Цель:
- Совершенствовать навыки выразительного чтения; выборочное чтение, словесное рисование картин; расширять словарный запас учащихся.
- Развивать речь, память, познавательный и читательский интерес, внимание, умение работать с книгой.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Методы:
- словесный – беседа;
- наглядный – картины, схемы;
- практический – наблюдение, анализ, чтение;
- частично-поисковый, проблемный;
- стимулирующий – загадка живого дерева.
Оборудование: учебник; рисунки; картина “ Березовая роща”; береза с листьями (заданиями); схема – признаки рассказа; дополнительные тексты; запись “ Звуки леса” , “Во поле береза стояла”.
Ход урока
1. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы будем говорить об отношении человека к тому, что нас окружает. Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока, прочитав анограммы:
даропри | лочевек | раохна |
Природа и человек – единое целое.
Красотой природы восхищались поэты, художники. Посмотрите картину Левитана “ Березовая роща”. Представите, что мы в этой роще, вслушайтесь в голоса леса. (Звучит музыка.)
Исаак Ильич Левитан сказал о природе:
“ Природа не терпит ничего безобразного и его в ней нет. Посмотрите рядом с нами ничего мертвого, все дышит, живет, понимает. ”
“ Входить в лес и гладить ладонью древесные насаждения, будто старых друзей похлопываешь по спине. Стволы теплые, как тело живое. А лиственный покров лопочет зелеными листьями.” (Сладков)
Если верить сказке, то в каждой роще среди других деревьев растет особенное живое дерево. Если кому повезет увидеть сказочное дерево, да еще услышать какое волшебное слово произнесут его листочки, тот завладеет великой тайной.
Сегодня на уроке мы попробуем открыть для себя эту тайну живого дерева.
2. Работа с текстом.
Всегда ли человек относится к природе с любовью и вниманием?
Георгий Алексеевич Скребицкий посвятил свою жизнь изучению природы, работая биологом – исследователем в заповедниках.
(Биология – наука о живой природе. Заповедники – участки земли охраняемые государством.)
О наблюдениях Скребицкий рассказывает в своих произведениях. С одним произведением Георгия Алексеевича мы познакомились на прошлом уроке. Оно называется Передышка”. Дома вы должны были прочитать это произведение, ответить на вопросы к тексту.
– К какому жанру относится это произведение? (Рассказ.) – Докажите.
Признаки рассказа:
- повествовательность,
- (схема) небольшой объем,
- небольшое число героев, описание одного эпизода.
– Почему рассказ называется “ Передышка”? (Прочитайте.)
Скребицкий к многим своим рассказам сам сочинял стихи.
Послушайте стихотворение к рассказу “ Передышка”.
Она стоит от всех в сторонке
Здесь на высоком бугорке
Зеленых веток рубашонку
Полощет в летнем ветерке.
Идя от леса, ребятишки
Под ней присядут отдохнуть
Ее прозвали “ Передышкой”
Передохнул – и дальше в путь.
С какой любовью автор отзывается о березке. Особенно хорошо отдыхать под березой в летнюю жару. Давайте прочитаем. Почему? (Дополнительный текст.)
(Береза – это дерево с мелкими листочками и белой корой. Ствол березы даже в самый жаркий день остается прохладным. Это объясняется тем, что белый цвет хорошо отражает жаркие солнечные лучи.)
– Как описывает автор березу весной? (Нарядная, усыпана клейкими молодыми листочками.) Осенью? (Вся желтая; золотые листья ) – эпитеты
– Какие еще слова вы бы использовали для описания березы? (Белоствольная, в белом платьице, веселая.)
Ребята решили отдохнуть у березы. Как описывает автор, что вокруг было по-осеннему неприютно? (Прочитайте.)
Знакомство со значением слов:
Жнивье – нижняя часть стеблей зерновых культур, оставшаяся на корню после уборки урожая.
Ботва – наземная растительная масса овощных корнеплодов.
– Чем закончился отдых ребят у березы? (Решили развести костер между корнями березы, картошку испечь в золе.) Зола – остаток образующийся при сгорании.
Прошла осень. Наступила зима. Какой стала береза в это время года? (Ветви обледенели, покрылись инеем; береза казалась нежно-розовой.)
– Какой увидели жители деревни березку весной? (Стояла голая, потемневшая, сухие ветви, крючковатые сучья.)
– Какие картины противопоставлены в рассказе? (Все кругом зацвело; только передышка не покрылась листвой.)
– Почему? (Березка засохла; у корней чернела обугленная дыра.)
– Что дальше стало с березкой? (Приехали на дрогах люди, свалили сухое дерево.)
(На дрогах – длинная телега без кузова.)
– “ У кого это хватило совести Передышку сгубить? ” – спросил лесник
– Когда говорят “ хватило совести”? (Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми. У кого хватило совести / не постыдились, не постеснялись/.)
– Стыдно ли стало ребятам за их поступок?
– Как они решили исправить ошибку?
– Можно ли сказать, что ошибка ребят исправлена? Что горько напоминает о старой Передышке?
Художник Яровой нарисовал иллюстрации к рассказу “ Передышка”.
– Сравните – какой была береза, какой стала.
– Могла ли эта березка оказаться тем самым живым деревом из сказки?
Она погибла, а ребята так и не узнали заветного слова.
3. Физминутка. Давайте вспомним нашего доброго знакомого деревянного человечка – Буратино, он тоже искал заветное дерево, искал свой золотой ключик. Он предлагает нам намного отдохнуть.
Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел, здесь он ключик не нашел
Чтобы ключик нам достать на носочки надо встать.
Буратино отправляется искать свой золотой ключик, а мы продолжаем искать ключ к живому дереву.
4. Березу, которую погубили ребята возвратить к жизни невозможно. Чтобы защищать природу – надо ее знать. Что мы знаем о березе?
Береза – название свое получило по цвету коры. У древних славян существовало слово “Бер” означающий светлый, ясный, белый. Именно от “Бер” и образовалось сначала берза, а потом береза.
Береза – это лиственное дерево. В нашей стране насчитывается около 40 видов березы. Кора их обычно белая, но есть виды с различной окраской коры. Береза растет очень быстро, светлолюбива, морозостойка.
Белоствольная с развивающими по ветру зелеными кудрями, веселая береза – самое любимое русское дерево. И недаром с глубокой древности у всех славянских народов весной чествовали березу. Ее березоньку кудрявую украшали разноцветными лентами, вокруг нее водили хороводы. Сколько песен сложено о березе, сколько посвящено ей белоствольной красавице стихов, сколько написано картин.
(Исполняется песня “ Во поле береза стояла”, хоровод.)
Прокофьев. Стихи.
Люблю березу русскую, то светлую, то грустную
В белом сарафанчике с платочками в карманчиках
С красивыми застежками, с зелеными сережками
Люблю ее нарядную, родную, ненаглядную
То ясную, кипучую, то грустную, плакучую
Люблю березку русскую; она всегда с подружками
Под ветром низко клонится и гнется, но не ломится.
Береза, которую назвали “ Передышкой” погибла. Давайте попробуем представить, что может ждать человека, если погибнет природа?
Что чувствовала береза, погибая от руки человека, что может чувствовать дерево?
(Послушайте разговор рябины и дуба.) Сценка “ Дуб и рябина” Сладков.
– Ой рябина – рябинушка, что взгрустнула ты?
– Была я, дуб, свежей рябинкой, а стала сухой корягой. Ободрали меня как липку, разделали под орех. Ни ягод, ни сучков, ни веток – в костер головой. Хоть бы ты за меня вступился.
– Что ты, рябинушка! Я сам такой, что краше в дровяной склад кладут. Всю осень желуди с меня сшибали, камнями да палками молотили. Всю душу вытрясли. Был я дубом, а стал дубиной.
Природа давно сдалась на милость человеку. А мы губим красоту, которая нам нужна и необходима. (Чтение дополнительного текста.)
Миллионы лет потребовалось природе, чтобы создать самое крошечное и простенькое живое существо. Человеку потребовалось всего 200 лет, чтобы навсегда стереть с лица земли 140 видов птиц, 106 видов зверей и еще 600 видов поставить на грань полного истребления.
Георгий Алексеевич Скребицкий, говоря о судьбе “ Передышки”, обращает внимание на судьбу природы, на наше отношение к ней.
Родная природа. Вглядитесь в нее поглубже, вслушайтесь, поймите ее язык, в тихом шелесте леса, в песенках зимней вьюги или в звонком говоре весенних ручейков. Что может быть прекраснее всего этого.
Чтение высказываний о природе.
– Говорят у природы нет цели. А мне кажется она есть: сделать человека счастливым.
– Солнце, чистый воздух и вода – счастье. Зелень лесов и полей – счастье.
– Природу и красоту нужно беречь. Нет ничего сильнее и беззащитнее красоты.
– Когда человек впервые увидел землю из космоса, он был потрясен красотой своей планеты. Такой создала ее для нас природа. И мы такой должны ее сохранить.
5. Итог урока.
Подводя итог урока, скажите:
– С каким произведением мы познакомились?
– Что нового узнали?
– Какой вывод мы могли бы сделать?
Посмотрите на ваши рисунки, в них ваше отношение к природе.
Перед вами выставка книг Скребицкого о природе. Прочитав их, вы можете узнать много интересного.
На календаре поздняя осень, а в наших краях уже зима. Давно прошло время листопадов. О чем могли рассказать листочки? Давайте обратимся к нашей березке, может она поможет открыть нам тайну живого дерева.
(На листочках.):
Лес – украшает нашу землю.
Лес – хранит влагу.
Лес – останавливает жаркие ветры.
Лес – очищает воздух от пыли.
Лес – это дом для зверей и птиц.
Давайте, каждый мысленно прикоснемся к живому дереву. Оно обнимет вас своими ветвями, дохнет своим зеленым духом и пока будут светиться прекрасным светом листочки дерева, все будет замечательно, потому что это дерево – сама жизнь.
Мать Земли.
Скажи мне, как правильней землю назвать?
Земля дорогая? Земля золотая?
Нет, лучше, наверно, сказать ей – Родная.
Земля – наша милая, добрая мать.
Так ласковей будет звучать и вернее
Ведь все, что мы любим, все создано ею
И горы, и реки, и лес, и цветы
И осень, и лето, и дождик, и ты!