Цель: Развитие музыкально-творческого мышления в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Задачи образовательные: расширение знаний о современных музыкальных исследованиях путем экспериментальной деятельности; совершенствование анализа музыкального произведения и обобщения; закрепление знаний о творчестве и жизни композитора– классика – Эдварда Грига.
Задачи развивающие: формирование и развитие музыкальной памяти, оригинальности мышления, способности творческого комбинирования, вокальных навыков (унисон).
Задачи воспитательные: воспитание личной значимости в восприятии классической музыки и развитие эмоциональной отзывчивости.
Оборудование и музыкальный материал: мультимедиа, DVD проигрыватель, синтезатор PSR 3000, видеопрезентация урока, нотный материал.
Термины, понятия: эксперимент, гипотеза, исследование, унисон, средства выразительности: темп, динамика, тембр, регистр
Структура урока.
- Организационный момент;
- Введение в эксперимент;
- Исследование;
- Результат исследования;
- Эксперимент;
- Наши гипотезы;
- Выводы эксперимента;
- Мы слушаем: Э. Григ “Шествие гномов”;
- Восприятие музыкального произведения;
- Характеристика и анализ музыкального произведения;
- Мы поем: Э. Григ “Заход солнца”;
- Заключение, выводы урока.
Ход урока
- Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока прозвучит чуть позже, а пока мы продолжим работу с электронным музыкальным словариком: вспомним и охарактеризуем понятия:
- Композитор;
- Исполнитель;
- Слушатель.
Учащиеся характеризуют каждое понятие, точно определяя род деятельности каждого: композитор – пишет музыку; исполнитель – исполняет; слушатель – слушает.
- Введение в эксперимент.
Учитель. Сегодня у нас заключительный урок по проекту “Из чего состоит музыка?” (слайд 1.)
На предыдущих уроках мы дали определения следующим профессиональным категориям: композитор, исполнитель, слушатель. Выяснили род деятельности каждого. А теперь мы с вами познакомимся с опорными словами (слайд 2) и проанализируем какие же качества необходимы композитору, исполнителю и слушателю, и в какой степени.
И так перед нами опорные слова:
- Талант
- Интерес
- Желание
- Упорство
- Трудолюбие
- Любовь к предмету
- Целеустремленность
- Профессиональное мастерство
Учитель. Что они обозначают?
Ученики характеризуют каждое качество и объясняют его значение. Талант – это природный дар, но его необходимо развивать. Талант формирует интерес, желание и определяет направление деятельности человека. Достигнуть определенного результата можно только посредством трудолюбия и любви к предмету. Профессиональность и мастерство, неотъемлемые качества любого успешного человека.
- Исследование
Учитель. Давайте выясним, нужны ли эти качества композитору? (Слайд 4.)
Ученики анализируют качества и приходят к выводу: действительно все эти качества необходимы композитору. Приводят аргументы в правильности выше сказанного.
Учитель. А как же исполнитель? Необходимы ли ему какие-то качества из ранее перечисленных? (Слайд 5.)
Ученики. Выясняют, что и исполнителю тоже необходимы эти же качества.
Учитель. А как же слушатель? Может ли он обойтись без этих качеств? Действительно, что же нужно слушателю: купить билет и вовремя придти на концерт? Согласитесь, этого явно недостаточно. (Слайд 6.)
Ученики. Да конечно, слушателю тоже оказывается необходимы эти качества. Комментируют каждое качество применительно к слушателю.
Учитель. Действительно, настоящему слушателю тоже необходим талант, интерес, желание, упорство, трудолюбие, любовь к предмету, целеустремленность, образованность (профессиональное мастерство), но может быть несколько в иной степени.
“….Пусть другой гениально играет на флейте,
Но зато гениальнее слушали вы!”
А.Дементьев
- Результат исследования.
Учитель. Мы с вами разобрали отдельные качества как профессиональные, так и личные. Какой же можно сделать вывод?
Ученики. Делают вывод, что действительно все качества необходимы как композитору, так и исполнителю и, безусловно, слушателю, но в разной степени. (Слайд 7.)
- Эксперимент.
Учитель. Цель нашего эксперимента (слайд 9) ответить на вопрос: из чего состоит музыка? Дать объективную оценку сложившийся архитектоники музыкального искусства: композитор-исполнитель – слушатель.
- Наши гипотезы.
Учитель. Методом исключения мы можем предположить, что архитектоника музыкального искусства выглядит так:
- исполнитель – слушатель
- композитор – слушатель
- композитор – исполнитель
Ученики размышляют о том, насколько “жизнеспособны” наши гипотезы, а именно: если предположить…..
- Первое – музыка состоит из исполнителя и слушателя (слайд 11), то фактически нечего будет исполнять.
- Второе – если музыка состоит из композитора и слушателя (слайд 12), то она лишается одного из основных составных – исполнителя: некому будет исполнять созданные композитором произведения.
- И третье – если музыка состоит из композитора и исполнителя (слайд 13), то исключается одна из главных составных музыки – слушатель. Ведь все то, что создает композитор и исполняет исполнитель адресовано слушателю
Учитель Да, совершенно верно!
- Вывод эксперимента
Ученики. делают вывод о том, что их предположения относительно архитектоники музыкального искусства потерпели фиаско (слайд 14).
Музыкальная архитектоника жизнеспособна лишь только в триединстве : композитор – исполнитель– слушатель (слайд 15).
Мы слушаем музыку (слайд16) “В пещере горного короля” Э. Григ.
(Слайд 17.) Произведение звучит в классе без дополнительной аннотации.
По окончании слушания беседа с учащимися.
- Восприятие музыкального произведения:
характеристика и анализ музыкального произведения.
Ученики. Ученикам хорошо знакомо это произведение, они его анализируют не с точки образного плана, а с позиции средств музыкальной выразительности: темпа, динамики, регистра, ритмического рисунка, тембровой окраски.
Учитель. Вы совершенно верно и точно проанализировали произведение. Скажите , пожалуйста в каком качестве вы сейчас принимали участие?
Ученики. Конечно, в качестве слушателя.
Учитель. Молодцы! А сейчас мы выступим в качестве исполнителя.
- Мы поем.
“Заход солнца” Э.Григ (слайд 19).
Учитель. Молодцы! Профессиональное и стройное исполнение с использованием всех динамических оттенков и внутреннего движения. В подтверждение моих слов, вы можете прослушать свое исполнение в записи.
- Заключение, выводы урока (слайд 20).
Учитель: В работе по проекту “Из чего состоит музыка” мы:
- Провели исследование архитектоники музыки.
- Приняли участие в качестве исполнителя и слушателя.
- Проанализировали произведение Э.Грига “В пещере горного короля” с точки зрения средств музыкальной выразительности……
- Продолжили работу над исполнительским мастерством.
Рекомендации (слайд 21).