Цели:
- повторить и закрепить падежные вопросы имен существительных;
- развивать память, внимание, закрепить порядок слов в предложении;
- прививать интерес к изучению природы;
- закрепить навык произношения звука “к”, развивать слуховое восприятие.
Оборудование: мяч, таблица с названиями падежей и падежных вопросов, иллюстрация с изображением насекомых (стрекоза, водяной паук) к упр. 150, презентация “Кувшинка” к упр. 151, макеты яблок красного, желтого, зеленого и коричневого цветов по количеству учащихся.
Ход урока
1. Орг. момент. Проверка слуха. Дежурный звук “к”.
– /…, как ты меня слышишь?/
– /Какой будет урок?/
– Прочитайте тему урока.
– Сегодня будем повторять падежи имен существительных.
– Что будем делать?
2. Повторение. Игра с мячом.
– /Будем играть в мяч/.
– Что будем делать?
– /…/, возьми мяч.
- “Маленький учитель” называет падеж, учащиеся – вопросы.
- Другой “маленький учитель” называет вопросы, учащиеся – падежи.
- Третий “маленький учитель” – падежи, учащиеся – предлоги падежей.
Миниитог: учащиеся получают макеты яблок:
красное – “5”
желтое – “4”
зеленое – “3”
коричневое – “2”
3. Закрепление.
– /Откройте тетради, запишите число и тему/.
1) – Будем делать упражнение /150/.
– Какое упражнение?
– Прочитайте задание.
– Что будем делать? (Составлять из слов предложения и писать.)
– Составьте первое предложение.
– …, иди к доске. Напиши предложение. Укажи падеж существительных.
И т. д. (Во втором и третьем предложении объяснить значения слов “стрекоза” и “водяной паучок” с помощью иллюстрации.)
Миниитог: макеты яблок (по одному – за правильно составленное предложение).
2) – Будем /смотреть на экран/.
– Что будем делать?
а) Просмотр презентации “Кувшинка” (к упр. 151).
б) Самостоятельная работа.
– Выпишите выделенные существительные с вопросами, укажите падеж.
в) Взаимопроверка с доски:
(на чем?) на воде – П.п.
(под что?) под воду – В.п.
(во что?) в кулачок – В.п.
(с чем?) с головой – Т.п.
(в чем?) в глубине – П.п.
(из чего?) из воды – Р.п.
(что?) кувшинка – И.п.
(чему?) солнцу – Д.п.
– … и …, поменяйтесь тетрадями. Проверьте ошибки.
– Сколько ошибок у …?
Миниитог: макеты яблок.
5. Итог урока.
1) – Что помогает определить падеж существительного? (Вопрос
и предлог.)
– Правильно. Но в разных падежах есть одинаковые вопросы и одинаковые предлоги.
Точно определить падеж существительного можно по вопросу, предлогу и окончанию.
Как это правильно сделать, вы узнаете на следующем уроке.
2) Оценки за урок по количеству и цвету макетов яблок.
3) Д/з: списать упр. 153, разделив на 3 части, и указать падеж слова мяч.