Урок географии по теме "Озера России"

Разделы: География


Цели:

  1. Расширить и углубить знания учащихся, о внутренних водах и водных ресурсах, дать представление о неравномерности распределения водных ресурсов по территории страны.
  2. Развить творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей.
  3. Формировать умения самостоятельной работы с различными информационными источниками.
  4. Повысить интерес к изучению озер, воспитать чувство бережного отношения к природе.

Тип урока: комбинированный.

Время: 45 минут.

Интегрирующие цели: в процессе работы над учебным материалом вы должны знать крупные озера, находить их на карте и объяснять причину образования природных котловин.

Оборудование: учебники, карты, атласы, картины, магнитные указатели, презентация.

Ход урока

1. Организационный момент. (Приложение 1.)

2. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя.

По количеству озер Россия занимает одно из ведущих мест в мире. Доля озер в площади страны составляет 2%. Подавляющее большинство озер невелико по площади. Крупных озер относительно немного. Около 140 озер имеют площадь свыше 100 кв. км, и только у 9 из них площадь более 1000 кв. км. Каспийское море-озеро, Байкал, Ладожское и Онежское озера относятся к крупнейшим по площади озерам в мире.

Вопрос. Что называется озером? (Озером называется замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении рельефа) Такие углубления называются озерные котловины. (Приложение 2.)

По способу образования озерные котловины могут быть разделены на несколько типов. Большое количество озер образовалось в результате деятельности древнего оледенения и имеют ледниково-тектоническое происхождение. К ним относятся Ладожское, Онежское. Остаточные озера представляют собой остатки моря. К озерам, которые когда-то были частью моря, относятся Каспийское, Аральское и др. Есть озера, котловины которых образовались во время горообразовательных процессов. В такой котловине находится озеро Байкал. Есть вулканические, или кратерные, озера. Их озерные впадины расположены в кратерах потухших вулканов. Много таких озер на Камчатке. В поймах рек очень часто встречаются сравнительно небольшие озера, представляющие собой остатки прежних речных русел. Их называют озерами-старицами.

Для лучшего усвоения материала предлагаю заполнить таблицу.

Происхождение озерных котловин Рельеф и глубина дна Озера Географическое положение Обитатели
         
         
         
         
         
         

1. Заполнение таблицы. Во время объяснения учитель показывает слайды озер. Записываются виды озерных котловин и название озер. Тектонические (Байкал), вулканические (Кроноцкое), ледниковые (Ладожское), ледноково-термокарстовые (Таймыр), остаточные (Каспий), старичные (Добрая). (Задание №1)

2. Работа с дополнительным материалом. С помощью текстового материала самостоятельно заполнить колонки таблицы (Географическое положение, глубина дна). Учащиеся заполняют в листе заданий и на доске. (Приложение 3.)

3. Работа с картой.

Размещение озер по территории страны неравномерно. От чего это зависит?

Почему к югу озер меньше?

Можно ли предположить происхождение озерных котловин в разных точках страны?

4. Обитатели. По предложенным слогам составить название рыб, обитателей озер.

Байкал –омуль, ленок, хариус.

Кроноцкое – нерка, кокани.

Ладожское – минога, рипус.

Таймыр – муксун, налим, ряпушка.

Каспийское – вобла, сазан, судак, кефаль, кутум.

Добрая – карась, змееголов, гольян.

(Использовать магнитную доску.)

5. Работа со схемой. Давайте вспомним из курса 6 класса, если из озера вытекает река, то такое озеро называют сточным. В засушливых районах есть озера, из которых реки не вытекают. Их называют бессточными. В таких озерах вода, как правило, соленая или солоноватая.

Почему же в бессточных водах вода соленая? Вода в каждой реке содержит небольшое количество соли. Влившись в бессточное озеро, вода с его поверхности испаряется, а соль остается в озере. Проходят десятки и сотни лет, и соли в реке становится все больше. А может ли накапливаться соль в сточном озере? Конечно нет, ведь вода в этом озере не задерживается. (Задание № 2.)

Вывод. Для чего же нужны озера? Отвечают дети (Озера имеют большое хозяйственное значение, а их берега являются прекрасным местом отдыха. По большим озерам на судах перевозят различные грузы. Из соленых озер добывают поваренную соль, которая идет в пищу. Небольшие озера используют для разведения рыбы, водоплавающей птицы.)

Задание для повторения. (№ 3) Подписать цифрами на карте изученные озера.

Задание № 4. Пройди путь от Р до К запиши последовательно выделенные буквы.


Рис. 1

 Ответ (резо ыниволток)

Домашнее задание. § 24.