Урок "Из чего состоит музыка?"

Разделы: Музыка


Цель: Развитие музыкально-творческого мышления в процессе проектно-исследовательской деятельности.

Задачи образовательные: расширение знаний о современных музыкальных исследованиях путем экспериментальной деятельности; совершенствование анализа музыкального произведения и обобщения; закрепление знаний о творчестве и жизни композитора– классика – Эдварда Грига.

Задачи развивающие: формирование и развитие музыкальной памяти, оригинальности мышления, способности творческого комбинирования, вокальных навыков (унисон).

Задачи воспитательные: воспитание личной значимости в восприятии классической музыки и развитие эмоциональной отзывчивости.

Оборудование и музыкальный материал: мультимедиа, DVD проигрыватель, синтезатор PSR 3000, видеопрезентация урока, нотный материал.

Термины, понятия: эксперимент, гипотеза, исследование, унисон, средства выразительности: темп, динамика, тембр, регистр

Структура урока.

  • Организационный момент;
  • Введение в эксперимент;
  • Исследование;
  • Результат исследования;
  • Эксперимент;
  • Наши гипотезы;
  • Выводы эксперимента;
  • Мы слушаем: Э. Григ “Шествие гномов”;
  • Восприятие музыкального произведения;
  • Характеристика и анализ музыкального произведения;
  • Мы поем: Э. Григ “Заход солнца”;
  • Заключение, выводы урока.

Ход урока

  • Организационный момент.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока прозвучит чуть позже, а пока мы продолжим работу с электронным музыкальным словариком: вспомним и охарактеризуем понятия:

  • Композитор;
  • Исполнитель;
  • Слушатель.

Учащиеся характеризуют каждое понятие, точно определяя род деятельности каждого: композитор – пишет музыку; исполнитель – исполняет; слушатель – слушает.

  • Введение в эксперимент.

Учитель. Сегодня у нас заключительный урок по проекту “Из чего состоит музыка?” (слайд 1.)

На предыдущих уроках мы дали определения следующим профессиональным категориям: композитор, исполнитель, слушатель. Выяснили род деятельности каждого. А теперь мы с вами познакомимся с опорными словами (слайд 2) и проанализируем какие же качества необходимы композитору, исполнителю и слушателю, и в какой степени.

И так перед нами опорные слова:

  • Талант
  • Интерес
  • Желание
  • Упорство
  • Трудолюбие
  • Любовь к предмету
  • Целеустремленность
  • Профессиональное мастерство

Учитель. Что они обозначают?

Ученики характеризуют каждое качество и объясняют его значение. Талант – это природный дар, но его необходимо развивать. Талант формирует интерес, желание и определяет направление деятельности человека. Достигнуть определенного результата можно только посредством трудолюбия и любви к предмету. Профессиональность и мастерство, неотъемлемые качества любого успешного человека.

  • Исследование. (слайд 3.)

Учитель. Давайте выясним, нужны ли эти качества композитору? (Слайд 4.)

Ученики анализируют качества и приходят к выводу: действительно все эти качества необходимы композитору. Приводят аргументы в правильности выше сказанного.

Учитель. А как же исполнитель? Необходимы ли ему какие-то качества из ранее перечисленных? (Слайд 5.)

Ученики. Выясняют, что и исполнителю тоже необходимы эти же качества.

Учитель. А как же слушатель? Может ли он обойтись без этих качеств? Действительно, что же нужно слушателю: купить билет и вовремя придти на концерт? Согласитесь, этого явно недостаточно. (Слайд 6.)

Ученики. Да конечно, слушателю тоже оказывается необходимы эти качества. Комментируют каждое качество применительно к слушателю.

Учитель. Действительно, настоящему слушателю тоже необходим талант, интерес, желание, упорство, трудолюбие, любовь к предмету, целеустремленность, образованность (профессиональное мастерство), но может быть несколько в иной степени.

 “….Пусть другой гениально играет на флейте,
Но зато гениальнее слушали вы!”
А.Дементьев

  • Результат исследования.

Учитель. Мы с вами разобрали отдельные качества как профессиональные, так и личные. Какой же можно сделать вывод?

Ученики. Делают вывод, что действительно все качества необходимы как композитору, так и исполнителю и, безусловно, слушателю, но в разной степени. (Слайд 7.)

  • Эксперимент. (Слайд 8.)

Учитель. Цель нашего эксперимента (слайд 9) ответить на вопрос: из чего состоит музыка? Дать объективную оценку сложившийся архитектоники музыкального искусства: композитор-исполнитель – слушатель.

  • Наши гипотезы. (Слайд10.)

Учитель. Методом исключения мы можем предположить, что архитектоника музыкального искусства выглядит так:

  1. исполнитель – слушатель
  2. композитор – слушатель
  3. композитор – исполнитель

Ученики размышляют о том, насколько “жизнеспособны” наши гипотезы, а именно: если предположить…..

  • Первое – музыка состоит из исполнителя и слушателя (слайд 11), то фактически нечего будет исполнять.
  • Второе – если музыка состоит из композитора и слушателя (слайд 12), то она лишается одного из основных составных – исполнителя: некому будет исполнять созданные композитором произведения.
  • И третье – если музыка состоит из композитора и исполнителя (слайд 13), то исключается одна из главных составных музыки – слушатель. Ведь все то, что создает композитор и исполняет исполнитель адресовано слушателю

Учитель Да, совершенно верно!

  • Вывод эксперимента

Ученики. делают вывод о том, что их предположения относительно архитектоники музыкального искусства потерпели фиаско (слайд 14).

Музыкальная архитектоника жизнеспособна лишь только в триединстве : композитор – исполнитель– слушатель (слайд 15).

Мы слушаем музыку (слайд16) “В пещере горного короля” Э. Григ.

(Слайд 17.) Произведение звучит в классе без дополнительной аннотации.

По окончании слушания беседа с учащимися.

  • Восприятие музыкального произведения:
    характеристика и анализ музыкального произведения.

Ученики. Ученикам хорошо знакомо это произведение, они его анализируют не с точки образного плана, а с позиции средств музыкальной выразительности: темпа, динамики, регистра, ритмического рисунка, тембровой окраски.

Учитель. Вы совершенно верно и точно проанализировали произведение. Скажите , пожалуйста в каком качестве вы сейчас принимали участие?

Ученики. Конечно, в качестве слушателя.

Учитель. Молодцы! А сейчас мы выступим в качестве исполнителя.

  • Мы поем. (Слайд 18.) Контрольное исполнение заранее выученного музыкального произведения. (Во время исполнения производится аудиальная запись выступления для того, чтобы проанализировать свое исполнение: “Услышать себя..”

“Заход солнца” Э.Григ (слайд 19).

Учитель. Молодцы! Профессиональное и стройное исполнение с использованием всех динамических оттенков и внутреннего движения. В подтверждение моих слов, вы можете прослушать свое исполнение в записи.

  • Заключение, выводы урока (слайд 20).

Учитель: В работе по проекту “Из чего состоит музыка” мы:

  • Провели исследование архитектоники музыки.
  • Приняли участие в качестве исполнителя и слушателя.
  • Проанализировали произведение Э.Грига “В пещере горного короля” с точки зрения средств музыкальной выразительности……
  • Продолжили работу над исполнительским мастерством.

Рекомендации (слайд 21).