Цели:
- Расширить и углубить знания учащихся, о внутренних водах и водных ресурсах, дать представление о неравномерности распределения водных ресурсов по территории страны.
- Развить творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
- Формировать умения самостоятельной работы с различными информационными источниками.
- Повысить интерес к изучению озер, воспитать чувство бережного отношения к природе.
Тип урока: комбинированный.
Время: 45 минут.
Интегрирующие цели: в процессе работы над учебным материалом вы должны знать крупные озера, находить их на карте и объяснять причину образования природных котловин.
Оборудование: учебники, карты, атласы, картины, магнитные указатели, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент. (Приложение 1.)
2. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя.
По количеству озер Россия занимает одно из ведущих мест в мире. Доля озер в площади страны составляет 2%. Подавляющее большинство озер невелико по площади. Крупных озер относительно немного. Около 140 озер имеют площадь свыше 100 кв. км, и только у 9 из них площадь более 1000 кв. км. Каспийское море-озеро, Байкал, Ладожское и Онежское озера относятся к крупнейшим по площади озерам в мире.
Вопрос. Что называется озером? (Озером называется замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении рельефа) Такие углубления называются озерные котловины. (Приложение 2.)
По способу образования озерные котловины могут быть разделены на несколько типов. Большое количество озер образовалось в результате деятельности древнего оледенения и имеют ледниково-тектоническое происхождение. К ним относятся Ладожское, Онежское. Остаточные озера представляют собой остатки моря. К озерам, которые когда-то были частью моря, относятся Каспийское, Аральское и др. Есть озера, котловины которых образовались во время горообразовательных процессов. В такой котловине находится озеро Байкал. Есть вулканические, или кратерные, озера. Их озерные впадины расположены в кратерах потухших вулканов. Много таких озер на Камчатке. В поймах рек очень часто встречаются сравнительно небольшие озера, представляющие собой остатки прежних речных русел. Их называют озерами-старицами.
Для лучшего усвоения материала предлагаю заполнить таблицу.
Происхождение озерных котловин | Рельеф и глубина дна | Озера | Географическое положение | Обитатели |
1. Заполнение таблицы. Во время объяснения учитель показывает слайды озер. Записываются виды озерных котловин и название озер. Тектонические (Байкал), вулканические (Кроноцкое), ледниковые (Ладожское), ледноково-термокарстовые (Таймыр), остаточные (Каспий), старичные (Добрая). (Задание №1)
2. Работа с дополнительным материалом. С помощью текстового материала самостоятельно заполнить колонки таблицы (Географическое положение, глубина дна). Учащиеся заполняют в листе заданий и на доске. (Приложение 3.)
3. Работа с картой.
Размещение озер по территории страны неравномерно. От чего это зависит?
Почему к югу озер меньше?
Можно ли предположить происхождение озерных котловин в разных точках страны?
4. Обитатели. По предложенным слогам составить название рыб, обитателей озер.
Байкал –омуль, ленок, хариус.
Кроноцкое – нерка, кокани.
Ладожское – минога, рипус.
Таймыр – муксун, налим, ряпушка.
Каспийское – вобла, сазан, судак, кефаль, кутум.
Добрая – карась, змееголов, гольян.
(Использовать магнитную доску.)
5. Работа со схемой. Давайте вспомним из курса 6 класса, если из озера вытекает река, то такое озеро называют сточным. В засушливых районах есть озера, из которых реки не вытекают. Их называют бессточными. В таких озерах вода, как правило, соленая или солоноватая.
Почему же в бессточных водах вода соленая? Вода в каждой реке содержит небольшое количество соли. Влившись в бессточное озеро, вода с его поверхности испаряется, а соль остается в озере. Проходят десятки и сотни лет, и соли в реке становится все больше. А может ли накапливаться соль в сточном озере? Конечно нет, ведь вода в этом озере не задерживается. (Задание № 2.)
Вывод. Для чего же нужны озера? Отвечают дети (Озера имеют большое хозяйственное значение, а их берега являются прекрасным местом отдыха. По большим озерам на судах перевозят различные грузы. Из соленых озер добывают поваренную соль, которая идет в пищу. Небольшие озера используют для разведения рыбы, водоплавающей птицы.)
Задание для повторения. (№ 3) Подписать цифрами на карте изученные озера.
Задание № 4. Пройди путь от Р до К запиши последовательно выделенные буквы.
Рис. 1
Ответ (резо ыниволток)
Домашнее задание. § 24.