Тема урока: "Роль корня как смыслового ядра слова" (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • углубить представление о роли корня в словах и правописании орфограмм в корнях;
  • упражнение в выделении корня в однокоренных словах, в отдельном слове.

Ход урока

1. Организационный момент (психологический настрой)

2. Минутка чистописания.

(Открыли тетради, записали число, классная работа.)

На доске карточки: дедушка, бабушка, мать, отец, дочь, сын.

– Что объединяет эти слова? (Родственники.)

– С какого звука начинается слово “ родственники”?

– Что обозначает этот звук?

Прописывают: Рр, Родина.

– Сейчас я процитирую высказывание К.Д. Ушинского о России, о Родине, а вы послушайте: “Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились ,в ней говорят родным языком и все для нас родное; а матерью –потому что вскормила нас своим хлебом, вскормила своими водами, выучила своему языку , как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов. Много есть на свете ,и кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать– одна у него и Родина.”

На доске по ходу чтения появляются карточки:

Родина, родились, родной язык, родная мать.

– Что общего у этих слов? (Корень.)

3. Словарно-орфографическая работа.

– Какое слово рассыпалось? (Р, я, с, о, с, и)

Запись: Россия.

– Назовите орфограммы в этом слове (безуд..гл.,дв. согл.)

– Давайте вспомним, какие еще слова с двойными согл. мы знаем. Отгадаем кроссворд.

По вертикали: 1. Крупная человекообразная обезьяна. 2. Последовательный ряд музыкальных звуков. 3. Сооружение в виде высокого столба, служащее опорой в здании. 4. Командная игра на льду с шайбой.

По горизонтали: 5. Широкая дорога с твердым покрытием 6. Сообщение переданное по телеграфу.

– Вспомним правила переноса слов с дв. согл (правило).

– Составьте предложения с любым из этих слов. (Запись, выделить гл. чл, составить словосочетания – устно)

4. Физкультминутка.

– Я буду называть слова однокоренные к слову дом. Если я права , вы делаете наклон вперед, если не права – приседаете. Будьте внимательны (домашний, домбра, домик, домовой, домино, бездомный, домишко, домазать, домерить, домовитый).

5. Упражнение в распознавании родственных слов и выделении корня.

– Слова ,как люди, живут семьями. У слова есть корень и есть родня– слова с таким же корнем. Слова-родственники– это слова с одинаковым корнем, т.е.однокоренные.

– А теперь послушаем сказку: Жил-был корень -уч. И вот надоело ему одному жить на свете и призвал он ¬ , ^ объединяться с ним. Прошло время и превратился маленький-премаленький корешок уч в огромное семейство слов.

– Корень слова значимая часть.
Над словами родственными держит власть.
Выясни умело линию родства-
Однокоренные подбери слова.

– Ребята, попробуйте назвать все его семейство (ученик, учить, учебник, учитель, обучение ,ученый, заучивать, учебный, научить,учеба)-крепятся слова-листочки на дерево.

– Когда у корня спрашивали, как ему удалось обзавестись такой большой родней, он уточнял: “Вас ,наверное, интересует словообразование?”. И был прав: словообразование действительно изучает, из каких частей состоит и в какой последовательности образуется слово. Одно слово,как в сказке , может превратиться в другое, стоит приставить к нему ¬ или ^ .Слово может изменить свое лексическое значение (ученик – учебник) или просто поменять одежду, т. е. форму (ученик – ученика).

– Ребята, пока мы слушали сказку подул резкий ветер и перепутал все слова.

Нам нужно навести порядок.

На доске карточки:

– В тетрадях зарисовываем карандашом схемы в 4 столбика. Я называю слова, вы говорите под какую схему вы это слово запишите и выделяете орфограмму.

Слова: сосна, глазной, безделье, пригородный, тетрадью, грибки, доверять, собеседники.

– Укажите в данных словах часть речи.

– Молодцы! Теперь давайте вспомним, что … и … образуют слова с новым лексическим значением. А … при изменении слова образуют его форму.

Значение слова при этом не изменяется.

– Открыли стр. 101 – читаем правило.

– Стр. 102 упражнение 6. Прочитайте задание. Запишите строки слов, в которых даны однокоренные слова. Выдели корень. В какой строке даны формы слова?

6. Итог урока.

– Наш урок заканчивается и чтобы подвести итоги поиграем в “Грамматическое домино”.

1-я команда задает вопросы второй:

– Что вы знаете о родственных словах?

– Какая часть слова бывает во всех словах?

2-я команда задает вопросы третьей:

– Что такое корень?

– Какая часть слова образует его форму?

3-я команда задает вопрос первой:

– Какие части слова образуют однокоренные слова – слова с новым лексическим значением?

– Окончание при изменении слова образует его форму. Изменится ли при этом значение слова?