Цель:
- Дать представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных, учить распознавать по их существенным признакам;
- Формировать умения систематизировать и анализировать информацию; развивать умения критически оценивать информацию;
- Воспитание аккуратности, формирование личностных норм поведения, черт характера, культуры общения.
Оборудование: карточки, экран, компьютерная техника, картинки.
Ход урока
1.Чистописание
Сс
Суббота столица скоро север
– Что объединяет эти слова?
– Какое бы слово вы исключили?
– Какие части речи вам известны?
2. Оргмомент: (Презентация. Слайд 1)
Поиск знаний начинаем
По ступенькам мы шагаем,
И с подъемом на этаж
Больше будет наш багаж.
3. Стадия вызова:
– Какую часть речи мы исследуем на уроках? Что известно по изучаемой теме.
– Подумайте (пока индивидуально), объединитесь в группы, обсудите. (Дети вспоминают и записывают все, что знают или думают по теме) 1–2 мин.
– Обмен информацией в группе (что совпало, где разногласия) 3 мин.
– Каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение (факт) не повторяя ранее (все идеи записываются, если даже ошибочные, исправляются по ходу урока).
Есть над чем поработать, знаем недостаточно.
– Хотелось бы узнать? А помогут нам загадки:
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом
Развернется над лугами,
Отливает серебром. (Самолет)
(Вывешиваются картинки)На Земле он всех умней
Потому и всех сильней. (Человек)Покуда было малым,
Не падало оно.
А выросло– упало.
Не правда ли смешно? (Яблоко)Спал цветок и вдруг проснулся-
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.(Бабочка)Лик пахучий,
А хвост колючий.(Роза)Куцехвостик, длинноушка,
На пеньке ты как игрушка
Лапки ты свои поджал…
От лисички убежал.(Заяц)
– К какой части речи отнесем эти слова?
4. Работа в группах.
– Попробуйте все слова поделить на группы (всевозможные варианты записываются на на доске). Что бы вы еще добавили?
– Какой вариант используем для нашего урока, учитывая то, что изучаем имена существительные?
(Дети в группах обсуждают ответ на этот вопрос и сообщают свое решение аргументируя его). А какое мнение у тебя…
Составление кластера.
Слайд 2.
5. Стадия содержания.
– Попробуйте сгруппировать и записать новыми словами, кто затрудняется может обратиться к учебнику упр.391
Замена в кластере слов: кто?– люди, животные, насекомые
что? – транспорт, фрукты, цветы
Что объединяет эти слова? (Живые и неживые.)
– Еще б не мешало секрет вам раскрыть, значенье вопросов Кто? Что? Объяснить.
Слайд 3.
Вывод: (на экране)
- Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные:
- Люди, животные, птицы– все живое – одушевленные имена существительные. Они отвечают на вопрос (кто?).
- Вещи, предметы, явления, растения– все, что не ползает, не бегает, не прыгает– неодушевленные имена существительные. Они отвечают на вопрос (что?).
Слайд 4.
(Кластер с изменениями.)
Физкультминутка:
- Игра “Волна”– по очереди вставая называют слова: 1гр и 3гр.-одушевленные 2гр. и 4гр.-неодушевленные
- Бросаю мяч ученику называя группу (одушев-е) ловят называя слово (волк), если верно хлопают в ладоши, нет топают.
Слайд 5.
6. Преобразование неодушевленных в одушевленные:
Работа – работник Гриб – Лес – |
Лыжи – Футбол – Дом – |
– К какой группе слов относятся слова 1 столбика? Почему?
Как назовем слова 2 столбика?
7. Стадия рефлексия.
– Подумайте и проанализируйте ответ на вопрос: Почему цветок, несмотря
На то что он живой, дышит, развивается, цветет является неодушевленным?
– Кто может выразить точку зрения другими словами?
– Попробуйте изобразить “ Образ темы” сегодняшнего урока. (рисуют на листочках)
Домашнее задание: упр. 399.
Оценивание учащихся.
Итог урока. Приложение прилагается. Приложение