Цели:
- Образовательные – определить основные особенности приемов подготовки семян к посеву, расширить и закрепить понимание значимости этих приемов для получения хорошего урожая;
- Развивающие – продолжить формирование аналитических умений, умений работать с фактическим материалом, делать выводы и обобщения, способствовать развитию мыслительных операций;
- Воспитательные – воспитывать стремление к знаниям, вызвать познавательный интерес к сельскохозяйственному труду.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, компьютерная презентация к уроку.
Структура урока трехфазовая:
- первая фаза– вызов,
- вторая– осмысление,
- третья– рефлексия.
Ход урока
Учитель: Ребята, послушайте некоторые пословицы и поговорки народов мира. “От плохого семени не жди хорошего племени”, “Сея рис, надо отбирать семена”, “Лучше голодай, а добрым семенем засевай”, “ Посеешь крупным зерном– будешь с хлебом и вином”, “Что посеешь, то и пожнешь”. О чем эти пословицы и поговорки? Что их объединяет?
(Ответы учащихся.)
Придумайте, пожалуйста , заголовок для этих пословиц.
(Варианты учащихся.)
Итак, тема сегодняшнего урока “Подготовка семян к посеву”.
Делают ли ваши родители предпосевную подготовку семян? Какие приемы они используют? А вы с какими приемами знакомы? Можно обсудить в паре.
А теперь обменяйтесь мнениями в группе, выберите того, кто озвучит ваши мнения. На их основе мы составим кластер предположений
Рис. 1
(Составление кластера с помощью компьютера.)
Учитель. Ваши предположения нужно проверить и если есть необходимость – исправить и дополнить кластер. Для этого мы обратимся к источникам информации. У вас на столах лежат информационные тексты (Приложение 1), над которыми нужно поработать с карандашом, делая пометки: !– главное, + – новое. Можно в нужных местах подчеркнуть снизу.
(Работа с текстами, оформление таблицы-синтез в тетради.)
Учитель. Что у нас получилось?
(Учащимися делаются выводы и вносятся исправления в кластер.)
1. Обеззараживание – обязательный прием предпосевной подготовки всего посевного материала с целью уничтожения вредителей, болезней. Способы: протравливание, прогревание, облучение кварцевыми лампами. Так, семена томата против вирусов выдерживают 20 мин в 1% растворе марганцовки с последующей тщательной отмывкой семян в воде. Семена огурцов и томата против вирусов прогревают в термостате при 50оС трое суток, а четвертые сутки– при 70–80оС. Семена капусты против бактериоза прогревают при 50оС в течение 20 мин.
Учитель. Давайте сразу определим положительные и отрицательные стороны этого приема.
+ Уничтожение болезней и вредителей Повышение устойчивости к не благоприятным факторам среды Раннее созревание Повышение урожая |
– Есть определенные затраты Нужно работать осторожно Яды могут вызвать аллергию |
2. Сортировка (калибровка)– деление семян на фракции. На посев используют только крупные и тяжелые семена. Мелкие партии разделяют на фракции с помощью сита, а крупные партии– на сортировальных машинах. В домашних условиях можно использовать 3% раствор поваренной соли. Всплывшие семена удаляют, а осевшие промывают.
+ Повышение всхожести Раннее созревание Повышение урожая |
– Есть затраты |
3. Намачивание и проращивание – приемы, способствующие получению более ранних всходов. Для этого семена намачивают и проращивают на фильтровальной бумаге, которую помещают на влажный песок. Продолжительность– от 12 до70 часов – зависит от культуры.
+ Ранние всходы Ранний урожай |
– Сеять такие семена нужно во влажную почву |
4. Барботирование– продавливание газа (воздуха или кислорода) через жидкость с семенами для перемешивания.
Делают это в барботерах или можно использовать аквариумы с компрессором.
+ Дружные и ранние всходы Повышение урожая |
– Нужны барботеры Сеять такие семена нужно во влажную почву |
5. Для ускорения прорастания используют термическую обработку семян: прогревание или закаливание.
Прогревание дает результаты при выращивании огурца и растений семейства Тыквенных.
Для этого семена прогревают в термостатах при 50–60оС в течение 4–5 часов.
Вариантом служит воздушно-солнечный обогрев семян в течении 5–12 сут, при ежедневном перемешивании семенян по несколько раз.
Закаливание проводят для приспособления проростков к пониженным температурам. Для этого намачивают семена до появления 1-5% наклюнувшихся семян и действуют на них низкими положительными или близкими к 0оС отрицательными температурами. Закаливание семян теплолюбивых культур ведут переменными температурами. Начавшие прорастать семена на 3–5 суток помещают в снег или холодильник с температурой 0оС.
+ Раннее прорастание Повышение урожая |
– Сеять такие семена нужно очень аккуратно |
6. Обогащение – намачивание семян питательными и биологически активными веществами, увеличивающее количество и качество урожая.
Из питательных веществ чаще используют различные соли микроэлементов. Из стимуляторов роста используют янтарную кислоту и гетероауксин.
+ Улучшение питания проростков Повышение урожая |
– Эффект проявляется только на бедных почвах |
7. Дражирование – обволакивание семян органо-минеральной питательной смесью, в которую добавляют стимуляторы роста, протравители. Смесь, которой обволакивают семена при дражировании, состоит из наполнителя, раствора клеящих и питательных веществ. В качестве клеящего вещества можно использовать коровяк. Все это делают в дражираторах. Перед посевом такие семена нужно увлажнить.
+ Улучшение питания Уменьшение нормы посева Уменьшение поражения Повышение урожая |
– Требуется увлажнение Затраты большие
|
8. Физическое воздействие на семена ультрозвуком, импульсами, лазером, электромагнитным полем высокой частоты.
+ Всхожесть повышается |
– Трудоемкость |
9. Комплексная предпосевная обработка семян. Сортировка + дезинфекция + обогащение. Для этого после сортировки семена намачивают в растворе ядохимикатов и питательных веществ.
(Показ компьютерной презентации.)
Учитель. Сейчас выполним самостоятельную работу по карточкам (Приложение 2).
(Анализ работ учащихся и подведение итогов урока.)
Учитель. Приемов подготовки семян к посеву много. Каково же их значение в сельскохозяйственном производстве?
Давайте составим синквейн.
- Подготовка семян.
- Обязательная, эффективная.
- Создает, препятствует, повышает.
- О будущем думать заставляет.
- Урожай.
Учитель. А сейчас вернемся к началу нашего урока. Существование большого количества пословиц и поговорок о необходимости подготовки семян к посеву свидетельствует о ее значимости в сельскохозяйственном производстве. Действительно, “что посеешь, то и пожнешь”.