять.
IV. Сообщение темы урока.
- Тема нашего урока: “Уральский сказитель”
- Каким словам близко по звучанию и содержанию слово “сказитель”. Действительно слова “сказка” и “сказ” очень близкие слова, но есть между ними и разница. Кто знает разницу и объяснит ее суть? Сказка – вымысел и выдумка, сказ – это быль с элементами фантазии. Почему мы много говорим о Бажове и его творчестве?
- Дети нашей школы решили создать школьный журнал-альманах к 130-летию со дня рождения П.П.Бажова. Вам предстоит выполнить серьезное задание, но о нем вы узнаете в конце урока.
V. Работа над сказом “Огневушка-Поскакушка”
- Вы прочитали сказ “Огневушка-Поскакушка”. Вам все слова были понятны? А что вы сделали? К сегодняшнему уроку старшеклассники приготовили “Толковый словарь”.
VI. Работа с Толковым словарём
1. Первичное знакомство.
2. Работа над текстом с применением словаря.
3. Работа в парах:
- Выделите группу слов из “Толкового словаря”, которые знакомят с героями сказа. Свои ответы дополняйте словами из текста.
- Объедините группу слов из “Толкового словаря”, которая поможет ответить на вопросы: - Какой новый персонаж появился? Кто это был? Откуда она появилась?
- Слова следующей группы помогут вам ответить на вопрос: - Как отнеслись взрослые к появлению Поскакушки?
- Какой знак и где увидели дед Ефим и Федюня? Объедините слова, относящиеся к этому вопросу. Откуда появилась Поскакушка второй раз?
- Почему Федя ушел из дома? Выделите слова, которые помогут ответить на вопрос: - Как он выглядел?
- Прочтите последнюю группу слов: - К каким волшебным персонажам они относятся? С кем встретился мальчик? Откуда появилась Поскакушка в третий раз?
VII. Работа в группах. Работа с тестами.
- Кто является главным героем:
а) Дед Ефим; б) Старатель, артельщик; в) Федюня? - Какой из волшебных персонажей является
главным:
а) Клубочек; б) Огневушка-Поскакушка; в) Лопатка? - Что искали старатели:
а) Железную руду; б) Золото грудное; в) Хризолиты?
- Своими ответами вы выделили главных героев. Докажите, что это сказ.
- Кто самым первым увидел Огневушку-Поскакушку? Чем она ему понравилась? Какой знак она давала? Кто в Поскакушку не верил?
- Огневушку-Поскакушку видели все, а дорогу к золоту показала только Федюне. Почему?
- Бажов писал сказы для детей и надеялся, что вы лучше взрослых сумеете ответить на этот вопрос. (Ответы детей)
- Вы правильно поняли мысль сказа Бажова. В сказках герои делятся на две группы. Какие?
- Кто является черной злой силой в сказе?
- А кто является светлой доброй силой в сказе?
- Стали ли дед Ефим и Федюня богатыми? Почему люди не смогли прихранить богатство? Ведь светлая сила им старалась помочь. Кого из героев сказа напоминает филин? Кто сыграл злую роль в жизни Федюни? Кому достался прииск?
VIII Сообщение домашнего задания.
- Вам не жалко деда и мальчика? Как бы вы хотели помочь им?
- Вот и пришло время сообщить серьезное и ответственное задание: Вам нужно изменить конец сказа Бажова, превратив его в сказку, используя северные ходовые слова. (Слайд)
- Очень хочется, чтобы книги П.П.Бажова оставили у вас, ребята, добрую память. Бажов всегда ценил людей труда.
ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРИК
(П.П. Бажов “Огневушка – поскакушка”)
- Артелка – общество, товарищество людей, занимающихся общим делом
- Вертнулась - повернулась
- Волоком – волочить, тащить, тянуть
- В охват людей – вокруг людей
- Всамделе – в самом деле, действительно
- Дверная скоба - кольцо для стука, иногда служит вместо дверной ручки
- Девчоночка махонька – маленькая девочка
- Дескать - конечно
- Доспрашивать – интересоваться, расспрашивать
- Жердник – срубленное хвойное деревцо, очищенное от коры
- Застоял – заступился за мальчика
- Золотая крупка – песчинки, крупинки, иногда небольшие куски золота
- Золотые таракашки посажены – небольшие крупинки золота
- Маленечко – немного, чуть-чуть
- Метлесит – движется маленькими кругами по снегу
- Мыкаться – долго ходить в поисках чего-либо, гоняться за чем-нибудь
- Намаяться – сильно устать, выбиться из сил
- Нелюбо показалось – обидно стало
- Несмышлёныши – глупые, несмышлёные дети
- Неуж не слыхал? – Неужели не слышал?
- Отшибло – отбило желание
- Пимишки - род валенок, обшитых кожей, или вязаная шерстяная обувь
- Побывальщины – занятные истории из жизни, то, что было на самом деле
- Подбочениться – поставить руки на пояс (в боки)
- Покромка - пояс
- По логам – по широким оврагам
- Померещиться с устатку-то – от усталости что-нибудь кажется
- Приметки – отметки, зарубки на деревьях, по которым примечают дорогу, чтобы не заблудиться
- Приступать к нему стали – приставать с расспросами
- Прихранить – сохранить, сберечь
- Пробить дудку – выкопать яму
- Протча тако – прочее такое, то есть всё остальное
- Пустоплесье – открытое место посреди леса
- Пустяшный – пустой, бесполезный
- Разговор занятный – интересный разговор
- Сголуба – голубоватый цвет, то есть бледно-голубой
- Сноровлять – сноровка, то есть ловкость в каком-нибудь деле
- Сосна бортевая – хвойное дерево; бортевая, растущая в лесу
- Старатели – искатели золота
- Строжить – строго говорить
- Тятенька – отец, папа
***** (авторское продолжение сказа)
Долба Анастасия
Принес Федюнька волшебную лопатку с золотыми таракашками в дом к деду Ефиму. А дед Ефим намаялся за целый день на прииске, лежит на печке, старые кости греет да побывальщины вспоминает. Показал Федюня лопатку, а дед его строжить начал, мол, не верь этой Поскакушке махонькой. Только он сказал такие слова, как за окном солнце засияло и цветочки расцвели, песни запели птицы звонкие.
Лопатка в пляс пустилась в охват деда и мальчонки. Повела и старого и малого по логам да пустоплесьям. Где остановиться, там золотая крупка горкой лежит, переливается. А в одном месте под сосной бортевой золото грудное манит к себе, переливается.
Стали дед Ефим и Федя богатыми. Сумели они золото прихранить. Добрые они были, щедрые. Бедным людям помогли.
Федюнька тятеньку в большой город свез, и вылечили его врачи. Мачеху прогнали со двора, и сгинула злая ведьма. Про барина тоже не забыли. Отправили его на прииск работать. Он там и жил. Больше его в деревне никто и не видел. Федюня вырос, стал добрым молодцем и женился на Огневушке – Поскакушке.
А для лопаточки они сделали полочку, украсили золотом и хризолитами. Как только золото кончалось, так лопатка в пляс пускалась и приметки оставляла. Тут и сказке конец.
***(авторское продолжение сказа)
Долбина Галина
Прошло несколько лет. Федюшка вырос. Стал добрым молодцем. С дедом Ефимом они так и жили в избушке на прииске. Каждый день вспоминал Федюня Огневушку – Поскакушку. Тут и золото кончилось, что они с дедом успели прихранить. Тяжелые времена настали. Пришла зима с трескучими морозами, с глубокими снегами. Вьюга с ревом носилась по логам да пустоплесьям. Дед Ефим рассказывал побывальщины, лежа на печке. А Федя мечтал о девчоночке махонькой.
Вдруг они услышали стук в окошко. Будто тысячи искринок запылали вокруг. Федюня сразу догадался, что это пожаловала Огневушка – Поскакушка в гости. Встречали они её радушно. Лопатка вокруг Огневушки – Поскакушки круги нарезает, пляшет. Федя глаз оторвать не может от Огневушки – Поскакушки. Та еще красивее стала, еще ласковей на Федюню смотрит. А дед Ефим на печи лежит да посмеивается.
Шепнула Огневушка – Поскакушка волшебное словечко и повела Федюню за собой. Опять наступила весна. Цветы распустились, птицы поют, заливаются. А лопатка впереди пляшет, приметки ставит. Где остановится, там деревце невиданной красоты расцветает.
А Федюнька мечтает только об одном, чтобы Огневушка – Поскакушка никуда не исчезла.
Вдруг с сосны бортевой филин заухал, захохотал. Изловчился Федюня и поймал его.
И тут случилось чудо. Огневушка – Поскакушка превратилась в простую девушку. Свадьбу они сыграли богатую, веселую. Стали они жить – поживать да добра наживать. Люди они добрые, трудолюбивые. Да и лопатка им приметки оставила. А филина они в клетку посалили, чтоб людям жить не мешал.