Урок русского языка в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Дать представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных, учить распознавать по их существенным признакам;
  2. Формировать умения систематизировать и анализировать информацию; развивать умения критически оценивать информацию;
  3. Воспитание аккуратности, формирование личностных норм поведения, черт характера, культуры общения.

Оборудование: карточки, экран, компьютерная техника, картинки.

Ход урока

1.Чистописание

Сс

Суббота столица скоро север

– Что объединяет эти слова?

– Какое бы слово вы исключили?

– Какие части речи вам известны?

2. Оргмомент: (Презентация. Слайд 1)

Поиск знаний начинаем
По ступенькам мы шагаем,
И с подъемом на этаж
Больше будет наш багаж.

3. Стадия вызова:

Какую часть речи мы исследуем на уроках? Что известно по изучаемой теме.

– Подумайте (пока индивидуально), объединитесь в группы, обсудите. (Дети вспоминают и записывают все, что знают или думают по теме) 1–2 мин.

– Обмен информацией в группе (что совпало, где разногласия) 3 мин.

– Каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение (факт) не повторяя ранее (все идеи записываются, если даже ошибочные, исправляются по ходу урока).

Есть над чем поработать, знаем недостаточно.

– Хотелось бы узнать? А помогут нам загадки:

Он в безбрежном океане
Туч касается крылом
Развернется над лугами,
Отливает серебром. (Самолет)
(Вывешиваются картинки)

На Земле он всех умней
Потому и всех сильней. (Человек)

Покуда было малым,
Не падало оно.
А выросло– упало.
Не правда ли смешно? (Яблоко)

Спал цветок и вдруг проснулся-
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.(Бабочка)

Лик пахучий,
А хвост колючий.(Роза)

Куцехвостик, длинноушка,
На пеньке ты как игрушка
Лапки ты свои поджал…
От лисички убежал.(Заяц)

– К какой части речи отнесем эти слова?

4. Работа в группах.

– Попробуйте все слова поделить на группы (всевозможные варианты записываются на на доске). Что бы вы еще добавили?

– Какой вариант используем для нашего урока, учитывая то, что изучаем имена существительные?

(Дети в группах обсуждают ответ на этот вопрос и сообщают свое решение аргументируя его). А какое мнение у тебя…

Составление кластера.

Слайд 2.

5. Стадия содержания.

– Попробуйте сгруппировать и записать новыми словами, кто затрудняется может обратиться к учебнику упр.391

Замена в кластере слов: кто?– люди, животные, насекомые

что? – транспорт, фрукты, цветы

Что объединяет эти слова? (Живые и неживые.)

– Еще б не мешало секрет вам раскрыть, значенье вопросов Кто? Что? Объяснить.

Слайд 3.

Вывод: (на экране)

  • Имена существительные бывают одушевленные и неодушевленные:
  • Люди, животные, птицы– все живое – одушевленные имена существительные. Они отвечают на вопрос (кто?).
  • Вещи, предметы, явления, растения– все, что не ползает, не бегает, не прыгает– неодушевленные имена существительные. Они отвечают на вопрос (что?).

Слайд 4.

(Кластер с изменениями.)

Физкультминутка:

  1. Игра “Волна”– по очереди вставая называют слова: 1гр и 3гр.-одушевленные 2гр. и 4гр.-неодушевленные
  2. Бросаю мяч ученику называя группу (одушев-е) ловят называя слово (волк), если верно хлопают в ладоши, нет топают.

Слайд 5.

6. Преобразование неодушевленных в одушевленные:

Работа – работник
Гриб –
Лес –
Лыжи –
Футбол –
Дом –

– К какой группе слов относятся слова 1 столбика? Почему?

Как назовем слова 2 столбика?

7. Стадия рефлексия.

– Подумайте и проанализируйте ответ на вопрос: Почему цветок, несмотря

На то что он живой, дышит, развивается, цветет является неодушевленным?

– Кто может выразить точку зрения другими словами?

– Попробуйте изобразить “ Образ темы” сегодняшнего урока. (рисуют на листочках)

Домашнее задание: упр. 399.

Оценивание учащихся.

Итог урока. Приложение прилагается. Приложение